Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения

700

Аннотация

Представлены материалы исследования, направленного на изучение факторов, влияющих на субъективное благополучие старших школьников. Исследование является поисковым, направленным на формулировку гипотез о влиянии ситуации самоопределения на оценку школьниками своего субъективного благополучия. Результаты представлены в материалах 14 интервью с учащимися 10-х и 11-х классов, содержание которых показывает, как подростки воспринимают ситуацию перехода от статуса школьника к статусу выпускника школы, какие аспекты вызывают тревогу и стресс, и к каким изменениям в поведении и повседневной жизни школьников приводит необходимость делать образовательный и жизненный выбор. Данные интервью позволили сформулировать гипотезу о том, что в школах с высококонкурентной средой, в которых ученики традиционно имеют более высокий уровень образовательных притязаний, стресс от самоопределения и планирования будущего у подростков выше, чем в школах с менее конкурентной средой. Полученные данные помещают субъективное благополучие старшего школьника в более широкий контекст проектирования жизненного пути и позволяют сформулировать гипотезу о том, что именно необходимость решения возрастной задачи самоопределения имеет определяющее влияние на переживания подростков данного возраста. Понимание того, как благополучие связано с особенностями данного переходного этапа их жизни, с одной стороны, и с социальными факторами — с другой, создает основу для дальнейшего анализа: выявления групп риска школьников, изучения и совершенствования стратегий повышения их благополучия.

Общая информация

Ключевые слова: самоопределение, стресс, старшая школа, субъективное благополучие, подростки

Рубрика издания: Психологическое благополучие

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250605

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00271).

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Павленко К.В., Бочавер А.А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 51–62. DOI: 10.17759/pse.2020250605

Фрагмент статьи

Детское благополучие и влияющие на него социальные факторы являются важнейшим предметом исследований с 1970-х годов. Основные подходы к оценке детского благополучия фокусируются на качестве жизни, состоянии здоровья, социальном благополучии ребенка.

Литература

  1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 6.С.68—76.DOI:10.17759/ pse.2017220606
  2. Вартанова И.И. Специфика взаимосвязи мотивации и ценностей старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.67—74.DOI:10.17759/pse.2018230606
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.Т.4.Детская психология.М.: Педагогика, 1984.432 с.
  4. ГоловейЛ.А., Данилова М.В., Груздева И.А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 6.C.63—73.DOI:10.17759/ pse.2019240606
  5. Жилинская А.В., Бочавер А.А. Подходы к изучению построения подростками траектории жизненного пути // Психологический журнал.2018.Том 39.№ 1.С.36—45.DOI:10.7868/ S020595921801004X
  6. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски // Психологическая наука и образование.2014.Том 6.№ 1.С.69—76.
  7. Костромина С.Н., Писарев А.Е. Экзаменационный стресс на егэ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? // Статистика и экономика.2017.№ 3.С.80—91.
  8. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост.Л.В.Куликов.СПб.: Питер, 2000.С.166—178.
  9. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Досумова С.Ш., Рзаева Ф.Р., Бобров В.В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.55—66.DOI:10.17759/pse.2018230605
  10. Летфуллина Х.Р., Луковцева З.В. Эмоциональная дезадаптация и суицидальный риск у старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации // Психология и право.2016.Том 6.№ 4.С.35—50.
  11. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.5—15.DOI:10.17759/pse.2018230601
  12. Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг- стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество.2020 (в печати).
  13. Чибисова М.Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.2008.№ 4.С.77—80.URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2008/n4/28554.shtml (дата обращения: 18.02.2020).
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.М.: Прогресс, 1996.344 с.
  15. American Psychological Association et al.Stress in America survey.Washington, DC: APA, 2014.38 р.[Электронный ресурс] // URL: https://www.apa.org/news/press/releases/stress/2013/stress-report.pdf (дата обращения: 16.02.2020).
  16. Backman Y. Students’ Reasoning about Learning and Well-being in School: On the epistemic privilege of Swedish early adolescent students: doc.diss.edu.Luleå, 2016.99 p.
  17. Ben-Arieh A. Measuring and monitoring the well-being of young children around the world.Paper commissioned for the EFA Global Monitoring Report 2007, Strong foundations: early childhood care and education [Электронный ресурс] // URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000147444 (дата обращения: 16.02.2020).
  18. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative research in psychology.2006.Vol.3.№ 2.P.77—101.DOI:10.1191/1478088706qp063oa
  19. Crosnoe R. Schools, peers, and the big picture of adolescent development // Adolescent vulnerabilities and opportunities: Developmental and Constructivist Perspectives / In Eric Amsel and Judith Smetana (eds.).New York: Cambridge University Press, 2011.P.182—204.
  20. Ebbert A.M., Kumar N.L., Luthar S.S. Complexities in adjustment patterns among the “best and the brightest”: risk and resilience in the context of high achieving schools // Research in Human Development.2019.Vol.16.№ 1.P.21—34.DOI:10.1080/15427609 .2018.1541376
  21. Eicher V., Staerklé C., Clémence A. I want to quit education: A longitudinal study of stress and optimism as predictors of school dropout intention // Journal of adolescence.2014.Vol.37.№ 7.P.1021—1030.
  22. Fattore T., Mason J., Watson E. Children’s conceptualisation (s) of their well-being // Social indicators research.2007.Vol.80.№ 1.P.5—29.DOI:10.1007/s11205-006-9019-9
  23. Lauren D.F., Shusterman A. Into the pressure cooker: Student stress in college preparatory high schools // Journal of Adolescence.2015.Vol.41.P. 31—42.DOI:10.1016/j.adolescence.2015.02.003
  24. Leonard N.R. et al.A multi-method exploratory study of stress, coping, and substance use among high school youth in private schools [Электронный ресурс] // Frontiers in psychology.2015.Vol.6.DOI:10.3389/ fpsyg.2015.01028
  25. Luthar S.S., Kumar N.L., Zillmer N. High-achieving schools connote risks for adolescents: Problems documented, processes implicated, and directions for interventions // American Psychologist.2020.Vol.75.№ 7.P.983—995.DOI:10.1037/amp0000556
  26. Marcia J.E. The status of the statuses: Research review // Ego identity: A handbook for psychosocial research.New York: Springer, 1993.P.22—41.
  27. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine.Vibrant and Healthy Kids: Aligning Science, Practice, and Policy to Advance Health Equity.Washington, DC: The National Academies Press, 2019.598 р.DOI:10.17226/25466
  28. Schraml K. et al. Stress symptoms among adolescents: The role of subjective psychosocial conditions, lifestyle, and self-esteem // Journal of adolescence.2011.Vol.34.№ 5.P.987—996.DOI:10.1016/j.adolescence.2010.11.010

Информация об авторах

Павленко Ксения Викторовна, кандидат социологических наук, аналитик Центра исследований современного детства, Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Институт образования НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6568-4197, e-mail: kpavlenko@hse.ru

Бочавер Александра Алексеевна, кандидат психологических наук, директор, старший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602, e-mail: a-bochaver@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 870
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 700
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3