Речь в процессе решения конструктивной задачи в парном взаимодействии у дошкольников

944

Аннотация

В статье предлагается рабочее определение термина «сотрудничество» как основного, с точки зрения культурно-исторической психологии, принципа организации форм взаимодействия между людьми. Описана методика организации сотрудничества дошкольника со взрослым и сверстником при решении конструктивной задачи сборки составной картинки посредством компьютерной поддержки. При разработке методики использован парный метод Л. И. Божович и Л. С. Славиной. В исследовании приняли участие 23 ребенка (возрастной диапазон между 6,0 и 6,7 годами; средний возраст – 6,4 года). На предварительном этапе по результатам определения уровня интеллектуального развития при помощи теста Кауфманов КАВС-II сформированы две эквивалентные по интеллекту (в среднем) группы детей, которые приняли участие в двух условиях основного этапа исследования: сотрудничество со взрослым и сотрудничество со сверстником. В результате сравнительного анализа вербальных протоколов в этих условиях показана специфика речевого взаимодействия ребенка шести лет с партнером:в паре со сверстником дети используют «речь-управление» больше, а «речь-помощь» и «речь-для-себя» меньше, чем в паре со взрослым.

Общая информация

Ключевые слова: взаимодействие, инструментальный метод, речь, сотрудничество, договор, конструктивная задача

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Сафронова М.А. Речь в процессе решения конструктивной задачи в парном взаимодействии у дошкольников // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 34–44.

Фрагмент статьи

Речь и практическая деятельность –две активно осваиваемые ребенком культурные деятельности. Л. С. Выготский, рассматривая генез речи, показывает «как слово, само интеллектуализируясь и, развиваясь на основе действия, поднимает действие на высшую ступень, <…> если в начале развития стоит дело, независимое от слова, то в конце его стоит слово, становящееся делом». Коллектив, по Л. С. Выготскому, выступает как фактор психического развития ребенка. Как взрослый, так и сверстник задают то пространство возможностей, в котором и происходит акт развития.

Как речь отражает и конструирует совместную деятельность ребенка со взрослым и сверстником?
На основе проведенного семантического анализа мы определяем термин «сотрудничество» следующим образом. Сотрудничество (англ. collaboration) –в широком смысле слова, форма социального взаимодействия между людьми, проявляющаяся в подражании, общении, обучении, совместной деятельности и др. (источник психического развития ребенка); в узком смысле слова, сотрудничество в разных формах своего проявления (подражание, общение, совместно-разделенная деятельность, кооперация, учебная совместная деятельность) есть   культурно-исторический принцип организации этих форм взаимодействия как в функционалгенезе, например, процессе становления предметно-продуктивного действия, так и в онтогенезе, например, применительно к проблеме ведущей деятельности в каждом возрасте.

Л. С. Выготский придавал феномену сотрудничества важную роль в развитии и обучении:

«Проследить переход коллективных форм сотрудничества в индивидуальные формы поведения ребенка – и значит уловить принцип построения высших психических функций в их становлении»

Литература

  1. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование): В 4-х ч. //Культурно-историческая психология. 2007.№ 2, 3, 4, 2008. № 1.
  2. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.
  3. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. М.,1996.
  4. Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М.,1982.
  5. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собр. соч.:В 6-ти т. Т. 5. М., 1983.
  6. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Педагогическая психология. М.,2005.
  7. Выготский Л. С. Проблема возраста //Вопросы детской психологии. М., 2002.
  8. Корепанова И. А., Сафронова М. А.
    Разработка групповой методики изучения становления продуктивного действия //
    Культурно-историческая психология. 2007.№ 3.
  9. Марголис А. А., Корепанова И. А.,
    Сафронова М. А. Опыт создания информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической теории Л. С. Выготского» // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
  10. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  11. Цукерман Г. А. О поддержке детской инициативы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1.
  12. Эльконин Б. Д. Психология развития. М.,2001.
  13. Эльконин Д. Б. Выдержки из научных дневников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  14. Pea R. D. Cognitive technologies for mathematics education. In: A. Schönfeld (Ed.), Cognitive science and mathematics education. Hillsdale, N. J., 1987.
  15. Pea R. D. New Technologies and Learning Environments for Teacher Professional Growth/NECC. Chicago. June 27, 2001 // Center for
    Technology in Learning http://ctl.sri.com/people/
    displayPerson.jsp? Nick=rpea 
  16. Pea R. D. Seeing What We Build Together: Distributed Multimedia Learning Environments for
    Transformative Communications. // The Journ. of The Learning Sciences. Lawrence Erlbaum Associates,
    Inc. 1994. № 3(3). 
  17. Pea R. D. The Social and Technological Dimensions
    of Scaffolding and Related Theoretical Concepts for Learning, Education, and Human
    Activity // The Journ. of the Learning Sciences. 2004. № 13(3).
  18. Wood D., Bruner J., Ross G. The role of tutoring in problem solving // Journ. of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines.
    1976. № 17.

Информация об авторах

Сафронова Мария Александровна, кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375, e-mail: mariasaf@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1798
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 944
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3