Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (74) / 2013 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль эпизодической семейной депривации в формировании самоотношения и отношения к родителям в поздней юности * 1244

|

Рубченко А.К.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института атомной энергетики, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Гончар И.В.
старший преподаватель кафедры психологии Института атомной энергетики, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования последствий разных видов эпизодической семейной депривации (отцовской, материнской, родительской) в детстве для формирования отношения к себе и к родителям в поздней юности. Проверяется гипотеза, что в зависимости от вида эпизодической семейной депривации у юношей и девушек формируется либо негативное, либо конфликтное отношение к себе и дистанцированное отношение к родителям. Участниками исследования были 270 юношей и девушек в возрасте 19–22 лет. Для диагностики отношения к себе использовалась методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева; отношение к родителям измерялось с помощью методики «Незаконченные предложения»; степень и виды семейной депривации определялись применением авторской анкеты. Установлено, что родительская депривация у юношей и отцовская у девушек способствуют формированию негативного, а материнская – амбивалентного отношения к себе у юношей и девушек. Показано неоднозначное влияние разных видов семейной депривации на отношение юношей и девушек к родителям.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 11-16-40015а/Ц )

Ключевые слова: эпизодическая семейная депривация, материнская, отцовская и родительская депривации, самоотношение, отношение к отцу, отношение к матери, поздняя юность

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В условиях социально-экономического и духовного кризиса всё чаще выдвигается на передний план изучение личностных характеристик человека. Подробно исследуется учеными (Т. В. Архиреева, А. М. Колышко, С. Р. Пантилеев, Н. Е. Харламенкова и др.) глубинное внутриличностное образование – самоотношение, формирование которого является одним из важнейших процессов в жизни человека. Однако разлука с семьей или одним из родителей может негативно отразиться на стержневых образованиях личности ребенка. Влияние сепарации от родителей на развитие детей в различных условиях изучали и описывали Дж. Боулби, М. Кляйн, Й. Лангмейер и З. Матейчек, А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, А. Фрейд и др. Тем не менее, воздействие разных форм эпизодической семейной депривации на самоотношение юношей и девушек и их отношение к родителям изучено недостаточно полно.

Исследование особенностей развития самоотношения и отношения к родителям юношей и девушек, воспитывавшихся в детстве в условиях семейной депривации, обладает особой актуальностью, так как тесно связано с нестабильностью современных жизненных условий, постоянной занятостью родителей, вынужденных искать работу с достойной зарплатой далеко от своего дома и своей семьи. Дефицит эмоциональных контактов с родителями препятствует усвоению социального опыта, социальной адаптации и дальнейшей самореализации детей.

Литература
  1. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. М., 2008.
  2. Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно, 2004.
  3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе / пер. с англ. М., 2001.
  4. Rutter M., Madge N. Cycles of Disadvantage. London, 1976.
Статьи по теме

Психология развития  |  Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С.

Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики

CrossRef doi:10.17759/psyedu.2021130303

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика