Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 140Рубрики 53Авторы 10434Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представления студентов об успешности обучения: темы, ориентиры и противоречия 613

|

Ярошевская С.В.
младший научный сотрудник, лаборатория научный основ детской практической психологии, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО),, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1906-3725
e-mail: yaroshevskaya@yandex.ru

Сысоева Т.А.
кандидат психологических наук, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1909-3537
e-mail: tatiana.sysoeva@mail.ru

Аннотация

Исследования, оценивающие успешность обучения, очень популярны, но обычно предметом оказываются влияющие на нее факторы или же свя¬занные с нею переменные.Вопрос о том, что же такое успешность обу-чения, остается открытым, а зачастую даже не ставится.При этом чаще всего она операционализируется очень упрощенно — как успеваемость, а взгляд самих студентов игнорируется.Цель данной работы — проана¬лизировать и описать представления студентов об успешности обучения.Проведен качественный анализ глубинных интервью об опыте обучения.В исследовании участвовали 20 студентов различных московских вузов, окончившие первый курс по разным специальностям (возраст 17—42 лет).Применялась техника рефлексивного тематического анализа.В качестве основных тем выделены «Успеваемость» (обучение считается успешным при наличии высоких оценок и отсутствии пересдач), «Знания» (обучение считается успешным, если происходит усвоение учебной программы, при¬рост профессиональных знаний, расширение кругозора), «Ощущение се¬бя» (обучение считается успешным при наличии интереса к дисциплинам, увлеченности процессом, а также внутреннего комфорта и/или самораз¬вития).Темы перечислены в последовательности перехода в оценивании успешности от внешних критериев к внутренним.В раскрытии проблемы успешности информантами обнаруживаются противоречия.В континууме тем разные понимания успешности атрибутируются разным инстанциям (вуз, профессия, другие виды деятельности, Я) и позволяют увидеть много¬образие и противоречивость смыслов высшего образования, объясняющие наблюдаемые парадоксы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии.М.: Юрайт, 2019.423 с.
  2. Бусыгина Н.П. Ракурсы интерпретации в качественных исследованиях // Вопросы психологии.2017.№ 2.С.121—133.
  3. Бусыгина Н.П., Ярошевская С.В. Культурно- историческая психология как теория субъективности в работах Ф.Гонсалеса Рея // Культурно- историческая психология.2020.№ 1.С.68—77.DOI:10.17759/chp.2020160107
  4. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology.2006.Vol.3(2).P.77—101.DOI:10.1191/1478088706qp063oa
  5. Braun V., Clarke V., Hayfield N., Terry G. Thematic Analysis // Handbook of Research Methods in Health Social Sciences / Liamputtong P.(ed.).Singapore: Springer, 2019.P.843—860.DOI:10.1007/978-981-10-2779-6_103-1
  6. Cachia M., Lynam S., Stock R. Academic success: Is it just about the grades? // Higher Education Pedagogies.2018.Vol.3(1).P.434—439.DOI:10.1080 /23752696.2018.1462096
  7. Clarke V., Braun V. Using thematic analysis in counselling and psychotherapy research: A critical reflection // Counselling and Psychotherapy Research.2018.Vol.18(2).P.107—110.DOI:10.1002/capr.12165
  8. Cloete N., Duncan C. Shifting from Disorientation to Orientation: Reading Student Discourses of Success // Perspectives in Education.2016.Vol.34 (2).P.33—42.DOI:10.18820/0258-2236/pie.v34i2.3
  9. Hannon O., Smith L., Lã Success at University: The Student Perspective // Success in Higher Education: Transitions to, within and from University / Wood L.N., Breyer Y.A.(eds.).Singapore: Springer, 2017.P.257—268.
  10. Kuh G.D., Kinzie J., Buckley J.A., Bridges B.K., Hayek J.C. What matters to student success: A review of the literature.Commissioned report for the National Symposium on Postsecondary Student Success: Spearheading a Dialog on Student Success.2006.Washington, DC: National Postsecondary Education Cooperative.URL: https://nces.ed.gov/npec/pdf/Kuh_ Team_Report.pdf (дата обращения: 01.06.2020).
  11. Nyström A.-S., Jackson C., Salminen Karlsson M. What counts as success? Constructions of achievement in prestigious higher education programmes // Research Papers in Education.2019.Vol.34 (4).P.465—482.DO I:10.1080/02671522.2018.1452964
  12. Picton C., Kahu E.R., Nelson K. ‘Hardworking, determined and happy’: first-year students’ understanding and experience of success // Higher Education Research & Development.2018.Vol.37 (1).P.1—14.DOI:10.1080/07294360.2018.1478803
  13. Sá J. ‘The secret to success’.Becoming a successful student in a fast-changing higher education environment // European Journal of Higher Education.2020.in press.DOI:10.1080/21568235.2 020.1777445
  14. Xulu-Gama N., Nhari S.R., Alcock A., Cavanagh M. A student-centred approach: a qualitative exploration of how students experience access and success in a South African University of Technology // Higher Education Research & Development.2018.Vol.37(6).P.1302—1314.DOI:10.1080/07294360.2 018.1473844
  15. Yaroshevskaya S.V., Sysoeva T.A. Academic performance and educational success: relation to personality and students’ representations // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences.2018.Vol. XLIX.P.794— 802.DOI:10.15405/epsbs.2018.11.02.91
  16. York T.T., Gibson C., Rankin Defining and Measuring Academic Success // Practical Assessment, Research, and Evaluation.2015.Vol.20(5).P.1—20.DOI:10.7275/hz5x-tx03
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика