Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков

1078

Аннотация

Анализируется взаимосвязь ценностей, присущих подросткам цифрового поколения, с их карьерными ориентациями. Психодиагностическое обследование проводилось на выборке 120 человек в возрасте 15—16 лет в 2018 году с помощью следующего инструментария: опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна и ценностный опросник Ш. Шварца. Предполагалось, что доминирующие ценности как на нормативном уровне, так и на уровне индивидуальных приоритетов взаимосвязаны с ведущими карьерными ориентациями подростков. На основании полученных результатов делается вывод о том, что у подростков цифрового поколения и на нормативном, и на индивидуальном уровнях преобладают ценности групп «Сохранение» и «Забота об окружающих». Установлено, что ведущими карьерными ориентациями подростков являются «Служение», «Автономия» и «Интеграция стилей жизни». Стремление к профессиональной компетенции, автономии в карьере, созданию нового и управлению связаны, прежде всего, с ценностью гедонизма. В то же время социальные ценности — забота о своем ближайшем окружении и стремление к глубине переживаний — остаются на периферии. Отмечается расхождение в установленных связях между карьерными ориентациями и ценностями на нормативном и личностном уровнях: одни и те же карьерные ориентации обуславливаются различными ценностями, что может быть объяснено наличием противоречия между декларируемым и поведенческим уровнями подростков, а также ценностного давления, которое осуществляется в процессе социализации посредством референтной группы и традиций.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, ценности, карьерные ориентации

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240503

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 27–36. DOI: 10.17759/pse.2019240503

Фрагмент статьи

Одним из условий успешного развития общества является активное включение в социальную жизнь подрастающих поколений, молодежи, их социализация, усвоение, присвоение и развитие существующих правил, норм, традиций, культурных ценностей, поведение в соответствии с ними. Подростковый возраст — это период активного формирования ценностей и соотнесения их с образом будущей профессии, т.е. карьерных ориентаций.

Литература

  1. Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.C.63—70.doi: 10.17759/pse.2017220307
  2. Голдырева В.А. Взаимосвязь ценностей и представлений о деловой этике у разных поколений россиян // Психологическая наука и образование.2013.№ 1.С.94—103.
  3. Замолоцких Е.Г., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Мониторинг целенаправленности профессиональной карьеры стипендиатов Правительства Москвы // Социология образования.2013.№ 6.С.40—51.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Издат.центр «Академия», 2009.378 с.
  5. Зинькина Ю.В., Слинько Е.В., Быканова Д.А., Коротаев А.В. Динамика ценностей и модернизация: опыт количественного анализа // Журнал социологии и социальной антропологии.2018.№ 21 (1).С.44— 72.doi: 10.31119/jssa.2018.21.1.3
  6. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития.М.: Новое издательство, 2011.464 с.
  7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.СПб.: Речь, 2004.70 с.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.М.: Академия, 2010.304 с.
  9. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации // Общественные науки и современность.2010.№ 3.С.87—97.
  10. Постникова М.И. Психология отношений между поколениями: теоретико-методологический аспект.Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2010.180 с.
  11. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие.СПб.: Изд-во «Речь», 2002.298 с.
  12. Сорокин П.С. Дисциплинарные подходы к изучению профессиональной карьеры в бизнес- организации и перспективы применения общих социологических теорий // Вестник ЮРГУ (НПИ).2013.№ 1.С.2—9.
  13. Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Проблема формирования ценностных ориентаций в структуре профессиональной направленности и профессионального самоопределения подростков // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности» (г.Воронеж, 21—22 марта 2018 г.).Воронеж, Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018.С.129—132.
  14. Федотова В.А. Ценности россиян в контексте возрастных различий // Вестник Пермского университета.Философия.Психология.Социология.2017.Вып.1.С. 78—86.doi: 10.17072/2078-7898/2017-1-78-86
  15. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology.N.Y.: Academic Press, 1992.№ 25.Р. 1—65.doi: 10.1016/ s0065-2601(08)60281-6.
  16. Super D.E. et al. Vocational Development: A Framework of Research.N.Y., 1957.142 р.

Информация об авторах

Пучкова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: eb.puchkova@mpgu.su

Темнова Лариса Витальевна, доктор психологических наук, профессор кафедры современной социологии, социологический факультет, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: Temnova.larisa@yandex.ru

Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2060-7657, e-mail: ea.sorokoumova@mpgu.su

Курносова Марина Григорьевна, кандидат психологических наук, доцент, Институт экономики и предпринимательства, кафедра менеджмента и государственного управления, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ННГУ), Нижний Новгород, Россия, e-mail: marina-grirgnn@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1740
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1078
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5