Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Одаренность в России: феномен сквозь прицел социологических опросов 1274

Паутова Л.А., кандидат социологических наук, ведущий специалист Фонда «Общественное мнение», Москва, Россия, pautoval@yandex.ru

Аннотация

В статье описываются результаты крупномасштабного комплексного социологического исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» по заказу Общественной палаты. Данные опросов демонстрируют отношение экспертов, родителей и россиян в целом к феномену одаренности. В частности, выявлена стереотипность представлений родителей и россиян в целом о признаках одаренности, ее возрастных параметрах, методах работы с одаренными людьми. Результаты опроса также доказывают, что готовность человека признать себя одаренным зависит от его дохода, образования и места жительства. Чем обеспеченнее и образованнее респонденты и чем крупнее населенный пункт, где они проживают, тем чаще они признают себя и своих детей одаренными. Показано, что социальный опыт значительно влияет на осведомленность, отношение и намерения ре- спондентов. Одаренность описывается как многомерный социальный феномен, связанный не только с талантами человека, но и со сложной цепочкой социальных факторов (социальный статус родителей, на- личие возможностей и др.). Также установлено, что россияне очень низко оценивают эффективность государственной программы по содействию развитию одаренности. Лишь семья, по их мнению, является сегодня тем институтом, который реально помогает одаренным людям проявить себя.

Ключевые слова: одаренность

Рубрика: Психология образования

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Относительно способности одаренных людей находить взаимопонимание с другими людьми мнения респондентов разделились. Около половины опрошенных (47%) считают, что одаренным людям сложнее, чем обычным, находить взаимопонимание с другими. Чаще прочих так полагают респонденты с высшим образованием (57%), люди с относительно высоким доходом (64%) и жители Москвы и мегаполисов (64 и 55% соответственно). 40% респондентов придерживаются противоположной точки зрения и полагают, что у одаренных людей нет особых сложностей во взаимопонимании с другими людьми.

Однако образ одаренного человека вызывает двойственное отношение: с одной стороны, респонденты отмечали, что такие люди чрезмерно уязвимы, поэтому требуют сопереживающего и охранительного к себе отношения, с другой стороны, констатировались нередко присущие им негативные качества – нескромность, индивидуализм и эгоизм.

2. Представления о проявлениях одаренности в разном возрасте

Одаренность может проявлять себя в самых разных областях. Интересно проследить, с какими сферами деятельности чаще всего связываются проявления одаренности. Родители в первую очередь указывают на такие области деятельности, как музыка (55%), спорт (45%), математика (31%), искусство (30%), литература (22%). Каждый пятый родитель (20%) полагает, что одаренность может проявляться во всех областях. На фоне падения популярности классического художественного, музыкального и математического образования эти данные наводят на размышления о необходимости создания условий для подъема престижности этих занятий.

Как соотносятся одаренность и возраст?

Участникам массового опроса было предложено выбрать из перечня типов одаренности те, которые, по их мнению, чаще всего встречаются у представителей четырех возрастных групп: 30–50 лет,  20–30 лет, школьники, дошкольники (можно было дать не более трех вариантов ответа). Судя по полученным ответам, у большинства респондентов сформированы представления о том, какие типы одаренности присущи людям разного возраста.

Так, у людей в возрасте 30–50 лет, на взгляд опрошенных, чаще всего бывает выражена лидерская одаренность – организаторский талант, способность понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения (42%). В число лидирующих вариантов ответа также попали интеллектуальная (39%) и творческая одаренность (36%). Значительно реже респонденты говорят об академической одаренности взрослых людей (т.е. способности к обучению, интересе к какому-либо предмету –16%) и спортивной одаренности (11%). Иными словами, по мнению опрошенных, взрослые люди чаще демонстрируют способности, связанные с их работой и карьерой.

Для группы молодежи (20–30 лет) на первом месте среди упомянутых респондентами типов стоит спортивная одаренность (40%), что неудивительно, поскольку это наиболее физически активная категория населения. Далее, с небольшим отрывом, следуют творческая (36%), художественная, академическая (по 31%) и интеллектуальная (30%) одаренность. Очевидно, такое распределение ответов говорит о разносторонней одаренности данной возрастной группы.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика