Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы 58

Волкова Е.Н.
доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт психологи, Института психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752
e-mail: envolkova@herzen.spb.ru

Микляева А.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275
e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Кошелева А.Н.
кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии, Российский Государственный педагогический университет им. А.И Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2497-6414
e-mail: alkosh@inbox.ru

Хороших В.В.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии профессиональной деятельности, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7116-0042
e-mail: VKhoroshikh@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования, в котором на основании результатов анкетирования 422 подростков 15—17 лет, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы, был описан конструкт «отношение к собственной одаренности». Авторы исходят из того, что специализированная поддержка детей и подростков с признаками одаренности предполагает учет особенностей их социальной ситуации развития, в значительной мере определяемой фактом идентификации личности в качестве одаренной. «Маркировка одаренности» оказывает существенное влияние на систему межличностных отношений, а также самоотношение детей и подростков. Однако на сегодняшний день в психологии отсутствует целостный конструкт феномена «отношение к собственной одаренности», что определило теоретическую и эмпирическую разработку конструкта отношения к собственной одаренности в качестве цели представляемого в данной статье исследования. С помощью факторного анализа были выделены основные размерности конструкта «отношение к собственной одаренности», типичные для старших подростков: оценка ресурсов — рисков одаренности; среда проявления рисков и ресурсов одаренности (внутренняя — внешняя); локализация условий высоких достижений (внутренняя — внешняя). На основе анализа достоверности различий показаны возможности конструкта для выявления половой специфики отношения к собственной одаренности у старших подростков, обучающихся по специализированным образовательным программам.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00729.

Подкаст
Фрагмент статьи

На современном этапе развития системы образования во всем мире уделяется большое внимание специальной поддержке одаренных детей и подростков. Эта поддержка часто реализуется в формате краткосрочных или долгосрочных образовательных программ, ориентированных на то, чтобы помочь таким детям и подросткам достичь наивысших результатов в той области, в которой проявляются их незаурядные способности, и предполагает учет особенностей их личностного развития.

Литература
  1. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Хороших В.В. Критерии идентификации детской и подростковой одаренности как основание для формирования выборок при проведении психологических исследований // Теоретическая и экспериментальная психология.2019.Т.12.№ 1.С.69—78.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / Сост.М.К.Павлова.Москва: АНО ПЭБ, 2008.С.284—324.
  3. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2015.Т.4.№ 1.С.26—44.URL: https:// psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (дата обращения: 24.03.2020).
  4. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально- оценочная система.М.: Изд-во МГУ, 1991.100 с.
  5. Сарджвеладзе Н.И.Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред.Н.И.Саржджеваладзе, Ш.Н.Чхартишвили.Тбилиси: «Мицниереба», 1974.С.103—107.
  6. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.288 с.
  7. Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования.2014.Т.7.№ 38.С.7.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.02.2020).
  8. Ялом И.Экзистенциальная психотерапия.М.: Изд-во Класс, 2019.576 с.
  9. Assouline S., Colangelo N., Ihrig D., Forstadt L. Аttributional Choices for Academic Success and Failure by Intellectually Gifted Students // Gifted Child Quarterly.2006.Vol.50 (4), P.283—294.DOI:10.1177 / 001698620605000402
  10. Bain Sh.K., Bell Sh.M. Social Self-Concept, Social Attributions, and Peer Relationships in Fourth, Fifth, and Sixth Graders Who Are Gifted Compared to High Achievers // Gifted Child Quarterly.2004, Vol.48 (3).P. 167—178.DOI:10.1177/001698620404800302
  11. Barab S.A., Plucker J.A. Smart people or smart contexts? Cognition, ability, and talent development in an age of situated approaches to knowing and learning // Educational Psychologist.2002.Vol.37.P.165—182.
  12. Brighton C.M. The effects of middle school teachers’ beliefs on classroom practices// Journal for the Education of the Gifted.2003.Vol.27 (2/3).P. 177—206.
  13. Butler J. The Psychic Life of Power.California: Stanford University Press, 1997.230 р.
  14. Coleman L., Cross T. Is being gifted a social handicap? // Journal for the Education of the Gifted.1988.Vol.11.P.41—56.
  15. Comerford Boyes L., Reid I., Brain K., Wilson J. Accelerated learning: A literature survey.Unpublished report, Department for Education and Skills, London, 2004.
  16. Cornel D.G. Gifted children: The impact of positive labeling on the family system // American Journal of Orthopsychiatry.1983.Vol.53.P.322—335.
  17. Cornell D.G., Grossberg I.N. Parent use of the term “gifted”: Correlates with family environment and child adjustment // Journal for the Education of the Gifted.1989.Vol.12.P.218—230.
  18. Cross T., Colemean L., Stewart. R.The Social cognition of gifted adolescence: An exploration of the stigma of giftedness paradigm // Roeper Review.1993.Vol.16 (1).P.37—40.
  19. Ellen J. It’s All a Matter of Perspective: Student Perceptions on the Impact of Being Labeled Gifted and Talented // Roeper Review.2009.Vol.31.P.217—223.DOI:10.1080/02783190903177580
  20. Freeman J. Giftedness in the Long Term// Journal for the Education of the Gifted.2006.Vol.29 (4).P. 384—403.
  21. Geake J.G., Gross U.M.Teachers’ negative affect toward academically gifted students: an evolutionary psychological study// Gifted Child Quarterly.2008.Vol. 52 (3).P.217—231.
  22. Hewitt D.Gifted and talented mathematics [Электронный ресурс] // Proceedings of the British Society for Research into Learning Mathematics.2010.Vol.25 (3).URL: http://www.bsrim.org.uk
  23. Howard-Hamilton M., Franks B.A. Gifted adolescents: Psychological behaviors, values, and developmental implications // Roeper Review.1995, Vol.17 (3).P.186—191.
  24. Jenkins-Friedman R., Murphy D.L. The Mary Poppins Effect: Relationships between Gifted Students’ Self Concept and Adjustment// Roeper Review.1988.Vol.11 (1).P.26—30.
  25. Juriševič M., Žerak U. Attitudes Towards Gifted Students and Their Education in the Slovenian Context// Educational psychology from a contemporary perspective.2019.Vol.12 (4).Р.101—117.DOI:10.11621/pir.2019.0406
  26. Kerr B., Colangelo N., Gaeth J. Gifted adolescents’ attitudes toward their giftedness// Gifted Child Quarterly.1988.Vol.32 (2), P.245—247.
  27. Levine E., Tucker S. Emotional needs of gifted children: A preliminary phenomenological view// The Creative Child and Adult Quarterly.1986.Vol.11.P. 156—165.
  28. Marsh H.W., Parker J.W. Determinants of student self-concept: Is it better to be a relatively large fish in a small pond even if you don’t learn to swim as well? // Journal of Personality and Social Psychology.1984.Vol. 47 (1).P.213—231.DOI:10.1037/0022- 3514.47.1.213
  29. Marsh H.W., Morin A.J., Parker P.D. Physical self-concept changes in a selective sport high school: a longitudinal cohort-sequence analysis of the big-fish-little-pond effect // Journal of Sport and Exercise Psychology.2015.Vol.37 (2).P.150—163.DOI:10.1123/jsep.2014-0224
  30. O’Connor J. Is It Good to be Gifted? The Social Construction of the Gifted Child // Сhildren and society.2012.Vol.26.P.293—303.DOI:10.1111/j.1099- 0860.2010.00341.x
  31. Patchett R.F., Gauthier Y.Parent and teacher perceptions of giftedness and a program for the gifted// BC Journal of Special Education (British Columbia).1991.Vol.15 (1).P.25—38.
  32. Salchegge S.Selective school systems and academic self-concept: How explicit and implicit school-level tracking relate to the big-fish-little-pond effect across cultures // Journal of Educational Psychology.2016. Vol.108 (3).P.405—423.DOI:10.1037/ edu0000063
  33. Striley K. The Stigma of Excellence and the Dialectic of (Perceived) Superiority and Inferiority: Exploring Intellectually Gifted Adolescents’ Experiences of Stigma// Communication Studies.2014.Vol.65 (2).P.139—153.DOI:10.1080/10510974.2013.851726
  34. Swiatek M.А., Dorr R.M. Revision of the social coping questionnaire: Replication and extension of previous findings // Journal of Secondary Gifted Education.1998.Vol.10 (1).P.252.
  35. Tannenbaum A.J. Gifted Children.New York: MacMillan.1983.466 p.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика