Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ

2510

Аннотация

Для изучения особенностей психологической дезадаптации студентов среднего профессионального и высшего профессионального образования осу- ществлено психодиагностическое обследование 162 человек, обучающихся на различных факультетах по гуманитарным и техническим специаль- ностям, среди них 64 студента среднего профессионального образования и 98 студентов высшего профессионального образования. Средний воз- раст обследованных студентов 17 лет. Было выявлено, что у студентов выс- ших учебных заведений по сравнению с учащимися колледжей выраженность симптомов эмоциональной дезадаптации выше. Уровень психологической дезадаптации учащихся колледжей напрямую зависит от интенсивности социального стресса. Только у 3 % опрошенных учащихся колледжей уровень социального стресса находится в нормальном диапазоне. Результаты проведенного обследования свидетельствуют о необходимости разработки дифференцированных моделей помощи студентам высших и средних специальных учебных заведений с учетом их социальной ситуации развития и выраженности различных симптомов эмоциональной дезадаптации.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональная дезадаптация, психологическая дезадаптация, социальная тревожность, расстройства аффективного спектра, риск суицидального поведения

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Горчакова В.А., Ланда Л.А., Матыцына В.А., Краснова-Гольева В.В., Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 5–14.

Полный текст

Психологическая дезадаптация представляет собой состояние, вызванное хронической эмоциональной напряженностью и выражающееся во временном снижении психических функций (по отношению к их нормальному уровню) в силу механизмов накопления физиологического нервного истощения и возникновения симптомов псевдоадаптивного поведения (невротических симптомов) [Карсон, 2004]. В учебной деятельности она проявляется в ухудшении концентрации внимания, снижении функций памяти, затрудненности речи (трудно подыскиваются слова, паузы, запинки вплоть до заикания), страхе перед контрольными работами, перед публичными выступлениями и прочими академическими мероприятиями. Таким образом, познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями, что приводит к снижению продуктивности деятельности и еще большим трудностям в учебе.

По данным многочисленных зарубежных и отечественных исследований, число молодых людей, страдающих тревожными и депрессивными расстройствами, велико и продолжает расти [Гаранян, 2009; Евдокимова, 2008; Краснова, 2013а; Москова, 2008; Павлова, 2011]. Согласно эпидемиологическим данным, 20–30 % студентов страдают аффективными расстройствами [Евдокимова, 2008; Краснова, 2011; Москова, 2008], что существенно повышает риск манифестации психических заболеваний и, как следствие, эмоциональной и социальной дезадаптации, девиантного поведения [Серых, 2011; Холмогорова, 2009а].

Социальная тревожность – важный аспект психологической дезадаптации, особенно свойственный молодому возрасту. За последние четыре десятилетия отмечается заметный ее рост, в том числе и в студенческой популяции, что делает этот феномен актуальным предметом научного изучения многих специалистов в разных сферах психологии и медицины [Гаранян, 2009а; Краснова, 2013; Никитина, 2011; Павлова, 2011]. Если в 1979 году исследование П. А. Пилконис и Ф. Зимбардо показало, что 40 % респондентов считают себя застенчивыми, то в Стэнфордском эпидемиологическом исследовании уже около 84 % респондентов ответили утвердительно на вопрос "Считаете ли Вы себя застенчивым?" [Никитина, 2011]. Отечественные исследования последнего десятилетия также регистрируют рост социальной тревожности и застенчивости. В исследовании 2011 года было выявлено, что более половины студентов младших курсов имеют средний и высокий уровень социальной тревожности, при этом у 35 % из них также присутствуют симптомы разной степени тяжести, в том числе тяжелой степени – у 2,5 % опрошенных [Краснова, 2011].

Период сессии – стрессогенное событие для студентов. Особенно высок жизненный стресс для первокурсников, для которых этот период совпадает с вступлением в новую стадию жизни – стадию смены жизненного цикла. По обобщенным литературным данным, нервно-психические расстройства у студентов преимущественно представлены невротическими состояниями (около 19 %), которые выявляются у 5,8–4,8 % студентов на первом курсе и на протяжении учебы, в зависимости от факультета и курса вуза [Северный, 1987]. В целом, пограничные нервно-психические заболевания выявляются у 56,6 % студентов [Красик, 1982]. Исследователи провели анализ различных многопрофильных вузов. Результаты показали, что встречаемость пограничных нервно-психических расстройств на технических, медико-биологических, физикоматематических и гуманитарных факультетах соответствует пропорции 1:1,5:2:6. Некоторые авторы считают, что наибольшему риску этих заболеваний подвержены студенты младших курсов (I и II), к III курсу он достигает своего максимума. Это связано с трудностями адаптации к новым профессиональным и бытовым условиям. К IV–VI курсам обучения он снижается [Иовчук, 1999]. Исследование показало, что у 46,6 % расстройства аффективного спектра наблюдались во время экзаменационной сессии или подготовки к ней. В литературе высказывается мнение, что экзаменационная сессия является пиком умственной перегрузки и сильной стрессовой ситуацией [Красик, 1982]. Отчисления из вузов по причине нервно-психического неблагополучия преобладают у студентов I курса [там же]. Дезадаптация в целом характеризуется ухудшением успеваемости и необходимостью оформления академических отпусков [Иовчук, 1999].

Описание исследования

Изучение и сравнение особенностей психологической дезадаптации групп испытуемых, состоящих из студентов среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), связаны со значительными различиями характеристик социальных ситуаций развития, в которых находятся студенты. В то время как большинство студентов СПО относятся к социально незащищенной категории (неблагополучные семьи, низкий уровень материального благополучия, высокий риск алкогольной и наркотической зависимости), студенты ВПО – чаще всего дети из более благополучных семей со средним или высоким уровнем материального достатка, имеющие более благополучное социальное окружение. В связи с этим психологические характеристики и мотивы обучения студентов СПО и ВПО также имеют существенные различия.

Опираясь на результаты исследования Л. Г. Ждановой, можно говорить, что студенты СПО в своем обучении руководствуются в первую очередь мотивами профессионального становления. Менее значим для них так называемый прагматический мотив (получение диплома), что, по всей видимости, связано с меньшей престижностью среднего специального образования. Кроме того, студенты СПО практически не руководствуются мотивами получения и углубления знаний, получения интеллектуального удовлетворения, развития своих способностей и навыков. Ведущие учебные мотивы у студентов ВПО – прагматические (получение диплома о высшем образовании), познавательные, а также мотивы профессионального и личного престижа [Жданова, 2012].

С целью оценки уровня психологической дезадаптации студентов СПО и ВПО сотрудниками отдела психологического сопровождения МГППУ было проведено добровольное групповое психодиагностическое обследование. В нем приняли участие 162 студента СПО и ВПО различных факультетов гуманитарных и технических специальностей, из которых 64 – студенты СПО и 98 – студенты ВПО. Средний возраст обследованных студентов СПО – 17 лет, ВПО – 18 лет. Выборки не имели статистически значимых различий по возрасту и полу (табл. 1).

Исследование осуществлялось в форме фронтального опроса с помощью пакета психологических инструментов. Каждому студенту было предложено заполнить опросники анонимно. Методический комплекс включал в себя методики, диагностирующие выраженность психологической дезадаптации.

Для оценки степени выраженности эмоционального неблагополучия

  • шкала депрессии [BDI, A.Beck et al., 1961; адаптация Н. В. Тарабриной, 2001], предназначенная для определения наличия депрессивной симптоматики у обследуемых на текущий период;
  • шкала тревоги [BAI, A.Beck et al., 1961; адаптация Н. В. Тарабриной, 2001], определяющая степень тяжести тревожной симптоматики в клинических популяциях больных, начиная с 17-летнего возраста

Для оценки уровня социальной тревожности

  • шкала социального избегания и дистресса [Social Avoidance and Distress Scale, D. Watson, R. Friend, 1969], направленная на оценку склонности избегать социальных ситуаций и испытывать в них дискомфорт;
  • шкала страха негативной оценки [Fear of Negative Evaluation, D. Watson, R. Friend, 1969], направленная на измерение уровня тревоги в ситуациях оценивания.

Основные результаты исследования

Начнем с характеристики таких симптомов психологической дезадаптации, как депрессия и тревога.

Исследование показало, что у 24 % обследованных студентов ВПО наблюдается умеренный и высокий уровни выраженности симптомов депрессии (табл. 2). Люди, имеющие такие показатели, нуждаются в специальной медико-психологической помощи.

У студентов СПО в группу с выраженными симптомами депрессии не попал ни один студент, в группу с умеренным уровнем симптомов депрессии вошли 19 % обследованных студентов. Отсутствие симптомов депрессии отметили 39 % студентов СПО, в группе студентов ВПО таких оказалось 29 %. Однако статистически значимых различий по выраженности симптомов депрессии между выборками выявлено не было.

При анализе симптомов депрессии особое внимание было уделено изучению уровня суицидального риска у студентов СПО и ВПО (табл. 3). На вопрос шкалы депрессии А. Бека о суицидальных мыслях и желаниях один человек, обучающийся в ВПО, согласился с пунктом «Я бы покончил с собой при подходящей возможности», еще один отметил пункт «Я хотел бы покончить с собой», а наличие у себя мыслей о суициде отмечают 24 человека. Стоит заметить, что число студентов СПО, отмечающих у себя суицидальные намерения и пассивные суицидальные мысли (т. е. мысли без намерения привести их в исполнение), значительно ниже, по сравнению со студентами ВПО. Таким образом, 15 % опрошенных студентов СПО входят в группу риска по суицидальному поведению, тогда как число студентов ВПО, входящих в группу риска, почти вдвое выше – 27 %. Имеющиеся различия статистически значимы ( см. табл. 71).

Из данных табл. 4 видно, что у 67 % студентов ВПО и 66 % студентов СПО наблюдаются симптомы тревоги средней и высокой интенсивности. Только четверть обследованных студентов СПО и 20 % студентов ВПО не отмечают у себя никаких симптомов тревоги. Легкие симптомы тревоги отметили 9 и 13 % студентов СПО и ВПО соответственно. При сравнении средних показателей тревоги были выявлены более высокие показатели у студентов ВПО (различия статистически значимы, см. табл. 7).

Перейдем к характеристике такого проявления психологической дезадаптации, как социальная тревожность. Важнейшим источником стресса у студентов с высоким уровнем социальной тревожности является взаимодействие с окружающими людьми. «Шкала социального избегания и дистресса» направлена на оценку склонности избегать социальные ситуации и испытывать в них дискомфорт. Как видно из данных табл. 5, 40 % студентов ВПО испытывают интенсивный социальный дистресс, число студентов СПО, испытывающих тот же уровень дистресса, еще больше – 50 %. Проблемы в социальном взаимодействии у студентов могут проявляться, например, в сложностях при обращении к преподавателям или сотрудникам деканатов, затруднениях в кооперации, трудностях с публичными выступлениями, сдачей зачетов и экзаменов, трудностями общения со сверстниками и т. п. Тем самым дефицит социальных навыков ведет к социальной дезадаптации и может выступать одной из причин академической неуспеваемости и социальной дезадаптации. Хотя студентов, испытывающих выраженный социальный дистресс, среди студентов СПО больше, статистически значимых различий средних значений уровня социального дистресса у студентов СПО и ВПО выявлено не было.

Ожидание оценки со стороны людей является одним из факторов, напрямую влияющих на эмоциональное состояние. Часто по ряду причин люди ожидают именно негативной оценки своих способностей, умений, интеллектуальных возможностей. Это ожидание вызывает большое количество негативных переживаний, страхов, затрудняет социальные контакты. Для студентов это особенно актуально, так как большая часть учебного процесса проходит в тесном контакте с большим числом людей – одногруппниками, однокурсниками, преподавателями. В связи с этим высокий уровень страха негативной оценки может влиять на успешность обучения.

Представленные в табл. 6 результаты обследования показывают, что интенсивный страх в связи с возможной негативной оценкой испытывают около 50 % опрошенных студентов СПО и 19 % студентов ВПО. Таким образом, страх негативной оценки заметно выше у студентов СПО, различия статистически значимы (см. табл. 7).

В таблице 7 представлены сравнительные данные по перечисленным выше симптомам психологической дезадаптации на уровне статистической значимости.

Обсуждение полученных результатов

В ходе анализа полученных результатов, нами было замечено, что проявления психологической дезадаптации у студентов СПО и ВПО подвержены влиянию группы факторов, выделенных и описанных в многофакторной психосоциальной модели, разработанной А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян [Холмогорова, 2009]:

  • Личностные факторы: страх негативной оценки, дефицит навыков эмоциональной саморегуляции.
  • Интерперсональные факторы: социальное избегание и дистресс, несформированность или дефицитарность навыков социального взаимодействия.
  • Макросоциальные факторы: социальные стрессы, патогенные культурные ценности.
  • Семейные факторы: семейная структура, высокий уровень критики, накопление острых и хронических стрессов, недоверие к людям, запрет на открытое выражение чувств.

Проведенное нами обследование показало, что негативное влияние личностных и интерперсональных факторов на психологическую дезадаптацию студентов СПО и ВПО достаточно велико. Более половины опрошенных студентов испытывают страх при общении с окружающими, ожидают с их стороны негативного отношения к себе, осуждения или равнодушия к своим проблемам. Эти данные находят подтверждение в результатах исследований И. В. Никитиной и А. Б. Холмогоровой о наличии «искаженного социального восприятия». Авторы указывают на то, что «при изучении актуальных интерперсональных отношений социально тревожные студенты оценивали своих друзей как менее внимательных, вежливых, в целом более негативно, чем не тревожные студенты» [Никитина, 2011].

Важно, тем не менее, отметить: студенты с психологической дезадаптацией не всегда ведут себя в избегающей или мало адаптивной манере. Неадаптивное поведение проявляется в ситуации возможной оценки, которая запускает защитные стратегии поведения, а также в ситуации неопределенности. Такой стиль поведения тесно связан с особенностями когнитивного функционирования, проявляющимися в наличии чрезмерно высоких стандартов в отношении социальных взаимодействий: «я должен говорить всегда уверенно и интересно», «я никогда не должен выдавать своего волнения» [Никитина, 2011].

Несмотря на то, что влияние макросоциальных и семейных факторов на психологическую дезадаптацию осталось за рамками нашего исследования, оно является неоспоримым. Подтверждение этому мы находим в многочисленных исследованиях, проведенных Н. Г. Гаранян, Я. Г. Евдокимовой, В. В. Красновой, М. В. Московой, А. Б. Холмогоровой [1, 4, 9, 10, 11, 12, 18]. Применительно к нашему исследованию важно обратить внимание на ряд параметров, специфических для указанных факторов: переход из одной социальной ситуации развития (школа, семья) в другую (СПО, ВПО), патогенные культурные ценности, преобладающие у студентов (культ успеха, совершенства, силы), дисфункциональные семейные отношения.

Расширение выборки, исследование семейных и макросоциальных факторов психологической дезадаптации студентов ВПО и СПО – задача дальнейших исследований данной темы.

Выводы

Подводя итоги исследования по изучению особенностей психологической дезадаптации студентов СПО и ВПО, можно сделать несколько выводов.

1. Психологическая дезадаптация ярко выражена как у студентов СПО, так и у студентов ВПО. Присутствует определенная специфика проявлений дезадаптации у изученных групп студентов.

2. Для студентов СПО и ВПО характерна сильная выраженность симптомов депрессивного состояния. Лишь 39% и 29% студентов соответственно не обнаружили у себя депрессивной симптоматики. Значимых различий в интенсивности депрессивной симптоматики у студентов не обнаружено.

3. Степень выраженности тревожной симптоматики у студентов СПО и ВПО находится в пределах нормы у четверти обследованных студентов. Существуют статистически значимые различия в интенсивности тревоги у студентов СПО и ВПО.

4. Уровень социальной тревожности студентов СПО значительно выше, чем у студентов ВПО. Интенсивность социальной тревожности в пределах нормы отмечена у 3 % опрошенных студентов СПО.

5. 15 % студентов СПО и 27 % опрошенных студентов ВПО высказывают мысли или желание совершить суицидальные действия. Студенты этой группы находятся в критическом состоянии, требующем специальной медико-психологической помощи.

Результаты проведенного обследования свидетельствуют о необходимости разработки дифференцированных моделей помощи студентам ВПО и СПО с учетом их социальной ситуации развития и выраженности различных симптомов эмоциональной дезадаптации. Особое внимание необходимо обратить на высокий уровень социальной тревожности у студентов СПО в виде страха негативной оценки со стороны окружающих.

 

1 Все статистические различия приводятся в конце статьи в сводной табл. 7 для получения более целостной картины.

Литература

  1. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой деза- даптации // Психологическая наука и образова- ние. 2009. № 1. C. 72–81.
  2. Гаранян Н. Г. Личностные факторы депрессив- ных и тревожных расстройств // М.: МПГУ, 2009.
  3. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Войцех В. Ф., Семикин Г. И., Евдокимова Я. Г., Москова М. В. Предэкзаменационный стресс и эмоциональные нарушения у студентов младших курсов // Со- циальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2.
  4. Евдокимова Я. Г. Интерперсональные факто- ры эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов // Психологическая наука и об- разование. 2008. № 5. C. 71–81.
  5. Жданова Л. Г. Некоторые особенности моти- вации обучения у студентов // Педагогические и психологические науки: современные тен- денции: Материалы международной заочной научно-практической конференции (27 августа 2012 г.). Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоци- ация консультантов», 2012. С. 76–82.
  6. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессии у детей и подростков // М.: Школа-Пресс, 1999.
  7. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормаль- ная психология // СПб.: Питер, 2004. С. 218–240.
  8. Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания студентов. Томск, 1982.
  9. Краснова В. В. Семейные факторы социаль- ной тревожности у студентов // Материалы XII го- родской научно-практической конференции «Молодые ученые» – столичному образованию // М.: МГППУ, 2013. С. 246–247.
  10. Краснова В. В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отноше- ний и трудностей в учебной деятельности у сту- дентов. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 2013. [Электронный ресурс]: Детская психо- логия childpsy.ru 2005 URL: http://www.childpsy. ru/dissertations/id/29896.php (дата обращения 02.07.2013).
  11. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социаль- ная тревожность и студенческая дезадаптация // [Электронный ресурс] Психологическая наука и образование. 2011. № 1. http://psyedu.ru/(дата обращения: 22.08.2013).
  12. Москова М. В. Личностные факторы эмо- циональной дезадаптации студентов. Авто- реф. дисс. ... канд. психол. наук. 2008. [Электронный ресурс]: Электронный каталог Российских диссертаций disserr.com 2006. http://www. disserr.com/contents/278696.html (дата обращения: 13.05.2013).
  13. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социаль- ная тревожность: содержание понятия и основ- ные направления изучения. Часть 2 // Социаль- ная и клиническая психиатрия. 2011. Т. 21, № 1.
  14. Павлова Т. С., Холмогорова А. Б. Психологи- ческие факторы социальной тревожности в сту- денческом возрасте // Консультативная психоло- гия и психотерапия. 2011. № 1. C. 29–43.
  15. Северный А. А., Anufriev A. K. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации / А. А. Северный, А. К. Ануфриев. М., 1987. 13 с.
  16. Серых А. Б., Морозов Ю. Е., Будиловский Г. Н. Эмоциональная дезадаптация и психосомати- ческое здоровье юношей и девушек // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Педагогические и психологические на- уки. 2011. № 4. С. 60–68. [Электронный ресурс] http://journals.kantiana.ru/vestnik/
  17. Тарабрина Н. В. Практикум по психоло- гии посттравматического стресса. М.: «Когито- Центр», 2001. С. 268.
  18. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Горшкова Д. А., Мельник А. М. Суицидальное пове- дение в студенческой популяции. Культурно- историческая психология. 2009. № 3. C. 101–110.
  19. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Горшкова Д. А., Мельник А. М. Суицидальное поведе- ние в студенческой популяции // Культурно-исто- рическая психология. 2009. № 3. C. 101 – 110.

Информация об авторах

Горчакова Вера Александровна, Магистр психологии, начальник отдела психологического сопровождения ГБОУ ВПО МГППУ., e-mail: gorchakovava@mgppu.ru

Ланда Л.А., педагог-психолог отдела психологического сопровождения Московского городского психолого-педагогического университета

Матыцына В.А., педагог-психолог отдела психологического сопровождения Московского городского психолого-педагогического университета

Краснова-Гольева Виктория Валерьевна, кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии, Московский НИИ психиатрии (филиал ФГБУ «ФМИЦПН им.В.П.Сербского» Минздрава России), Москва, Россия, e-mail: v.krasnova@inbox.ru

Клименкова Елизавета Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Государственное бюджетное профессионального образовательного учреждение Образовательный комплекс «Юго-Запад», педагог-психолог,территориально структурное подразделение «Севастопольское», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-5188-1828, e-mail: klimenkovaliza@gmail.com

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3946
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 45

Скачиваний

Всего: 2510
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2