Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1805Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое обеспечение инноваций как понятие психологии образования 1121

Хван А.А.
кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии образования, ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», Новокузнецк, Россия
e-mail: andrian-khvan@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена обоснованию и определению понятия «психологическое обеспечение инноваций». Проведена психологическая интерпретация понятия как совокупности специально созданных орудий-инструментов. Выделены три уровня психологического обеспечения инноваций. На конкретных примерах показаны конструктивность данного понятия и возможность с помощью предложенных инструментов регуляции инновационных процессов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Для многих практиков стали очевидны проблемы, общие для всех инновационных проектов: разрыв между теорией и ее реализацией, несоответствие между единичным опытом специально подготовленных учителей и массовой деятельностью их коллег в школах и т. д. Все это не может не вызвать известное разочарование в возможностях психолого-педагогической науки.

Следует признать, что в этой ситуации весьма актуальной представляется разработка понятийного аппарата, позволяющего описывать, прогнозировать и оптимизировать инновационные процессы в образовании. Мы полагаем, что особое место здесь принадлежит психологическим аспектам проблемы, поскольку педагогические инновации всегда осуществляются людьми и внедряются в социальные группы (организации). Поэтому в задачи настоящей работы входит обоснование, определение и разработка содержания понятия «психологическое обеспечение инноваций».

2. Обоснование и определение понятия. Фактически в проблеме педагогических инноваций, как в капле воды, отражена проблема соединения номотетического и идиографического подходов. С одной стороны, имеются определенные закономерности, этапы организации инноваций, с другой – любое новшество внедряется в некие уникальные, неповторимые, «живые» организации-группы людей, которые по своей сущности не допускают «ни каузального, ни научного предвидения» (М. М. Бахтин, цит. по: [10. С. 10]). Представления о жизненных, активных, живых объектах, живом знании, живом слове, хронотопе, поступке, поступающем мышлении и сознании (В. П. Зинченко) становятся все более популярными.

В этой ситуации задача науки состоит в том, чтобы «собрать по крупицам живое психологическое знание и в удобной (живой) форме донести его до педагога и вместе с ним умножить его» [8. С. 302]. Следовательно, необходима разработка средств, позволяющих осуществлять в достаточно формализованном виде сбор и передачу знаний. В то же время эти средства должны позволять сохранение и передачу определенных «живых» подробностей, особенностей и т. д. Другими словами, необходима разработка некоего языкатранслятора, позволяющего осуществлять переход от номотетического знания к идиографическому. Именно такой подход представляется нам перспективным с точки зрения приложения общих закономерностей организации инновационных процессов к конкретной реальной школе (живой системе).

Обратим внимание еще на один аспект. Внедрение любого новшества является целенаправленным процессом в том смысле, что направляется целью (от цели к результату). Цель дает человеку представление о желаемом для него результате действия, но не о процессе его выполнения. Она определяет результат в терминах внешних объективных процессов и явлений, «в терминах рационально (т. е. в рамках нормативно, ценностно и т. д. одобренных) выбранных средств» [12. С. 123]. Отсюда вытекает правомерность утверждения, что центральным звеном целевого поведения является не цель как таковая, но средства ее достижения [5]. Можно полагать, что это же утверждение правомерно для человека (группы людей), осуществляющего инновационный процесс.

Нетрудно заметить, что различные линии анализа приводят нас к необходимости разработки средств, позволяющих осуществить собственно процесс инновации, причем сделать это корректно и с оптимальными затратами достичь цели. Вышеизложенное позволяет ввести следующее далее определение. ...

Литература
  1. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
  2. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  3. Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии // Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  4. Егоров В. С. Философский реализм. М., 1994.
  5. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
  7. Программа стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года. Пермь, 1995.
  8. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.
  9. Разбивная Г. Пять лет управления региональной системой образования // Тенденции развития образования: проблемы управления образованием региона: Материалы второй конференции Центра изучения образовательной политики. М., 2005.
  10. Розин В. М. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественно-научной к гуманитарной?) // Психологический журнал. 1991. № 2.
  11. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
  12. Трубников Н. Н. Средство // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.
  13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика