Павленко К.В. кандидат социологических наук, аналитик Центра исследований современного детства, Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Институт образования НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6568-4197 e-mail: kpavlenko@hse.ru
Бочавер А.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602 e-mail: a-bochaver@yandex.ru
Представлены материалы исследования, направленного на изучение факторов, влияющих на субъективное благополучие старших школьников. Исследование является поисковым, направленным на формулировку гипотез о влиянии ситуации самоопределения на оценку школьниками своего субъективного благополучия. Результаты представлены в материалах 14 интервью с учащимися 10-х и 11-х классов, содержание которых показывает, как подростки воспринимают ситуацию перехода от статуса школьника к статусу выпускника школы, какие аспекты вызывают тревогу и стресс, и к каким изменениям в поведении и повседневной жизни школьников приводит необходимость делать образовательный и жизненный выбор. Данные интервью позволили сформулировать гипотезу о том, что в школах с высококонкурентной средой, в которых ученики традиционно имеют более высокий уровень образовательных притязаний, стресс от самоопределения и планирования будущего у подростков выше, чем в школах с менее конкурентной средой. Полученные данные помещают субъективное благополучие старшего школьника в более широкий контекст проектирования жизненного пути и позволяют сформулировать гипотезу о том, что именно необходимость решения возрастной задачи самоопределения имеет определяющее влияние на переживания подростков данного возраста. Понимание того, как благополучие связано с особенностями данного переходного этапа их жизни, с одной стороны, и с социальными факторами — с другой, создает основу для дальнейшего анализа: выявления групп риска школьников, изучения и совершенствования стратегий повышения их благополучия.
Детское благополучие и влияющие на него социальные факторы
являются важнейшим предметом исследований с 1970-х годов. Основные подходы к
оценке детского благополучия фокусируются на качестве жизни, состоянии
здоровья, социальном благополучии ребенка.
Литература
Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина
Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная
динамика // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№
6.С.68—76.DOI:10.17759/ pse.2017220606
Вартанова И.И. Специфика взаимосвязи мотивации и
ценностей старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука
и образование.2018.Том 23.№ 6.С.67—74.DOI:10.17759/pse.2018230606
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6
т.Т.4.Детская психология.М.: Педагогика, 1984.432 с.
ГоловейЛ.А., Данилова М.В., Груздева И.А.
Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к
профессиональному самоопределению // Психологическая наука и
образование.2019.Том 24.№ 6.C.63—73.DOI:10.17759/ pse.2019240606
Жилинская А.В., Бочавер А.А. Подходы к изучению
построения подростками траектории жизненного пути // Психологический
журнал.2018.Том 39.№ 1.С.36—45.DOI:10.7868/ S020595921801004X
Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения:
ресурсы и риски // Психологическая наука и образование.2014.Том 6.№
1.С.69—76.
Костромина С.Н., Писарев А.Е. Экзаменационный
стресс на егэ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? // Статистика и
экономика.2017.№ 3.С.80—91.
Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология
личности в трудах отечественных психологов / Сост.Л.В.Куликов.СПб.: Питер,
2000.С.166—178.
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Досумова С.Ш., Рзаева Ф.Р.,
Бобров В.В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим
благополучием // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№
6.С.55—66.DOI:10.17759/pse.2018230605
Летфуллина Х.Р., Луковцева З.В. Эмоциональная
дезадаптация и суицидальный риск у старшеклассников в период подготовки к
итоговой аттестации // Психология и право.2016.Том 6.№ 4.С.35—50.
Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг-
стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и
общество.2020 (в печати).
Чибисова М.Ю. Психологическая готовность выпускника
к сдаче ЕГЭ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии
образования.2008.№ 4.С.77—80.URL:
https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2008/n4/28554.shtml (дата обращения:
18.02.2020).
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.М.:
Прогресс, 1996.344 с.
American Psychological Association et al.Stress in America
survey.Washington, DC: APA, 2014.38 р.[Электронный ресурс] // URL:
https://www.apa.org/news/press/releases/stress/2013/stress-report.pdf (дата
обращения: 16.02.2020).
Backman Y. Students’ Reasoning about Learning and
Well-being in School: On the epistemic privilege of Swedish early adolescent
students: doc.diss.edu.Luleå, 2016.99 p.
Ben-Arieh A. Measuring and monitoring the
well-being of young children around the world.Paper commissioned for the EFA
Global Monitoring Report 2007, Strong foundations: early childhood care and
education [Электронный ресурс] // URL: https://
unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000147444 (дата обращения: 16.02.2020).
Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in
psychology // Qualitative research in psychology.2006.Vol.3.№
2.P.77—101.DOI:10.1191/1478088706qp063oa
Crosnoe R. Schools, peers, and the big picture of
adolescent development // Adolescent vulnerabilities and opportunities:
Developmental and Constructivist Perspectives / In Eric Amsel and Judith
Smetana (eds.).New York: Cambridge University Press, 2011.P.182—204.
Ebbert A.M., Kumar N.L., Luthar S.S. Complexities
in adjustment patterns among the “best and the brightest”: risk and resilience
in the context of high achieving schools // Research in Human
Development.2019.Vol.16.№ 1.P.21—34.DOI:10.1080/15427609 .2018.1541376
Eicher V., StaerkléC.,
Clémence A. I want to quit education: A longitudinal study of
stress and optimism as predictors of school dropout intention // Journal of
adolescence.2014.Vol.37.№ 7.P.1021—1030.
Fattore T., Mason J., Watson E. Children’s
conceptualisation (s) of their well-being // Social indicators
research.2007.Vol.80.№ 1.P.5—29.DOI:10.1007/s11205-006-9019-9
Lauren D.F., Shusterman A. Into the pressure
cooker: Student stress in college preparatory high schools // Journal of
Adolescence.2015.Vol.41.P. 31—42.DOI:10.1016/j.adolescence.2015.02.003
Leonard N.R. et al.A multi-method exploratory study
of stress, coping, and substance use among high school youth in private schools
[Электронный ресурс] // Frontiers in psychology.2015.Vol.6.DOI:10.3389/
fpsyg.2015.01028
Luthar S.S., Kumar N.L., Zillmer N. High-achieving
schools connote risks for adolescents: Problems documented, processes
implicated, and directions for interventions // American
Psychologist.2020.Vol.75.№ 7.P.983—995.DOI:10.1037/amp0000556
Marcia J.E. The status of the statuses: Research
review // Ego identity: A handbook for psychosocial research.New York:
Springer, 1993.P.22—41.
National Academies of Sciences, Engineering, and
Medicine.Vibrant and Healthy Kids: Aligning Science, Practice, and Policy to
Advance Health Equity.Washington, DC: The National Academies Press, 2019.598
р.DOI:10.17226/25466
Schraml K. et al. Stress symptoms among
adolescents: The role of subjective psychosocial conditions, lifestyle, and
self-esteem // Journal of adolescence.2011.Vol.34.№
5.P.987—996.DOI:10.1016/j.adolescence.2010.11.010