Макиавеллизм и социометрический статус подростка в учебной группе

1551

Аннотация

Представлены материалы работы, целью которой было выявление наличия и описание характера взаимосвязи макиавеллизма и социометрического статуса в подростковом возрасте. Исследование проводилось в течение 2 лет, в нем приняли участие 44 шестиклассника, 51 семиклассник, 51 восьмиклассник и 59 девятиклассников. Для выявления социометрического статуса применялся метод социометрии, для выявления уровня выраженности макиавеллизма – опросник макиавеллизма личности Mach-IV Р. Кристи и Ф. Гейз. В результате проведенного исследования было выявлено, что в младшем подростковом возрасте уровень выраженности макиавеллизма личности у высокостатусных подростков ниже, чем у подростков других статусных групп. У подростков более старшего возраста такой закономерности не наблюдалось. Кроме того, полученные данные позволяют предположить, что возрастание макиавеллизма происходит при снижении статуса, если группа, в которой подросток утрачивает социометрические выборы, является для него референтной.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, макиавеллизм, социометрический статус

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Погодина А.В., Ларина А.Д. Макиавеллизм и социометрический статус подростка в учебной группе // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 252–258.

Фрагмент статьи

... Понятие «макиавеллизм» применяется в различных гуманитарных науках. В психологии индивидуальных различий макиавеллизм понимается как склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях, при этом часто действуя вопреки интересам объекта манипуляции. Сущность установок макиавеллиста заключается в том, что он не верит в то, что люди альтруистичны, независимы, обладают сильной волей, достойны доверия. Однако понятие макиавеллизма этим не исчерпывается. Люди, обладающие высоким уровнем макиавеллизма, склонны к социальной отстраненности, мало интересуются моральной стороной решаемых проблем, уровень насыщенности их жизни смыслами ниже, чем у их сверстников. Особенно важно предотвращение усиления и закрепления макиавеллистских установок в подростковом возрасте, который имеет особое значение для формирования личности и нравственных идеалов человека.

Это делает актуальным изучение связи уровня макиавеллистских установок подростка и эффективности его общения со сверстниками. В данной работе в качестве критерия успешности общения подростка рассматривался его социометрический статус. Целью работы было выявление и описание характера взаимосвязи макиавеллизма и социометрического статуса в подростковом возрасте.

Выборка и методы

Исследование взаимосвязи макиавеллизма и социометрического статуса проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 656 им. А. С. Макаренко в течение двух лет. В 2005–2006 учебном году были опрошены учащиеся шестых и восьмых классов (44 шестиклассника и 51 восьмиклассник). В 2006–2007 учащиеся были обследованы повторно (в связи с переводом в обследуемые классы новых учащихся выборка несколько расширилась, и в исследовании приняли участие 51 семиклассник и 59 девятиклассников).

Социометрический статус выявлялся с помощью метода социометрии [8], а выраженность макиавеллизма измерялась при помощи опросника макиавеллизма личности Mach-IV Р. Кристи и Ф. Гейз, адаптированного В. В. Знаковым [4]. Достоверность изменений значений макиавеллизма проверялась при помощи критерия Уилкоксона, а достоверность различий этого показателя в зависимости от статуса подростков – при помощи критерия Манна-Уитни. ...

Литература

  1. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2007.
  2. Богомаз С. А., Гладких В. Ю. Когнитивные способности человека и смысловая насыщенность его жизни как условия, способствующие развитию макиавеллизма // http://psychology.tom.ru/modules/wfsection
  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Модек, 2001.
  4. Дубнов П. Ю. Обработка статистической информации. М.: АСТ NT Press, 2004.
  5. Знаков В. В. Методика исследования макиавеллизма личности. М.: Смысл, 2001.
  6. Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6.
  7. Кон И. С. Подросток и сверстники/ // Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб.; М., 2003.
  8. Наследов А. Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005.
  9. Специализированный кабинет детского психолога. Блок 4. Материалы для психологического обследования учащихся средних школ. М.: Коррекция, 1995.
  10. Фельдштейн Д. И. Стадии развития личности подростка // Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма Пресс, 2003.
  11. Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В., Боцманова М. Э,. Захарова А. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т .В. Драгуновой. М., 1967.

Информация об авторах

Погодина Алла Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель магистерской программы «Организационная психология», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0549-712X, e-mail: pogodinaav@mgppu.ru

Ларина Александра Дмитриевна, преподаватель факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Научный сотрудник НИИ Психиатрии МЗ РФ, Секретарь Профессиональной Психотерапевтической Лиги России, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2807
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1551
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6