Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9229Новости 1819Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Представления о взрослом у детей-сирот,воспитывающихся в детском доме 1205Романовский Н.В. АннотацияСтатья посвящена проблеме социализации детей-сирот, воспитывающихся в детском доме. Подчеркивается решающее значение взрослого в развитии личности и социализации ребенка, выделяются наиболее важные аспекты представления о взрослом у ребенка. Описываются результаты эмпирического исследования представлений о взрослом у детей-сирот. Описана оригинальная методика игрового взаимодействия, где взрослый выступает в таких аспектах как партнер по взаимодействию и общению; осуществляющий заботу по отношению к ребенку; запрещающий авторитет, воспитатель. В исследовании сравнивались две выборки детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет: детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома, и дошкольников, воспитывающихся в семье. Полученные данные позволяют говорить о том, что в представлении ребенка-сироты взрослый воспринимается как не уважающий права и интересы ребенка, блокирующий его инициативу, директивный, ориентированный на выполнение своих целей. Ключевые слова: дети-сироты, социализация, партнерство , забота, взрослый Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
Многие зарубежные и отечественные авторы указывают на различные недостатки сиротских учреждений: отсутствие постоянного, заботящегося о ребенке взрослого человека; неправильная организация общения взрослых с детьми; отсутствие программ, направленных на компенсацию развития, вызванного проживанием вне семьи [15], [16]. С большой вероятностью подобные недостатки приводят к проблемам в социализации выпускников сиротских учреждений. В частности, в диссертационном исследовании Н. В. Москоленко приводятся следующие катамнестические данные: за 10 лет из почти 150 выпускников школы-интерната вступили в брачные отношения 15 человек, из которых лишь 6 оформили брак официально. За это время у них родились 5 детей, один из которых оставлен матерью в роддоме [14]. Общепринятым является понимание, что именно личность является агентом социализации ребенка. Большинство отечественных и зарубежных исследователей полагают, что развитие личности ребенка возможно только в рамках совместной деятельности и общения (социального взаимодействия) с взрослым, в котором последний выступает для ребенка в нескольких аспектах: как образец для подражания формирования жизненного сценария ребенка [7];[17]; [5]; [6]; [13]; [20], как носитель образцов поведения и норм [20]; как зеркало, глядя в которое ребенок формирует представления о себе (когнитивную составляющую образа я) и самооценку [17]; [16]; [3], что складывается у ребенка в определенный образ взрослого. Для изучения образа взрослого у детей-сирот нами были выделены следующие аспекты представления о взрослом у детей дошкольного возраста [1]–[4]; [6]; [10]; [13];[11]; [22]; [18]; [21]:
В исследовании приняли участие 47 детей в возрасте от 5 до 7 лет, из которых 23 – дети-сироты, воспитывающиеся в детском доме, и 24 – дети того же возраста, воспитывающиеся в семье. Подавляющее число исследуемых детей-сирот имели опыт жизни в семье. Для исследования данной модели взрослого нами была составлена батарея диагностических средств, включающая и разработанную нами методику структурированного игрового взаимодействия. Методика представляет собой полуструктурированную совместную игру ребенка и экспериментатора, где последний, давая свободу в игре ребенка, создает так называемые «игровые ситуации», т. е. организует специальное взаимодействие, в котором поведение ребенка может характеризовать его представление о родительской и регулирующей роли взрослого, моральных нормах, характеристиках детско-родительского взаимодействия (позиции: партнерства, подчинения, эгоизма, доминирования). В качестве игровых материалов используются: 2 куклы, изображающие взрослых (мама и папа), и 2 куклы, изображающие детей (мальчик и девочка), различная игрушечная мебель и посуда. Совместная игра ребенка и экспериментатора фиксируется на видеокамеру. Игра с ребенком происходила на специальном игровом поле, поделенном на четыре равные части, которые играют роль комнат. Перед началом игры мебель расставляется по комнатам, а испытуемому ребенку предлагают поиграть в игру, в которой он может быть либо ребенком, либо взрослым, соответственно экспериментатор становится вторым персонажем, которого ребенок не выбрал себе. Экспериментатор уточняет у ребенка также, кем он будет, роль какого персонажа выбрал для себя (возраст, пол) и какого – для экспериментатора. Два других персонажа после выбора удаляются экспериментатором из поля видимости ребенка. Спустя некоторое время экспериментатор предлагает ребенку сменить роли: если он был взрослом, то стать ребенком или наоборот. Литература
Статьи по теме
Психология здоровья, Социальная психология | Войтас С.А., Жолудь А.Н., Кабанов И.С., Бражник Ю.В., Рибелка И.В. Психология личности, Семейная психология | Ковалёв П.А. Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|