Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников

Аннотация

Представлены результаты разработки многомерной шкалы удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) у детей младшего школьного возраста на основе опросника MSLSS Е.С.Хюбнера.Методика позволяет получить оценку удовлетворенности жизнью по пяти шкалам: «Семья», «Школа», «Учителя», «Я сам», «Друзья», а также общий показатель удовлетворенности жизнью. На детях младшего школьного возраста (3—4-й классы, N=483) показаны надежность и валидность методики.Пятифакторная структура методики подтверждается с помощью конфирматорного факторного анализа.Все шкалы опросника обладают высокой надежностью (0,82 < α < 0,89) и демонстрируют ожидаемые связи с показателями субъективного благополучия и различными шкалами самооценки, оцененными с помощью методики Дембо—Рубинштейн.В статье представлены текст опросника, а также нормативные данные для детей младшего школьного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие, диагностика, младшие школьники, самооценка

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230601

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00386 «Внутренняя и внешняя мотивация школьников, обучающихся по разным образовательным программам».

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2018230601

Полный текст

 

В последние годы растет интерес исследователей к позитивному психологическому развитию детей и подростков, во многом стимулированный развитием нового направления — позитивной психологии, а также пониманием того, что благополучие ребенка не сводится к отсутствию у него неблагоприятных характеристик, таких как тревожность, депрессия, асоциальное поведение и др. Исследования показывают, что удовлетворенность жизнью (УЖ), понимаемая как «глобальная оценка человеком своей жизни», является важной составляющей психологического благополучия личности В соответствии с концепцией Э . Динера УЖ является одной из основных составляющих предложенного им конструкта субъективного благополучия, ее когнитивным компонентом наряду с позитивной и негативной аффективностью личности.

Исследования УЖ фокусируются на том, как и почему люди переживают свою жизнь в позитивном ключе . Они показывают, что УЖ связана с показателями адаптивного и не­адаптивного жизненного функционирования В частности, позитивная УЖ считается основополагающим фактором, предсказывающим отсутствие психопатологических симптомов, а также фактором, способствующим достижению ряда позитивных жизненных результатов, таких как улучшение академической успеваемости, межличностных отношений и физического здоровья у подростков.

В психологии сложилось два подхода к оценке УЖ: одномерный и многомерный. Первый из них рассматривает УЖ как одномерный конструкт, который измеряется с помощью глобальных, не привязанных к конкретным сферам жизни формулировок либо путем суммирования коррелирующих пунктов, оценивающих удовлетворенность в разных значимых сферах . В рамках второго подхода УЖ рассматривается как многомерный конструкт, образованный из относительно независимых показателей, характеризующих удовлетворенность в разных сферах жизни В опубликованном недавно обзоре Т . О . Арча­ковой и А . Н . Вераксы с соавторами описаны методики, соответствующие разным подходам. Многомерные опросники обеспечивают более информативный и в целом более надежный подход к диагностике УЖ, так как они позволяют не только оценить общий уровень, но и понять индивидуальный профиль удовлетворенности по разным сферам

В 1994 г . Е . С . Хюбнер разработал многомерную шкалу УЖ (Multidimensional Students' Life Satisfaction Scale, MSLSS), самоотчетный опросник из 40 пунктов, предназначенный для оценки УЖ учащихся начиная с 3-го класса. MSLSS продемонстрировала хорошие психометрические свойства, включая приемлемую внутреннюю согласованность, ретестовую надежность и факторную структуру

Методика основана на многомерной модели УЖ, в которой выделяется один общий фактор и пять факторов второго уровня, соответствующих разным сферам жизни ребенка Выделяются следующие важные для школьников сферы жизни: «Семья», «Друзья», «Школа», «Я сам(а)», «Условия жизни». Содержание пунктов шкалы «Семья» относится к удовлетворенности респондентов их отношениями с членами семьи Шкала «Школа» оценивает удовлетворенность детей школьной жизнью с точки зрения поддержки их интересов и общего отношения к школе и учебной деятельности . Шкала «Друзья» направлена на изучение удовлетворенности отношениями со своими сверстниками . Шкала «Я сам» касается уровня удовлетворенности самим собой, позитивного отношения к себе и мнения других людей . Шкала «Условия жизни» направлена на изучение удовлетворенности ребенка соседями и районом проживания .

В последние два десятилетия работа над валидизацией MSLSS велась в США, Канаде, Испании, Франции, Ирландии, Китае, Южной Корее, Турции, Великобритании, Иране, Сербии, Италии, Гонконге, Чили и других странах. Анализ этих работ показывает, что результаты конфирматорного факторного анализа и индексы соответствия моделей различаются по разным выборкам . В некоторых исследованиях удалось подтвердить пя­тифакторную модель с оригинальной 40-пун- ктовой версией методики, в то время как в других индексы соответствия моделей оказались неудовлетворительными. В свете проблем, возникающих в ряде выборок в связи с 10 обратными утверждениями, была предложена сокращенная версия MSLSS, состоящая из 30 пунктов, однако в данном исследовании не удалось показать ее соответствие теоретической пятифактор­ной структуре Канадскими исследователями разработана сокращенная англоязычная 18-пунктовая версия MSLSS, включающая только прямые утверждения.

Ряд отечественных исследователей используют различные версии опросника MSLSS, однако не известны надежность и другие психометрические показатели этих шкал, так как ни одна из них не была опубликована Например, мы в своих работах неоднократно использовали MSLSS. С .А. Водяха на основе MSLSS разработал опросник школьного благополучия, заменив «Условия жизни» на «Отношения с учителями», и апробировал его на выборке детей от 11 до 17 лет. Этот опросник не был опубликован, его описание же не содержит необходимой психометрической информации Таким образом, можно сделать вывод о назревшей необходимости разработки надежной русскоязычной версии MSLSS, пригодной для применения в исследованиях и практической деятельности школьного психолога

Адаптация русскоязычной версии методики велась в соответствии с принципами кросс-культурной адаптации опросников, оценивающих качество жизни, и с учетом опыта предыдущих адаптаций В ходе работы над русскоязычной версией опросника MSLSS мы исходили из того, что одним из главных личностных предикторов УЖ являются показатели самооценки. Особенно тесную связь следует ожидать между самооценкой и шкалой «Я сам», отражающей удовлетворенность собой Удовлетворенность в других сферах жизни также должна быть связана с самооценкой, особенно в тех случаях, когда речь идет о самооценке качеств, значимых для успеха в этой сфере жизни В частности, можно ожидать, что удовлетворенность школой будет связана с самооценкой качеств, влияющих на успешность учебной деятельности: способностей, ума, старательности .

Целью нашей работы стало создание русскоязычной версии многомерной методики УЖ подростков на основе опросника MSLSS Е . С . Хюбнера. В ходе проводимого исследования проверялись следующие гипотезы:

1) эмпирическая структура методики, образованная из пяти коррелирующих факторов, обладающих высокой внутренней согласованностью, соответствует теоретической модели, включающей пять показателей: удовлетворенность отношениями в семье, школой, учителями, собой и отношениями с друзьями;

2) внешняя валидность шкал УЖ школьников характеризуется связями с другими невербальными оценками благополучия и самооценкой

Участники исследования. В исследовании приняли участие учащиеся младших классов (3—4-й классы, N = 483) из четырех общеобразовательных средних школ г. Москвы . Среди испытуемых было 257 мальчиков, 222 девочки, четверо учащихся пол не указали . Средний возраст — 9,64 года (8—12 лет, SD = 0,69), подавляющее большинство детей (95%) — в возрасте от 9 до 11 лет .

Методики. Для диагностики психологического благополучия школьников был разработан опросник, основанный на многомерной шкале удовлетворенности жизнью Е С Хюб- нера (за основу был взят перевод Е Н Осина, применявшийся ранее в наших исследованиях и исследованиях коллег) . Ввиду значимости учебной деятельности в школьном возрасте (в младшем школьном возрасте выступающей ведущим типом деятельности) было принято решение дополнить методику шкалой удовлетворенности отношениями с учителем . При этом шкала удовлетворенности условиями жизни была исключена для обеспечения компактности опросника, а также в силу ее малой полезности для практической деятельности школьного психолога и ее кросс-культурной специфичности В отличие от США, где была разработана методика, в России разброс между различными районами проживания значительно меньше, что сказывается на меньшей рефлексии этой сферы и ее вкладе в УЖ детей В результате анализа и отбора наиболее согласованных пунктов была составлена итоговая версия опросника, включающая 30 утверждений . Использовалась пятибалльная шкала ответов от «никогда» до «всегда» Текст методики с инструкцией и ключом приведен в приложении

Для анализа валидности предложенного опросника использовались две следующие невербальные методики диагностики субъективного благополучия и самооценки детей, соответствующие данной возрастной группе (3—4-й классы):

• Для диагностики субъективного благополучия использовалась шкала «Отношение к школе и жизни», представляющая собой два набора из 7 символических изображений лиц с различными эмоциональными состояниями — от веселого, улыбающегося к грустному и очень печальному . Ребенку предлагается обвести одно лицо, соответствующее его отношению к школе и учебе (в первом наборе) и к своей жизни (во втором) . При подсчете каждому лицу приписывается оценка в баллах (от 7 до 1) . Коэффициент корреляции между показателями отношения к школе и к жизни составил 0,35 (p < 0,001) . Такое умеренное значение указывает на специфичность школьного благополучия и его несводимость к общему субъективному благополучию

• Для диагностики самооценки использовалась методика Дембо—Рубинштейн. В соответствии с инструкцией дети на подписанных вертикальных шкалах (линеечках) отмечали, насколько выражены у них следующие восемь качеств: красота, доброта, способности к учебе, везение, ум, старательность, честность, общительность В ходе анализа наряду с оценкой по исходным шкалам использовался также суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель самооценки (альфа Кронбаха = 0,81) .

Методики предъявлялись фронтально двумя психологами, все инструкции и утверждения зачитывались вслух, дети заполняли специальные бланки с опросниками

Результаты

Соответствие структуры методики теоретической модели проверялось при помощи конфирматорного факторного анализа Модель, в которой каждый пункт опросника был отнесен к одному из пяти коррелирующих факторов (см рис ), соответствующих шкалам опросника, оценивалась в программе MPLUS 7 . В результате анализа были получены хорошие показатели соответствия модели исходным данным: х2 = 762,43; df = 395; p < 0,001; CFI = 0,936; NNFI = 0,929; RMSEA = 0,044; 90%-ный доверительный интервал для RMSEA (0,039—0,049); PCLOSE = 0,985; N = 483. Иерархическая модель с одним общим фактором второго уровня показала меньшее соответствие данным: х2 = 897,35; df = 400; p < 0,001; CFI = 0,913; NNFI = 0,905; RMSEA = 0,051. Следовательно, эмпирическими данными лучше подтверждается модель опросника, включающая пять взаимозависимых факторов Вместе с тем иерархическая модель, судя по показателям соответствия, также является приемлемой, так что возможным является использование общего показателя по всем шкалам О высокой внутренней согласованности шкал свидетельствуют значения коэффициентов надежности а Кронба­ха, превышающие 0,80 (см . табл . 1) Для суммарного показателя было получено высокое значение коэффициента а Кронбаха — 0,94 .

 

Корреляции между шкалами методики свидетельствуют о том, что все они статистически значимо связаны между собой, однако сила связей варьируется в довольно широких пределах. Шкалы удовлетворенности школой и отношениями с учителем в соответствии с ожиданиями показали сильную взаимосвязь, подтверждая предположение о том, что отношения с учителем являются решающим фактором отношения младшего школьника к школе В то же время для некоторых шкал корреляции оказались довольно умеренными, как, например, для шкал «Я сам» и «Друзья» со шкалой удовлетворенности школой Это говорит о том, что, несмотря на важную роль школы в жизни ребенка, благополучие в других жизненных сферах сильно зависит также и от других, не связанных со школой факторов В ходе анализа валидности были вычислены корреляции каждой из шкал опросника с показателями благополучия по невербальной методике «Лица» и различными шкалами самооценки (см табл 2) Высокий коэффициент корреляции шкалы «Школа» с показателем отношения к школе по методике «Лица» свидетельствует о том, что они измеряют единый
конструкт, полностью подтверждая внешнюю валидность этой шкалы Отношение к жизни по методике «Лица» показало умеренные статистически значимые связи со всеми шкалами опросника при наличии наиболее тесной связи со шкалой удовлетворенности отношениями в семье Этот факт отражает, по-видимому, основной вклад семейных отношений в общее благополучие ребенка . Умеренные значения коэффициентов в данном случае можно объяснить тем, что опросник дает дифференцированную оценку благополучия в разных жизненных сферах в отличие от общего показателя по методике «Лица» Общая самооценка показала наиболее тесную связь со шкалой «Я сам», свидетельствуя о том, что удовлетворенность собой основывается на позитивной самооценке При этом самооценки личных качеств, имеющих значение для эффективной учебной деятельности (способности к учебе, старательность, ум), показали наиболее тесные корреляции со шкалами удовлетворенности школой и отношениями с учителями Удовлетворенность отношениями с друзьями наиболее тесно связана с самооценкой общительности

С целью стандартизации методики для каждой из шкал были вычислены средние значения и стандартные отклонения в целом по выборке, а также отдельно для мальчиков и девочек (см табл 3) Возрастных различий выявлено не было, что может быть следствием довольно узкого возрастного диапазона участников исследования

Рис. Факторная модель, отражающая структуру методики ШУДЖИ . Все приведенные коэффициенты значимы при p < 0,05, ошибки измерения опущены для упрощения рисунка 

Таблица 1

Интеркорреляции между шкалами опросника ШУДЖИ

Показатели

Семья

Школа

Учителя

Я сам

Друзья

Семья

 

 

 

 

Школа

0,39***

 

 

 

Учителя

0,60***

0,68***

 

 

Я сам

0,55***

0,32***

0,50***

 

Друзья

0,48***

0,26***

0,46***

0,56***

Надежность (альфа Кронбаха)

0,82

0,86

0,89

0,83

0,84

 
Примечания. Значимость коэффициентов: «*» — p < 0,05; «**» — p < 0,01; «***» — p < 0,001 (N = 483) . Полные названия шкал см . в приложении .
Таблица 2
Корреляции шкал опросника ШУДЖИ с другими шкалами и показателями
 

 

 

Семья

Школа

Учителя

Я сам

Друзья

Общий показатель

Благополучие (методика «Лица»)

 

Отношение к школе

0,39***

0,70***

0,63***

0,35***

0,29***

0,63***

Отношение к жизни

0,42***

0,24***

0,33***

0,34***

0,31***

0,42***

Самооценка (методика ДембоРубинштейн)

 

Красота

0,11*

0,01

0,06

0,44***

0,19***

0,20***

Доброта

0,21***

0,22***

0,25***

0,34***

0,26***

0,33***

Способности к учебе

0,29***

0,36***

0,36***

0,35***

0,24***

0,42***

Везение

0,26***

0,03

0,17***

0,35***

0,27***

0,27***

Ум

0,22***

0,26***

0,24***

0,32***

0,19***

0,32***

Старательность

0,30***

0,31***

0,34***

0,31***

0,22***

0,39***

Честность

0,31***

0,28***

0,28***

0,36***

0,36***

0,41***

Общительность

0,27***

0,17***

0,26***

0,35***

0,36***

0,36***

Самооценка (Сумма)

0,37***

0,30***

0,37***

0,54***

0,40***

0,51***

 
Примечания. Значимость коэффициентов: «*» — p < 0,05; «**» — p < 0,01; «***» — p < 0,001 (N = 476) .
 
В целом величина различий по отдельным шкалам между мальчиками и девочками невелика, так что при оценке результатов диагностики можно опираться на общие нормативные данные

Обсуждение результатов

Результаты конфирматорного факторного анализа свидетельствуют о подтверждении пятифакторной структуры методики ШУДЖИ . Полученные данные о валидности и надежности методики соответствуют показателям, полученным в исследованиях оригинальной версии, и позволяют говорить о высокой внутренней согласованности и внешней валидности шкал. Предложенная новая шкала удовлетворенности отношениями с учителями показывает ожидаемые корреляции с другими шкалами этой методики, а также с другими методиками, позволяя при этом получить ценные дополнительные сведения о благополучии школьника как субъекта учебной деятельности

Валидность методики подтверждается корреляциями субшкал с показателями невербальных шкал самооценки, в свою очередь выступающей в соответствии с данными предшествующих исследований в качестве одного из наиболее сильных предикто­ров УЖ и благополучия [Diener, 2009] . Показатели УЖ в различных сферах показывали наиболее высокие корреляции с самооценкой тех качеств, которые имеют наибольшее значение для успешности в соответствующей сфере, что говорит о дискриминантной валидности шкал

Таким образом, с помощью предложенной методики можно получить надежную и достаточно подробную информацию об общей УЖ, а также получить профиль удовлетворенности различными жизненными сферами . Методика может быть рекомендована исследователям, изучающим УЖ, а также практическим психологам для выявления риска низкого психологического благополучия учащихся начиная с 3-го класса

Таблица 3

Описательная статистика и гендерные различия по шкалам опросника

 

Шкалы

Семья

Школа

Учителя

Я сам

Друзья

Общий показатель

Общее среднее

24,96

19,74

22,68

21,48

24,18

113,04

Стд . отклонение

4,98

6,54

6,3

5,64

5,46

22,15

Среднее (мальчики, N = 257)

25,14

19,2

22,5

21,06

23,82

111,78

Стд. отклонение (мальчики)

4,86

6,48

6,24

5,58

5,58

22,33

Среднее (девочки, N = 222)

24,78

20,4

22,98

21,96

24,72

114,85

Стд . отклонение (девочки)

5,16

6,54

6,36

5,64

5,22

21,84

f-критерий

0,79

-2,09

-0,85

-1,74

-1,8

-1,52

Степени свободы (df)

477

477

477

477

477

477

p-уровень

незна­

чим

< 0,05

незна­

чим

незна­

чим

незна­

чим

незначим

U Манна—Уитни

27 683

25 407

26 930,5

25 680

25 778,5

26 223

Z-статистика

0,56

-2,07

-1,06

-1,89

-1,83

-1,52

р-уровень

незна­

чим

< 0,05

незна­

чим

незна­

чим

незна­

чим

незначим

Размер эффекта пола (d Коэна)

0,07

0,18

0,08

0,16

0,17

0,14

 

Приложение

Текст методики

Инструкция: «Перед тобой список предложений . Пожалуйста, отметь, как часто они оказываются верными для тебя: никогда, иногда, часто, почти всегда, всегда».

1. Мне нравится проводить время с родителями .

2. Утром мне хочется пойти в школу .

3. Большинство моих учителей мне нравятся .

4. Мне кажется, я выгляжу хорошо .

5. Мои друзья относятся ко мне хорошо .

6. Мои родители занимаются со мной интересными вещами .

7. Мне нравится в школе .

8. Я доволен своими учителями .

9. Другим со мной интересно .

10. Друзья хорошо обращаются со мной .

11. Моя семья лучше большинства других

12. В школе интересно

13. Я люблю слушать моих учителей

14. Я приятный человек .

15. У меня хорошие друзья

16. Члены моей семьи хорошо обращаются друг с другом .

17. Я бы хотел, чтобы можно было не ходить в школу .

18. Некоторые мои учителя — интересные люди

19. Большинству людей я нравлюсь

20. Мне нравится проводить время с друзьями .

21. Родители справедливо относятся ко мне .

22. Мне интересно на школьных занятиях .

23. Я всегда могу обратиться к учителям за помощью

24. Есть много вещей, которые у меня хорошо получаются .

25. У меня достаточно друзей

26. Дома я могу заняться множеством интересных вещей .

27. В школе я чувствую себя плохо .

28. С учителями интересно разговаривать .

29. Я нравлюсь себе как человек

30. Мои друзья помогут мне, если понадобится .

 

Литература

  1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т. 22.№ 6.C. 68—76.doi: 10.17759/ pse.2017220606
  2. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—120.
  3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач // Культурно-историческая психология.2017.Т. 13.№ 2.C. 50—60.doi: 10.17759/chp.2017130206
  4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: (Практическое руководство).Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.Москва: Медицина, 1970.215 с.
  5. Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования.2018.Т. 10.№ 2.C. 64—76.doi: 10.17759/ psyedu.2018100206
  6. Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality.Social indicators of well-being.New York: Plenum Press, 1976.455 p.
  7. Diener E. Assessing subjective well-being: Progress and opportunities // Social Indicators Research.1994.Vol. 31(2).P. 103—157.doi: 10.1007/BF01207052.
  8. Diener E., Diener M. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // Diener E.(eds) Culture and well-being: Social indicators research series.Springer, Dordrecht, 2009.P. 71—91.
  9. Guillemin F., Bombardier C., Beaton D. Cross-cultural adaptation of health-related quality of life measures Guillemin: literature review and proposed guidelines.Journal of Clinical Epidemiology.1993.V.46.P.1417—1432.doi: 10.1016/0895-4356(93)90142-N
  10. Huebner E.S., Laughlin J.E., Ash C., Gilman R. Further validation of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Journal of Psychoeducational Assessment.1998.Vol. 16(2).P. 118—134.doi: 10.1177/073428299801600202.
  11. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a Multidimensional Life Satisfaction Scale for Children // Psychological Assessment.1994.Vol. 6(2).P. 149—158.doi: 10.1037/1040-3590.6.2.149.
  12. Huebner E.S. Research on Assessment of Life Satisfaction of Children and Adolescents // Social Indicators Research.2004.Vol. 66(1—2).P. 3—33.doi: 10.1023/B:SOCI.0000007497.57754.e3.
  13. Huebner E.S., Zullig J., Saha R. Factor structure and reliability of an abbreviated version of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Child Indicator Research.2012.Vol.5.P.561—657.doi: 10.1007/s12187-012-9140-z
  14. Pavot W., Diener E.D., Colvin C.R., Sandvik E. Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the cross-method convergence of well-being measures // Journal of personality assessment.1991.Vol. 57(1).P. 149—161.doi: 10.1207/ s15327752jpa5701_17.
  15. Sawatzky R., Ratner P., Johnson, J., Kopec J., Zumbo B. Sample heterogeneity and the measurement structure of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Social Indicators Research.2009.Vol.94.P.273—296.doi: 10.1007/s11205-008-9423-4
  16. Schnettlera В., Orellanabc L., Sepúlvedabc J., Mirandaa H., Grunertd K., Lobose G., Huechec C.Psychometric properties of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale in a sample of Chilean university students // Suma Psicologica.2017.Vol.24.P.97—106.doi: https://doi.org/10.1016/j.sumpsi.2017.06.001

Информация об авторах

Сычев Олег Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, научно-исследовательский отдел, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет", Бийский филиал имени В.М. Шукшина (ФГБОУ ВО АлтПУ), доцент кафедры психотерапии качества жизни, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», старший научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований», Бийск, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916, e-mail: osn1@mail.ru

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3900-8678, e-mail: tamgordeeva@gmail.com

Лункина Мария Владимировна, аспирант, факультета психологии, Московский государственный университет им. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, e-mail: marusamendelevich@gmail.ru

Осин Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3330-5647, e-mail: eosin@hse.ru

Сиднева Анастасия Николаевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9815-9049, e-mail: asidneva@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 6536
В прошлом месяце: 125
В текущем месяце: 18

 Скачиваний PDF

За все время: 3476
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 6

 Всего

За все время: 10012
В прошлом месяце: 151
В текущем месяце: 24

!
Портрет читателя
Пройти опрос