Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9986Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №4 / 2019 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт изучения профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков военного вуза на разных стадиях становления субъектности 355

|

Панов В.И.
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455
e-mail: ecovip@mail.ru

Селезнева М.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, Рязань, Россия
e-mail: selezneva-margarita@rambler.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования профессиональной компетенции преподавателей лингвистических дисциплин в военном вузе, рассматриваемые с позиции экопсихологической модели становления субъектности. Выборку составили 38 преподавателей в возрасте от 25 до 76 лет, гражданский персонал. Рассматривается, какие субъектные качества должен иметь преподаватель для осуществления релевантных дидактических действий с целью обеспечения обратной связи и оптимизации образовательного процесса. Показана неравномерность поэтапного становления субъектности преподавателя. С помощью дискриминантного анализа выявлены более глубокие различия между стадиями становления субъектности преподавателя и влиянием деятельностных характеристик (в терминах компетентностного подхода).В результате выделены четыре группы преподавателей, отличающихся своими субъектными качествами и стадиями становления профессиональной компетенции. Сформулированы условия преподавательской деятельности, в которых у педагога наилучшим образом будет реализована «самотрансформация субъекта».

Ключевые слова: преподаватели лингвистических дисциплин, становление субъектности, экопсихологическая модель, профессиональная компетенция , методика оценки стадий субъектности ОСС-П, дискриминантный анализ

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240406

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00871).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Многие современные ученые (Г.И. Аксенова, Н.В. Богданович, Л.В. Евсеева, А.Л. Журавлев, М.В. Исаков, Л.М. Митина) подчеркивают важнейшее влияние субъектности на развитие человека на разных этапах его жизни, в частности, на его становление в профессии. Следуя методологическому принципу субъектности, в психологии достижений и акмеологии она рассматривается как коррелят результативности и успешности деятельности для многих профессий.

Литература
  1. Алтыникова Н.В., Музаев А.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 1.С.31—41.doi:10.17759/pse.2019240102
  2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие.СПб.: Питер, 2003.256 с.
  3. Емельянова И.Н. Модель формирования научно-исследовательских компетенций у студентов магистратуры // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.37—45.doi:10.17759/pse.2017220304
  4. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии.2017.№ 2.С.3—16.
  5. Каминская М.В. Концепция профессионального развития учителя в системе развивающего образования Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова // Психологическая наука и образование.2004.№ 3.С.34—43.
  6. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие.М.: Академия, 2004.264 с.
  7. Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы» (г.Ростов- на-Дону, 21—22 апреля 2017 г.).М.: КРЕДО, 2017.С.294—296.
  8. Селезнева М.В. Субъектность как психодидактическое условие становления профессиональной компетенции преподавателя // Российский научный журнал.2017.№ 4 (57).С. 133—140.
  9. Селезнева М.В. Исследование субъектности преподавателя вуза с позиций эффективности его образовательной деятельности // Личностно- профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб.статей / Под ред.Л.М.Митиной.М.: Изд-во «Перо», 2018.С.240—243.
  10. Цветкова З.М. О преподавании иностранных языков в средней школе.М.: Просвещение, 1989.242 с.
  11. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis of stages of agency formation // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) “The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences” (g.Moscow, 25—26 iyunya 2018 g.).Moscow: Future Academy, 2018, pp.515—523.doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.57
  12. Panov V., Plaksina I. Didactic and Psychodidactic Features of Forming Universal Learning Action Subject // Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017) (g.Moscow, 29—30 maya 2017 g.).Moscow: Atlantis Press, 2017, vol.124, pp.546—550.doi: 10.2991/icadce-17.2017.129.
  13. Panov V.I., Plaksina I.V. The peculiarities of the agency of schoolchildren of 7—8 and 8—10 classes // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) “The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences” (g.Moscow, 25—26 iyunya 2018 g.).Moscow: Future Academy, 2018, pp.533— 541.doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.59
Статьи по теме

Экспериментальная психология  |  Куравский Л.С., Юрьев Г.А., Златомрежев В.И., Грешников И.И., Поляков Б.Ю.

Оценка действий экипажа самолёта по данным видеоокулографии

CrossRef doi:10.17759/exppsy.2021140110

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика