Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 4. С. 75–83
doi:10.17759/pse.2017220411
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экспертиза в образовании, психолого-педагогическая экспертиза, модель психолого-педагогической экспертизы
Рубрика издания: Педагогическая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220411
Для цитаты: Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 75–83. DOI: 10.17759/pse.2017220411
Полный текст
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования психолого-педагогическая экспертиза определяется как одна из форм сопровождения, способствующая созданию психолого-педагогических условий, необходимых для их реализации[Иванченко, 2005]. Для образовательной организации актуальны раннее выявление различных отклонений в поведении и психическом развитии детей и подростков, социальных рисков и психологических угроз, влияющих на формирование девиантного поведения у детей и подростков; определение границ профессиональной компетенции педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в системе общего образования; создание системы межведомственного взаимодействия по вопросам раннего выявления и разработки программы превентивных и/или коррекционно-развивающих мер
В психолого-педагогической литературе широко освещен вопрос организации экспертной деятельности, в том числе в системе образования . Экспертная деятельность - это форма человеческой деятельности, применяемая к решению различных задач, способ анализа причинно-следственных связей по отношению к тому, что уже произошло, или тому, что еще может произойти [Леонтьев, 2008] . Психолого-пе- дагогическая экспертиза (ППЭ) представляет собой вид комплексной гуманитарной экспертизы, направленной на изучение прямого и обратного влияния процессов, происходящих в системе образования, на участников этого образовательного процесса . ППЭ проводится с участием специалистов-экспертов, обладающих специальными знаниями в области экспертизы Выбор форм и методов экспертизы определяется в зависимости от целей и задач экспертизы . Основные требования к эксперту: профессиональная компетентность, гуманистические ценности, аналитическое (рефлексивное) мышление, соблюдение норм профессиональной этики [Умняшова, 2016] . Вместе с тем стоит отметить, что наиболее разработанной моделью экспертной деятельности с участием психолога является концепция судебнопсихологической экспертизы, включающая организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы [Сафуанов, 1998; Сафуанов Ф.С] .
Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих организацию ППЭ в системе образования Российской Федерации [Умняшова, б1], показал, что на сегодняшней день нет единого четкого определения этого понятия В нормативных актах встречаются понятия психологическая экспертиза, социально-психологическая экспертиза, педагогическая экспертиза, экспертиза инновационных технологий. При этом участие педагогических работников в экспертной деятельности в системе образования отражено в ФГОС общего образования и Положении о службе практической психологии образования Психологическая экспертиза выделена как одна из трудовых функций и в профессиональном стандарте педагога-психолога (психолога образования)2, а компетенции в области экспертной деятельности обозначены как образовательные результаты программ по различным направлениям: 37. 04. 01 - Психология (уровень магистратуры), 44. 04. 02 - Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), 44 06 01 - Образование и педагогические науки (уровень аспирантуры), 37. 05. 01 - Клиническая психология (специалитет), 44 05 01 - Педагогика и психология девиантного поведения (специали- тет) Разнообразие формулировок понятия экспертизы в системе образования приводит к многообразию трактовок содержания экспертной деятельности, что может привести к снижению эффективности реализации данной формы психолого-педагогического сопровождения [Умняшова, б1] .
Анализ основных проблем экспертизы в системе образования [Умняшова, а; Умняшова, б] показал, что в психолого-педагогической научной литературе можно выделить 7 основных направлений:
- экспертиза образовательной среды (В .А. Ясвин, В . В . Рубцов, В . И . Слободчиков, В И Панов);
- экспертиза образовательных (педагогических) технологий (В . А . Гуружапов, И . М . Ула- новская, И . В . Ривина, Н . И Поливанова);
- экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды (И . А . Баева, Е . Б . Лактионова, В . В . Ковров, Н . Т . Оганесян);
- экспертиза профессиональной деятельности педагогов (Д . А . Иванов, Р . В . Овчарова, Е С Усова), общественно-профессиональная
система оценки и сертификации квалификаций (В . В . Рубцов, Ю . М . Забродин, А . А. Марго- лис, Е . Н . Геворгян, Е . С . Романова, Б . М . Абу- шин и др . );
- экспертиза инновационных процессов (Д. А . Иванов, Г . А . Мкртычян, С . Н . Рыбинская);
- экспертиза качества образовательных услуг (Е . Б . Лактионова, Е . Г . Матвиевская, Н . Ю . Конасова);
- экспертиза методического обеспечения образовательной деятельности (Е . О . Смирнова, Л . Ф . Чупров, О . А . Белобрыкина, Е . С . Романова, Л С Макшанцева)
Одна из форм ППЭ в системе образования - организация междисциплинарного консилиума образовательной организации В работе, посвященной проблеме организации различных видов консилиумов в образовательной организации [Умняшова, а2], показано, что данная форма экспертной деятельности направлена на сотрудничество специалистов образовательной организации (администрации, педагогов, пе- дагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов) и социальных партнеров образовательной организации (родителей / законных представителей обучающихся, специалистов центров психолого-медико-социального сопровождения, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и т д) по вопросам разработки и реализации стратегии психолого-педагоги- ческого сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями (обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); детей и подростков в трудной жизненной ситуации и/или находящихся в социально-опасной ситуации; одаренных и высокомотивированных обучающихся; обучающихся из семей мигрантов; детей и подростков, демонстрирующих различные формы девиантного и саморазрушающего поведения) Организационно-правовые и научные аспекты работы консилиумов образовательных организаций разрабатываются только по вопросам сопровождения обучающихся с ОВЗ, при этом степень разработанности этих проблем все еще остается невысокой
Систематизация научных и нормативных оснований проведения экспертной деятельности в системе образования позволила авторам статьи сформулировать модель организации ППЭ в системе образования, включающую в себя организационные основы (цель, задачи, основные принципы, объект и предмет экспертизы, предметные виды ППЭ); требования к процедуре; требования к эксперту
Цель ППЭ - анализ условий образовательной среды и степени их влияния на психическое и психологическое здоровье субъектов образовательных отношений
Задачи ППЭ.
• Оценка уровня психического и психологического развития обучающихся .
• Оценка психолого-педагогических условий, созданных в образовательной организации: определение степени психологической безопасности, психологического комфорта, возможностей для достижения образовательных результатов и степени соблюдения прав обучающихся
• Оценка эффективности образовательных условий, выявление потенциальных ресурсов образовательной среды
• Оценка социальных рисков образовательной среды, выявление ресурсов по их преодолению
• Анализ степени влияния условий образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся
• Разработка рекомендаций по устранению (минимизации) негативных условий образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся; разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса
Объектом ППЭ в системе образования может выступать образовательная среда психического развития ребенка, а предметом - влияние средовых факторов на психическое развитие, обучение и формирование просо- циального поведения ребенка
Образовательная среда психического развития ребенка (как один из аспектов социальной ситуации развития) включает в себя 2 компонента:
- особенности образовательной среды, в которой обучается и воспитывается ребенок;
- особенности применяемых в учебновоспитательном процессе психолого-педагогических технологий, в том числе качество методического обеспечения образовательной деятельности Актуальное, с нашей точки зрения, содержание предметных видов психолого-педагогической экспертизы в системе образования представлено в табл 1
№ |
Предметные виды ППЭ |
Содержание |
1 |
Экспертиза образовательной среды |
Экспертная оценка: - пространственно-предметного и психодидактического компонентов образовательной среды; - направленности образовательной организации, отраженной в ее миссии и структуре деятельности; - психологической атмосферы в образовательной организации, в том числе характера взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса и уровня комфортности (безопасности) образовательной среды; - ресурсов образовательной организации (кадровых, материально-технических, финансовых), способствующих развитию данной образовательной организации (анализ программы развития); - экспертиза инновационных процессов (в том числе их безопасности для психического развития субъектов образовательных отношений); - экспертиза психолого-педагогических условий, созданных в образовательной организации для достижения обучающимися всех видов образовательных результатов с учетом особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся |
2 |
Экспертиза образовательных (психолого-пе- дагогических) технологий, в том числе методического обеспечения образовательной деятельности |
Экспертная оценка: - качества учебного процесса в практике развивающего обучения; - условий обучения и воспитания; - учебной коммуникации и развивающей среды урочной и внеурочной деятельности; - содержания образовательных программ дошкольного, основного общего и дополнительного образования; - содержания рабочих программ учебных дисциплин, элективных курсов; - содержания учебников, учебных и методических пособий, используемых в образовательном процессе; - содержания дидактических материалов (игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов); - содержания, надежности и валидности диагностического и коррекционно-развивающего инструментария; - содержания информационных методических ресурсов |
ППЭ назначается в следующих случаях • При возникновении нарушений в развитии и поведении обучающихся Задачами экспертной деятельности становятся выявление причин нарушений в развитии и поведении обучающегося(ихся), связанных с организацией образовательной среды и/или некорректностью применяемых методов обучения и воспитания, и разработка рекомендаций по изменению условий, которые будут способствовать минимизации и/или коррекции рисков образовательных среды, влияющих на психическое развитие ребенка как субъекта данной среды
• Для организации профилактической деятельности образовательной организации Целесообразно проведение ежегодного мониторинга особенностей образовательной среды и ее влияния на психическое развитие и психологическое здоровье всех субъектов образовательных отношений с целью раннего выявления рисков образовательной среды, разработки и реализации психолого-педагоги- ческих рекомендаций, направленных на устранение (минимизацию) выявленных рисков Естественно, решение многообразных задач ППЭ предполагает создание многопрофильного профессионального сообщества
экспертов в системе образования, в котором, по сравнению с актуальным положением дел, существенно повысится роль педагогов-пси- хологов в решении задач современной школы [Умняшова] . В какой форме это произойдет - пока вопрос открытый, но ясно, что необходимо создавать нормативную базу (на уровне Министерства образования и науки РФ), описывающую структуру психолого-педагогической экспертной службы, организацию экспертной деятельности и требования к экспертам
ППЭ в системе образования должна подчиняться строгой системе этических и правовых принципов, включающих:
- соблюдение законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при производстве экспертизы;
- независимость эксперта;
- объективность исследования .
Соблюдение принципа законности предполагает знание и соблюдение нормативноправовых актов и документов, регламентирующих деятельность специалистов в системе образования Российской Федерации Специалисты, участвующие в проведении ППЭ, должны неукоснительно соблюдать права субъектов образовательных отношений, отраженных в международном и российском законодательстве: Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. , Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 24 июля 1998 г . № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральном законе от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Реализация принципа независимости эксперта предполагает, что специалист, участвующий в проведении ППЭ в системе образования, должен давать заключение, основанное на результатах собственного исследования в соответствии со своими профессиональными знаниями и нести за данное им заключение личную ответственность [Леонтьев, 2008; Сафуанов] .
Принцип объективности исследований означает проведение экспертного исследования и формулирование выводов строго на научной (теоретической и методологической) основе, в соответствии с современным уровнем развития области, в которой он обладает специальными знаниями Экспертные выводы должны строго вытекать из результатов исследования Данный принцип также задает требования к беспристрастности эксперта Объективность экспертизы является следствием ее субъективности - опоры высококвалифицированного эксперта на свое индивидуальное знание и видение ситуации, отличающееся от знания и видения большинства людей [Иванченко, 2005; Леонтьев, 2008; Сафуанов; Сафуанов, а] .
Говоря об этических принципах психолого-педагогической экспертизы, стоит отметить, что в имеющихся нормативных документах - «Законе об образовании Российской Федерации»3, Этическом кодексе педагога-психолога Службы практической психологии образования России (2003)4, Этическом кодексе психолога (2014)5, проектах Профессионального кодекса учителя [Профессиональный кодекс учителя] и Кодексе профессиональной этики педагогических работников6 - регулируются этические взаимоотношения между участниками образовательного процесса при исполнении ими профессиональных обязанностей; в то же время на сегодняшний день не существует единых требований к этике проведения ППЭ в системе образования [Умняшова, а1] . Данный вопрос может быть решен только при активном участии профессионального сообщества в обсуждении и принятии норм профессиональной этики специалистов, участвующих в проведении ППЭ в системе образования
Требования к процедуре проведения психолого-педагогической экспертизы в системе образования. По аналогии с судебно-психологической экспертизой, ППЭ состоит из четырех основных стадий: подготовительной, аналитической, сравнительной и синтезирующей [7, с 75-76]
На подготовительной стадии происходит уяснение экспертного задания, подбор (назначение) экспертов На этом этапе целесообразно проведение заседания психологопедагогического консилиума образовательной организации (ППк) с целью определения общего плана экспертного исследования и распределения зон ответственности между участниками процесса Назначается эксперт- организатор, в роли которого может выступить председатель или иной член ППк, а также специалист, представляющий интересы и права ребенка (социальный педагог, классный руководитель и т д ), даже если он не включен в состав ППк На этом этапе происходит проверка наличия необходимой документации: приказа о назначении состава ППк, письменного согласия родителей (законных представителей) и т п Решение о проведении ППЭ отражается в протоколе заседания ППк образовательной организации В случае необходимости специалистами ППк могут быть подготовлены и отправлены официальные запросы для предоставления интересующей экспертов информации в различные организации, подведомственные Министерству образования и науки РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству внутренних дел РФ: центры пси- холого-медико-социального-сопровождения, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, поликлиники по месту жительства/регистрации обучающегося и т д
Аналитическая стадия заключается в проведении психолого-педагогического исследования различными специалистами образовательной организации (педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, социальный педагог), а также полном исследовании предоставленных для экспертизы материалов и документов Основные методы ППЭ:
- библиографический метод и контент- анализ (анализ документов, отражающих историю развития ребенка);
- психолого-педагогическое обследование уровня развития высших психических функций, особенностей личностного развития и/или уровня развития универсальных учебных действий ребенка;
- интервью с субъектами образовательных отношений (родителями / законными представителями обучающегося, педагогическими и административными работниками образовательных организаций, в реализации программ которых принимает участие ребенок);
- наблюдение за поведением подэксперт- ного (обучающегося) в образовательном процессе (во время урочной и внеурочной деятельности) .
На сравнительной стадии происходит сопоставление всех сведений, имеющих значение для экспертного заключения, которые получены из различных источников информации Данный анализ целесообразно проводить на заседании ППк Во время совместного обсуждения результатов проведенного разными специалистами обследования происходит составление единого заключения по итогам ППЭ и разработка рекомендаций субъектам образовательных отношений, включающих описание индивидуального образовательного маршрута и систему условий, способных минимизировать риски образовательной среды, негативно влияющих на психическое развитие и психологическое здоровье обучающегося(ихся) . Проведение данного заседания консилиума во многих случаях целесообразно с участием родителей (законных представителей) обучающегося, а в необходимых случаях - с участием также и представителей социальных партнеров образовательной организации (центров психо- лого-медико-социального сопровождения, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, медицинских работников и т д )
Проведение итогового консилиума включает в себя реализацию синтезирующей стадии психолого-педагогической экспертизы, которая заключается в профессиональной оценке результатов исследования и формулировке оснований для выводов (заключения) экспертной группы в соответствии с запросом на ППЭ В протоколе заседания ППк фиксируются все принятые решения, назначение ответственных за реализацию принятых решений, а также сроки контроля выполнения и оценки эффективности реализуемых решений
Безусловно, реализация процедуры ППЭ в системе образования требует высокого уровня профессионализма специалистов, принимающих участие в данной деятельности В связи с этим возникает необходимость конкретизации требований к экспертам, осуществляющим психолого-педагогическую экспертизу в системе образования
Компетентностная модель специалиста, осуществляющего ППЭ в системе образования, предполагает сформированность как общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в различных отраслях психологии и педагогики (формируемых в системе высшего образования), так и профессионально-специализированных компетенций в экспертной деятельности в результате постдипломной подготовки, включающих способность к постановке целей и задач психо- лого-педагогического исследования в рамках различных видов экспертизы; способность к выбору методов исследования в соответствии с задачами конкретного вида экспертизы; умение проведения исследования в рамках ППЭ; навык составления экспертного заключения; способность в доступной форме обеспечить заказчика информацией о результатах экспертного исследования Только при сформированности у специалиста совокупности вышеперечисленных компетенций можно говорить о наличии у него специальных знаний в области экспертизы
Результаты анализа теоретических (научных) и нормативных (законодательных) оснований психолого-педагогической экспертизы в системе общего образования показали, что ни в нормативной документации, регулирующей образовательную деятельность, ни в научной психолого-педагогической литературе нет единого четкого определения ППЭ . Систематизация опыта исследования принципов, содержания, видов, форм, функций, структуры, уровней и регламента проведения психологопедагогической экспертизы в системе общего образования позволила нам создать модель ППЭ в системе образования, учитывающую правовой аспект, сформулировать цель, задачи, объект, предмет и основные направления (предметные виды) такой экспертизы
Для успешной реализации модели ППЭ необходимо реализовать следующие перспективные направления
1 Создание профессионального сообщества экспертов в системе образования
2 Разработка проекта нормативного документа (как минимум в статусе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ), описывающего концепцию и требования к проведению ППЭ
3 Составление реестра рекомендованного диагностического инструментария для проведения ППЭ .
4 . Разработка этических принципов проведения ППЭ; создание на базе профессионального сообщества экспертов Этического комитета и этического кодекса эксперта
5 Разработка программ дополнительного профессионального образования, направленных на формирование и усовершенствование профессионально-специализированных компетенций специалистов, осуществляющих ППЭ
6 Разработка процедуры аттестации/сертификации специалистов, осуществляющих ППЭ .
Литература
- Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А., Сафуанов Ф.С., Тульчинский Г.Л. К системной методологии комплексной гуманитарной экспертизы // Труды Ярославского методологического семинара.Т. 3.Метод психологии / Под ред.В.В.Новикова, Н.Н. Карицкого, В.В.Козлова, В.А.Мазилова.Ярославль: МАПН, 2005.С.89–110.
- Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл.М.: Смысл, 2008.135 с.
- Профессиональный кодекс учителя [Электронный ресурс] // Учительская газета.2010.№ 5.URL: http://www.ug.ru/archive/34928 (дата обращения: 03.08.2017).
- Сафуанов Ф.С. Гуманитарная экспертология: актуальные проблемы и перспективы // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / Под ред.Г.В.Иванченко, Д.А.Леонтьева.М.: Смысл.2006.С.51–62.
- Сафуанов Ф.С. Заказное исследование // Человек.2005.№ 2.С.83–88.
- Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.М.: Гардарика, Смысл, 1998.192 с.
- Сафуанов Ф.С.Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата.М.: Юрайт.2014.421 с.Серия: Бакалавриат.Академический курс.
- Умняшова И.Б. Многопрофильная психологическая служба образовательного учреждения // Справочник заместителя директора школы.2009.№ 10.С.21–39.
- Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: научный альманах / Отв.ред.Р.Е.Барабанов; Московский финансово-юридический университет МФЮА.М.: МФЮА, 2016.С.123–132.
- Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.5–18.
- Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: предмет и содержание [Электронный ресурс] // PEM: Psychology.Educology.Medicine.2016.№ 3.URL: pem.esrae.ru/13-156 (дата обращения: 03.08.2017).
- Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования.2016.№ 2 (47).С.19–26.
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право.2016.Т.6.№ 3.С.162–177.doi:10.17759/ psylaw.2016060312
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования.2016.№ 3 (48).С.11–17.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2834
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 37
Скачиваний
Всего: 1645
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4