Галасюк И.Н. кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6333-8293 e-mail: igalas64@gmail.com
Шинина Т.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия e-mail: shininaTV78@gmail.com
Шведовская А.А. кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601 e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru
Морозова И.Г. аспирант кафедры психологии труда и служебной деятельности факультета психологии, ФГБОУ ВО РГСУ, Москва, Россия e-mail: inna.opinion@gmail.com
Ефремова Е.В. магистр в сфере нейронаук и образования Гарвардской Школы Образования Гарвардского Университета, младший научный сотрудник, Лаборатория Мозга и Нейрокогнитивных Исследований, ФГАОУ ВО УрФУ, Екатеринбург, Россия e-mail: evgeniya.efremova@gmail.com
В статье рассматриваются особенности взаимодействия ребенка со значимым взрослым (родителем, воспитателем) в социокультурном контексте психического развития ребенка с учетом социо-демографических особенностей России и Вьетнама. Обсуждаются результаты современных исследований нейрокогнитивного развития детей во взаимосвязи с детско- родительским взаимодействием детей раннего возраста. Представлены результаты пилотного исследования кросс-культурной инвариантности взаимодействия со значимым взрослым детей раннего возраста в России и Вьетнаме. Показаны результаты серии интервью со специалистами дошкольных учреждений в России и Вьетнаме. Выборка пилотажного исследования составила 74 человека (72 женщины, 2 мужчин), возраст от 32 до 54 лет (M=43,04; SD=6,61). Из них российские участники (10 городов) — 42 человека (40 женщин и 2 мужчин) в возрасте от 32 до 50 лет (M=40,19; SD=6,28) и вьетнамские участники (1 город) — 32 человека (32 женщины) в возрасте от 38 до 54 лет (M=46,67; SD=5,12). Интервью проводились на основе разработанного авторами опросника, состоящего из 21 открытого вопроса, сгруппированных по 3 блокам: «Что, где и как развивать у ребенка?»; «С помощью чего развиваем?»; «Кто развивает?». Сравнительный анализ результатов интервью специалистов дошкольных учреждений в России и Вьетнаме не выявил значимых различий между группами, что свидетельствует о том, что превалирует единство в подходах к развитию и обучению детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ВАОН в рамках научного проекта № 19-513- 92001.
Литература
Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих
А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Эмоционально- смысловое отношение
девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия.
Том. 26. № 4. С. 46—64. doi:10.17759/cpp.2018260404.
Галасюк И.Н. Семейная психология: методика «Оценка
детско-родительского взаимодействия» (ecpi-2.0) / Под ред. И.Н. Галасюк, Т.В.
Шининой. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 223 c.
Галасюк И.Н., Шинина Т.В. «Оценка детско- родительского
взаимодействия» (ECPI). М.: ИТД Перспектива, 2017. 304 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей. М.: АСТ,
2014. 124 с.
Добрынина В.И., Колодина А.А., Ляховец А.С. Детство в современной
России: теоретическое осмысление повседневной жизни // Вестник МГУКИ. 2013. №
1. С. 52—57.
Дробышева Т.В., Романовская М.А. Типы профессионального
взаимодействия современных российских нянь: социально-психологический анализ //
Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 81—97.
doi:10.17759/sps.2015060306
Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
199 с.
Захарова Е.И. Условия становления негативного отношения
современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая
психология. Том. 11. №. 1. С. 44—49. doi:10.17759/
chp.2015110106.
Калина О.Г. Психологические последствия недостаточной
представленности эмоционально позитивной мужской функции в семье и в
образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2008. Том.
13. № 4. С. 82—90.
Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практика
воспитания в семье: кросс- культурный аспект // Современная зарубежная
психология. 2017. Том. 6. № 2. С. 15—26. doi:10.17759/jmfp.2017060202.
Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной
ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник
Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—82.
Кон И.С. Мальчик — отец мужчины. М: Время, 2009. 704 с.
Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Этнографическое
обозрение. 2010. № 6. С. 99—114.
Лаврова М.А., Токарская Л.В. Методики оценки раннего
детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2018.
Т. 14. № 2. С. 86—92. doi:10.17759/chp.2018140209.
Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы
психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная
психология и психотерапия. 2015. № 1. С. 70—83.
Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение
человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. М.: Когито- Центр, 2014. 413
с.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.:
Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
Пьянкова Л.А., Никифоров Д.В. Готовность молодежи к
брачно-семейным отношениям // Материалы Международных научно-практических
мероприятий Общества Науки и Творчества «Новая наука и формирование культуры
знаний современного человека» (г. Казань, январь 2018 г.) Москва, 2018. С.
303—308.
Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Формирование внутренней позиции
родителя в онтогенезе // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 4.
С. 142—152. doi:10.17759/psyedu.2016080414.
Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в
психологическом консультировании // Психологическая наука и образование. 2003.
№ 1. С. 23—43.
Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах
взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста //
Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 69—84.
Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Социально- экономический статус
семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования //
Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 65—76.
Якупова В.А., Захарова Е.И. Особенности внутренней позиции матери
у участниц программы ЭКО // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. №
1. С. 46—55. doi:10.17759/chp.2016120105.
Adamson L.B., Bakeman R., Deckner D.F., Nelson P.B. From
interactions to conversations: The development of joint engagement during early
childhood // Child Development. № 3. P. 941—955.
Ang R.P., Goh D.H. Authoritarian parenting style in Asian
societies: A cluster-analytic investigation // Contemporary Family Therapy. №
1. P. 131— 153.
Bennetts S.K., Mensah F.K., Green J., Hackworth N.J., Westrupp E.M.;
Reilly S. Mothers’ Experiences of Parent-Reported and Video-Recorded
Observational Assessments // Journal of Child and Family Studies. P.
3312—3326. doi:10.1007/s10826-017-026-1
Brooks-Gunn J., Han W., Waldfogel J. Maternal employment and child
outcomes in the first three years of life: the NICHD study of early child care
// Child Development. № 4. P. 1052—1072.
Callaghan B.L., Tottenham N. The neuro-environmental loop of
plasticity: A cross-species analysis of parental effects on emotion circuitry
development following typical and adverse caregiving //
Neuropsychopharmacology. № 41 (1). P. 163— 176.
Christakis E. The Dangers of Distracted Parenting [Электронный
ресурс] // The Atlantic. 2018. URL:
https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2018/07/
the-dangers-of-distracted-parenting/561752/ (дата обращения: 03.02.2019).
Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology.
Vol. 64. P. 135—168.
Gregg P., Washbrook E., Propper C., Burgess S. The effects of a
mother’s return to work decision on child development in the UK // The Economic
Journal. 2005. Vol. 115. P. 48—80.
Hartz K., Willford A. Child Negative Emotionality and Caregiver
Sensitivity Across Context: Links with Children’s Kindergarten Behaviour
Problems // Infants and Child Development. 2015. Vol. 24. P. 107—129. doi:
10.1002/icd.1887
Helmke A., Hesse H.-G. Kindheit und Jugend in Asien // Handbuch
Kindheits-und Jugendforschung. P. 479—514.
Hunt P.C. An introduction to Vietnamese culture for rehabilitation
service providers in the United States // Culture and Disability: Providing
Culturally Competent Services. P. 203—223.
Ispa J.M., Fine M.A., Halgunseth L.C., Harper S., Robinson J., Boyce
L., Brady-Smith C. Maternal intrusiveness, maternal warmth, and
mother-toddler relationship outcomes: Variations across low-income ethnic and
acculturation groups // Child Development. Vol. 75. № 6. P. 1613—1631.
Jambunathan S., Burts D., Pierce S. Comparisons of parenting
attitudes among five ethnic groups in the United States // Journal of
comparative family studies. №. 4. P. 395—406.
Lim N. Cultural differences in emotion: differences in emotional
arousal level between the East and the West // Integrative Medicine Research. №
2. P. 105—109.
Lindquist K.A., Barrett L.F. Emotional complexity // Handbook of
emotions. № 4. P. 513—530.
Locke C. et al. Visiting Marriages and Remote Parenting: Changing
Strategies of Rural—Urban Migrants to Hanoi, Vietnam // The Journal of
Development Studies. Vol. 48. № 1. P. 10—25.
Mestechkina T. Parenting in Vietnam. Parenting Across Cultures /
Helaine Selin (ed.). The Netherlands: Springer Publishers, 2014. P. 47—57.
Mortensen J.A., Barnett M.A. Teacher— Child Interactions in
Infant/Toddler Child Care and Socioemotional Development // Early Education and
Development. Vol. 26. P. 209—229.
Parson T., Bales R. Family, socialization and interaction process.
Glencoe, IL: Free Press, 1955. P. 23.
Pinquart M., Silbereisen R.K., Körner A. Coping
with family demands under difficult economic conditions: Associations with
depressive symptoms // Swiss Journal of Psychology. Vol. 69. P. 53—63.
Pratt M.E. Caregiver Responsiveness During Preschool Supports
Cooperation in Kindergarten: Moderation by Children’s Early Compliance // Early
Education and Development. Vol. 27. P. 421— 439. doi:
10.1080/10409289.2016.1090767
Rindermann H., Quyen Sen Ngoc Hoang, Baumeister E.E. Cognitive
ability, parenting and instruction in Vietnam and Germany // Intelligence. Vol.
41. № 5. P. 366—377.