Опыт изучения профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков военного вуза на разных стадиях становления субъектности

427

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования профессиональной компетенции преподавателей лингвистических дисциплин в военном вузе, рассматриваемые с позиции экопсихологической модели становления субъектности. Выборку составили 38 преподавателей в возрасте от 25 до 76 лет, гражданский персонал. Рассматривается, какие субъектные качества должен иметь преподаватель для осуществления релевантных дидактических действий с целью обеспечения обратной связи и оптимизации образовательного процесса. Показана неравномерность поэтапного становления субъектности преподавателя. С помощью дискриминантного анализа выявлены более глубокие различия между стадиями становления субъектности преподавателя и влиянием деятельностных характеристик (в терминах компетентностного подхода).В результате выделены четыре группы преподавателей, отличающихся своими субъектными качествами и стадиями становления профессиональной компетенции. Сформулированы условия преподавательской деятельности, в которых у педагога наилучшим образом будет реализована «самотрансформация субъекта».

Общая информация

Ключевые слова: преподаватели, становление субъектности, экопсихологическая модель, профессиональная компетенция , методика оценки стадий субъектности ОСС-П, дискриминантный анализ

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240406

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00871).

Для цитаты: Панов В.И., Селезнева М.В. Опыт изучения профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков военного вуза на разных стадиях становления субъектности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 72–80. DOI: 10.17759/pse.2019240406

Фрагмент статьи

Многие современные ученые (Г.И. Аксенова, Н.В. Богданович, Л.В. Евсеева, А.Л. Журавлев, М.В. Исаков, Л.М. Митина) подчеркивают важнейшее влияние субъектности на развитие человека на разных этапах его жизни, в частности, на его становление в профессии. Следуя методологическому принципу субъектности, в психологии достижений и акмеологии она рассматривается как коррелят результативности и успешности деятельности для многих профессий.

Литература

  1. Алтыникова Н.В., Музаев А.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 1.С.31—41.doi:10.17759/pse.2019240102
  2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие.СПб.: Питер, 2003.256 с.
  3. Емельянова И.Н. Модель формирования научно-исследовательских компетенций у студентов магистратуры // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.37—45.doi:10.17759/pse.2017220304
  4. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии.2017.№ 2.С.3—16.
  5. Каминская М.В. Концепция профессионального развития учителя в системе развивающего образования Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова // Психологическая наука и образование.2004.№ 3.С.34—43.
  6. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие.М.: Академия, 2004.264 с.
  7. Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы» (г.Ростов- на-Дону, 21—22 апреля 2017 г.).М.: КРЕДО, 2017.С.294—296.
  8. Селезнева М.В. Субъектность как психодидактическое условие становления профессиональной компетенции преподавателя // Российский научный журнал.2017.№ 4 (57).С. 133—140.
  9. Селезнева М.В. Исследование субъектности преподавателя вуза с позиций эффективности его образовательной деятельности // Личностно- профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб.статей / Под ред.Л.М.Митиной.М.: Изд-во «Перо», 2018.С.240—243.
  10. Цветкова З.М. О преподавании иностранных языков в средней школе.М.: Просвещение, 1989.242 с.
  11. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis of stages of agency formation // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) “The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences” (g.Moscow, 25—26 iyunya 2018 g.).Moscow: Future Academy, 2018, pp.515—523.doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.57
  12. Panov V., Plaksina I. Didactic and Psychodidactic Features of Forming Universal Learning Action Subject // Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017) (g.Moscow, 29—30 maya 2017 g.).Moscow: Atlantis Press, 2017, vol.124, pp.546—550.doi: 10.2991/icadce-17.2017.129.
  13. Panov V.I., Plaksina I.V. The peculiarities of the agency of schoolchildren of 7—8 and 8—10 classes // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) “The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences” (g.Moscow, 25—26 iyunya 2018 g.).Moscow: Future Academy, 2018, pp.533— 541.doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.59

Информация об авторах

Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, e-mail: ecovip@mail.ru

Селезнева Маргарита Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, Рязань, Россия, e-mail: selezneva-margarita@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1694
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 427
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1