Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 1. С. 82–92
doi:10.17759/pse.2018230107
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, информационно-аналитическое сопровождение, пилотные площадки, результаты мониторинга
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230107
Для цитаты: Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 82–92. DOI: 10.17759/pse.2018230107
Полный текст
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, требования к которому установлены федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, предусматривает широкое участие педагогов-психологов при решении проблем обучения, воспитания и развития различных категорий детей в различные периоды школьного детства, что, в свою очередь, предполагает высокий уровень профессиональной подготовки специалистов при работе с каждым ребенком и его семьей. Системой координат, которая помогает педагогу-психологу выстраивать индивидуальную траекторию профессионального роста, является профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», разработанный в соответствии с планом подготовки профессиональных стандартов на 2012—2015 годы. Этот стандарт уже вступил в действие как нормативный правовой акт, предъявляющий требования к содержанию профессиональной деятельности и квалификации специалистов.
В 2015—2017 гг. профессиональный стандарт проходил апробацию на базе пилотных площадок, действующих на территории 12 субъектов Российской Федерации, которая была организована Минобрнауки России в соответствии с Дорожной картой (перечнем основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В ходе апробации отрабатывались вариативные модели применения профессионального стандарта, в том числе с использованием форм сетевого взаимодействия. Специально рассматривались:
• модели дифференциации уровней соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта;
• процедуры оценки и самооценки, а также требования к инструментарию оценки и самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта;
• модели индивидуальной программы профессионального развития педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта;
• программы дополнительного профессионального образования в соответствии с профессиональным стандартом;
• методическое обеспечение процедуры аттестации педагогов-психологов;
• предложения по формированию пакета примерных основных образовательных программ высшего образования подготовки пси- холого-педагогических кадров и др.
Важным направлением апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» стало информационно-аналитическое сопровождение его применения в субъектах Российской Федерации, организованное на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психологопедагогический университет».
Оно включало:
• разработку рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации;
• проведение мониторинга регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также необходимости его актуализации;
• публикацию результатов работы региональных пилотных площадок по апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
• проведение научно-практических мероприятий по вопросам апробации и применения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)».
В ходе этой работы были выявлены особенности регионального опыта апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», что позволило определить как основные проблемы, так и лучшие практики его применения.
В связи с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 [8] актуальным направлением работы в области апробации профессионального стандарта стала разработка рекомендаций по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации4, включающих комплекс мероприятий по переходу на профессиональный стандарт к 01 января 2020 года:
• мероприятия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017—2019 гг.;
• мероприятия органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, другого органа, в ведении которого находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017—2019 гг.
• мероприятия организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2017—2019 гг.
Специальной задачей информационно-аналитического сопровождения процесса применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» стало изучение региональных практик применения профессионального стандарта при формировании кадровой политики и в управлении персоналом. С этой целью в 2017 г. при поддержке Минобрнауки России был проведен мониторинг регионального опыта внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», который позволил выявить проблемы при его внедрении, изучить существующие практики его применения, а также определить условия актуализации профессионального стандарта.
В мониторинге приняли участие более 2500 экспертов из 57 субъектов Российской Федерации:
• представители дошкольных образовательных организаций (23% участников);
• представители общеобразовательных организаций (68% участников);
• представители ППМС центров (7% участников);
• представители иных организаций (2% участников): организаций дополнительного профессионального образования, дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, районных управлений образования и региональных информационно-методических центров, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Рис. 1. Соответствие квалификационных характеристик требованиям профессионального стандарта
Рис. 2. Обучение работников в целях приведения в соответствие их квалификации требованиям профессионального стандарта
Полученные данные показали, что профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» применяется в организациях следующих типов и видов:
• дошкольные образовательные организации;
• общеобразовательные организации;
• психолого-педагогические и медико-социальные центры;
• организации дополнительного образования;
• профессиональные образовательные организации;
• организации высшего образования;
• детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
• учреждения органов по делам молодежи, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
• подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
• организации и учреждения, создаваемые в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации.
Из результатов мониторинга следует тот факт, что в этих организациях в 96% случаев применяется должность «Педагог-психолог», включенная в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
Согласно данным, приведенным на рис. 1, 64% участников мониторинга отметили, что в организациях ведется целенаправленная работа по проведению проверки соответствия квалификации работников требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Образовательные организации планируют и проводят мероприятия по дополнительному профессиональному образованию своих работников с учетом требований профессионального стандарта в 77% случаев (рис. 2). При этом более 77% респондентов указали на отсутствие проблем, связанных с переходом на профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Анализ показал, что основные проблемы, с которыми, по мнению 19% респондентов, столкнулись образовательные организации при применении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», могут быть сгруппированы в несколько блоков.
В области организации перехода на профессиональный стандарт:
• отсутствие регионального плана-графика внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
• отсутствие временны х нормативов на отдельные виды работы педагога-психолога, а также норм количества обучающихся на ставку педагога-психолога.
В области сопровождения перехода на профессиональный стандарт:
• дефицит информации о практике применения профессионального стандарта;
• трудности в составлении должностных инструкций педагогов-психологов для разных типов образовательных организаций;
• отсутствие методической поддержки и помощи (наставников, опытных специалистов);
• непонимание значения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса педагогическим коллективом/ администрацией/родителями.
В области ресурсного обеспечения, в том числе при переходе на профессиональный стандарт:
• недостаток времени и трудовых ресурсов;
• недостаток нормативных правовых (федеральных, региональных, локальных нормативных актов), а также методических (программно-методических) ресурсов для работы;
• недостаток материально-технических ресурсов.
В области требований к квалификации:
• несоответствие уровня и (или) профиля образования требованиям профессионального стандарта;
• дефицит компетенций для реализации трудовых функций;
• проблема получения высшего и дополнительного профессионального образования;
• проблема качества высшего образования.
Результаты мониторинга также показали, что только у 6% респондентов имеется дефицит профессиональных компетенций для реализации трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом. Основные дефициты компетенций при применении профессионального стандарта связаны преимущественно с реализацией обобщенной трудовой функции В — раздел № 3.2 профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»5.
Как показали данные, на территории субъектов Российской Федерации в основном разработаны и реализуются образовательные программы дополнительного профессионального образования, направленные на приведение квалификационных характеристик педагогов-психологов в соответствие требованиям профессионального стандарта.
Поступившие от участников мониторинга (19% респондентов) предложения по приведению программ дополнительного профессионального образования в соответствие с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», включают следующие тематические направления:
• психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
• психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
• нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога;
• консультирование субъектов образовательного процесса;
• организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе работа по психологической реабилитации;
• психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации;
• психопрофилактика правонарушений подростков.
Согласно полученным данным (рис. 3), обнаруживается устойчивая тенденция в реализации организациями межведомственных моделей оказания образовательных услуг, психолого-педагогического сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи. Это обстоятельство имеет принципиальное значение для повышения качества работы специалистов данного профиля, поскольку психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по существу представляет собой межведомственное и междисциплинарное взаимодействие, т. е. является командной работой.
Таким образом, результаты мониторинга свидетельствуют о том, что большинство образовательных организаций в регионах Российской Федерации ведут целенаправленную работу по организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем при организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Их решению будет способствовать создание региональных рабочих групп по апробации и применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования), разработка планов-графиков его внедрения в организациях, организация мероприятий по профессиональному образованию и дополнительному профессиональному образованию педагогов-психологов6; совершенствование ресурсного обеспечения деятельности психологической службы в системе образования (нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического); информационно-аналитическое сопровождение применения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации.
Рис. 3. Участие организаций в реализации межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг
Важной задачей мониторинга явилось определение условий актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в связи с завершением этапа его апробации на базе региональных пилотных площадок, а также с учетом первого опыта его применения в образовательных организациях. В этом исследовании участвовали 1778 экспертов из 56 субъектов Российской Федерации. Полученные результаты свидетельствуют о следующем.
Как показал анализ имеющихся материалов, на сегодняшний день отсутствуют основания для пересмотра основного содержания профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Эксперты отметили отсутствие необходимости в таких действиях по следующим параметрам:
• редакции наименования вида профессиональной деятельности и основной цели вида профессиональной деятельности (по мнению 96% экспертов); изменения формулировок обобщенных трудовых функций (по мнению 98% экспертов);
• изменения формулировок трудовых функций и трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции А7 (раздел № 3.1 профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также необходимых умений и необходимых знаний в рамках обобщенной трудовой функции А (по мнению 97% и 98% экспертов соответственно);
• изменения формулировок трудовых функций и трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции В8, а также необходимых умений и необходимых знаний в рамках обобщенной трудовой функции В (по мнению 98% и 99% экспертов соответственно).
По мнению 63% экспертов целесообразно установить в профессиональном стандарте в структуре требований к обобщенной трудовой функции А уровень высшего образования «бакалавриат»; 55% экспертов полагают, что целесообразно установить в структуре требований к обобщенной трудовой функции В уровень высшего образования «бакалавриат».
Профильные направления и специальности, обеспечивающие выполнение профессиональной деятельности9, определены следующим образом:
• 67,11% экспертов указывают на необходимость профессиональной подготовки в рамках следующих направлений подготовки и специальностей высшего образования:
• 44.03.02, 44.04.02 (050400) «Психологопедагогическое образование»;
• 44.05.01 (050407) «Педагогика и психология девиантного поведения».
32,89% экспертов определяют необходимость профессиональной подготовки в рамках следующих направлений подготовки и специальностей высшего образования:
• 37.03.01, 37.04.01 (030300) «Психология»;
• 37.05.01 (030301) «Психология служебной деятельности»;
• 37.05.02 (030401) «Клиническая психология».
Полученные при проведении мониторинга результаты в целом подтвердили актуальность действующей редакции профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также соответствие его содержания и требований законодательству и нормативным правовым актам, регламентирующим вид деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса10.
В то же время, в связи с введением в действие новых редакций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, а также Общероссийского классификатора специальностей по образованию, целесообразно осуществить уточнение кодов ОКСО и ОКВЭД в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в соответствии с актуальными версиями справочников и с учетом результатов мониторинга.
Профессионально-общественное обсуждение итогов апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в 2015—2017 г., организованное в ходе серии семинаров-вебинаров и научно-практических конференций, в которых приняли участие более 4000 человек, позволяет констатировать следующие значимые результаты в развитии данной квалификации:
• становление на территории пилотных регионов России эффективной региональной системы управления процессами внедрения профессионального стандарта, совершенствование моделей организации деятельности психологической службы на региональном (муниципальном) уровне, в том числе в условиях межведомственного взаимодействия, с учетом требований профессионального стандарта и развитие профессионализма педагогов-психо- логов в решении проблем детства в соответствии с вызовами времени;
• развитие информационно-аналитического и методического сопровождения применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации и диссеминация эффективного регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории субъектов Российской Федерации;
• определение условий эффективного применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
• подготовка актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки «Психолого-педагогиче- ское образование», а также примерных основных образовательных программ высшего образования по профилю «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (по уровням бакалавриата и магистратуры);
• развитие механизмов межведомственного взаимодействия в практике психологопедагогического сопровождения образовательного процесса и оказания психолого-пе- дагогической помощи несовершеннолетним лицам и их семьям;
• выявление и анализ проблем ресурсного обеспечения деятельности психологической службы в системе образования (нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического)12.
Опираясь на позитивный опыт и лучшие практики в области апробации и применения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)», можно сформулировать требования по организации применения профессионального стандарта в образовательных организациях:
• анализ требований профессионального стандарта к квалификации работников;
• анализ соответствия уровня образования и практического опыта работников требованиям профессионального стандарта для данного вида деятельности;
• определение условий выявления и освоения работниками компетенций, заявленных в профильном профессиональном стандарте, в том числе предусматривающих персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию;
• определение потребности в профессиональном или дополнительном профессиональном образовании в целях приведения квалификационных характеристик работников и их компетенций в соответствие профильному профессиональному стандарту;
• формирование профессионального запроса на профессиональное или дополнительное профессиональное образование работников в соответствии с требованиями профильного профессионального стандарта и с учетом уровня образования специалиста, стажа работы в данной области, специфики его организации, индивидуальных профессиональных интересов и возможностей;
• организация профессионального или дополнительного профессионального образования по приведению в соответствие квалификационных характеристик и компетенций работников требованиям профильного профессионального стандарта.
Актуализация этих требования предполагает дальнейшую работу по апробации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и выполнение адресных исследований лучших практик, складывающихся в этой области.
Литература
- Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 116—128. doi:10.17759/psyedu.2017090312
- Васягина Н.Н., Минюрова С.А., Пестова И.В. Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 48—60. doi:10.17759/psyedu.2017090306
- Долгоаршинных Н.В. Региональные особенности внедрения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» (опыт Московской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 93—103. doi:10.17759/psyedu.2017090310
- Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 19—29. doi:10.17759/psyedu.2017090303
- Клюева Т.Н., Илюхина Н.В. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования» (опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 61—70. doi:10.17759/psyedu.2017090307
- Олтаржевская Л.Е., Кривенко А.В., Курбанов Р.А. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как современный инструмент управления кадровым потенциалом [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 71—82. doi:10.17759/psyedu.2017090308
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70429490/ (дата обращения: 01.02.2018).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584) [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения: 01.02.2018).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р «О плане разработки профессиональных стандартов на 2012—2015 гг.» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70270556/ (дата обращения: 01.02.2018).
- Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 2—18. doi:10.17759/psyedu.2017090302
- Рубцов В.В. Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели межведомственного взаимодействия // Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодеийствия: коллективная монография / Под ред. Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. С. 12—34.
- Удина Т.Н. Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 83—92. doi:10.17759/ psyedu.2017090309
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2291
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 725
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1