Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9736Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Понимание метафоры как способ внешней репрезентации смыслов ценностных ориентаций личности 47

|

Сорокоумова Е.А.
доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ),, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2060-7657
e-mail: ea.sorokoumova@mpgu.su

Фадеев Д.С.
магистр, кафедры психологии труда и психологического консультирования, факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» , Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2782-8556
e-mail: dmsfadeev@yandex.ru

Киященко С.Л.
магистр кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), , Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7607-0799
e-mail: skiyashchenko.mgimo@gmail.com

Аннотация

Работа направлена на изучение использования метафоры как психологического инструмента для репрезентации понимания субъективных личностных смыслов ценностных ориентаций. Представлены материалы двух эмпирических исследований, полученные на выборке студентов заочной формы обучения кафедры психологии труда и психологического консультирования МПГУ (N=50 человек) как мужского (40%), так и женского пола (60%) в возрасте от 19 до 32 лет, средний возраст — 25 лет, среднее отклонение по выборке — 3,2. Исследование 1 включило замеры показателей ценностных ориентаций личности. Использовалась методика О.И. Моткова и Т.А. Огневой «Ценностные ориентации личности» (вариант 2). Исследование 2 включило индивидуальные беседы с реципиентами, в ходе которых было предложено написать метафоры для каждой из проранжированных ранее внутренних и внешних личностных ценностей. Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что между эмоциональным отношением к метафоре личностных ценностей и оценкой значимости ценностных ориентаций личности существует прямо пропорциональная зависимость высокого уровня связи. Обобщенные в исследовании данные и сформулированные на их основе рекомендации могут быть успешно применены в образовательном процессе, а также при работе с ценностными ориентациями личности в психологическом консультировании и психотерапии. Материалы проведенного исследования могут найти применение при подготовке и повышении квалификации психологических и психолого-педагогических кадров.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. 292 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
  3. Курносова М.Г. Духовно-нравственное воспитание личности подростка в условиях детского оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 24—31. URL: http://pp-obr.ru/arhiv/pedagogika-i- psihologiya-obrazovaniya-2019-2 (дата обращения: 29.03.2020).
  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 512 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 c.
  6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2008. 256 с.
  7. Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. psychology-online.net/articles/doc-1128.html (дата обращения: 29.03.2020).
  8. Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 27—36. DOI:10.17759/pse.2019240503
  9. Палкин К.А. Ценностные детерминанты готовности человека к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 52—62. DOI:10.17759/pse.2019240305
  10. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  11. Сорокоумова Е.А., Фадеев Д.С. Применение метафоры как психологического феномена в воспитательно-образовательном процессе // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: cборник трудов IX международной научно- практической конференции. 2016. С. 94—99.
  12. Сорокоумова Е.А., Фадеев Д.С.   Метафора как культурный и психологический феномен // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.   2014.   №   8—1. С. 113—115.
  13. Сорокоумова Е.А., Фадеев Д.С. Изучение ценностных ориентаций посредством метафоры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Том 17. № 1—1. С. 106—109.
  14. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М.: Монография, 2010. 327 с.
  15. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.
  16. Фурсенко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 29—36. DOI:10.17759/pse.2019240203
  17. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991—2000). Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 238 с.
  18. Шрагина Л.И. Логика воображения. М.: Народное образование, 2001. 192 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика