Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению 204

Головей Л.А.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
e-mail: lgolovey@yandex.ru

Данилова М.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
e-mail: m.v.danilova@spbu.ru

Груздева И.А.
аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
e-mail: i-gr2010@mail.ru

Аннотация

Рассматривается роль психоэмоционального благополучия старшеклассников в решении проблем профессионального самоопределения.Исследование проводилось на выборке, которую составили учащиеся 9—11 классов общеобразовательных школ: 456 человек (207 юношей и 249 девушек) в возрасте 14—18 лет.Выбранный для работы инструментарий включал группу методик для оценки личностного, когнитивно-оценочного и эмоционального аспектов благополучия, а также комплекс средств диагностики показателей профессионального самоопределения.Показано, что особенностями структуры благополучия старшеклассников являются сниженный уровень компетентности и самопринятия, снижение активности, бодрости, повышение тревоги, напряженности.Обнаружен высокий процент старшеклассников, имеющих сниженные оценки психоэмоционального благополучия.Выявлены сложности в профессиональном самоопределении, в основе которых лежат преобладание внешней мотивации выбора профессии, недостаточный уровень сформированности познавательных интересов, профессионального типа личности, кризис профессиональной идентичности.Показана высокая степень вовлеченности различных аспектов психоэмоционального благополучия во взаимосвязи с параметрами профессионального самоопределения.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-06-00307-ОГН «Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития»).

Литература
  1. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—119.
  2. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации.Магнитогорск: МаГУ, 2004.С.7—9.
  3. Головей Л.А., Данилова М.В., Рыкман Л.В. Профориентационное консультирование: Учебное пособие.СПб.: Санкт-Петербургский гос.ун-т, 2015.104 с.
  4. Головей Л.А., Данилова М.В. Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте // Известия Саратовского университета.Новая серия.Сер.Акмеология образования.Психология развития.2019.Т.8.Вып.1 (29).С.38—46.
  5. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя.Психологические тесты для подростков.СПб.: Питер, 2006.С.143—155.
  6. Долгова В.И., Луткова А.М. Психолого- педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2017.№ 2.С.113—119.
  7. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К.Рифф // Психологический журнал.2011.Т.32.№ 2.С.82— 93.
  8. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.№1.URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/ Ichenko.phtml (дата обращения: 28.11.2019)
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.М.: Академия, 2004.304 с.
  10. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств.Описание методик, инструкции по применению.СПб.: СПГУ, 2003.64 с.
  11. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета.Философия.Психология.Социология.2016.№ 2 (26).С.77—85.doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-77-85
  12. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс- оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Сборник Материалов III Всероссийского социологического конгресса.М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов.2008.URL: http://www.isras.ru/abstract_ bank/1210190841.pdf (дата обращения: 29.04.2019).
  13. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием / Д.А.Леонтьев [и др.] // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 6.C.55—66.doi: 10.17759/pse.2018230605
  14. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А.Головей [и др.].СПб.: Нестор-История, 2015.336 с.
  15. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования / А.И.Подольский [и др.] // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.С.9—20.
  16. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы: Дис....канд.пед.наук.Самара, 2013.177 с.
  17. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков.Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): международный отчет по материалам обследования 2009/2010 гг.».[Электронный ресурс] // Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 г.Политика здравоохранения для детей и подростков.№ URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/ pdf_file/0003/181551/E96444_part1-Rus.pdf (дата обращения: 19.09.2018).
  18. Уварова С.Я. Психологическая готовность старшеклассников к принятию жизненно важных решений // Ярославский педагогический вестник — Том II (Психолого-педагогические науки).2010.№ 3.С.229—233.
  19. Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально- психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016.Том 8.№ 1.C. 105—113.doi: 10.17759/psyedu.2016080110 (дата обращения: 28.11.2019).
  20. de Bruin W.B., Parker A.M., Fischhoff B. Individual differences in adult decision-making competence // Journal of Personality and Social Psychology.2007.Vol. 92 (5).Pp.938—956.doi: 10.1037/0022- 3514.92.5.938
  21. Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, culture, and subjective well-being: Emotional and cognitive evaluations of life // Annual Review of Psychology.2003.Vol.54 (1).Pp.403—425.doi: 10.1146/annurev.psych.54.101601.145056
  22. Holland J.L. Exploring careers with a typology: What we have learned and some new directions // American Psychologist.1996.Vol.51 (4).Pp.397—406.doi: 10.1037//0003-066X.51.4.397
  23. Jullisson E.A., Karlsson N., Garling T. Weighing the past and the future in decision making // European Journal of Cognitive Psychology.2005.Vol.17 (4).Pp. 561—575.doi: 10.1080/09541440440000159
  24. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology.1989.Vol.57 (6).Pp.1069—1081.doi: 10.1037/0022- 3514.57.6.1069
  25. Sagi A., Friedland N. The cost of richness: The effect of the size and diversity of decision sets on post-decision regret // Journal of Personality and Social Psychology.2007.Vol.93 (4).Pp.515—524.doi: 10.1037/0022-3514.93.4.515
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика