Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы

668

Аннотация

Представлены результаты исследования, в котором на основании результатов анкетирования 422 подростков 15—17 лет, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы, был описан конструкт «отношение к собственной одаренности». Авторы исходят из того, что специализированная поддержка детей и подростков с признаками одаренности предполагает учет особенностей их социальной ситуации развития, в значительной мере определяемой фактом идентификации личности в качестве одаренной. «Маркировка одаренности» оказывает существенное влияние на систему межличностных отношений, а также самоотношение детей и подростков. Однако на сегодняшний день в психологии отсутствует целостный конструкт феномена «отношение к собственной одаренности», что определило теоретическую и эмпирическую разработку конструкта отношения к собственной одаренности в качестве цели представляемого в данной статье исследования. С помощью факторного анализа были выделены основные размерности конструкта «отношение к собственной одаренности», типичные для старших подростков: оценка ресурсов — рисков одаренности; среда проявления рисков и ресурсов одаренности (внутренняя — внешняя); локализация условий высоких достижений (внутренняя — внешняя). На основе анализа достоверности различий показаны возможности конструкта для выявления половой специфики отношения к собственной одаренности у старших подростков, обучающихся по специализированным образовательным программам.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, отношение к собственной одаренности, подросток, маркировка одаренности

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250305

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00729.

Для цитаты: Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 49–63. DOI: 10.17759/pse.2020250305

Подкаст

Фрагмент статьи

На современном этапе развития системы образования во всем мире уделяется большое внимание специальной поддержке одаренных детей и подростков. Эта поддержка часто реализуется в формате краткосрочных или долгосрочных образовательных программ, ориентированных на то, чтобы помочь таким детям и подросткам достичь наивысших результатов в той области, в которой проявляются их незаурядные способности, и предполагает учет особенностей их личностного развития.

Литература

  1. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Хороших В.В. Критерии идентификации детской и подростковой одаренности как основание для формирования выборок при проведении психологических исследований // Теоретическая и экспериментальная психология.2019.Т.12.№ 1.С.69—78.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / Сост.М.К.Павлова.Москва: АНО ПЭБ, 2008.С.284—324.
  3. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2015.Т.4.№ 1.С.26—44.URL: https:// psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (дата обращения: 24.03.2020).
  4. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально- оценочная система.М.: Изд-во МГУ, 1991.100 с.
  5. Сарджвеладзе Н.И.Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред.Н.И.Саржджеваладзе, Ш.Н.Чхартишвили.Тбилиси: «Мицниереба», 1974.С.103—107.
  6. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.288 с.
  7. Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования.2014.Т.7.№ 38.С.7.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.02.2020).
  8. Ялом И.Экзистенциальная психотерапия.М.: Изд-во Класс, 2019.576 с.
  9. Assouline S., Colangelo N., Ihrig D., Forstadt L. Аttributional Choices for Academic Success and Failure by Intellectually Gifted Students // Gifted Child Quarterly.2006.Vol.50 (4), P.283—294.DOI:10.1177 / 001698620605000402
  10. Bain Sh.K., Bell Sh.M. Social Self-Concept, Social Attributions, and Peer Relationships in Fourth, Fifth, and Sixth Graders Who Are Gifted Compared to High Achievers // Gifted Child Quarterly.2004, Vol.48 (3).P. 167—178.DOI:10.1177/001698620404800302
  11. Barab S.A., Plucker J.A. Smart people or smart contexts? Cognition, ability, and talent development in an age of situated approaches to knowing and learning // Educational Psychologist.2002.Vol.37.P.165—182.
  12. Brighton C.M. The effects of middle school teachers’ beliefs on classroom practices// Journal for the Education of the Gifted.2003.Vol.27 (2/3).P. 177—206.
  13. Butler J. The Psychic Life of Power.California: Stanford University Press, 1997.230 р.
  14. Coleman L., Cross T. Is being gifted a social handicap? // Journal for the Education of the Gifted.1988.Vol.11.P.41—56.
  15. Comerford Boyes L., Reid I., Brain K., Wilson J. Accelerated learning: A literature survey.Unpublished report, Department for Education and Skills, London, 2004.
  16. Cornel D.G. Gifted children: The impact of positive labeling on the family system // American Journal of Orthopsychiatry.1983.Vol.53.P.322—335.
  17. Cornell D.G., Grossberg I.N. Parent use of the term “gifted”: Correlates with family environment and child adjustment // Journal for the Education of the Gifted.1989.Vol.12.P.218—230.
  18. Cross T., Colemean L., Stewart. R.The Social cognition of gifted adolescence: An exploration of the stigma of giftedness paradigm // Roeper Review.1993.Vol.16 (1).P.37—40.
  19. Ellen J. It’s All a Matter of Perspective: Student Perceptions on the Impact of Being Labeled Gifted and Talented // Roeper Review.2009.Vol.31.P.217—223.DOI:10.1080/02783190903177580
  20. Freeman J. Giftedness in the Long Term// Journal for the Education of the Gifted.2006.Vol.29 (4).P. 384—403.
  21. Geake J.G., Gross U.M.Teachers’ negative affect toward academically gifted students: an evolutionary psychological study// Gifted Child Quarterly.2008.Vol. 52 (3).P.217—231.
  22. Hewitt D.Gifted and talented mathematics [Электронный ресурс] // Proceedings of the British Society for Research into Learning Mathematics.2010.Vol.25 (3).URL: http://www.bsrim.org.uk
  23. Howard-Hamilton M., Franks B.A. Gifted adolescents: Psychological behaviors, values, and developmental implications // Roeper Review.1995, Vol.17 (3).P.186—191.
  24. Jenkins-Friedman R., Murphy D.L. The Mary Poppins Effect: Relationships between Gifted Students’ Self Concept and Adjustment// Roeper Review.1988.Vol.11 (1).P.26—30.
  25. Juriševič M., Žerak U. Attitudes Towards Gifted Students and Their Education in the Slovenian Context// Educational psychology from a contemporary perspective.2019.Vol.12 (4).Р.101—117.DOI:10.11621/pir.2019.0406
  26. Kerr B., Colangelo N., Gaeth J. Gifted adolescents’ attitudes toward their giftedness// Gifted Child Quarterly.1988.Vol.32 (2), P.245—247.
  27. Levine E., Tucker S. Emotional needs of gifted children: A preliminary phenomenological view// The Creative Child and Adult Quarterly.1986.Vol.11.P. 156—165.
  28. Marsh H.W., Parker J.W. Determinants of student self-concept: Is it better to be a relatively large fish in a small pond even if you don’t learn to swim as well? // Journal of Personality and Social Psychology.1984.Vol. 47 (1).P.213—231.DOI:10.1037/0022- 3514.47.1.213
  29. Marsh H.W., Morin A.J., Parker P.D. Physical self-concept changes in a selective sport high school: a longitudinal cohort-sequence analysis of the big-fish-little-pond effect // Journal of Sport and Exercise Psychology.2015.Vol.37 (2).P.150—163.DOI:10.1123/jsep.2014-0224
  30. O’Connor J. Is It Good to be Gifted? The Social Construction of the Gifted Child // Сhildren and society.2012.Vol.26.P.293—303.DOI:10.1111/j.1099- 0860.2010.00341.x
  31. Patchett R.F., Gauthier Y.Parent and teacher perceptions of giftedness and a program for the gifted// BC Journal of Special Education (British Columbia).1991.Vol.15 (1).P.25—38.
  32. Salchegge S.Selective school systems and academic self-concept: How explicit and implicit school-level tracking relate to the big-fish-little-pond effect across cultures // Journal of Educational Psychology.2016. Vol.108 (3).P.405—423.DOI:10.1037/ edu0000063
  33. Striley K. The Stigma of Excellence and the Dialectic of (Perceived) Superiority and Inferiority: Exploring Intellectually Gifted Adolescents’ Experiences of Stigma// Communication Studies.2014.Vol.65 (2).P.139—153.DOI:10.1080/10510974.2013.851726
  34. Swiatek M.А., Dorr R.M. Revision of the social coping questionnaire: Replication and extension of previous findings // Journal of Secondary Gifted Education.1998.Vol.10 (1).P.252.
  35. Tannenbaum A.J. Gifted Children.New York: MacMillan.1983.466 p.

Информация об авторах

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752, e-mail: envolkova@yandex.ru

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Кошелева Александра Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, институт психологии, Российский Государственный педагогический университет им. А.И Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2497-6414, e-mail: alkosh@inbox.ru

Хороших Валерия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7116-0042, e-mail: VKhoroshikh@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1068
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 668
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5