Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Психологическое обеспечение инноваций как понятие психологии образования 1146Хван А.А. АннотацияСтатья посвящена обоснованию и определению понятия «психологическое обеспечение инноваций». Проведена психологическая интерпретация понятия как совокупности специально созданных орудий-инструментов. Выделены три уровня психологического обеспечения инноваций. На конкретных примерах показаны конструктивность данного понятия и возможность с помощью предложенных инструментов регуляции инновационных процессов. Ключевые слова: инновационная деятельность Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи
... Для многих практиков стали очевидны проблемы, общие для всех инновационных проектов: разрыв между теорией и ее реализацией, несоответствие между единичным опытом специально подготовленных учителей и массовой деятельностью их коллег в школах и т. д. Все это не может не вызвать известное разочарование в возможностях психолого-педагогической науки. Следует признать, что в этой ситуации весьма актуальной представляется разработка понятийного аппарата, позволяющего описывать, прогнозировать и оптимизировать инновационные процессы в образовании. Мы полагаем, что особое место здесь принадлежит психологическим аспектам проблемы, поскольку педагогические инновации всегда осуществляются людьми и внедряются в социальные группы (организации). Поэтому в задачи настоящей работы входит обоснование, определение и разработка содержания понятия «психологическое обеспечение инноваций». 2. Обоснование и определение понятия. Фактически в проблеме педагогических инноваций, как в капле воды, отражена проблема соединения номотетического и идиографического подходов. С одной стороны, имеются определенные закономерности, этапы организации инноваций, с другой – любое новшество внедряется в некие уникальные, неповторимые, «живые» организации-группы людей, которые по своей сущности не допускают «ни каузального, ни научного предвидения» (М. М. Бахтин, цит. по: [10. С. 10]). Представления о жизненных, активных, живых объектах, живом знании, живом слове, хронотопе, поступке, поступающем мышлении и сознании (В. П. Зинченко) становятся все более популярными. В этой ситуации задача науки состоит в том, чтобы «собрать по крупицам живое психологическое знание и в удобной (живой) форме донести его до педагога и вместе с ним умножить его» [8. С. 302]. Следовательно, необходима разработка средств, позволяющих осуществлять в достаточно формализованном виде сбор и передачу знаний. В то же время эти средства должны позволять сохранение и передачу определенных «живых» подробностей, особенностей и т. д. Другими словами, необходима разработка некоего языкатранслятора, позволяющего осуществлять переход от номотетического знания к идиографическому. Именно такой подход представляется нам перспективным с точки зрения приложения общих закономерностей организации инновационных процессов к конкретной реальной школе (живой системе). Обратим внимание еще на один аспект. Внедрение любого новшества является целенаправленным процессом в том смысле, что направляется целью (от цели к результату). Цель дает человеку представление о желаемом для него результате действия, но не о процессе его выполнения. Она определяет результат в терминах внешних объективных процессов и явлений, «в терминах рационально (т. е. в рамках нормативно, ценностно и т. д. одобренных) выбранных средств» [12. С. 123]. Отсюда вытекает правомерность утверждения, что центральным звеном целевого поведения является не цель как таковая, но средства ее достижения [5]. Можно полагать, что это же утверждение правомерно для человека (группы людей), осуществляющего инновационный процесс. Нетрудно заметить, что различные линии анализа приводят нас к необходимости разработки средств, позволяющих осуществить собственно процесс инновации, причем сделать это корректно и с оптимальными затратами достичь цели. Вышеизложенное позволяет ввести следующее далее определение. ... Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология образования | Авакян И.Б., Виноградова Г.А. Оценка инновационной готовности педагогических коллективов вузов Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Инновационные модели | Бортаковский А.С., Евдокимова Е.А. Синтез оптимального управления группой объектов переменного состава Общая психология | Гнездилова О.Н. Социальная психология | Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|