Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся-подростков в построении их активного взаимодействия с социальной средой

766

Аннотация

Представлено описание педагогической практики использования психологических методов сбора и анализа данных в проектно-исследовательской деятельности подростков как основы психолого-педагогической поддержки развития учащихся в школе. На примере проектной работы по созданию социальной рекламы рассматриваются возможности внеурочного формирования ключевых компетенций учеников и профориентационной работы педагога-психолога. Выделяется, что в процессе реализации проекта учащиеся знакомятся с психологическими основами рекламы и некоторыми психологическими методами и методиками как информацией о специфике профессиональной деятельности, определяют свою позицию к ней и степень своей возможной активности в контактах с социумом с опорой на полученные знания и навыки. Обращается внимание, что приведенные в работе результаты исследовательской части проекта получены учащимися, их следует рассматривать как составляющую психолого-педагогического инструментария построения развивающей среды обучения в школе. На основе анализа итогов проекта выдвигается предположение, что проектно-исследовательская деятельность может являться отдельной моделью психологической службы в общеобразовательной школе, внутри которой эффективно решаются все основные должностные обязанности педагога-психолога общеобразовательной средней школы.

Общая информация

Ключевые слова: социальная ситуация развития подростков, проектно-исследовательская деятельность, одаренные дети, ценностные ориентации, психологическая служба школы

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Севостьянова Е.Б. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся-подростков в построении их активного взаимодействия с социальной средой // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 34–41.

Полный текст

 

Образовательное пространство школы традиционно является одной из важных составляющих социальной ситуации развития подростка. Но чтобы стать более действенной и активной единицей формирования подрастающего поколения, школе не только необходимо сохранять и развивать традиции высокого качества образования, но и стремиться к открытости, выраженной в гибком реагировании на изменения социальных обстоятельств:

«...современные педагогическая и психологическая науки исключительное значение придают улавливанию и пониманию всех, даже мельчайших изменений в резко изменившейся культурно-исторической ситуации современного Социума и его составной части - Детства» [6, с. 20]. Безусловно, выиграет школа, в которой эти изменения не только будут учитываться как явления, а станут объ- ектом/средством познания учащимися окружающего мира. Мы полагаем, что требованиям гибкости и оперативности в процессе включения этих новых социальных обстоятельств в учебный процесс в первую очередь отвечает проектная и исследовательская деятельность школьников как форма учебного процесса, которая дает возможность комплексно решать разноплановые педагогические задачи.

В работах В.В. Давыдова, Ю.В. Громы­ко, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой, С.Е. Ши­шова и других представлен широкий педагогический потенциал проектной деятельности школьников. Проектная деятельность нормативно-законодательно признана эффективной средой формирования ключевых компетенций учащихся [4; 5]. Но мы уверены, что важную и особую роль в ее формировании играет психологическая служба школы. Именно психолог располагает инструментарием, который поможет определить оптимальный вариант проектно-исследовательской работы как способа психолого-педагогической поддержки развития ученика на всех этапах реализации проекта или исследования.

Выделим основные позитивные моменты такого подхода. На уровне учащегося:

•   существенное расширение индивидуализации образовательной траектории;

•   повышение эффективности коррекции возникающих затруднений во всех областях компетенций: социально-коммуникативных, метапредметных, эмоционально-личностных, предметных;

•   возможность эффективной поддержки одаренных и высокомотивированных детей;

•   профессиональное самоопределение с более детальной проработкой выбранных интересов;

•   повышение мотивации к учению, доверия к школе и педагогам, развитие диалогического общения;

•   поддержка содержательных контактов в семье, внутрисемейного общения;

•   развитие социальной инициативности.

На уровне педагога:

•   повышение профессиональной компетентности: работа с проектами как одним из приемов системно-деятельностного подхода, поддержка ФГОС в начальной школе и подготовка учителей старшего и среднего звена, формирование понимания, как на практике можно целенаправленно формировать те или иные компетенции учащегося;

•   повышение профессиональной самооценки;

•   возможности для повышения квалификационного разряда: публикации, победы на конкурсах.

Принципиально важной составляющей такого аспекта работы педагога-психолога является помощь учителю в определении конкретного образовательного результата в зоне ближайшего развития конкретного ученика, достижение которого возможно в виде реализации проекта или исследования. Из опыта работы нашей школы следует, что наиболее востребованными направлениями психологической поддержки методом проектно­исследовательской деятельности являются:

•   самореализация одаренных и талантливых детей (расширение и углубление предметных знаний, знакомство с предметными и профессиональными областями вне учебной программы);

•   индивидуальная коррекция учебных затруднений внутри школьного предмета (отработка в нетрадиционных формах и способах предметных компетенций внутри учебной программы, достижения личной успешности);

•   коммуникативная среда оптимизации взаимоотношений в классном коллективе.

В качестве примера психологической поддержки одаренных учащихся рассмотрим результаты проектно-исследовательской работы группы учеников 8-9-го классов по созданию социальной рекламы. Мы абсолютно согласны с В.С. Юркевич, что «.основная проблема работы с одаренными детьми на сегодня состоит как раз в том, что за важными и серьезными задачами развития интеллекта, саморегуляции, отдельных мотиваций напрочь потерялась главная задача - влияние на цели и ценности одаренного ребенка, его отношения к себе и к людям, на его поиски жизненных смыслов» [10, с. 101] и считаем, что анализируемый ученический проект как раз дает возможность отработать именно этот компонент.

Психолого-педагогические цели проекта. Современному подростку 8-9-го классов необходимо самоопределиться [2; 3] в отношении:

•   предметного пространства, связанного с выбором профессии (на уровне выбора пред- профильного и дальнейшего профильного обучения);

•   взаимоотношения со сверстниками, оп­тимизировав свои коммуникативные навыки;

•   степени своей социальной инициативности, сформировав адекватные механизмы рефлексии и целеполагания, соотнеся их со своей собственной структурой жизненных ценностей.

Мы рассматриваем эти позиции как психолого-педагогические задачи, обязательные для деятельности психологической службы в школе. Их реализация особенно важна для одаренного подростка, который предъявляет повышенные требования и к самому себе, и к окружающей среде. При этом необходимо учитывать, что нормой деятельности1 в социальной ситуации развития подростка является его тесное взаимодействие с масс- медиа и интернетом. Знаковую часть масс- медиа пространства составляет реклама, а в интернете - социальные сети. В то же время, с позиции педагога, подростку полезно иметь позицию не столько потребителя этих возможностей, сколько их преобразователя. Возможность связать воедино перечисленное в одной форме педагогической работы в нашем случае дал двухгодичный проект, посвященный рекламе: «Жизнь рекламы и реклама жизни», который мы приводим как иллюстрацию реализации функционала педагога- психолога общеобразовательного учреждения в формате проектно-исследовательской деятельности.

Формирование проектной группы. Стартовой точкой проекта стала консультация психолога для группы подростков с повышенной мотивацией к учению, обратившихся к нему с вопросом об этичности навязывания телевидением форм поведения. В ходе общения выяснилось, что обсуждаемая ситуация более сложная, чем подростки считали изначально: она содержит морально-этическую, социальную, экономическую, политическую составляющие, и по многим позициям у учащихся нет необходимых знаний даже на уровне представлений. Консультируемая группа с энтузиазмом откликнулась на предложение более детально разобраться в заявленной ими самими проблеме в форме проекта. Для психолога это обращение и яркий проблема- тизирующий аспект стали идеальной педагогической ситуацией поддержки познавательной мотивации, профессионального самоопределения, межличностного общения. Следует отметить, что это достаточно стандартная ситуация выхода на работу с одаренными и высокомотивированными учащимися методом проектно-исследовательской деятельности. Такие дети чаще всего сами заявляют о своих интересах, которые и являются психологическим и педагогическим ресурсом формирования новых или совершенствования уже имеющихся компетенций. В таком случае важно либо самому педагогу-психологу, либо с его помощью учителю точно определить конкретные компетентностью результаты, которые необходимо достичь в ходе реализации проекта. Они должны лежать в области заявленного учащимися интереса и быть для них, с одной стороны, достижимыми, с другой стороны, иметь некоторую трудность, открывать «новый горизонт» в возможностях, навыках, знаниях, а не лежать в области уже актуальных знаний. К сожалению, очень часто без помощи психолога учитель задает результаты именно в области актуальных знаний и навыков, снижая развивающий потенциал проектов.

Реализация проекта. Первый год был использован учащимися для изучения морально-нравственного и физического основания возможностей манипуляции сознанием: исследовательская работа «Граница между иллюзией и обманом». Ученики собирали и анализировали информацию по следующим блокам:

•   феномен иллюзий восприятия, его использование (учет) в жизни,

•   сущность обмана как социального явления,

•   основы манипуляции сознанием.

В результате учениками был сделан основной вывод, что принципиально важным в использовании ситуаций информационного искажения действительности является цель человека, осуществляющего это: его нравственный выбор с одной стороны, и согласие, свободный выбор того, по отношению к кому применяется это искажение, с другой (люди согласны смотреть фокусы, использовать иллюзии в дизайне и т. п.). Использование же подобных приемов, приводящих к ущемлению свобод человека, тем более к прямому вреду, недопустимо. В процессе всей работы психологом поддерживался высокий уровень заинтересованности учащихся в продукте проекта, и в результате они высказали желание применить полученные сведения - создать рекламный продукт, который бы продвигал идею, имеющую социальное и гармонизирующее начало. В качестве такой идеи ученики выбрали пропаганду в форме социальной рекламы «возвращения» к реальному общению между сверстниками как альтернативе общения в электронных сетях. Созданные видеоролики планировалось использовать для школьного телевидения.

Состав проектной группы. Для создания такого продукта необходимо было большее число заинтересованных участников, поэтому данная работа реализовывалась и как межшкольное взаимодействие (совместно с ГБОУ СОШ № 129 СЗАО г. Москвы, общее число участников проекта - 13 человек). Таким образом, формирование проектной группы происходило на основе активной инициативы учащихся, поддержанной психологом, и привлечения более «пассивных» по отношению к идее проекта учеников к уже созданной разработке.

Обучение в ходе проекта. При поддержке методического центра ОУСЗАО на базе школы психологом проводились занятия для участников проекта по принципам создания рекламы и знакомства с организацией исследовательской работы (8 занятий один раз в неделю). В практической части занятий участники проекта убедились, что для эффективной рекламной акции необходимо иметь более точную информацию об особенностях целевой аудитории, в данном случае о жизненных предпочтениях сверстников. В результате было принято коллективное решение о проведении исследовательской части проекта, посвященного изучению структуры жизненных ценностей подростков и анализу ценностного профиля рекламных блоков на телевидении. Функции психолога в основном лежали в области введения подростков в профессиональные области рекламы, социологических и психологических исследований, поддержки интереса и мотивации к продолжению работы, помощи в организации исследований, хотя моделирование ситуации обращения к исследовательской деятельности планировалось как основная педагогическая задача изначально.

Исследовательская часть проекта

 Психологическое исследование содержания рекламы на ТВ. В ходе проекта было выяснено, что телевизионная реклама имеет ярко выраженную потребительскую направленность на атрибутику престижных показателей стиля жизни и одновременно классического семейного уклада. После организационного занятия, посвященного основам контент-анализа, обсуждению вербальных и невербальных блоков для наблюдений, разработки бланков регистрации и распределению обязанностей, ученики провели исследование содержания рекламы в субботний день с 13.00 до 15.00 на каналах «Первый», «ТНТ» и «Муз ТВ» (рис. 1-3). Фиксировалось вербальное содержание (пометка на графиках «явно») и невербальные сигналы (пометка на графиках «скрытно»).

Рис. 1. Результаты контент-анализа рекламы на Первом канале ТВ

Рис. 2. Результаты контент-анализа рекламы на канале МузТВ

Рис. 3. Результаты контент-анализа рекламы на канале ТНТ  

Необходимо подчеркнуть, что и эти и приведенные ниже исследования не являлись целью проекта, а выступали в роли педагогического инструмента, при помощи которого можно легко продемонстрировать учащимся особенности профессиональной области рекламы, эффективности использования психологических методов (тем самым познакомив с этими профессиями), подвести их к мысли, что прежде чем использовать такие знания, нужно выработать свою собственную жизненную позицию, степень своей социальной активности и т. п.

2.   Психологическое исследование жизненных целей подростков. Результаты второго этапа исследовательских работ по подготовке рекламных роликов показали, что юношам более важны ценности, связанные с друзьями, свободой и здоровьем, а девушкам - с любовью и близкими отношениями, уверенностью в себе и со здоровьем (выборка 32 человека, методика - упрощенный опросник М. Рокича (модификация Т. Гущиной, опросник выбран по рекомендации психолога как более лаконичный, инструкции и рекомендации по работе с ним даны на очередном занятии), рис. 4). Стало очевидно, что именно на них следует ориентироваться при создании собственного продукта социальной рекламы как на характеристики целевой аудитории.

Из-за отличий в ценностных профилях юношей и девушек необходимо было реализовать гендерный вариант построения сюжетов рекламы. В результате было создано два рекламных ролика, которые были использованы для демонстрации на мероприятиях по формированию здорового образа жизни и в практике школьного телевидения. При опросе зрителей во время просмотра была выявлена 100 % узнаваемость целевой аудиторией «своих» гендерных роликов, которые воспринимались более позитивно.

Итоги проекта. Результаты проекта размещены на сайте проекта: https://sites.google. com/site/koectooreklame. Ярким проблематизационным моментом, способствующим, с нашей точки зрения, ценностному самоопределению участников проекта, стало сопоставление ценностных профилей рекламной продукции телевидения и результатов их собственного исследования сверстников. Стала очевидной разница между тем, что явно или скрытно навязывается рекламой на телевидении, и стремлениями реальных учеников. Это вывело участников проекта на более критичное и осознанное восприятие масс- медиапродукции. Особое потрясение учащиеся испытали, обнаружив, что такие важные социальные ценности, как общественное признание, уверенность в себе, свобода, наличие верных друзей, практически не представлены. В частности, участник А.А. сказал, что теперь ему абсолютно понятно, почему «так много курящей, пьющей и матерящейся молодежи, которая не знает, куда себя деть, - насмотрелись рекламы! Я так не хочу!»

Рис. 4. Результаты исследования жизненных целей сверстников

В ходе рефлексии итогов работы по проекту ученики отметили:

•формирование у себя отношения к рекламным продуктам вокруг себя;

•   повышение уровня ответственности к тому, что они говорят и делают, с точки зрения оказания влияния на людей;

•интерес по поводу знакомства с профессиональной областью рекламы;

•удовлетворение от общения друг с другом и с педагогами;

•   возникновение убеждения, что от них самих зависит, в каком мире они будут жить, и что этот мир можно и нужно преобразовывать в лучшую сторону, чтобы приносить пользу себе и другим людям.

Можно предположить, что эти обобщенно представленные высказывания подростков являются косвенным доказательством, что поставленные психологом задачи по поддержке профессионального самоопределения учащихся, формирования у них социально значимых жизненных ценностей, развития ключевых компетенций межпредметного и метапредметного уровней были решены успешно. Но, безусловно, подтверждение этого предположения требует проведения дополнительных исследований.

Представленный опыт работы является одним из возможных вариантов организации психолого-педагогической поддержки одаренных учеников, область интересов которых существенно превышает возможности учебных программ и традиционных форм воспитательной работы в школе. Мы полагаем, что сопровождение психологом проектной деятельности учащихся может быть рассмотрено как вариант его функциональных обязанностей в новой модели психологической службы общеобразовательной школы.

 

Литература

  1. Анисимов О. С. Методология: сущность, ста­новление (динамика и связь времен). М., 1996.
  2. Громыко Ю. В. Метод В.В. Давыдова / Учебная книга для управленцев и педагогов. М., 2003.
  3. Громыко Ю. В. Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных спо­собностей старших школьников. Формирование научности XXI века в образовании. М., 2001.
  4. Закон об образовании РФ. Электронная вер­сия: http://www.educom.ru/ru/documents/prav_akt/ federal/3266_1.pdf
  5. Программа «Развитие образования города Москвы на 2012–2016 гг. «Столичное образова­ние». Электронная версия: http://www.educom.ru/ ru/documents/target_grant/razrab/
  6. Фельдштейн Д. И. Психол ого-педаго гичес кая наука как  ресурс ра зв ития современного социума // Психологичес кая наука и образование. 2012. № 1.
  7. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административ­ной работы в школе. 2003. № 6.
  8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка из­бавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3.
  9. Шишов С. Е. Структура и содержание проект­ной деятельности: Проектная деятельность на уроках технологии в 5–9-х классах / С. Е. Ши­шов, В. А. Кальней, Е. А. Мищенко, Т. М. Матве­ева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2.
  10. Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологиче­ская наука и образование. 2011. № 4.

Информация об авторах

Севостьянова Е.Б., кандидат психологических наук, руководитель проектно-исследовательской и инновационной деятельности, педагог- психолог ГБОУ СОШ № 820 СЗАО г. Москвы, Москва, Россия, e-mail: a_lesa@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2522
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 766
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1