Современные стратегии моделирования информационно- аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования в России*

899

Аннотация

В статье дано описание современных подходов к моделированию информационно-аналитического сопровождения высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Представлена модель информационно-аналитического сопровождения студентов с инвалидностью в зависимости от нозологии, подробно описаны структурные компоненты информационно-аналитического сопровождения. Утверждается, что основными направлениями информационно- аналитического сопровождения лиц с ОВЗ являются: адаптационно-ориентирующее (довузовское), организационно-координационное, психолого- педагогическое, учебно-методическое, социально-культурное, медицинско- оздоровительное, профессионально-направленное (послевузовское) и др. Подробно характеризуется содержание указанных направлений для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Отмечается, что основой моделирования информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования стали принципы: расширения и формирования толерантного «безбарьерного» пространства, субъектности и социализации, мотивированности и активности, диалогичности, вариативности, информационной открытости.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Государственного заказа Министерства образования и науки РФ (проект 2016-01.04-05-020 – Ф-35.001) «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».

Ключевые слова: информационно-аналитическое сопровождение, инклюзивное образование, модель сопровождения, лицо с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Мониторинги

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220118

Для цитаты: Карпушкина Н.В. Современные стратегии моделирования информационно- аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования в России // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 161–168. DOI: 10.17759/pse.2017220118

Фрагмент статьи

Эффективное управление процессами толерантного «безбарьерного» пространства невозможно без создания информационно- аналитической инфраструктуры, позволяющей системно структурировать информационные потоки, используя современные компьютерные технологии.

Литература

  1. Карпушкина Н.В., Конева И.А. К проблеме моделирования информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. Вып. 53. Ч. 6. Ялта: РИО ГПА, 2016. С. 190–200.
  2. Карпушкина Н.В., Ольхина  Е.А.  Анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы и России // Вестник Мининского  университета.  2016.  №  4. С. 31–39.
  3. Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157            (дата обращения: 19.11.2016).
  4. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Мониторинг условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах России // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. С. 23–31.
  5. Медведева Е.Ю. Ольхина Е.А. Сравнительный анализ развития системы инклюзивного высшего образования  в  России  и  Германии  //  Проблемы современного педагогического образования. 2016. Вып. 53. Ч. VII. С. 340–349.
  6. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Оценка образовательных запросов взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 37 (79). С. 92–95.
  7. Медведева Е.Ю. Кудрявцев В.А. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: проблемы инклюзивного высшего образования в России // Современные научные исследования и  инновации.  2016.  №  10. С. 481–488.
  8. Медведева Е.Ю., Двуреченская О.Н. Мониторинг процесса реализации инклюзивного высшего образования в вузах Российской Федерации // Вестник  Мининского  университета.  2016.   №   3. С. 23–31.
  9. Ольхина Е.А., Карпушкина Н.В., Двуреченская О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению  инвалидов: анализ   зарубежного   опыта   [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru / issues/2016/10/72155 (дата обращения: 19.11.2016).
  10. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115–126.

Информация об авторах

Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии факультета психологии и педагогик, кафедра специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», Нижний Новгород, Россия, e-mail: karpushkina.nv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2189
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 899
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1