Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10658Новости 2028Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q2
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое содержание и динамика целей учебной деятельности студентов педагогического вуза 109

|

Слепко Ю.Н.
доктор психологических наук, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652
e-mail: slepko@inbox.ru

Аннотация

Представлены материалы сравнительного эмпирического исследования особенностей развития целей учебной деятельности студентов педагогического университета. Материалы получены на выборке студентов 1—4 курсов — будущих учителей начальных классов. Работа была направлена на установление особенностей развития целей учебной деятельности студентов педагогического университета и оценку их взаимосвязи с мотивацией и успешностью профессионального обучения. В исследовании (N=118) приняли участие респонденты в возрасте от 17 до 22 лет (M=19,5; SD=1,24), 99% из которых женского пола; студенты 1 курса обучения — N=42 в возрасте от 18 до 19 лет (M=18,1; SD=0,41), 2 курса обучения — N=24 в возрасте от 18 до 20 лет (M=19,3; SD=0,56), 3 курса обучения — N=27 в возрасте от 19 до 21 года (M=20,1; SD=0,58), 4 курса обучения — N=25 в возрасте от 20 до 22 лет (M=21,0; SD=0,61). Использовались эмпирические методы, позволяющие оценить значимость и содержание целей учебной деятельности (Анкета «Цели в учебной деятельности»), мотивацию обучения («Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А.М. Прихожан). Оценка успешности профессионального обучения производилась с использованием показателей академической успеваемости студентов. Полученные результаты позволяют говорить о постепенном снижении значимости результатов профессионального обучения, возрастании в ходе обучения значимости целей саморазвития, диффузных целей. Сравнительный анализ групп студентов с разной степенью значимости целей профессионального обучения показал нарастающие различия в эмоциональном переживании и тревожности в отношении результатов образования. Была установлена умеренная отрицательная связь между значимостью результатов профессионального обучения и академической успеваемостью студентов. Это подтверждает противоречие между оцениваемыми результатами академического образования и представлениями студентов о содержании будущей педагогической деятельности.

Ключевые слова: цель, мотивация, академическая успеваемость , развитие, учитель начальных классов

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270206

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00157, https://rscf.ru/project/18-18-00157/.

Благодарности. Автор выражает благодарность рецензентам, чья критическая оценка представленных материалов помогла существенно повысить качество настоящей статьи.

Получена: 27.07.2021

Принята в печать: 09.04.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ансимова Н.П. Представления о целях учебной деятельности у учителей и учащихся средней школы // Ярославский педагогический вестник. 2001. № 1(26). С. 57—63. URL: http://vestnik.yspu.org/ releases/2001_1g/15.pdf (дата обращения: 26.07.2021).
  2. Бережковская Е.Л., Новикова Т.С., Перелыгина И.А., Прихожан А.М. Изучение мотивационной сферы у студентов-первокурсников // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2014. № 20(142). С. 111—132. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_23019021_36641518.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
  3. Бомбиери Л., Галяпина В.Н., Бушина Е.В. Эффективность влияния учителей на изменение отношения учащихся к мигрантам: исследование в Италии и России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Том 16. № 2. С. 285—301. DOI:10.17323/1813-8918-2019-2-285-301
  4. Буравлева Н.А., Богомаз С.А. Личностные особенности студентов как прогностические характеристики их готовности к инновационной деятельности // Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. С. 155—180. DOI:10.17223/17267080/76/10
  5. Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Возможные «Я» и академическая мотивация у российских и американских студентов университета // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Том 18. № 2. С. 352—365. DOI:10.17323/1813- 8918-2021-2-352-365
  6. Горбушина А.В., Корчагина Г.И. Закономерности изменения мотивации профессиональной деятельности педагогов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Том 17. № 4. С. 696—718. DOI:10.17323/1813-8918-2020-4-696- 718
  7. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 51—65. DOI:10.17759/pse.2021260103
  8. Капустина Д.М. Философское понимание успеха и его современная трактовка студентами технического вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 118—129. DOI:10.32744/pse.2021.2.8
  9. Карпов А.В. Предисловие / в кн. Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы системогенеза учебной деятельности. Ярославль: ЯГПУ, 2009. 420 с.
  10. Кузнецова Е.В. Каково отношение к учебе студентов-математиков? Исследование индивидуальных и мотивационных факторов // Образование и саморазвитие. 2021. Том 16. № 2. С. 139—152. DOI:10.26907/esd.16.2.09
  11. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Развитие социальных способностей студентов педагогического университета // Интеграция образования. 2020. Том 24. № 3. С. 412—432. DOI:10.15507/1991- 9468.100.024.202003.412-432
  12. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Сравнительный анализ психологического содержания и развития рефлексивных способностей студентов педагогического колледжа и педагогического вуза // Science for education today. 2020. Том 10. № 4. С. 91—108. DOI:10.15293/2658-6762.2004.06
  13. Мамонтова Т.С., Кашлач И.Ф., Чепурненко Е.В. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя // Научный диалог. 2016. Вып. № 4(52). С. 370—383. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=25956498 (дата обращения: 26.07.2021).
  14. Ожиганова Г.В. Духовные способности личности и продуктивная жизнедеятельность // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Том 18. № 1. С. 182—202. DOI:10.17323/1813-8918-2021-1- 182-202
  15. Очник Д., Арзеншек А. Профессиональные интересы польских и словенских студентов, изучающих менеджмент // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Том 17. № 2. С. 328—344. DOI:10.17323/1813-8918-2020-2-328- 344
  16. Пономаренко Л.Н., Суслопарова М.М., Порческу Г.В. Альтернативное оценивание как способ повышения мотивации студентов естественнонаучных специальностей к изучению английского языка // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 162—175. DOI:10.32744/pse.2021.2.11
  17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
  18. Пуляева В.Н., Неврюев А.Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. С. 19—32. DOI:10.17759/pse.2020250202
  19. Слепко Ю.Н., Поваренков Ю.П. Психология учебной деятельности школьника: системогенетический подход. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. 263 с.
  20. Соловьева О.В., Ромаева Н.Б., Сальникова О.Д. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 311—324. DOI:10.32744/pse.2021.2.21
  21. Сорокова М.Г. Предметные результаты студентов в цифровой среде университета на разных уровнях высшего образования: так кто же более успешен? // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 76—91. DOI:10.17759/pse.2021260105
  22. Тараканов А.В., Архипова И.В., Ляшенко М.В., Дураченко О.А., Сизикова Т.Э. Рефлексивная готовность к освоению профессиональных компетенций // Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. С. 105—124. DOI:10.17223/17267080/76/7
  23. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: ИП РАН, 2020. 182 с.
  24. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Том 40. № 2. С. 15—26. DOI:10.31857/ S020595920002981-5
  25. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: ИП РАН, 2013. 464 с.
  26. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: ИП РАН, 2019. 274 с.
  27. Шадриков В.Д. Теория деятельности: функциональная система и способности как механизм реализации деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Том 16. № 4. С. 593— 607. DOI:10.17323/1813-8918-2019-4-593-607
  28. Шляпников В.Н. Взаимосвязь волевой регуляции и академической успеваемости студентов вузов // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 66—75. DOI:10.17759/pse.2021260104
  29. Ярошевская С.В., Сысоева Т.А. Представления студентов об успешности обучения: темы, ориентиры и противоречия // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 92—101. DOI:10.17759/pse.2021260106
  30. Aguayo-Estremera R., Miragaya-Casillas C., Correa M., Ruiz-Villaverde A. Spanish Adaptation of the Self- and Other-Interest Inventory in Academic Settings // The Spanish Journal of Psychology. 2021. Vol. 24. e36. DOI:10.1017/SJP.2021.29
  31. Balogun A.G., Balogun S.K., Onyencho C.V. Test Anxiety and Academic Performance among Undergraduates: The Moderating Role of Achievement Motivation // The Spanish Journal of Psychology. 2017. Vol. 20. e14. DOI:10.1017/sjp.2017.5
  32. Batool S.S. Academic achievement: Interplay of positive parenting, self-esteem, and academic procrastination // Australian Journal of Psychology. 2019. Vol. 72. Iss. 2. P. 174—187. DOI:10.1111/ajpy.12280
  33. Cobo-Rendón R., Pérez-Villalobos M.V., Páez- Rovira D., Gracia-Leiva M. A longitudinal study: Affective wellbeing, psychological wellbeing, self-efficacy and academic performance among first-year undergraduate students // Scandinavian Journal of Psychology. 2020. Vol. 61. Iss. 4. P. 518—526. DOI:10.1111/sjop.12618
  34. Datu J.A.D. Peace of Mind, Academic Motivation, and Academic Achievement in Filipino High School Students // The Spanish Journal of Psychology. 2017. Vol. 20. e22. DOI:10.1017/sjp.2017.19
  35. Datu J.A.D., King R.B., Valdez J.P.M. Psychological capital bolsters motivation, engagement, and achievement: Cross-sectional and longitudinal studies // The Journal of Positive Psychology. 2018. Vol. 13. Iss. 3. P. 260—270. DOI:10.1080/17439760.2016.1257056
  36. Fryer L.K., Ginns P., Walker R. Between students’ instrumental goals and how they learn: Goal content is the gap to mind // British Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 84. Iss. 4. P. 612—630. DOI:10.1111/bjep.12052
  37. Fryer L.K., Vermunt J.D. Regulating approaches to learning: Testing learning strategy convergences across a year at university // British Journal of Educational Psychology. 2018. Vol. 88. Iss. 1. P. 21—41. DOI:10.1111/bjep.12169
  38. Green R.A., Morrissey S.A., Conlon E.G. The values and self-efficacy beliefs of postgraduate psychology students // Australian Journal of Psychology. 2017. Vol. 70. Iss. 2. P. 139—148. DOI:10.1111/ajpy.12173
  39. Grosemans I., Coertjens L., Kyndt E. Work-related learning in the transition from higher education to work: The role of the development of self-efficacy and achievement goals // British Journal of Educational Psychology. 2018. Vol. 90. Iss. 1. P. 19—42. DOI:10.1111/bjep.12258
  40. Hernesniemi E., Räty H., Kasanen K., Cheng X., Hong J., Kuittinen M. Students’ achievement motivation in Finnish and Chinese higher education and its relation to perceived teaching-learning environments // Scandinavian Journal of Psychology. 2019. Vol. 61. Iss. 2. P. 204—217. DOI:10.1111/sjop.12580
  41. Lee C.M., Reissing E.D., Dobson D. Work-life balance for early career Canadian psychologists in professional programs // Canadian Psychology/ Psychologie canadienne. 2009. Vol. 50. Iss. 2. P. 74— 82. DOI:10.1037/a0013871
  42. Lyndon M.P., Medvedev O.N., Chen Y., Henning M.A. Investigating stable and dynamic aspects of student motivation using generalizability theory // Australian Journal of Psychology. 2019. Vol. 72. Iss. 2. P. 199—210. DOI:10.1111/ajpy.12276
  43. Martin A.J., Collie R.J., Mok M.M.C., McInerney D.M. Personal best (PB) goal structure, individual PB goals, engagement, and achievement: A study of Chinese- and English-speaking background students in Australian schools // British Journal of Educational Psychology. 2015. Vol. 86. Iss. 1. P. 75— 91. DOI:10.1111/bjep.12092
  44. Noyens D. et al. The directional links between students’ academic motivation and social integration during the first year of higher education // European Journal of Psychology of Education. 2019. Vol. 34. Iss. 1. P. 67—86. DOI:10.1007/s10212-017-0365-6
  45. Núñez J.L., León J. The Mediating Effect of Intrinsic Motivation to Learn on the Relationship between Student´s Autonomy Support and Vitality and Deep Learning // The Spanish Journal of Psychology. 2016. Vol. 19. e42. DOI:10.1017/sjp.2016.43
  46. Ozer S. Predictors of international students’ psychological and sociocultural adjustment to the context of reception while studying at Aarhus University, Denmark // Scandinavian Journal of Psychology. 2015. Vol. 56. Iss. 6. P. 717—725. DOI:10.1111/sjop.12258
  47. Wang H., Hall N.C., Goetz T., Frenzel A.C. Teachers’ goal orientations: Effects on classroom goal structures and emotions // British Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 87. Iss. 1. P. 90—107. DOI:10.1111/bjep.12137
  48. Xu X., Xia M., Pang W. Family socioeconomic status and Chinese high school students’ test anxiety: Serial mediating role of parental psychological control, learning resources, and student academic self-efficacy // Scandinavian Journal of Psychology. 2021. 21 June. DOI:10.1111/sjop.12750
  49. Zedan R. Student feedback as a predictor of learning motivation, academic achievement and classroom climate // Education and self-development. 2021. Vol. 16. № 2. P. 27—46. DOI:10.26907/esd.16.2.03
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика