Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования 86

|

Рубцова О.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель Сектора «Центр междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234
e-mail: ovrubsova@mail.ru

Поскакалова Т.А.
младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921
e-mail: poskakalova@gmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты первого этапа проекта «Инновационная модель организации экспериментально-исследовательской деятельности подростков (“Мультимедиа-театр”)», выполняемого Центром междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Главная цель проекта — разработка модели школьного театра для учащихся подросткового возраста. В рамках проекта театр рассматривается как особая коммуникативно-деятельностная образовательная среда, где подростки могут экспериментировать с социально-психологическими объектами – ролями, позициями, отношениями. На первом этапе проекта (сентябрь 2019 г.— март 2020 г.) было проведено эмпирическое исследование, направленное на обоснование эффективности применения театральной деятельности для развития и обучения подростков. Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова» г. Москвы. Выборку исследования составили 72 подростка в возрасте 13—14 лет. В результате исследования удалось показать, что регулярные занятия театральной деятельностью способствуют повышению уровня психологического благополучия, развитию метапредметных компетенций и улучшению успеваемости обучающихся подросткового возраста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние годы театр все чаще используется для решения широкого круга задач, связанных с развитием, обучением, социализацией и реабилитацией различных категорий детей и подростков.Во многих странах театральная деятельность на протяжении десятилетий успешно применяется в школьной практике.

Литература
  1. Бызова В.М., Перикова Е.И., Ловягина А.Е.Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал.2019.№ 73.С.126—140.
  2. Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско- взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно- историческая психология.2020.Том 16.№ 1.С. 57—67.DOI:10.17759/chp.2020160106
  3. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов.М.: Ин-т психологии РАН, 2005.352 с.
  4. Поливанова К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование.1998.№ 1.
  5. Прихожан А.М. К проблеме подростковой игры // Вестник.РГГУ.Серия «Психология.Педагогика.Образование».2015.№ 4.С.37—46.
  6. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование.1996.Том 1.№ 4.
  7. Рубцова О.В. Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования // Культурно-историческая психология.2020.Том 16.№ 2.С.69—77.DOI:10.17759/chp.2020160209
  8. Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология.2017.Том 13.№ 1.С.68—80.DOI:10.17759/chp.2017130107
  9. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: монография.М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.72 с.
  10. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика.LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2012.192 с.
  11. Цукерман Г.А. Учебное сообщество путь к учебной самостоятельности // Методист.2003.№ 6.С.55—56.
  12. Ямбург Е.А. Третий звонок: практика школьного театра.Бослен, 2018.240 с.
  13. Alrutz M. Digital storytelling, applied theatre and youth: performing possibility.1st edition.Routledge, 2014.166 p.
  14. Andersen, Christopher. Learning in “as-if” worlds: cognition in drama in education // Theory into practice.2004.Vol.43.№ 4.P.281—286.
  15. Blair R., Lutterbie J. Introduction.Special section on cognitive studies, theatre and performance // Journal of dramatic theory and criticism.2011.№ 25.P.63—70.
  16. Chan Y.-l.P.In their own words: How do students relate drama pedagogy to their learning in curriculum subjects? // Research in drama education: the journal of applied theatre and performance.2009.Vol.14.№ 2.P.191—209.
  17. Eriksson S., Heggstad K., Cziboly A. “Rolling the DICE”.Introduction to the international research project “Drama improves Lisbon key competences in education” // Research in drama education.2014.Vol. 19.№ 4.P.403—408.
  18. Interpersonal communication skills inventory.In Learning Dynamics, 2002.URL: http:www.nal.usda.gov/wicworks/Sharing_Center/CT/csmodule/Inventory.pdf.
  19. Johnson C. Drama and metacognition // Early child development and care.2002.Vol.172.№ 6.P.595— 602.
  20. Kalidas C. Drama: a tool for learning.Procedia // Social and Behavioral Sciences.2014.№ 123.P.444— 449.
  21. Moilanen K.L. The adolescent self-regulatory inventory: the development and validation of a questionnaire of short-term and long-term self-regulation // Journal of youth and adolescence.2007.№ 36.P.835—848.
  22. Reagan T.J. Keeping the peace: playback theatre with adolescents.Expressive therapies dissertations.Lesley University, 2015.
  23. Summer D. Therapeutic theatre with adolescents at-risk of school dropout.Expressive Therapies Dissertations.Lesley University, 2018.
  24. The Oxford encyclopedia of theatre and performance: two volumes.ed.by D.Kennedy.Oxford University Press, 2003.1618 p.
  25. Van De Water M. Drama and education: performance methodologies for teaching and learning.Routledge, 2015.258 p.
  26. Wright P. Drama education and development of self: myth or reality? // Social psychology of education.2006.№ 9.P.43—65.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика