Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 10023Новости 1955Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №5 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Индекс учебного интереса»: тест-опросник для диагностики учебной мотивации подростков 128

|

Толстых Н.Н.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503
e-mail: nnvt@list.ru

Федоров В.В.
старший преподаватель факультета социальной псхологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8289-3775
e-mail: val.vl.fed@yandex.ru

Харченко М.А.
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3335-9701
e-mail: maxquail@gmail.com

Погодина А.В.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0549-712X
e-mail: pogodinaav@mgppu.ru

Бабанин П.А.
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1656-6733
e-mail: babaninpa@mgppu.ru

Аннотация

Приводятся сведения о теоретическом обосновании, процессе разработки, психометрической проверке и апробации авторского тест-опросника «Индекс учебного интереса» для диагностики учебной мотивации подростков разных возрастных групп. Отмечается, что теоретической основой являлся ресурсный подход, направленный на выявление тех мотивационно-ценностных и личностных компонентов, которые вносят существенный положительный вклад и в процесс, и в результат учебной деятельности подростков. Общая выборка для психометрической проверки тест-опросника состояла из 572 подростков, обучающихся в 7—11 классах в нескольких среднерейтинговых школах Москвы и Московской области, из них 44,5% юношей и 55,5% девушек. Для выявления структуры учебного интереса был применен эксплораторный факторный анализ отдельно для подвыборок средних (7—9 классы) и старших (10—11 классы) подростков. В модель Индекса учебного интереса вошли как простые, однозначные, так и сложные, комбинированные, факторы. Структура учебного интереса средних подростков состоит из 7 факторов, старших подростков — из 9 факторов. Психометрическая проверка показала, что все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью, а также конструктной и эмпирической валидностью.

Ключевые слова: учебная мотивация, интерес, подростки, тест-опросник, апробация методики, апробация опросника, валидизация методики, факторный анализ

Рубрика: Мотивация и интерес к обучению

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260505

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ) в рамках научного проекта «Разработка методического арсенала для диагностики учебной мотивации» (2018-2019 гг.).

Получена: 15.08.2021

Принята в печать: 10.10.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алексеева Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. 520 с.
  2. Алексеева Л.В. Уровни индивидуальности человека // Материалы III Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности» (г. Москва, 1—3 декабря 2010 г.): в 2 ч. Ч. 1. / отв. ред. А.Б. Орлов. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. С. 43—45.
  3. Андреева А.Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 84—92. DOI:10.17759/ chp.2021170112
  4. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Том 5. № 3. С. 152—162.
  5. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. 45 с.
  6. Бондаренко И.Н., Ишмуратова Ю.А., Цыганов И.Ю. Проблемы взаимосвязи школьной вовлеченности и академических достижений у современных подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 77—88. DOI:10.17759/jmfp.2020090407
  7. Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 36—48. DOI:10.17759/jmfp.2019080204
  8. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2006. № 3. С. 78—85.
  9. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 4. С. 96—109.
  10. Гордий М.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности у подростков: дисс. магистра психологии. М., 2021. 74 с.
  11. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 99—110.
  12. Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 100—109. DOI:10.17759/ chp.2015110309
  13. Леонтьев А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка // Психологические основы развития ребенка и обучения / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. С. 174—186.
  14. Мошенникова А.В. Влияние проекта «Профсреда» на развитие учебной мотивации подростков: дисс. магистра психологии. М., 2021. 93 с.
  15. Неймарк М.С., Толстых Н.Н. Направленность личности: взгляд из 2012 года // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. Вып. 1. Январь 2013. С. 5—13.
  16. Никитская М.Г. Исследования целей достижения и направленности в контексте учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 26—35. DOI:10.17759/jmfp.2019080203
  17. Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 100—113. DOI:10.17759/jmfp.2018070210
  18. Определение направленности личности (Ориентационная анкета) // Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. С. 62—69.
  19. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 152 с.
  20. Тер-Аванесова Н.В. Отношение к школе как компонент учебной мотивации подростков: дисс. магистра психологии. М., 2020. 65 с.
  21. Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 5—15. DOI:10.17759/pse.2019240601
  22. Филиппова И.Ю. Образование как базовая ценность культуры // Вестник Ставропольского государственного университета. 2012. № 1. С. 98—102.
  23. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Адаптация и валидизация шкал опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 194—213. DOI:10.11621/vsp.2020.03.09
  24. Черняк Н.А. Социально-психологические аспекты учебной мотивации современных школьников: дисс. магистра психологии. М., 2020. 66 с.
  25. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун- та, 2015. 348 с.
  26. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. NewYork: Freeman, 1997. 604 p.
  27. Bass B.M. Social Behavior and the Orientation Inventory: a Review // Psychol. Bull. 1967. Vol. 68. № 4. P. 260—292.
  28. Deci E.L., Ryan R.M. Autonomy and need satisfaction in close relationships: Relationships motivation theory // Human motivation and interpersonal relationships: Theory, research, and applications / Weinstein N. (Ed.). NewYork, NY, US: SpringerScience + BusinessMedia, 2014. P. 53—73.
  29. Elliot A.J., Murayama K., Pekrun R. A 3x2 Achievement Goal Model // Journal of Educational Psychology. American Psychological Association. 2011. Vol. 103. № 3. P. 632—648. DOI:10.1037/a0023952
  30. Fredricks J.A., Blumenfeld P.C., Paris A.H. School engagement: Potential of the concept, state of the evidence // Review of Educational Research. 2004. Vol. 74. P. 59—109. DOI:10.3102%2F00346543074001059
  31. Guthrie J.T., Wigfield A., Humenick N.M., Perencevich K.C., Taboada A., Barbosa P.  Influences of stimulating tasks on reading motivation and comprehension // Journal of Educational Research. 2006. Vol. 99. P. 232—246. DOI:10.3200/ JOER.99.4.232—246
  32. Hidi S., Renninger K. Ann. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist. 2006. Vol. 41. № 2. P. 111—27. DOI:10.1207/s15326985ep4102_4
  33. Krapp A., Prenzel M. Research on Interest in Science: Theories, methods and findings // International Journal of Science Education. 2011. Vol. 33. № 1. P. 27—50. DOI:10.1080/09500693.2011.518645
  34. Nuttin J. Motivation ét Perspective d`Avenir. Louvain: Presses Universitaire de Louvain, 1980. 288 p.
  35. Pugh K.J. Transformative experience: An integrative construct in the spirit of Deweyan pragmatism // Educational Psychologist 2011. Vol. 46. P. 107—121. DOI:10.1080/00461520.2011.558817
  36. Pugh K.J., Bergstrom C.M., Spencer B. Profiles of transformative engagement: Identification, description, and relation to learning and instruction // Science Education. 2017. Vol. 101. № 3. P. 369—398. DOI:10.1002/sce.21270
  37. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. P. 1—11. DOI:10.1016/j.cedpsych.2020.101860
  38. Shostrom E.L. Man the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization. New York: Bantam Books/Abingdon Press, 1968. 189 p.
  39. Wang M.T., Fredricks J., Ye F., Hofkens T., Linn J.S. Conceptualization and assessment of adolescents’ engagement and disengagement in school: A Multidimensional School Engagement Scale // European Journal of Psychological Assessment. 2019. Vol. 35. № 4. P. 592—606. DOI:10.1027/1015-5759/a000431
  40. Zimmerman B., Bandura A., Martinez-Ponz M. Self-motivation for academic attainment: The role of self-efficacy and personal goal setting // American Educational Research Journal. 1992. Vol. 29. P. 663—676.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика