Головей Л.А. доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия e-mail: lgolovey@yandex.ru
Данилова М.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия e-mail: m.v.danilova@spbu.ru
Груздева И.А. аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия e-mail: i-gr2010@mail.ru
Рассматривается роль психоэмоционального благополучия старшеклассников в решении проблем профессионального самоопределения.Исследование проводилось на выборке, которую составили учащиеся 9—11 классов общеобразовательных школ: 456 человек (207 юношей и 249 девушек) в возрасте 14—18 лет.Выбранный для работы инструментарий включал группу методик для оценки личностного, когнитивно-оценочного и эмоционального аспектов благополучия, а также комплекс средств диагностики показателей профессионального самоопределения.Показано, что особенностями структуры благополучия старшеклассников являются сниженный уровень компетентности и самопринятия, снижение активности, бодрости, повышение тревоги, напряженности.Обнаружен высокий процент старшеклассников, имеющих сниженные оценки психоэмоционального благополучия.Выявлены сложности в профессиональном самоопределении, в основе которых лежат преобладание внешней мотивации выбора профессии, недостаточный уровень сформированности познавательных интересов, профессионального типа личности, кризис профессиональной идентичности.Показана высокая степень вовлеченности различных аспектов психоэмоционального благополучия во взаимосвязи с параметрами профессионального самоопределения.
Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-06-00307-ОГН «Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития»).
Литература
Водяха С.А. Особенности психологического благополучия
старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№
6.С.114—119.
Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе:
Методические рекомендации.Магнитогорск: МаГУ, 2004.С.7—9.
Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
psyedu.ru.2014.№1.URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/ Ichenko.phtml (дата
обращения: 28.11.2019)
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.М.: Академия,
2004.304 с.
Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических
состояний, настроений и сферы чувств.Описание методик, инструкции по
применению.СПб.: СПГУ, 2003.64 с.
Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции
благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник
Пермского университета.Философия.Психология.Социология.2016.№ 2
(26).С.77—85.doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-77-85
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал
экспресс- оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Сборник
Материалов III Всероссийского социологического конгресса.М.: Институт
социологии РАН, Российское общество социологов.2008.URL:
http://www.isras.ru/abstract_ bank/1210190841.pdf (дата обращения:
29.04.2019).
Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим
благополучием / Д.А.Леонтьев [и др.] // Психологическая наука и
образование.2018.Т.23.№ 6.C.55—66.doi: 10.17759/pse.2018230605
Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование)
/ Л.А.Головей [и др.].СПб.: Нестор-История, 2015.336 с.
Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного
исследования / А.И.Подольский [и др.] // Вестник Московского университета.Серия
14.Психология.2011.№ 2.С.9—20.
Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения
результативности профориентационной работы: Дис....канд.пед.наук.Самара,
2013.177 с.
Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков.Исследование
«Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): международный
отчет по материалам обследования 2009/2010 гг.».[Электронный ресурс] //
Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 г.Политика здравоохранения
для детей и подростков.№ URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/
pdf_file/0003/181551/E96444_part1-Rus.pdf (дата обращения: 19.09.2018).
Уварова С.Я. Психологическая готовность старшеклассников к
принятию жизненно важных решений // Ярославский педагогический вестник — Том II
(Психолого-педагогические науки).2010.№ 3.С.229—233.
Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально- психологические аспекты
профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс]
// Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016.Том 8.№ 1.C. 105—113.doi:
10.17759/psyedu.2016080110 (дата обращения: 28.11.2019).
de Bruin W.B., Parker A.M., Fischhoff B. Individual differences in
adult decision-making competence // Journal of Personality and Social
Psychology.2007.Vol. 92 (5).Pp.938—956.doi: 10.1037/0022- 3514.92.5.938
Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, culture, and
subjective well-being: Emotional and cognitive evaluations of life // Annual
Review of Psychology.2003.Vol.54 (1).Pp.403—425.doi:
10.1146/annurev.psych.54.101601.145056
Holland J.L. Exploring careers with a typology: What we have
learned and some new directions // American Psychologist.1996.Vol.51
(4).Pp.397—406.doi: 10.1037//0003-066X.51.4.397
Jullisson E.A., Karlsson N., Garling T. Weighing the past and the
future in decision making // European Journal of Cognitive
Psychology.2005.Vol.17 (4).Pp. 561—575.doi: 10.1080/09541440440000159
Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the
meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social
Psychology.1989.Vol.57 (6).Pp.1069—1081.doi: 10.1037/0022- 3514.57.6.1069
Sagi A., Friedland N. The cost of richness: The effect of the size
and diversity of decision sets on post-decision regret // Journal of
Personality and Social Psychology.2007.Vol.93 (4).Pp.515—524.doi:
10.1037/0022-3514.93.4.515