Библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование»

955

Аннотация

В статье проводи тся библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование». Основываясь на количественном и качественном анализе опубликованных в журнале статей, а также публикаций, цитирующих данные статьи, проведена оценка научного издания. По результатам библиометрического анализа приводятся риски и формулируются предложения по дальнейшему развитию журнала «Психологическая наука и образование» и включению издания в международный психолого-педагогический контекст.

Общая информация

Ключевые слова: библиометрический анализ, научное издание, психология, образование

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200411

Для цитаты: Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 108–116. DOI: 10.17759/pse.2015200411

Полный текст

 

История журнала «Психологическая наука и образование» начинается более 20 лет назад - 26 ноября 1994 года, когда Психологический институт Российской академии образования и Международный образовательный колледж (ныне Московский психолого-педагогический университет) учредили научный журнал для публикации результатов исследований в области современной психологии и психологического образования. Идея создания журнала принадлежит В.В. Рубцову (главный редактор издания) и А.А. Марголису (первый заместитель главного редактора). Основной задачей создания журнала стало знакомство педагогов и работников образования с психологическим знанием из тех отраслей психологии, которые необходимы педагогу в его непосредственной профессиональной деятельности. Эта задача систематически реализуется на уровне тематики рубрикации, ежегодных специальных выпусков, состава авторского коллектива. Таким образом, специалистам в области образования становится доступной актуальная профессиональная информация методического, теоретического и организационного характера в области психологии развития, педагогической психологии, психологии образования, семейной, детской психологии, психологии профконсультирования и в других областях психологии и педагогики. Такой солидный возраст журнала - повод для проведения его библиометрического анализа, позволяющий, в том числе, подвести итог предпринимаемым редакцией журнала усилиям по развитию издания за прошедший период, а также выявить и оценить тенденции развития профильных для издания отраслей науки.

 

В настоящей статье проводится библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование» за 20-летний период его существования по следующим показателям: количество и тематика опубликованных статей, цитирований и ссылок; состав авторского коллектива; читательская востребованность статей. Анализ проведен с использованием данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ) - ретроспектива выпусков издания доступна до 2004 года [2] и базы данных (БД) портала психологических изданий Psyjournals.ru (PJ) - ретроспектива доступна до 1996 года [3]. За период 1996-2015 гг. в журнале «Психологическая наука и образование» было опубликовано 1065 статей (доступны в БД PJ), из них 694 доступны в БД РИНЦ. Таким образом, выполняется необходимое условие для проведения анализа динамики цитирования, для которого достаточно не менее 10-летнего периода публикации и цитирования [1].

Авторский коллектив издания

За периоды 2004-2015 гг. (РИНЦ) и 1996­2015 гг. (PJ) зарегистрировано не многим более 940 и 1013 авторов соответственно, чьи статьи были опубликованы на страницах издания.

Среднее число авторов на одну публикацию составляет 1,35 (РИНЦ) и 1,05 (PJ); среднее число статей на одного автора - 0,7 (РИНЦ) и 1,46 (PJ). Количество авторов, опубликованных один раз, составляет порядка 70% (РИНЦ) и 76% (PJ). Количество авторов, опубликовавших более пяти статей, - 0,1% (РИНЦ) и 1,8% (PJ).

Доля авторов, опубликовавших статьи без соавторства, составляет 0,5 от авторского коллектива (РИНЦ), при этом доля публикаций, имеющих одного автора, составляет примерно 0,7 от всех индексируемых в РИНЦ статей журнала. Доля статей с количеством авторов более 10 составляет 0,001 (табл. 1). Полученные нами данные согласуются с общими тенденциями фактических данных о количестве соавторов (РИНЦ) по направлению «Психология», демонстрирующих, что доля статей с одним автором составляет порядка 0,4, в то время как с числом авторов более 10 - менее 0,01 [5].

Таблица 1

Распределение публикаций по числу соавторов 2004–2015 гг. (РИНЦ)

Число соавторов

1

2

3

4

5

6

7

8

11

Количество публикаций

448

185

49

17

4

2

1

1

1

Количество авторов, имеющих индекс Хирша выше 10, составляет 3 % (РИНЦ). Авторский коллектив включает: докторов наук - 2,7 % (PJ), кандидатов наук - 33 % (PJ). Количество региональных авторов составляет 14 % (РИНЦ) и 17,4 % (PJ).

Данные о ведомственной принадлежности авторов представлены в табл. 2. Согласно данным, большинство авторов являются представителями российских университетов - более 85 %, при общем количестве организаций 110 (РИНЦ).

Таблица 2

Ведомственная принадлежность авторов публикаций 2004–2015 гг. (РИНЦ).
Топ-20 первого квартиля 1

Организации

Количество публикаций

1

Московский городской психолого-педагогический университет

343

2

Психологический институт РАО

50

3

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Гер­цена

32

4

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

19

5

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

15

6

Московский городской педагогический университет

9

7

Российский государственный гуманитарный университет

8

8.

Институт психологии РАН

7

9

Санкт-Петербургский государственный университет

6

10

Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии

6

11

Иркутский государственный университет

5

12

Московский педагогический государственный университет

5

13

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

4

14

Кемеровский государственный университет

4

15

Научный центр психического здоровья РАМН

4

16

Удмуртский государственный университет

4

17

Университет Дубна

4

18

Федеральный институт медиации

4

19

Министерство образования и науки РФ

3

20

Московский институт развития образования

3

Показатели цитируемости издания

На конец декабря 2015 г. в РИНЦ зарегистрировано 4942 цитирований статей, опубликованных в журнале «Психологическая наука и образование». Данные РИНЦ позволяют проследить количественную и качественную специфику цитирований: сотрудники каких организаций ссылаются на публикации журнала и в каких изданиях, а также выявить наиболее и наименее цитируемые статьи и их тематику.

Если говорить о количестве цитирований одной публикации, то, согласно РИНЦ, наиболее цитируемой является статья, посвященная теме инклюзивного образования (2011 г.) - 70 ссылок. К высоко цитируемым относятся также публикация об образовании одаренных детей и подростков (2009 г.) - 66 ссылок - и о формировании компетенций у учащихся (2004 г.) - 58 ссылок.

Анализ количества прочтений статей показывает, что самая востребованная читателями статья журнала скачана 5590 раз (PJ). Она посвящена теме подготовки педагогических кадров (2014 г.). В число первых трех востребованных читателями материалов входят также публикация с описанием проекта модернизации педагогического образования (2014 г.) - 5469 скачиваний - и публикация о разработке профессионального стандарта педагога-психолога (2014 г.), имеющая 3498 скачиваний [7].

В то же время нельзя не отметить и тот факт, что, по данным на 30 декабря 2015 г., из всего массива публикаций научного издания, представленных в БД научной электронной библиотеки Elibrary, 36% статей процитированы не были, а 18% статей цитировались единожды (рис. 1).

Рис. 1. Распределение публикаций по числу цитирований (1996–2015 гг.) (РИНЦ)

 

Стоит отметить, что данные РИНЦ позволяют проанализировать тематическую специфику ссылок на публикации издания с учетом показателей продуктивности цитирующих авторов (индекс Хирша), уровня цитирующего источника (импакт-фактор) и типа цитирующего источника. Бесспорно, что о востребованности в профессиональном сообществе могут свидетельствовать ссылки на публикации журнала, сделанные авторами с высоким индексом Хирша, и в таких рецензируемых изданиях, как научно­периодические журналы с высоким импакт- фактором или учебники/учебные пособия.

Что касается ведомственной принадлежности цитирующих авторов, то следует отметить, что количество организаций составляет 528, из них в первый квартиль по количеству цитирований публикаций журнала входит 142 организации (табл. 3. Топ-15 организаций). Из таблицы исключена издающая организация («Московский городской психолого-педагогический университет» с количеством цитирований 391). Таким образом, в Топ-15 цитирующих организаций в основном входят педагогические вузы, что, на наш взгляд, является общей тенденцией цитирования для данного издания.

Таблица 3

Ведомственная принадлежность цитирующих авторов (2004-2015 гг.) (РИНЦ).

Топ-15 первого квартиля

Название организации

Количество публикаций

1

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

84

2

Южный федеральный университет

79

3

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

78

4

Институт психологии РАН

77

5

Казанский (Приволжский) федеральный университет

64

6

Московский городской педагогический университет

63

7

Челябинский государственный педагогический университет

54

8

Московский педагогический государственный университет

51

9

Психологический институт РАО

48

10

Новосибирский государственный педагогический университет

46

11

Российский государственный социальный университет

44

12

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина

41

13

Уральский государственный педагогический университет

39

14

Оренбургский государственный педагогический университет

37

15

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

36

Распределение цитирований по годам цитируемой статьи, типам цитирующих статей, цитирующим журналам и тематикам этих журналов показывает следующее.

Пик цитирований приходится на статьи, опубликованные в 1996 и 2011 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Распределение цитирований по годам цитируемых публикаций (1996–2015 гг.) (РИНЦ)

 

Наибольшее количество ссылок (исключая издания издающей организации) принадлежит авторам, публикуемым в журналах «Психология обучения» (двухлетний импакт- фактор 0.246 за 2014 г.) и «Современные проблемы науки и образования» (двухлетний импакт-фактор 0.443 за 2014 г.) (табл. 4).

Таблица 4

Распределение цитирований по цитирующим журналам (2004–2015 гг.) (РИНЦ).
Топ-20 первого квартиля

Название журнала

Цити­рова­ния

Двухлетний импакт-фак- тор (2014 г.)

I

II

III

IV

1

Психологическая наука и образование

142

0.943

2

Психологическая наука и образование www.psyedu.ru

116

0.273

3

Психология обучения

52

0.246

4

Культурно-историческая психология

49

0.229

5

Современные проблемы науки и образования

41

0.443

6

Сборники конференций НИЦ Социосфера

32

-

7

Известия Южного федерального университета. Педагогические науки

25

0.224

8

В мире научных открытий

24

0.259

9

Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

24

0.332

10

Вестник Томского государственного педагогического университета

24

0.453

I

II

III

IV

11

Вестник Челябинского государственного педагогического университета

24

-

12

Молодой ученый

23

0.513

13

Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

22

0.012

14

Вопросы психологии

22

0.942

15

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки

21

0.398

16

Научно-методический электронный журнал Концепт

21

0.200

17

Педагогическое образование в России

20

0.341

18

Мир науки, культуры, образования

19

0.272

19

Научные труды SWorld

19

0.164

20

Сибирский педагогический журнал

18

0.434

По тематике цитирующие публикации распределяются в равной мере между отраслями «Психология» и «Народное образование. Педагогика» (табл. 5).

Таблица 5

Распределение цитирующих публикаций по тематике (1996–2015 гг.) (РИНЦ)

Тематическая рубрика

Цитирования

1

Психология

1491

2

Народное образование. Педагогика

1356

3

Медицина и здравоохранение

130

4

Социология

80

5

Экономика. Экономические науки

39

6

Философия

26

7

Государство и право. Юридические науки

24

8

Языкознание

23

9

История. Исторические науки

21

50% цитирующих публикаций являются статьями в журналах (табл. 6).

Таблица 6

Распределение цитирующих статей по типу публикации (1996–2015 гг.) (РИНЦ)

Тип публикации

Количество цитирований

1

Статья в журнале

2719

2

Статья в сборнике трудов конференции

466

3

Диссертация

460

4

Книга или сборник статей

343

5

Статья в сборнике или глава в книге

97

6

Отчет

6

В табл. 4 представлен Топ-20 первого квартиля цитирующих журналов из 183, входящих в квартиль, с указанием двухлетнего импакт-фактора. Общее количество цитирующих журналов составляет 726.

В табл. 5 представлен первый квартиль тематик цитирующих журналов. Общее количество тематик составляет 32.

Показатели авторитетности и востребованности журнала и его дальнейшее развитие

Редакционная политика издания направлена на интеграцию журнала «Психологическая наука и образование» как в российский, так и в международный профессиональный контекст. В настоящий момент журнал вклю­чен в такие международные базы данных, как EBSCO publishing, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ, European Reference Index for Humanities (ERICH PLUS), Russian Science Citation Index [6]. Кроме того, с января 2015 г. журнал входит в перечень базовых журналов (Core Сollection) международной базы данных Web of Science (WoS) Emerging Sources Citation Index (ESCI), где индексируется с первого выпуска 2015 г. Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства науки и образования РФ в Перечень для публикации научных результатов диссертационных исследований (редакция 2015 года).

Благодаря изменениям в редакционной политике журнала «Психологическая наука и образование» с начала 2015 г. его электронная версия находится в свободном доступе во всех БД, где данное издание размещается. И уже можно говорить о первых эффектах инициативы предоставления свободного доступа c точки зрения читательского интереса. По данным PJ среднесуточное количество прочтений (скачивании PDF-файлов статей) статей журнала «Психологическая наука и образование» возросло в три раза (c 409 в 2014 г. до 1308 в 2015 г.). В целом, если сравнивать два последних года, то свободный доступ увеличил количество скачиваний со 149 448 в год (по данным 2014 г.) до 477 505 (в 2015 г.) (PJ).

Если говорить о показателях журнала, свидетельствующих о его авторитетности, то это, наряду с включением в Перечень ВАК, - место научного издания в общем и тематическом рейтингах Science Index (SI) РИНЦ. Динамика данных показателей за семь последних лет (с 2008 по 2014 г.) приведена в табл. 7. По результатам РИНЦ 2014 г. журнал «Психологическая наука и образование» занимает первое место в рейтинге SI по направлению «Психология».

Таблица 7

Динамика показателей журнала «Психологическая наука и образование»

Название показателя

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Место в рейтинге «Психология» SI

3

5

3

5

6

2

1

Место в общем рейтинге SI

301

597

301

352

458

109

67

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ

0,131

0,247

0,344

0,625

0,463

1,064

0,943

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ

-

0,224

0,332

0,505

0,442

0,804

0,817

Еще одним показателем авторитетности издания можно назвать тот факт, что, согласно экспертному ранжированию российских научных журналов, осуществленному НИУ ВШЭ (2015 г.), издание «Психологическая наука и образование» включен в список журналов категории B (условная группа среднего уровня) [4].

Разумеется, редакция журнала не планирует останавливаться на достигнутых результатах. Необходимы мероприятия по поддержанию высокого рейтинга издания и повышению его востребованности, в том числе и у международного психолого-педагогического сообщества. К таким мероприятиям, например, могут быть отнесены перевод лучших статей издания на иностранные языки или увеличение процента публикаций зарубежных авторов. На этом пути существуют свои трудности, прежде всего финансового характера. Однако, на наш взгляд, самая большая проблема имеет системный характер и состоит в том, что поступающие в издание авторские материалы не всегда соответствует международным критериям, предъявляемым к научным публикациям. Для преодоления данной проблемы необходимы меры по повышению уровня академического письма авторов и, более глобально, - уровня научно-исследовательской деятельности в области психологии и образования, включая разработку дизайна исследования, верификацию и представление его результатов.

Завершая библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование», нельзя не отметить, что спустя 20 лет исходная идея создания журнала не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую значимость для всей системы образования. Инновации стали неотъемлемой частью прогресса современного общества и без психологического знания прогрессивное развитие образования невозможно. Синтез психологической науки и образования - залог успешности прогресса и инноваций.

 

Литература

  1. Зибарева И.В., Теплова Т.Н., Нефедов О.М. Библиометрический анализ журнала «Успехи химии» // Успехи химии. 2007. Т. 76 (8). С. 747–751.
  2. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/title_profile.asp?id=9314 (дата обращения: 28.12.2015).
  3. Портал психологических изданий [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/psyedu (дата обращения: 28.12.2015).
  4. Проект НИУ ВШЭ по экспертному ранжированию российских научных журналов [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/academexpert/journals (дата обращения: 28.12.2015).
  5. Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии: монография [М.А. Акоев, В.А. Маркусова, О.В. Москалева, В.В. Писляков; Под. ред. М.А. Акоева]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 250 с. URL: http://wokinfo.com/media/pdf/ru-biblio_handbook_full.pdf  (дата обращения: 10.12.2015).
  6. Список журналов, вошедших в Russian Science Citation Index (RSCI) на базе Web of Science [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL: https://elibrary.ru/titles.asp  (дата обращения: 28.12.2015).
  7. Топ-20 скачиваемых статей на портале психологических изданий [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/top/top_articles.shtml  (дата обращения: 28.12.2015).

Информация об авторах

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Мешкова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3965-9382, e-mail: nmeshkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2611
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 955
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1