Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 120Рубрики 53Авторы 9402Новости 1855Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Cвязь ретроспективных оценок школьного климата c готовностью молодых людей к агрессии 62

|

Реан А.А.
доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530
e-mail: profrean@yandex.ru

Шагалов И.Л.
младший научный сотрудник Института институциональных исследований, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7503-6732
e-mail: ishagalov@hse.ru

Коновалов И.А.
аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0982-5813
e-mail: iv.konovalov@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается связь агрессивности молодых людей и ретроспективных оценок школьного климата. Проведен обзор основных работ, посвященных связи различных проявлений агрессии и аспектов школьного климата (в частности, школьных правил). Анализируется связь компонентов школьного климата и агрессивности молодых людей на основе опроса студентов российских университетов. В частности, в работе оценивается медиативный эффект справедливых и понятных школьных правил на отношения между учащимися, взаимодействие учеников с учителями, отношения в педагогическом коллективе и влияние этих отношений на агрессивность. Проведенный анализ показывает, что школьные правила в существенной степени значимо связаны со школьными отношениями и агрессивностью молодых людей. Также установлено, что важную роль играют уважительные контакты учителей с учениками и между самими учащимися. При этом благополучие/неблагополучие школьных отношений значимо связано с агрессивностью молодых людей в будущем. Полученные данные рассмотрены в контексте дискуссии о критериях эффективности воспитательной работы образовательных учреждений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Важным фактором, определяющим поведение и благополучие учащихся, является школьный климат. Уважительные отношения в школе между учениками и учителями способствуют высокой успеваемости, снижают вероятность буллинга, суицидальных мыслей и агрессивного поведения.

Литература
  1. Алесина А., Джулиано П. Культура и институты.Часть I // Вопросы экономики.2016.№ 10.С.82— 111. DOI:10.32609/0042-8736-2016-10-82-111
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.М.: Просвещение, 1989.
  3. Баскакова М.Е. Мужчины и женщины в системе образования // Вопросы образования.2005.№ 1.C. 276—302.
  4. Безопасен ли тихий мальчик с последней парты: первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе» прошел в Институте образования [Электронный ресурс].URL: https://ioe.hse.ru/lsp/news/214591623.html (дата обращения: 22.09.2020).
  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.СПб., 2001.352 с.
  6. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал.2018.№ 4 (32).С.62—76.DOI:10.11621/npj.2018.0406
  7. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни // Политическая энциклопедия.2014.496 c.
  8. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса.Минск, 2003.
  9. Молчанова Д.В., Новикова М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта // Современная аналитика образования.2020.№ 1.С.1—72.
  10. Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования.2019.№ 2.С.78—97.DOI:10.17323/1814-9545-2019-2-78-97
  11. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии.1990.№ 6.С.68— 74.
  12. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.1996.Т.17.№ 5.С.3—18.
  13. Реан А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал.2018.№ 2 (30).С.3—12.DOI:10.11621/npj.2018.0201
  14. Российские школьники стали чаще проявлять агрессию.70% учителей сталкиваются с травлей и насилием со стороны учеников [Электронный ресурс].URL: https://www.kommersant.ru/doc/3593471 (дата обращения: 12.12.2019).
  15. Случаи нападений в российских школах в 2017-2018 годах.Досье [Электронный ресурс].URL: https://tass.ru/info/4885783 (дата обращения: 12.12.2019).
  16. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников // Вопросы психологии.2007.№ 1.С.27—37.
  17. Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге // Современная зарубежная психология.2019.Т.8.№ 3.С.45—52.DOI:10.17759/ jmfp.2019080305
  18. Учителя спрашивали: «А что бы вы сделали, если бы такое произошло?» Старшеклассники из разных городов России — о нападениях на школы в Перми и Улан-Удэ [Электронный ресурс].URL: https:// meduza.io/feature/2018/01/19/uchitelya-sprashivali-a-chto-by-vy-sdelali-esli-by-takoe-proizoshlo (дата обращения: 12.12.2019).
  19. Федунина Н.Ю. Психологический климат в школе: к вопросу о структуре понятия // Современная зарубежная психология.2014.Т.3.№ 1.С.117—124.
  20. Чиркина Т.А., Хавенсон Т.Е. Школьный климат.История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA // Вопросы образования.2017.№ 1.С.207—229.DOI:10.17323/1814-9545- 2017-1-207-229
  21. Acosta J., Chinman M., Ebener P., Malone P.S., Phillips A. & Wilks A. Understanding the relationship between perceived school climate and bullying: A mediator analysis // Journal of school violence.2019.Vol.18.№ 2.P.200—215.DOI:10.1080/15388220.20 18.1453820
  22. Aldridge J.M., McChesney K., Afari E. Associations between school climate and student life satisfaction: resilience and bullying as mediating factors // Learning Environments Research.2019.P.1—22.DOI:10.1007/ s10984-019-09296-9
  23. Anderson C.S. The Search for School Climate: A Review of the Research // Review of Educational Research.1982.Vol.52.№ 3.P.368—420.DOI:10.3102/00346543052003368
  24. Baron R.M., Kenny D.A. The moderator—mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations // Journal of Personality and Social Psychology.1986.№ 51 (6).P. 1173—1182.DOI:10.1037/0022-3514.51.6.1173
  25. Brookover W.B. et al. Elementary school social climate and school achievement // American educational research journal.1978.Vol.15.№ 2.С.301—318.DOI:10.3102/00028312015002301
  26. Buss A.H. The psychology of aggression.Wiley, 1961.DOI:10.1037/11160-000
  27. Buss A.H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of Consulting Psychology.1957.№ 21 (4).P.343—349.DOI:10.1037/ h0046900
  28. Cohen J., McCabe L., Michelli N.M., Pickeral T. School climate: Research, policy, practice, and teacher education // Teachers College Record.2009.№ 111.P.180—213.
  29. Coleman J., Hoffer T., Kilgore S. Cognitive Outcomes in Public and Private Schools // Sociology of Education.1982.Vol.55.№ 2.P.65—76.DOI:10.2307/2112288
  30. Cornell D., Huang F. Authoritative School Climate and High School Student Risk Behavior: A Cross-sectional Multi-level Analysis of Student Self-Reports // J Youth Adolescence.2016.№ 45.P.2246—2259.DOI:10.1007/s10964-016-0424-3
  31. Cornell D., Shukla K., Konold T. Peer victimization and authoritative school climate: A multilevel approach // Journal of Educational Psychology.2015.Vol.107.№ 4.P.1186—1201.DOI:10.1037/edu0000038
  32. Espelage D.L., Delgado A.V., Hatchel T., Ingram K., Huang Yu., Torgal C. A literature review of protective factors associated with homophobic bullying and its consequences among children & adolescents // Aggression and violent behavior.2019.Vol.45.P.98— 110.DOI:10.1016/j.avb.2018.07.003
  33. Estévez E., Inglés C.J., Martínez-Monteagudo M.C. School aggression: Effects of classroom environment, attitude to authority and social reputation among peers // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education.2013.№ 1.P.22—32.DOI:10.1989/ ejihpe.v3i1.20
  34. Freiberg H.J. School Climate: Measuring, Improving, and Sustaining Healthy Learning Environments.London: Falmer, 1999.
  35. Hatzenbuehler M.L. The social environment and suicide attempts in lesbian, gay, and bisexual youth // Pediatrics.2011.№ 127.P.896—903.DOI:10.1542/ peds.2010-3020
  36. Hawkins J.D., Oesterle S., Brown E.C., Abbott R.D., Catalano R.F. Youth problem behaviors 8 years after implementing the communities that care prevention system: A community randomized trial // JAMA Pediatrics.2014.№ 168 (2).P.122—129.DOI:10.1001/ jamapediatrics.2013.4009
  37. Henrich C.C., Brookmeyer K.A., Shahar G. Weapon violence in adolescence: Parent and school connectedness as protective factors // Journal of Adolescent Health.2005.№ 37.P.306—312.DOI:10.1016/j.jadohealth.2005.03.022
  38. Huang F., Anyon Y. The relationship between school disciplinary resolutions with school climate and attitudes toward school // Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth.2020.Vol.64.№ 3.P. 212—222.DOI:10.1080/1045988X.2020.1722940
  39. Ingemarson M., Rosendahl I., Bodin M.C., Birgegård A. Teacher’s use of praise, clarity of school rules and classroom climate: comparing classroom compositions in terms of disruptive students // Social Psychology of Education.2020.Vol.23.№ 1.P.217— 232.DOI:10.1007/s11218-019-09520-7
  40. Jimerson S.R., Swearer S.M., Espelage D.L. (ed.).International handbook of school bullying: An international perspective.Routledge, 2009.
  41. Lázaro-Visa S., Palomera R., Briones E., Fernández- Fuertes A.A., Fernández-Rouco N. Bullied adolescent’s life satisfaction: personal competencies and school climate as protective factors // Frontiers in psychology.2019.Vol.10.P.1—11.DOI:10.3389/fpsyg.2019.01691
  42. Lee J.S. The effects of the teacher—student relationship and academic press on student engagement and academic performance // International Journal of Educational Research.2012.№ 53.P.330—340.DOI:10.1016/j.ijer.2012.04.006
  43. Lippitt R., White R.K.The “social climate” of children’s groups // In R.G.Barker, J.S.Kounin & H.F. Wright (eds.).Child behavior and development: A course of representative studies.McGraw-Hill.1943.P.485—508.DOI:10.1037/10786-028
  44. McGrath K.V. et al. Using integrative data analysis to investigate school climate across multiple informants // Educational and Psychological Measurement.2020.Vol. 80.№ 4.P.617—637.DOI:10.1177/0013164419885999
  45. Mertens E. et al. Components of School-Based Interventions Stimulating Students’ Intrapersonal and Interpersonal Domains: A Meta-analysis // Clinical Child and Family Psychology Review.2020.P.1—27.DOI:10.1007/s10567-020-00328-y
  46. Mischel J., Kitsantas A. Middle school students’ perceptions of school climate, bullying prevalence, and social support and coping // Social Psychology of Education.2020.Vol.23.№ 1.P.51—72.DOI:10.1007/ s11218-019-09522-5
  47. North D.C. Institutions, institutional change and economic performance.Cambridge and N.Y.: Cambridge University Press, 1990.
  48. North D.С. Institutions // Journal of Economic Perspectives.1991.Vol.5.No.1.P.97—112.DOI:10.1257/jep.5.1.97
  49. OECD, PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives.PISA, OECD Publishing, Paris, 2019.DOI:10.1787/acd78851-en
  50. Sobel M.E. Asymptotic Confidence Intervals for Indirect Effects in Structural Equation Models // Sociological Methodology.1982.№ 13.P.290—321.DOI:10.2307/270723
  51. Summary of New Jersey School Climate Survey Domain Scale Validation [Электронный ресурс].URL: http://www.state.nj.us/education/students/ safety/behavior/njscs/NJSCS_FactSheet.pdf (дата обращения: 16.12.2019).
  52. Teng Z., Bear G.G., Yang C., Nie Q., Guo Ch.Moral disengagement and bullying perpetration: A longitudinal study of the moderating effect of school climate // School psychology.2020.Vol.35.№ 1.P.99—109.DOI:10.1037/spq0000348
  53. Thapa A.S., Cohen J., Guffey S., Higgins- D’Alessandro A. A review of school climate research // Review of Educational Research.2013.№ 83.P.357— 385.DOI:10.3102/0034654313483907
  54. Varela J.J., Sirlopú D., Melipillán R., Espelage D., Green J., Guzmán J. Exploring the influence school climate on the relationship between school violence and adolescent subjective well-being // Child Indicators Research.2019.Vol.12.№ 6.P.2095—2110.DOI:10.1007/s12187-019-09631-9
  55. Wiggins T.W. A comparative investigation of principal behavior and school climate // The Journal of Educational Research.1972.Vol.66.№ 3.P.103— 105.DOI:10.1080/00220671.1972.10884419
  56. Withall J. The development of a technique for the measurement of social-emotional climate in classrooms // The journal of experimental education.1949.Vol.17.№ 3.P.347—361.DOI:10.1080/00220 973.1949.11010391
  57. Yang J., Wang X., Lei L. Perceived school climate and adolescents’ bullying perpetration: A moderated mediation model of moral disengagement and peers’ defending // Children and Youth Services Review.2020.Vol.109.DOI:10.1016/j.childyouth.2019.104716
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика