Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

5760

Аннотация

Рассматриваются основные цели, задачи, функции и механизмы социально- психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на уровне высшего профессионального образования. Описан опыт работы факультета дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (ФДО МГППУ) по социально-психологическому сопровождению студентов с ОВЗ. Показано, что социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ – это специально организованный процесс, предполагающий создание оптимальной доступной и воспитывающей среды, в которой возможно формирование общекультурных, профессиональных компетенций и развитие психологически здоровой личности. Утверждается, что ключевую роль при социально-психологическом сопровождении играют макросоциальные, психологические и психолого-педагогические условия среды. Обращается внимание на то, что психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ включает такие формы помощи, как социальная и психологическая поддержка, психолого-педагогическое сопро- вождение, реализующие свои задачи, отличающиеся определенными особенностями, продолжительностью, но только оптимальное сочетание данных форм помощи позволяет говорить о социально-психологическом сопровождении как таковом.

Общая информация

Ключевые слова: студент с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями развития, психологическая поддержка, социальная поддержка, психолого- педагогическое сопровождение, социально-психологическое сопровождение

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220109

Для цитаты: Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 71–80. DOI: 10.17759/pse.2017220109

Фрагмент статьи

Высшее образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Оно дает свободу жизненного выбора, духовную и материальную независимость, формирует мировоззрение и жизненные цели, развивает способность человека адаптироваться в меняющейся социальной ситуации, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодежи с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Галиуллина С.Д. Особенности получения образовательных услуг в условиях инклюзивного обучения // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика, 2015. № 3. С.25–30.
  2. Айсмонтас Б.Б., Уддин М.А. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ): монография. М.: OneBook ООО «Сам Полиграфист», 2014. 222 с.
  3. Гурова Е.В. Проблема психологической готовности преподавателя вуза к взаимодействию со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы IV Международной научно- практической  конференции.  М.:   МГППУ,   2014. С. 327–333.
  4. Денисова О.А., Леханова О.Л. Алгоритм психолого-педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов международной  научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-тех-нологический университет,  2016. С. 838–849.
  5. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования  и   обзорный   анализ   их   внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование: научно-методический журнал. Екатеринбург, 2016. № 2 (42). C. 122–135.
  6. Мартынова Е.А. Организационно-педагогическая деятельность по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе инклюзивного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.
  7. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости: учеб. пособие. М. : ФЛИНТА; Наука, 2015. 296 с.
  8. Одинцова М.А. Психология жертвы. Сказко- терапия для взрослых. Самара: Бахрах-М, 2010. 2012. 2015. 240 с.
  9. Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно- практической конференции / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. М.: МГППУ. 2011.
  10. Психология в нашей жизни: Из личного опыта людей с ограниченными возможностями здоровья: сб. творческих работ студентов факультета дистанционного обучения МГППУ. М.: МГППУ. 2012. 168 с.
  11. Швецов В.И., Рощина М.А. Педагогическое сопровождение   освоения применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции  лиц  с  глубокими  нарушениями  зрения// Вестник  Нижегородского  университета  имени Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Н. Новгород: Изд-во ННГУ. 2012. № 4(1). С. 76–82.

Информация об авторах

Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры психологии и педагогики факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3918-2975, e-mail: abronius@yandex.ru

Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-4616, e-mail: mari505@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4139
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 5760
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3