Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 5. С. 5–15
doi:10.17759/pse.2019240501
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: свободная игра, сюжетно-ролевая игра, ролевое замещение, предметное замещение, игрушки, полифункциональные материалы, предметы оперирования, открытая предметная среда
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240501
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01226).
Для цитаты: Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2019240501
Полный текст
В статье представлены очередные данные, полученные в цикле исследований с разными видами материалов для сюжетно-ролевой игры [Рябкова; Рябкова, а; Смирнова; Смирнова, а] . В отечественной традиции за единицу сюжетно-ролевой игры принимается роль [Эльконин, 1978] . Проведенное исследование связано с изучением вопроса о том, как меняется ролевое замещение дошкольника в условиях игры с разными видами материалов Предполагалось, что наличие, состав и содержание роли меняются в зависимости от вида игрового материала В статьях, посвященных сравнению игр детей с полифункциональными материалами и маркерами роли, было показано, что предметное наполнение игровой зоны влияет на возникновение и реализацию той или иной роли [Рябкова; Смирнова; Смирнова, а] .
В представленном здесь тексте отражается та часть наших исследований, которая посвящена игре детей с предметами оперирования [Короткова, 2003; Михайленко, 1987] . Этот вид игрушек выполняет инструментальную функцию . Они поддерживают активную, деятельную позицию — действие само по себе, поэтому предмет оперирования не может выступать в качестве «носителя» определенных ролей . Например, докторский чемоданчик часто выступает в качестве атрибута любой «лечащей» роли — мамы, ветеринара и любого другого человека, например, пассажира автобуса, который лечит другого пассажира автобуса с помощью аптечки, т е докторский чемоданчик является, скорее, атрибутом лечения, чем конкретной роли .
Следуя такому пониманию игрушек, предметы оперирования должны стимулировать сюжетную игру в направлении, во-первых, развернутого действия и, во-вторых, более- менее определенной сюжетной линии . Иными словами, играя с этим материалом, дети, скорее всего, будут придумывать мало ролей, которые косвенно будут связаны с образами игрушек, а сюжеты детей будут тяготеть к линейным
Описание исследования
Выборка и ход исследования
Испытуемые (96 детей, 53 мальчика и 43 девочки) — дошкольники от 3 до 7 лет государственных бюджетных московских детских садов, работающих по общеобразовательным программам
Методика исследования представляла собой невключенное наблюдение за свободной игрой детей с предметами оперирования
В комнату приглашались 2—4 ребенка, которым взрослый предлагал поиграть, пока он будет занят своими делами. После этого экспериментатор наблюдал за игрой детей, реагируя на прямые вопросы и обращения детей . Длительность наблюдения за одной подгруппой детей составляла 30 минут
Принятие роли в нашей работе рассматривалось как трехсоставной процесс [Рябкова]:
• переименование;
• игровые действия от имени роли;
• изменение внешности (ряженье)
За критерий роли принималось наличие переименований («я — котенок», «давай, я — разбойник?», «я буду мамой» и пр . ) . В анализ были включены только игры тех детей, в которых присутствовали ролевые переименования
В этих играх наряду с количеством и содержанием переименований подсчитывалось количество детей с игровыми действиями и изменением внешности
Таким образом, при обработке данных анализировались:
• количество переименований и их содержание;
• наличие и сложность игровых действий (от фрагментарных действий до разветвленных сюжетных игр);
• наличие и качество ряженья (обозначение роли какой-то деталью или создание костюма и облачение в него)
Игры остальных детей, не включавшие ролевых переименований, не рассматривались
Организация среды
В исследовании использовались 2 вида материалов для сюжетно-ролевой игры: игрушки — предметы оперирования — и полифункциональные материалы . Необходимость открытых материалов в среде с игрушками обусловлена необходимостью замещения недостающего вида игрушек: дошкольник нуждается в предмете, на который может опираться его воображение [Выготский] .
Все игрушки, используемые в исследовании, прошли психолого-педагогическую экспертизу в МГППУ с положительным результатом [Смирнова, б] . Следовательно, эти игрушки отличаются следующими характеристиками: они не содержат спорных этико-эстетических черт, имеют привлекательный гармоничный облик, безопасны, прочны и ремонтопригодны, доступны детям для самостоятельного использования (нет необходимости в помощи взрослого для игры), понятны и в то же время открыты различным игровым действиям (прототипические игрушки [Короткова, 2016; Трифонова, 2017]) . Среди предметов оперирования были использованы следующие игрушки:
• набор доктора (пузырек с лекарством, мазь, таблетки, шприц, мерная ложка, эластичный бинт, градусник, блокнот для рецептов, карандаш);
• набор пожарного (мегафон, топор, огнетушитель, значок пожарного);
• весы;
• набор посуды (тарелки, чашки, столовые приборы);
• 2 раскрашенных деревянных яйца;
• гаечный ключ;
• утюг;
• телефон;
• меч
Открытые или полифункциональные материалы, не привязанные к конкретному персонажу, представляют собой в данной среде «резервный фонд» — тот материал, который позволяет заместить все игрушки, которых не хватает. Традиционными полифункциональными материалами являются природные: палки, листья, камни, шишки, ракушки и пр Культурные предметы тоже могут быть по- лифункциональными: ткани, бумага, ленты, коробки и другие подобные предметы могут использоваться в различных целях, поскольку их функции очень разнообразны Кроме того, сюда относятся и игрушки, не предназначенные для сюжетной игры — конструкторы, материалы для предметной деятельности и т п
Полифункциональные материалы подбирались таким образом, чтобы с их помощью можно было заместить или сконструировать любой недостающий вид игрушек (образные игрушки, маркеры роли или маркеры пространства) . Список полифункциональных материалов включал следующие предметы:
• ткани — от 2*2 м до 10*10 см, разных цветов (белая, синяя, красная, желтая, зеленая и др ), разных фактур (сатин, вельвет, органза, жатка из шелка, атлас и др );
• ленты, тесьма, кружево, веревка, резинка разных цветов, фактур, размеров;
• клубки ниток (шерсть и хлопок), шерсть для валяния разных цветов, мягкий валик, свернутый из длинного палантина бледно-розового цвета и связанный лентой;
• коробки от 1*1 м до 10*10 см, картонные и жестяные, с крышками и без, плетеная квадратная корзина с ручкой 40*50 см, части больших картонных коробок, которые можно ставить на ребро;
• прищепки, банковские резинки;
• массажный деревянный валик с ребристой поверхностью, размером около 2 см в диаметре и 20 см в длину, подставки под горячее из фанеры, размером 10*10 см;
• деревянные дуги, пластмассовые стаканчики без рисунков, цифр, букв и т п ;
• бумага (белая в листах, жатка в рулонах);
• камешки стеклянные, пластиковые, природные; шишки, ракушки разных форм, желуди, каштаны; бревнышки и палки, плоские срезы стволов деревьев
Результаты наблюдения
Полученные нами данные показывают, что всего треть испытуемых называла себя каким- нибудь ролевым именем (35%), из них 85% совершали игровые действия (70% из них — фрагментарные или цепочки действий) и 35% меняли внешний облик в роли . Важно отметить, что играли все дети, но здесь представлены результаты только тех испытуемых, которые называли себя каким-либо ролевым именем .
Рассмотрим возрастную динамику ролевых замещений, проиллюстрировав ее конкретными примерами детских игр с предметами оперирования
В исследовании приняли участие 24 ребенка от 3 до 4 лет Ролевые переименования были зафиксированы у 3 детей (около 15%) . Эти роли возникли в разный период наблюдения (в начале, в середине и под конец наблюдения), но все они были смежно связаны с окружающими игрушками и действиями с ними: Повар и Мама — с посудкой, Доктор — с докторским набором Все переименования были поддержаны игровыми действиями, в то время как внешность дети совсем не меняли Приведем пример такой игры
Максим обнаружил докторский набор и сразу назвался доктором Стал выписывать рецепт наблюдателю, дал ему таблетку и совершал другие действия, соответствующие игрушкам из набора . Наблюдатель напомнил, что занят, и предложил полечить кого-нибудь другого Максим согласился, попытался лечить Пашу, но Паша сам захотел лечить Максим согласился быть пациентом Из этой роли он руководил общей игрой: посадил Пашу на свое докторское место, говорил ему, что делать, поддерживал ролевой диалог Все остальное время Максим исследовал окружающее пространство, совершал отдельные игровые действия, не связанные с ролью
В этой игре для нас важны следующие особенности Во-первых, обращает на себя внимание момент возникновения роли — она смежно связана с окружающими предметами: тема, которая заложена в образе игрушки (медицинская, пожара, приготовления еды и пр ), приводит к некоторым ожидаемым ролям (врач, ветеринар, медсестра, мама, пожарный, спасатель и т д ) Во-вторых, традиционная процессуальность игры — Максим создает цепочку игровых действий, которая объединяется ролью или темой, но не сюжетом В игре отсутствует какое-либо событие, которое может выступать причиной, центром «лечения», вокруг которого строится общение В-третьих, в игре не используются поли- функциональные материалы, находящиеся в доступе детей, т е в них как будто совсем нет потребности
По сравнению с игрой в открытой среде и с маркерами роли, в этой экспериментальной группе дети младшего возраста показывают более сложную игру, предпочитая профессиональные и семейные роли, что обусловлено спецификой игрушек
В средней группе было обследовано 26 детей, однако количество детей с ролью составило всего 3 человека (12%) . Таким образом, количество переименований у детей четырех лет не отличается от группы младших детей Все роли возникли как смежные ассоциации на докторский набор (роли «доктора» и «пациента») . Как и в предыдущем возрасте, дети 4 лет совсем не наряжались и все совершали игровые действия — отдельные или объединенные в цепочку — среднего уровня сложности . Приведем пример такой игры .
Софья с самого начала наблюдения увидела докторский набор и предложила Дане «болеть» . Несмотря на то, что он долго игнорировал ее идею, она продолжала периодически предлагать эту тему или просто выражать пожелание вслух . Наконец, Рома согласился на предложение Софьи «лечить кого-нибудь», при этом докторский чемоданчик теперь был у него, однако девочка не потеряла привлекательную для себя роль — просто теперь стало 2 доктора Девочка пыталась организовывать игру, выполняя игровые действия и вовлекая в нее мальчиков Так, она не переставала искать «больного», даже спрашивала у экспериментатора, есть ли куколка (очевидно, чтобы «лечить» ее), и решила, что «куколкой-маль- чиком» будет Даня Игра прервалась в связи с окончанием наблюдения на моменте, когда Софья сделала «машину» скорой помощи из двух стульев, и они с Ромой поехали к больному . Важно, что вся эта небольшая игра постоянно прерывалась на изучение материалов, на другие игровые фрагменты и отдельные игровые идеи у всех детей Например, Софья нашла сетку и предложила мальчикам поиграть в мяч, Рома с Даней дрались на мечах и т . п .
Здесь ролевое замещение происходит так же, как в предыдущей возрастной группе: роль связана с окружающими предметами, не поддерживается ряженьем, игра носит процессуальный характер, полифункциональные материалы почти не используются Таким образом, как и в случае с игрой в открытой предметной среде, ролевое замещение не претерпевает каких-либо существенных изменений в возрасте от 3 до 5 лет Зато в 5 лет можно наблюдать качественный скачок в ролевом замещении дошкольников
В старшей группе было обследовано 23 ребенка . В этой возрастной группе кардинально меняется число детей с ролевыми переименованиями: они встречаются у 15 детей (65%) . Список ролевых имен, соответственно, растет: мама, дочка, зомби, полицейский, метель, русалка, принцесса, рыцарь, рыба, Золотая Рыбка, Снегурочка, пони, доктор (врач), пациент, медсестра, пожарники, обычные люди В старшей группе количество ролевых имен превышает количество детей с переименованиями (17 ролевых имен у 15 детей) . Это связано с тем, что некоторые дети озвучивают несколько ролей в течение одной игры
В подавляющем большинстве случаев игра сопровождается игровыми действиями (больше 85%), т. е. здесь появляются дети, которые не поддерживают ролевое имя действиями . Игровые действия стремятся в сторону сложной сюжетной игры — количество детей со сложными играми превышает 60% Кроме того, в этой группе появляются дети, которые наряжаются (40%) . Аналогичную возрастную динамику можно было наблюдать среди детей, играющих в открытой предметной среде [Рябкова]
Приведем примеры игр разного уровня сложности
Артем и Андрей большую часть времени занимались изучением материалов, совершали отдельные игровые действия и высказывали игровые идеи . Наконец, Андрей предложил Артему поиграть в пожарных и обычных людей . Артем не согласился: «Давай, ты будешь в больничку, а я буду пожарником?». Не дожидаясь согласия, стал тушить пожар огнетушителем из набора пожарного: «Пожар! Пожар!». Несколько раз повторял это действие, тушил разные предметы, розетку, сопровождая повторы криками
Это простая по своей структуре игра — в ней есть роль и фрагментарное действие, которое не развивается в сколько-нибудь сложный сюжет
В другой игре Дима надел значок пожарного из набора: «Я полицейский!». Какое-то время носил с собой набор, «тушил» пожары, говорил в мегафон, звонил по воображаемому телефону Эти действия перемежались с другими занятиями, игровыми темами, например, дракой с Владом, подметанием пола и др . Ближе к концу наблюдения Влад предложил: «Давай — пожар! Я тебе позвонил, ты приехал, но поздно — дом взорвался!» Дима не сразу ответил на это предложение Он присоединился только после того, как Влад накрыл стул красной тканью: «Пожар!», — и стал тушить его огнетушителем — тогда Дима прибежал «спасать».
В этой игре интересно, как Дима понимает роль полицейского . В его игре полицейский — это, скорее, «спасатель» или «герой», и в таком общем виде роль полицейского сама собой сливается с ролью пожарного Возможно, такое недифференцированное понимание вызвано значком пожарного из набора, который действительно ассоциируется с узнаваемым значком полицейского из американских фильмов и мультфильмов Тогда Дима действует согласно предметам из набора: значок приводит к роли полицейского, а остальные предметы — к действиям пожарного
Кроме того, эта игра содержит сюжет, в основе которого лежит причинно-следственная связь (некоторое действие осуществляется по некоторой причине), а сам сюжет носит драматичный характер
В этом возрасте впервые появляются ролевые образы, которые не зависят напрямую от среды В некоторых случаях это роли, придуманные в процессе игры в попытке учесть интересы других детей . Например, мальчик возится с посудкой и в конце концов называет себя папой в связи с тем, что девочка рядом с ним уже продолжительное время играет в дочки-матери . Обычно такие роли появляются ближе к середине или к концу наблюдения . Иными словами, их появление требует времени хотя бы для того, чтобы сориентироваться в ситуации — кто во что играет и как можно присоединиться к другим детям1. В других случаях такие роли хорошо известны детям, это любимые роли, — тогда дети приходят в ситуацию наблюдения уже с ними
Интересную, в каком-то смысле классическую игру можно было наблюдать у Алины, Маши и Алисы. Они принесли роли с собой в ситуацию наблюдения: Алина — рыцарь, Маша и Алиса — принцессы . Несмотря на принесенные роли, многие игровые идеи возникали в связи с предметами, которые дети находили . Например, увидев ткани, они решили, что это будет их одежда; обнаружив красивые камешки, назвали их бриллиантами; посуда стала у них «королевской посудой» и т. п . Наравне с этим были эпизоды поиска придуманных предметов, нужных по сюжету или для роли Например, Алина-рыцарь сказала, что ей нужен шлем и стала искать что-нибудь подходящее . Игра заключалась в обсуждении предметов и отдельных действий, а сам игровой эпизод, который развернули девочки, занял не более минуты: Алина торжественно продудела в картонную трубу, в замок к принцессам вошел рыцарь, поздоровался и подарил подарок в корзине (бриллианты), а они его поблагодарили . Сразу после этого Алиса сказала: «А давайте в дочки-матери пока?» . На этом моменте время наблюдения закончилось
В течение получаса дети большую часть времени рассматривали игровые материалы, озвучивая отдельные игровые идеи, связанные с предметным замещением или отдельными игровыми фрагментами .
Эта игра является тем редким случаем в нашем исследовании, когда роли являются настолько устойчивыми, возможно, хорошо сыгранными, что дети приходят с ними в ситуацию исследования . Они не договариваются о ролях, поскольку уже договорились и хорошо знают, кто есть кто . Интересно, что в такой ситуации не наблюдалось развернутой игры (обсуждение тоже не носило развернутый характер), а после короткого эпизода девочки вообще свернули игру и перешли в другую тему
Динамика развития темы была связана с наличными предметами, как с игрушками, так и с полифункциональными материалами . Например, красивые камешки, названные «бриллиантами», девочки задумали как подарок от рыцаря принцессам, дуги — как короны для принцесс . Окружающие предметы выступали не только в своем отдельном качестве, в своей непосредственной функции, но как бы в связи с интересующей рыцарско-принцессной темой (не просто «посуда», но «королевская посуда»), т . е . наделялись смыслом большим или дополнительным к тому, чем они являются Пласт отношений тоже выражался через предмет: подарок — единственный момент, отражающий какую-то связь между ролями девочек
Интересно и то, как дети пытаются осмыслить «противоречивые» действия, обосновывая их связь . Известно, что самостоятельная игра детей не бывает абсолютно последовательной и до какого-то возраста это не беспокоит детей — их действия носят обрывочный или процессуальный характер [Баряева, 2001; Короткова, 2000; Усова, 1976] . Однако с развитием игры можно наблюдать, как дети пытаются связывать обрывочные действия в целостный сюжет В этой игре тоже можно было наблюдать такие попытки Например, Алина-рыцарь, как и другие девочки, периодически занималась чем-нибудь, совсем не связанным с главной темой игры В какой-то момент она стала «готовить еду» и в процессе этого действия сказала девочкам: «А давайте вы увидели рыцаря, что он готовит?» В этом обращении можно заметить зачатки рефлексии — обнаружение себя, своей активности как бы со стороны: вот я рыцарь, а вот я готовлю
Такие моменты, на наш взгляд, свидетельствуют не о примитивной игре, но напротив, говорят о ее развитии и о развитии ребенка: они знаменуют собой скачок в самосознании и в мышлении, требующем внутренней непротиворечивости собственной личности и поведения
Таким образом, ролевой мотив в игре старших дошкольников с предметами оперирования встречается очень часто, почти всегда поддерживается игровыми действиями Старшие дошкольники начинают наряжаться в ролевой позиции — до 5 лет дети как будто игнорируют такую возможность среди привлекательных орудийных игрушек Многие игры носят достаточно сложный сюжетный характер Некоторые замещения в большей степени влияют на возникающий сюжет, другие — в меньшей, но при условии достаточного количества времени можно наблюдать объединение разрозненных идей и творческое развитие игры В этой предметно-пространственной среде в возрасте 5 лет наблюдается рост использования полифункциональных материалов в ролевой игре детей Следовательно, наблюдаемая картина в очередной раз подтверждает известную мысль о расцвете сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
Подготовительная группа (6—7 лет)
Здесь обследовано 23 ребенка Ролевые переименования в данной группе встречаются реже, чем в старшей — у 60% детей, и в половине случаев сопровождаются ряженьем (45%) Среди ролевых имен встречались следующие: бабушка (бабулечка), мама, папа, дочка, воин, полицейский, сестра, звездная, рыба, червяк, Красная Шапочка, король, доктор (врач), пациент, продавец Как и в предыдущей возрастной группе, здесь число ролей превышает число детей с переименованиями, что связано с тем, что дети озвучивают больше одной роли в процессе игры . Почти 80% детей играли в связи с принятыми ролями, но игра редко превышала средний уровень, часто носила шутливый характер Шутливый характер часто возникал в связи с теми ролями, которые «предлагали» детям хорошо освоенные игрушки Приведем в пример две игры шестилетних детей
Лариса и Ильяс иногда совершают показательные игровые действия с игрушками Например, Лариса взяла корзину с разными предметами: «А я — Красная Шапочка», Ильяс накинул на себя сетку и встал в горделивую позу: «Я — Звездная!». Основное содержание действий — шутливое, носящее характер эмоционально-практического взаимодействия Гоняются друг за другом, бросаются тканями, валиком, «дерутся» и т д , при этом много смеха Несколько раз спросили, нет ли тут еще каких-нибудь игрушек
В этом наблюдении переименования не поддерживались игровыми действиями, иногда сопровождались ряженьем
Диана, Кира и Ульяна разглядывали материалы, нашли докторский набор и решили играть в больницу, тут же договорившись, кто врач . Однако уже в следующий момент Ульяна предложила играть в дочки-матери Эта тема стала основной, хотя и не единственной: девочки параллельно совершали не связанные игровые действия — говорили в мегафон, использовали игрушки из докторского набора, разбирали сокровища и т д Наконец, тема дочек-матери стала обретать очертания все более понятного сюжета Ульяна стала рассказывать, где они жили, чем занимались и минут через 20 таких фрагментированных действий детей и рассказов «ответила» на телефонный звонок: «Приглашаете? Мы,
конечно, принарядимся, а где бал-то будет? С ума сошли — на улице! Все, мы будем» После этого девочки стали наряжаться на бал, используя ткани, ленты, кружева и т п , а Ульяна рассказывала, как они приехали на бал и что там делали По ходу рассказа она придумывала, что там будет, используя предметы-заместители При этом некоторые игрушки использовались совершенно бессвязно — например, дети лечили палец с помощью докторского набора, не объясняя, что случилось, или решили использовать палку, чтобы отгонять волков, о которых не было сказано ни слова
В этой игре интересно, что сюжет «дочки-матери» почти не находил выражения в обычных для него мотивах заботы-беспомощности . Его черты можно было обнаружить только в руководящей позиции Ульяны и в соответствующем послушании Дианы и Киры В остальном это, скорее, тема подружек, которые отправляются на бал, и среди них есть «главная» — она решает все в игре . Этот феномен носит общий для детских игр характер: ребенок использует привычную роль максимально широко — насколько позволяет ее потенциал, чтобы разыграть то переживание, которое актуально для него
Подчеркнем, что даже игра шестилетних детей, которые способны создать связную и достаточно сложную историю, наполнена множеством случайных действий и чертами полевого поведения Это еще раз показывает, насколько игра носит не линейный логический характер, но, скорее, вероятностный со множеством исходов и возможностей
Таким образом, в нашем исследовании ролевой мотив в игре подготовительной группы присутствует, но выражается в основном в форме переименований и изменений внешности, в то время как действенная сторона роли игнорируется
Обсуждение результатов
В разных возрастных группах выявлены следующие особенности игровых ролей
В течение 30 минут можно наблюдать ролевые переименования у незначительного числа детей от 3 до 5 лет, которые возникли в ответ на действия с игрушками; отсутствие ряженья, но игровые действия у всех детей с ролью Если сравнивать игру в этой среде с игрой в полифункциональной среде, то создается впечатление, что здесь она лучше (в полифункциональной среде мы фиксировали фрагментарные действия, а здесь они объединены темой) Однако это обманчивое впечатление: набор игрушек объединяет фрагментированные действия ребенка общей темой, что выглядит как цепочка действий В открытой среде ребенок придумывает и удерживает образы предметов в воображении, что приводит к многочисленным повторам фрагментарных действий .
После 5 лет резко возрастает число переименований — две трети детей называют себя каким-нибудь ролевым именем и большинство играют в роли . Появление некоторых ролей уже не связано с окружающей предметно-пространственной средой, но их реализация по-прежнему существенно зависит от нее В некоторых случаях роль придумывается с опорой на текущую коммуникативную ситуацию: дети начинают учитывать интересы и замыслы своих партнеров по игре В этом возрасте дети начинают менять внешность в роли . Игровые действия в играх детей старшей группы уже имеют довольно большой размах — от отдельных и шутливых действий до сложных разветвленных сюжетов В игре с предметами оперирования в 5 лет растет использование полифункциональных материалов в качестве предметов-заместителей, т . е . до этого возраста дети как будто не замечают такой возможности среди игрушек
В игре детей 6 лет можно наблюдать незначительные спад переименований и рост ряженья по сравнению с пятилетними детьми . Игровые действия от имени роли были у подавляющего числа детей, однако игры редко носили сложный характер
В таблице представлены все ролевые переименования, которые звучали в играх детей с предметами оперирования .
Таблица
Ролевые переименования в разных возрастных группах
3—4 года |
4—5 лет |
5—6 лет |
6—7 лет |
Доктор,
Мама,
Повар |
Доктор,
Пациент |
Доктор (Врач),
Дочка, Золотая
Рыбка, Зомби,
Мама, Медсестра,
Метель, Обычные
Люди, Пациент,
Пожарники,
Полицейский,
Пони, Принцесса,
Русалка, Рыба,
Рыцарь,
Снегурочка
|
Бабушка
(Бабулечка),
Воин, Доктор
(Врач), Дочка,
Звездная,
Король, Красная
Шапочка, Мама,
Папа, Пациент,
Полицейский,
Продавец, Рыба,
Сестра, Червяк |
В отличие от открытой среды, здесь встречается довольно много ролей профессий, особенно популярна роль доктора и комплементарная ей роль пациента, что связано с высокой привлекательностью докторского набора Вообще, роли часто появлялись в ответ на манипуляции с игрушками . Например, ребенок «гладит» и предлагает играть в дочки-матери, называя себя мамой, или играет с посудкой и называет себя папой Но даже в том случае, если дети приходили в ситуацию наблюдения уже с ролью или придумывали роль, не связанную с окружающими предметами, сюжет и отдельные действия зависели от окружающих игрушек. Например, мамы,
папы, бабушки и полицейские часто лечили с помощью докторского набора
Феномен увеличения ряженья с возрастом, на наш взгляд, свидетельствует в пользу особой функции маркеров роли, не совпадающей с функцией предметов оперирования Этот тезис подтверждает также следующее обстоятельство: почти все дети в данной предметно-пространственной среде совершают игровые действия, т е действуют с игрушками Следовательно, предположение о том, что предметы оперирования поддерживают действенную сторону игры, верно
При этом вопрос о том, являются ли эти действия собственно игровыми, остается открытым, потому что такие действия можно трактовать и как предметные (учитывающие культурную функцию предмета), и как условные, т е нельзя с уверенностью сказать, что в них содержится воображаемая ситуация
[Баряева, 2001] Рябкова Ирина Александровна, старший научный сотрудник отдела психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия . E-mail: ibaladinskaya@gmail . com
[Выготский] Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, начальник отдела психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия . E-mail: smirneo@mail . ru
[Короткова, 2003] Шеина Елена Георгиевна, старший научный сотрудник отдела психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия . E-mail: leshgp@gmail . com
[Короткова, 2016] Ryabkova Irina Aleksandrovna, Senior Research Fellow, Department of Psychological Expertise of Play and Toys, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia . E-mail: ibaladinskaya@gmail . com
[Короткова, 2000] Smirnova Elena Olegovna, Doctor of Psychology, Head of the Department of Psychological Expertise of Play and Toys, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: smirneo@mail . ru
[Михайленко, 1987] Sheina Elena Georgievna, Senior Research Fellow, Department of Psychological Expertise of Play and Toys, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia . E-mail: leshgp@gmail . com
Литература
- Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.416 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966.№ 6.С.62—77.
- Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.Т.Н.Дороновой, Н.А. Коротковой.М.: Элти- Кудиц, 2003.
- Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников.М.: ЛИНКА-пресс, 2016.256 с.
- Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя.М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.96 с.
- Михайленко Н.Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред.Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко.М.: Педагогика, 1987.
- Пухова Т.И. Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет.М.: Высшая школа психологии, 2005.141 с.
- Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 3.С.12—19.doi:10.17759/psyedu.2018100302.
- Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.75—84.doi:10.17759/pse.2018230607
- Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии.2018.№ 1.С.12—20.
- Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр современных дошкольников // Вопросы психологии.2018.№ 2.С.41—52.
- Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого- педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии.2008.№ 1.C.16—25.
- Трифонова Е.А. Режиссерские игры дошкольников.Часть 1.Организация в условиях детского сада.М.: Национальный книжный центр, 2017.256 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.М.: Педагогика, 1978.300 c.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.М.: Просвещение, 1976.96 c.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2294
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 986
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12