Идеалы, ценности, смыслы: диалог поколений

1004

Аннотация

Представлен отчет по итогам круглого стола «Подростковый возраст. Диалог поколений», проходившего в рамках III всероссийской конференции по психологии развития «На пороге взросления» (Москва, МГППУ, но¬ябрь 2011), в котором участвовали учащиеся московской школы № 981 (с 1.09.2012. – ГБОУ СОШ № 2000), их родители и педагоги, бывшие выпускники школы. Темы, предложенные к обсуждению: идеалы и ценности разных поколений; представления о подростковом возрасте в разных эпохах; трудности, характерные для данного возрастного этапа и способы (пути) их решения. Описаны некоторых фрагменты дискуссии, развернувшейся в ходе работы круглого стола. Материалы могут быть использованы психологами, социальными педагогами и учителями при подготовке классных часов, семинаров, школьных конференций и т. п.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, личностные смыслы, ценностные ориентации и жизненные цели современных подростков

Рубрика издания: Психология семьи

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кузнецова О.В., Теперкина М.В. Идеалы, ценности, смыслы: диалог поколений // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 87–93.

Полный текст

Одна из секций III всероссийской конференции по психологии развития «На пороге взросления» была посвящена обсуждению проблемы ценностных ориентаций и личностных смыслов современных подростков.

Ценностные ориентации представляют собой сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, отношение человека к миру и к себе, а также придающий смысл и определенный вектор личностным позициям, поведению, поступкам. Определяя жизненные цели человека, они отражают то, что является для него наиболее значимым и обладает личностным смыслом.

Формирование ценностных ориентаций, становление жизненных ценностей личности активизируется в подростковом возрасте. Здесь ребенок учится самостоятельно выстраивать отношения с Миром, вступая в Диалог со сверстниками и взрослыми. На этом этапе возникает потребность выработать свои, независимые взгляды, отражающие позицию личности, ее убеждения и мировоззренческие ориентиры.

Важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем А.А. Кро- ник и Е.И. Головаха считают непротиворечивую и согласованную систему ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов. Е.И. Головаха (2001) отмечает, что при планировании своего будущего «...человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании» (цит. по: [2, с. 80-81]).

У подростка интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит только при наличии способности выделить из всего спектра возможных ценностей те, которые представляют для него субъективную значимость, связаны с его доминирующими потребностями. Осознанные предметы этих потребностей становятся ведущими жизненными ценностями личности (избирательная направленность личности на эти ценности отражается в иерархии ее ценностных ориентаций).

В ходе исследования ценностных ориентаций старшеклассников под руководством О. В. Кузнецовой (2010-2011 гг.) было выявлено, что лидирующие позиции принадлежат таким терминальным ценностям, как «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь». Также важны для подростков «уверенность в себе» и «материально обеспеченная жизнь». Такие ценности, как «счастье других», «творчество», «красота природы и искусства» оказались менее востребованными. Ценности-аутсайдеры: «общественное признание», «продуктивная жизнь», «развитие».

Тройку лидирующих инструментальных ценностей составили «воспитанность», «образованность» и «честность». Невостребованные инструментальные ценности: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и других» «рационализм» и «широта взглядов».

Наиболее значимые аспекты становления личности - развитие волевых качеств, способности осуществлять личностный выбор, принимать решение. Для подростка важно научиться осознавать свои актуальные потребности, развивать рефлексию, освоить навыки целеполагания.

В ходе подготовки конференции возникла идея организовать круглый стол «Подростковый возраст. Диалог поколений» с участием представителей разных поколений. Были приглашены учащиеся школы № 981 г. Москвы, их родители и педагоги, бывшие выпускники школы. Организаторы и ведущие круглого стола - доктор психологических наук, профессор Л. Ф. Обухова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии О. В. Кузнецова и руководитель психологической службы ГБОУ СОШ № 981 М.В. Тепёркина.

На секции проходила дискуссия о трудностях и проблемах подросткового возраста. Участники диалога (подростки, родители, учителя) отметили, что несмотря на все трудности подросткового возраста, этот этап жизни характеризуется интенсивным личностным развитием, устремленностью в будущее. Подростки обозначили важность семейных ценностей, саморазвития, целеполагания, выбора дальнейшего жизненного пути. Все говорили не только о конфликтах и противоречиях данного возраста, но и смогли наметить пути решения некоторых из них.

Вот некоторые фрагменты дискуссии, развернувшейся в ходе работы круглого стола.

***

Цель: «посмотреть» на подростковый период с различных социальных и возрастных позиций.

Векторы круглого стола

•идеалы и ценности разных поколений;

•представления о подростковом возрасте в разных эпохах;

•трудности подросткового возраста и способы (пути) их решения.

Ведущий (далее - В.): приводит высказывание о подростках, принадлежащее Сократу.

Сократ (400 лет до н. э.) о подростках:

«Они, подростки, сегодня обожают роскошь. У них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам. Они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями. Они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание. Они прожорливы и тиранят учителей».

В . просит участников круглого стола предположить, кто мог быть автором этих слов.

Участники выдвигают несколько версий, и В обещает вернуться к обсуждению этой темы через некоторое время.

В.: Итак, проблема отцов и детей стара как мир. Обратимся к цитатам и афоризмам:

«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».

Марк Твен «Природа-мать милосердна. Она дает нам двенадцать лет на то, чтобы развить любовь к нашим детям, перед тем как превратить их в подростков».

Уильям Калвин Надпись на парте:

«К 12 годам люди становятся невыносимыми».

«Можно смело сказать, что ребенок вырос, когда он перестает спрашивать, откуда он взялся и начинает отказываться говорить, куда он идет».

В . : А теперь давайте послушаем высказывания подростков о себе и высказывания взрослых о подростках.

Вопрос к участникам круглого стола: Что первым приходит вам в голову, когда вы слышите словосочетание «подростковый возраст»?

Ответы участников: провокация, стресс, конфликты, проблемы, трудности, море красочных эмоций, ранимый, скачок настроения, мечтательный, болезненный, эгоцентричный, неуправляемый, гиперактивный, амбициозный, заводной, забастовки, протест, «меня не понимают».

Вопрос В. Подросткам: «А вы считаете свой возраст трудным»?

Ответы:

-   Смотря в чем. Трудный в том, что это время выбора.

-   Трудный. Много проблем возникает, но от этого он и приятный.

-    Самый яркий!

-    Самый счастливый!

-   Трудность подросткового возраста в том, что ощущаешь, как становишься взрослее. А так иногда хочется стать опять маленьким! Вернуться в детство.

-   Этот период и легкий и сложный одновременно.

-   Трудный, потому что формулируются цели на будущее.

Вопросы В . взрослым : «А был ли ваш подростковый возраст трудным...», «Были ли вы трудным подростком»?

Ответы педагогов и родителей:

-   Да, трудный, но остались яркие эмоции. Такая гамма впечатлений! Если бы меня сейчас спросили: «Тебе было комфортно быть подростком?» Я бы не задумываясь ответила: «Да»!

-    Я в 15 лет стала вести самостоятельную жизнь. Было разное. Но сейчас эта тема для меня закрыта. Я не люблю вспоминать об этом.

-    Для меня это «золотой возраст».

-    Все было просто здорово!

-   Подростковый возраст хорош именно тем, что многое происходит в первый раз.

-    Хорошего намного больше!

-     Ощущение огромной силы, энергии, ко­
торая в тебе развивается! Ее такое количество, что она тебя захлестывает!

-   В подростковом возрасте больше искренности.

-   Я - дитя войны. И мой подростковый возраст очень счастливый! Именно с подросткового возраста у меня моя самая близкая подруга.

В . : обратите внимание, как много приятных слов и эмоций мы получили в адрес «подросткового возраста». Да, конечно, этот возраст сложный, трудный, но как много положительного остается у нас в воспоминаниях от прожитого именно в этот период. Это время дружбы, искренности, часто - возраст первой любви. Именно в это время формируются идеалы и ценности, вырабатывается мировоззрение.

В . (участникам): Каковы, с вашей точки зрения, идеалы и ценности подросткового возраста? Давайте выслушаем всех участников: старшеклассников, родителей, учителей.

В. (старшеклассникам): Ребята, а у вас есть кумиры? На кого вы равняетесь, на кого вы хотели бы походить?

Ответы участников круглого стола:

Ученик 8-го класса: «Я хотел бы быть похожим только на себя».

Преподаватель иностранного языка: «Для меня - это моя мама. Человек с серьезной жизненной установкой».

Ученица 9-го класса: «Для меня в плане знаний является эталоном наш педагог. У нас много хороших учителей, но наш преподаватель истории... Я могу задать вопрос по любой теме, и он мне всегда даст самый полный ответ».

Ученик 5-го класса: «Я хочу оставаться самим собой, но мне очень хочется хорошо учиться. И в этом я хотел бы быть похожим на одного моего одноклассника. Быть таким же целеустремленным, как он».

Ученица 10-го класса: «Для меня идеалом и примером является мой дедушка. У него было два высших образования. Он строил гидростанции. И даже когда у него обнаружили опухоль, он в постели руководил стройкой по телефону, не мог не думать о своем деле, своем детище!»

М.А. Егорова (декан факультета психологии образования МГППУ): «Для меня примером являются мои дети, которые не намного старше присутствующих здесь ребят. Они являются для меня примером великодушия, деловой активности, умения жить в современном обществе. Так что пример не обязательно должен быть старше тебя».

Преподаватель иностранного языка: «Это собирательный образ. Это и литературные и киногерои, христианские заповеди - все это является неким эталоном для меня».

Далее была организована небольшая дискуссия между подростками и представителями старшего поколения «Герои и кумиры разных лет».

В.: Вспомним мифы подросткового возраста, мифы о подростках...

Итак, первым идет миф, что подростковый возраст - «переходный период» - его надо просто переждать, перетерпеть. А вот когда он закончится - начнется настоящая жизнь! А далее:

•миф о том, что подростки - это еще дети.

•   миф под названием «Все они в этом возрасте одинаковые!» - и ничего тут не поделаешь.

•   миф из области профессионального самоопределения в подростковом возрасте: «Подростки совсем не интересуются своим профессиональным будущим».

Подросток о себе: «Я - центр Вселенной».

Взрослые о подростках: «Они все делают наоборот».

В.: Обратимся к статистике, к данным научных исследований: конфликтуют с родителями постоянно - 3 % подростков, часто - 10 %, иногда - 26 %, редко - 38 %, не имеют конфликтов - 22 % (исследование проводилось в 2001 г.) [3, с. 180].

В.: Американские психологи Роберт и Джин Байярд, являясь родителями пятерых взрослых детей, в своей книге «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей» приводят коллекцию типичных родительских жалоб на поведение подростков:

•    поздно ложится спать;

•  пачкает на кухне;

•часами занимает телефон;

•постоянно угрюм и замкнут;

•водится с нежелательными приятелями; •слишком много смотрит телевизор;

•валяется целыми днями, слушая музыку; •не делает уроки (не ходит в школу);

•не делает работу по дому (не убирает в своей комнате);

•закатывает истерики;

•одевается как бродяга;

•дерется с братьями и сестрами;

•ругается; курит;

•требует денег;

•ничего не хочет делать вместе с семьей [1].

В . (обращаясь к участникам): это соответствует действительности? Это действительно так?

Участники круглого стола с интересом реагируют на перечисление проблем в отношениях родителей и подростков, уточняют, комментируют.

В.: Основные претензии, выдвигаемые подростками родителям: «Они меня не слушают», «Они меня не понимают». Да, это вечная проблема «отцов и детей».

Как услышать голос человека в огромном потоке информации?

Меняется мир и меняются наши представления о мире... Но эта проблема остается.

Итак, идеалы и ценности транслируются обществом. Информационный поток с каждым годом становится все интенсивнее. В каждую эпоху появляются новые способы передачи информации. Давайте поговорим о различных способах получения информации. КАК вы узнаете, что происходит в мире, в стране, в городе?

Подростки в качестве основного источника информации называют интернет и телевидение, взрослые - телевидение, радио, газеты, интернет.

В.: В исследовании Т. Г. Цигулевой и Т.А. Бирюковой (2001) приводятся данные, касающиеся смысложизненных ориентаций старшеклассников. В качестве основных факторов, влияющих на становление смысла жизни, подростки называют пример родителей, собственный жизненный опыт, чтение литературы, влияние общения с педагогами, влияние СМИ [3, с. 86].

***

Далее учащимися была продемонстрирована презентация (проект «СМИ в жизни подростка»). Отметим, что темы данных проектных работ «вписались» в тему круглого стола, и на этапе подготовки секции было принято решение предоставить подросткам возможность показать свои проекты участникам секции.

Скажем несколько слов о проектах и обратимся к наиболее интересным данным проектных работ, выполненных под руководством педагога-психолога ГБОУ СОШ № 981 ЮАО г. Москвы М. В. Тепёркиной.

Ученицы 8 «В» класса школы № 981 провели исследование на тему «СМИ в жизни подростка». Изучив литературу по данной теме, девочки решили посмотреть, какие средства массовой информации предпочитают сегодняшние подростки. С этой целью была подготовлена анкета, на вопросы которой попросили ответить подростков - учащихся 5-7-х, 8-9-х и 11-х классов школы. Всего опрошено 218 человек: в возрасте 11 лет - 40 человек; 12 лет - 44 человека; 13 лет - 65 человек; 15 лет - 40 человек; 17 лет - 19 человек.

Из них чаще всего обращаются к интернету 139 человек и к телевидению 54 человека; читают журналы 10 человек и газеты 9 человек; слушают радио 6 человек.

Частота обращений: каждый день - 169 человек; несколько раз в неделю - 49. Цель обращений: ради развлечения - 98 человек; за информацией - 63; ради общения - 57.

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать выводы:

•   подростки из всех СМИ предпочитают интернет;

•   частота обращений - примерно несколько раз в день;

•   основная цель обращений к СМИ - ради развлечения.


В: Обратимся к данным научных исследований. В частности, Н.Н. Толстых, сравнивая подростков 80-х и 90-х годов ХХ века, отмечает, что подростки 80-х отличались недостаточной самостоятельностью и готовностью к самоотдаче ради будущей реализации своих
жизненных целей. У подростков же 90-х годов отмечается направленность на приобретение материальных ценностей, нацеленность на получение образования и профессиональную деятельность. Подростки начала XXI века демонстрируют стремление к установлению социальных контактов, нацеленность на получение образования. Также отмечается гедонистическая направленность их жизненных целей [4].

***

Далее был организован просмотр фильма о подростковом возрасте с последующим обсуждением. Фильм не оставил равнодушным ни одного зрителя. И у ребят и у взрослых возникло много вопросов. А кто-то просто захотел высказаться, поделиться своими впечатлениями.

В заключение заседания мы вернулись к высказыванию Сократа о подростках. Интрига была раскрыта, и участники были удивлены актуальностью и современностью этого высказывания.

В . : У Сократа есть еще одно замечательное высказывание, которое нам хотелось бы подарить всем участникам нашего круглого стола: «В каждом человеке - солнце. И только дайте ему светить!»

В : А теперь, прежде чем закончить наш диалог, который, я думаю, состоялся (причем диалог не только между подростками и взрослыми, но и диалог поколений), давайте пожелаем друг другу то, что вы хотели бы пожелать.

Пожелания подростков взрослым:

-    успеха,

-    терпения,

-    терпимости,

-    любви в жизни,

-    мудрости в общении с нами.

Пожелания взрослых подросткам:

-    сделать правильный выбор,

-    научиться любить и быть любимым,

-    как можно больше улыбаться,

-    взаимопонимания со взрослыми,

-    не торопите время,

-    найти себя, и чтобы по жизни вас сопровождали друзья,

-    терпения в отношениях со взрослыми,

-    удачи, успехов в выборе и любви.

***

Подведем некоторые итоги:

•мы говорили не только о подростках, но и с подростками;

•были обозначены не только конфликты и противоречия данного возраста, но и намечены пути решения некоторых из них;

•получилось посмотреть на проблемы подросткового возраста с разных позиций, обсудить различные точки зрения; удалась дискуссия о ценностях и идеалах подростков (подростки 70-80-90-х, 2000 годов и современные подростки);

•кульминацией круглого стола стало обсуждение фильма о подростках.

В качестве участников секции выступили не только взрослые (психологи, учителя, родители), но и подростки, учащиеся ГБОУ СОШ № 981. Наш «диалог поколений» поддержали также преподаватели и студенты МГППУ (в том числе бывшие учащиеся СОШ № 981).

По мнению В. С. Собкина, вхождение современного подростка в социум происходит не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, но именно в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда нарушены характерные для стабильных обществ механизмы трансляции ценностей от старшего поколения к младшему [3]. «Необычный» формат нашей секции позволил построить диалог представителей разных поколений, увидеть общечеловеческие смыслы, ценные во все времена.

Полагаем, что при проведении различных научно-практических конференций стоит учесть наш опыт и включать в программу новые нестандартные форматы секций.

При организации психолого-педагогической работы с подростками необходимо учитывать возрастные потребности и противоречия. К сожалению, иногда подростковый возраст рассматривается как подготовка к взрослой жизни, как переходный период. При этом «забывается» ценность этого возрастного этапа - одного из важнейших в человеческой жизни.

Литература

  1. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Ро-3. Реан А.А. Психология подростка. Полное руко­берт Т. Байярд, Дж. Байярд. М., 2006. водство для психологов, педагогов и родителей.
  2. Кузнецова О.В. Психологические условия лич-СПб., 2003. ностного и профессионального самоопределе-4. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез: ния учащихся на этапе выбора профиля обуче-монография. Смоленск-М., 2010. ния: Дис. … канд. психол. наук. М., 2010.
  3. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей.СПб., 2003.
  4. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез: монография. Смоленск-М., 2010.

Информация об авторах

Кузнецова Оксана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: kseniko@mail.ru

Теперкина Марина Васильевна, педагог-психолог ГОУ СОШ № 981 ЮАО Москвы, Москва, Россия, e-mail: mvt64@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2696
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1004
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2