Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования

655

Аннотация

В статье представлены результаты первого этапа проекта «Инновационная модель организации экспериментально-исследовательской деятельности подростков (“Мультимедиа-театр”)», выполняемого Центром междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Главная цель проекта — разработка модели школьного театра для учащихся подросткового возраста. В рамках проекта театр рассматривается как особая коммуникативно-деятельностная образовательная среда, где подростки могут экспериментировать с социально-психологическими объектами – ролями, позициями, отношениями. На первом этапе проекта (сентябрь 2019 г.— март 2020 г.) было проведено эмпирическое исследование, направленное на обоснование эффективности применения театральной деятельности для развития и обучения подростков. Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа 1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова» г. Москвы. Выборку исследования составили 72 подростка в возрасте 13—14 лет. В результате исследования удалось показать, что регулярные занятия театральной деятельностью способствуют повышению уровня психологического благополучия, развитию метапредметных компетенций и улучшению успеваемости обучающихся подросткового возраста.

Общая информация

Ключевые слова: театр, театральная деятельность, подростковый возраст, психологическое благополучие , метапредметные компетенции, академическая успеваемость

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250612

Для цитаты: Рубцова О.В., Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 144–156. DOI: 10.17759/pse.2020250612

Фрагмент статьи

В последние годы театр все чаще используется для решения широкого круга задач, связанных с развитием, обучением, социализацией и реабилитацией различных категорий детей и подростков.Во многих странах театральная деятельность на протяжении десятилетий успешно применяется в школьной практике.

Литература

  1. Бызова В.М., Перикова Е.И., Ловягина А.Е.Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал.2019.№ 73.С.126—140.
  2. Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско- взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно- историческая психология.2020.Том 16.№ 1.С. 57—67.DOI:10.17759/chp.2020160106
  3. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов.М.: Ин-т психологии РАН, 2005.352 с.
  4. Поливанова К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование.1998.№ 1.
  5. Прихожан А.М. К проблеме подростковой игры // Вестник.РГГУ.Серия «Психология.Педагогика.Образование».2015.№ 4.С.37—46.
  6. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование.1996.Том 1.№ 4.
  7. Рубцова О.В. Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования // Культурно-историческая психология.2020.Том 16.№ 2.С.69—77.DOI:10.17759/chp.2020160209
  8. Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология.2017.Том 13.№ 1.С.68—80.DOI:10.17759/chp.2017130107
  9. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: монография.М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.72 с.
  10. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика.LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2012.192 с.
  11. Цукерман Г.А. Учебное сообщество путь к учебной самостоятельности // Методист.2003.№ 6.С.55—56.
  12. Ямбург Е.А. Третий звонок: практика школьного театра.Бослен, 2018.240 с.
  13. Alrutz M. Digital storytelling, applied theatre and youth: performing possibility.1st edition.Routledge, 2014.166 p.
  14. Andersen, Christopher. Learning in “as-if” worlds: cognition in drama in education // Theory into practice.2004.Vol.43.№ 4.P.281—286.
  15. Blair R., Lutterbie J. Introduction.Special section on cognitive studies, theatre and performance // Journal of dramatic theory and criticism.2011.№ 25.P.63—70.
  16. Chan Y.-l.P.In their own words: How do students relate drama pedagogy to their learning in curriculum subjects? // Research in drama education: the journal of applied theatre and performance.2009.Vol.14.№ 2.P.191—209.
  17. Eriksson S., Heggstad K., Cziboly A. “Rolling the DICE”.Introduction to the international research project “Drama improves Lisbon key competences in education” // Research in drama education.2014.Vol. 19.№ 4.P.403—408.
  18. Interpersonal communication skills inventory.In Learning Dynamics, 2002.URL: http:www.nal.usda.gov/wicworks/Sharing_Center/CT/csmodule/Inventory.pdf.
  19. Johnson C. Drama and metacognition // Early child development and care.2002.Vol.172.№ 6.P.595— 602.
  20. Kalidas C. Drama: a tool for learning.Procedia // Social and Behavioral Sciences.2014.№ 123.P.444— 449.
  21. Moilanen K.L. The adolescent self-regulatory inventory: the development and validation of a questionnaire of short-term and long-term self-regulation // Journal of youth and adolescence.2007.№ 36.P.835—848.
  22. Reagan T.J. Keeping the peace: playback theatre with adolescents.Expressive therapies dissertations.Lesley University, 2015.
  23. Summer D. Therapeutic theatre with adolescents at-risk of school dropout.Expressive Therapies Dissertations.Lesley University, 2018.
  24. The Oxford encyclopedia of theatre and performance: two volumes.ed.by D.Kennedy.Oxford University Press, 2003.1618 p.
  25. Van De Water M. Drama and education: performance methodologies for teaching and learning.Routledge, 2015.258 p.
  26. Wright P. Drama education and development of self: myth or reality? // Social psychology of education.2006.№ 9.P.43—65.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Поскакалова Татьяна Анатольевна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921, e-mail: poskakalova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1440
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 655
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13