Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий 1378Обухова Л.Ф. Ткаченко С.Б. АннотацияВ статье представлены результаты исследования, в ходе которого проводилась апробация компьютерных игр для определения их развивающего эффекта. Был осуществлен анализ деятельности детей при решении задач конструктивного характера в компьютерной игре; предпринята попытка определить степень влияния компьютерных игр на развитие перцептивных действий; проанализирован перенос умений перцептивного моделирования, формируемых в компьютерной игре, на выполнение заданий, представленных в бланковой форме. Делается вывод о том, что перенос умений, сформированных в компьютерной игре, на другие типы заданий перцептивного моделирования, может служить показателем обучающего влияния компьютерной игры на развитие перцептивных действий. Именно этот показатель может служить объективным психологическим основанием для экспертной оценки развивающего эффекта компьютерных игр. Ключевые слова: компьютерная игра, перцептивные действия, перцептивное моделирование Рубрика: Инновационные модели Фрагмент статьи
... Изучение рынка развивающих компьютерных игр для дошкольников показало, что спектр игр велик, но по красочной обложке на коробочке невозможно определить содержание игры и ее технические особенности. Производители программных продуктов для детей (Новый диск, Никита) любезно предоставили нам возможность непосредственно ознакомиться с их продукцией. Это позволило выявить наиболее распространенные ошибки, которые допускают разработчики компьютерных игр для детей. Известно, что введение в образовательную среду компьютерной игры рекомендуется не ранее чем с пяти лет. Однако компьютерная продукция, столь широко представленная на рынке, занижает этот показатель, предлагая игры для детей более младшего возраста. Есть игры, на которых вообще не указывается возрастной ценз, стоит лишь пометка: «Игры для девочек», «Игры для мальчиков». Содержание некоторых игр носит агрессивный характер. Элементы насилия, яркие картины гибели героя – все это может вызывать беспокойство и тревожность ребенка. Часто игры перегружены информацией, не несущей содержательного компонента (различные мелькающие на экране объекты, обширное музыкальное сопровождение и т. п.). Такие эффекты отвлекают ребенка, не дают возможности сосредоточиться на самом решении поставленной игрой задачи, что ведет к неэффективной деятельности и большей утомляемости. Практически на всех детских играх не указано временное ограничение, рекомендованное специалистами. Часто, напротив, игры построены так, что «затягивают» ребенка, побуждая его к многочасовому продолжению игры. Во время ознакомления с компьютерными играми была обнаружена только одна программа, лимитирующая длительность игры. Нередко для получения желаемого результата программа требует от ребенка проявить способности, не свойственные данному возрасту. В частности, во многих играх явно завышен показатель скорости реакции, ожидаемой от игрока данного возраста, что может привести ребенка к повышенной нервозности. Использование игр с указанными выше недостатками, действительно, негативно сказывается на психическом здоровье ребенка. Следует также отметить, что сами игры не всегда дают развивающий эффект, а это отменяет их психологический смысл в качестве специфического развивающего средства для детей дошкольного возраста. Большинство программных продуктов исключает помощь в исправлении ошибок и тем самым лишает ребенка возможности корректировать свою деятельность, находить верные пути решения задач с помощью подсказки помощника. Компьютерная игра исключает основную функцию педагога, направляющего и корректирующего активность ребенка. .... Литература
Статьи по теме
Социальная психология | Кыштымова И.М., Тимофеев С.Б. Мамайчук И.И., Ульд Семета М.Б. Инновационные модели | Бортаковский А.С., Евдокимова Е.А. Синтез оптимального управления группой объектов переменного состава Междисциплинарные исследования | Бахиркин М.В., Лукин В.Н. Математические методы в психологии и смежных науках, Организационная психология | Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|