Оценка жизненных компетенций учащихся на начальном этапе общего образования

1483

Аннотация

В статье описан метод оценки сформированности жизненных компетенций у учащихся на уровне начального образования.В соответствии с образовательным стандартом, ориентированным на системно-деятельностный подход, компетенции рассматриваются как совокупность способностей ученика к саморегуляции, самостоятельной реализации навыков с учетом конкретной ситуации и продуктивному социальному взаимодействию.В основе разработанной инновационной методики лежат следующие принципы: оценка осуществляется в ходе наблюдения за поведением ребенка в процессе регламентированной школьной деятельности; учитывается 5 уровней сформированности компетенций от самостоятельного применения базовых навыков в рутинных ситуациях до внутренне мотивированной творческой деятельности; выявленные дефициты категоризуются по сферам психической деятельности; комплексная многопараметрическая обработка результатов предусматривает выделение индивидуализированных факторов, обусловливающих школьную дезадаптацию.Методика рассчитана на использование школьными учителями и может применяться для любых категорий обучающихся на начальном этапе образования, в том числе детей с ОВЗ, включая расстройства аутистического спектра.Область применения результатов — исследование специфики формирования жизненных компетенций и оптимизация процессов обучения и развития в соответствии с принципами индивидуального подхода.

Общая информация

Ключевые слова: жизненные компетенции, образовательный результат, учебная деятельность, оценка функционирования

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240602

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Оценка жизненных компетенций учащихся на начальном этапе общего образования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 16–27. DOI: 10.17759/pse.2019240602

Литература

  1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия.От действия к мысли.М.: Просвещение, 2008.152 с.
  2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.М.: ИЦ ПКПС, 2004.84 с.
  3. Вербицкий А.А. Поступок как единица образовательной деятельности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв.ред.В.В.Знаков, А.Л. Журавлев.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.С. 111—118.
  4. Всемирная организация здравоохранения.Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.Женева.Изд-во «Институт усовершенствования врачей-экспертов», 2001.11 с.
  5. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. К вопросу об оценке метапредметных результатов в общем образовании // Педагогика.Вопросы теории и практики.2017.№ 3 (7).С.19—24.
  6. Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза // Вопросы образования.2013.№ 1.С.156—173.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: Интор, 1996.С.517.
  8. Давыдова Е.Ю. Оценка сформированности жизненных компетенций как этап реализации деятельностного подхода в обучении детей с РАС // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.Сборник материалов II Всероссийской конференции (г. Москва, 22—24 ноября 2017 г.).Москва: Аутизм и нарушения развития, 2017.С.415—419.
  9. Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 3.С.120—130.doi:10.17759/pse.2016210314.
  10. Дорманд Л., Шведовский Е.Ф. Инклюзия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития.2017.Т.15.№ 3.С.69—72.doi:10.17759/autdd.2017150309.
  11. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики.2013.№ 4 (4).С.16—31.
  12. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика.М.: Изд.центр «Академия», 2007.352 с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.М.: Политиздат, 1975.304 c.
  14. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№5.С.77—92.doi:10.17759/ pse.2015200507
  15. Масленникова Л.Н. Опыт проектирования методик диагностики метапредметных компетенций младших школьников // Психологическая наука и образование.2011.№ 5.С.14—20.
  16. Методика оценки сформированности универсальных учебных действий (1—2 классы): Методическое пособие / Под ред.М.П.Воюшиной, Е.П. Суворовой.СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2015.124 с.
  17. Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) // Аутизм и нарушения развития.2015.Т.13.№ 3.С.3—10.doi:10.17759/autdd.2015130301
  18. Сорокин А.Б.Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра // Современная зарубежная психология.2018.Т.7.№ 1.С.38—44.doi:10.17759/jmfp.2018070104
  19. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс].URL: https://fgos.ru (дата обращения: 31.09.2019).
  20. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии).М.: Изд-во «Языки славянской культуры», 2015.508 с.
  21. Anthony C.J., Diperna J.C. Piloting a Short Form of the Academic Competence Evaluation Scales // School Mental Health, 2018.№ 10 (3).Р.314—321.doi:10.1007/s12310-018-9254-7
  22. Flook L., Repetti R.L., Ullman J.B. Classroom social experiences as predictors of academic performance // Developmental Psychology, 2005.№ 41 (2).Р.319— 327.
  23. Gresham F.M., Elliott, S.N. Social Skills Rating System manual // Circle Pines, 1990.MN: AGS.
  24. Malecki C.K., Elliott S.N. Children’s socialbehaviors as predictors of academic achievement: A longitudinal analysis // School Psychology Quarterly.2002.№ 17 (1).Р.1—23.
  25. Partington J.W. The Assessment of Basic Language and Learning SkillsRevised (The ABLLS-R).Scoring Instructions and IEP Development Guide (The ABLLS-R Guide) // Behavior Analysts.Inc., 2006.148 p.
  26. Тhe Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program: The VB-MAPP A language and social skills assessment program for children with autism or other developmental disabilities by Mark L.Sundberg, Ph.D., BCBA-D.

Информация об авторах

Давыдова Елизавета Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535, e-mail: el-davydova@mail.ru

Сорокин Александр Борисович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), научный консультант, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4148-6719, e-mail: sorokinab@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1395
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1483
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 9