Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье

5834

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на изучение влияния личностных особенностей родителей на специфику семейных взаимоотношений с детьми, и рассмотрены различные способы коррекции семейных конфликтов. В исследовании приняли участие 200 семей – около 600 человек, имеющих одного или двух детей в возрасте 11–14 лет. Предметом исследования стали семейные конфликты и их влияние на формирование поведения ребенка. Выдвинутые гипотезы основывались на следующих предположениях: 1) личностные особенности родителей определяют стиль взаимоотношений в семье и особенности воспитательных воздействий; 2) неадекватные воспитательные воздействия родителей являются причиной возникновения семейных конфликтов, поэтому профилактика и просвещение родителей в области семейных отношений позволит снизить негативное влияние конфликтов на личностное развитие детей. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения внимания к современной семье со стороны специалистов- психологов для осуществления психопрофилактики семейных конфликтов и просвещения родителей.

Общая информация

Ключевые слова: семейные отношения, отношения родителей к ребенку, родительские позиции, совладающее поведение, психологическая помощь детям, агрессивное поведение

Рубрика издания: Психологическая безопасность

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59124 (дата обращения: 27.12.2024)

Полный текст

Исторически семья является системой взаимосвязей между супругами, родителями и детьми, занимает определенное место в социальных взаимодействиях. Она обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют взаимоотношения детей и родителей, которые оказывают большое влияние на развитие и идентификацию ребенка. Следовательно, семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит его дальнейшая судьба.

В психологической литературе представлено большое количество работ, описывающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенности характера и поведения (Д. Боулби, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, М. Эйнсуорт и др.)

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, Е.Т. Соколова, Д. Боулби, М. Эйнсуорт).

В российской науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и другие исследователи. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер).

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи [Алешина, 1987]. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец–сын, бабушка–внучка и т.д. [Афанасьева, 2002].

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес исследователей, – характер семейного руководства, т. е. действия родителей, имеющие своей целью наставить детей на путь истинный или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства – позволяют ребенку вести себя, как он хочет, или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или не намеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивных форм поведения.

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей за поведением детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.

Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.

Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.

Дети родителей, чрезмерно их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию. Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют над потребностями других членов семьи. К такому ребенку относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть эти волнения.

Ребенок, от которого слишком много требуют, которого принуждают и которым командуют, также не имеет надлежащей позиции. На нем, как и на излишне оберегаемом ребенке, концентрируется внимание родителей, однако перед ним выдвигаются требования, которых не ставят перед другими членами семьи. Даже в малейшей степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не уважают его права в отличие от признания прав других членов семьи.

Адекватные воспитательные позиции родителей выражаются, в первую очередь, в восприятии ребенка как личности, они определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением

Мы провели исследование, в котором приняли участие 200 семей – около 600 человек, имеющих одного или двух детей в возрасте 11–14 лет. Предметом исследования стали семейные конфликты и их влияние на формирование поведения ребенка.

Выдвинутые гипотезы основывались на следующих предположениях:

1) личностные особенности родителей определяют стиль взаимоотношений в семье и особенности воспитательных воздействий;

2) неадекватные воспитательные воздействия родителей являются причиной возникновения семейных конфликтов, поэтому профилактика и просвещение родителей в области семейных отношений позволит снизить негативное влияние конфликтов на личностное развитие детей.

Изучив личностные портреты родителей с помощью методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, мы сравнили используемые каждым из родителей те или иные параметры взаимодействия со своим ребенком по опроснику «Взаимодействия родитель–ребенок» (И.М. Марковской) и тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

Полученные данные позволили нам сделать следующие выводы

Многие родители нашей выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, даже в тех случаях, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживаются недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

В своем исследовании Д. Боумрин (1989) вычленил совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Он пришел к выводу, что оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

В нашей выборке лишь 27,6 % родителей приближаются к использованию оптимальных условий воспитания. Для этих родителей характерны высокие балл по факторам G, A; матери вдобавок имеют высокий баллы по факторам I, O , а отцы по двум последним факторам имеют низкие значения. Все имеют низкий балл по фактору L опросника личности Р. Кеттелла.

Таким образом, общая их характеристика выглядит следующим образом: они общительные, доброжелательные, осознанно соблюдающие нормы и правила поведения, настойчивые в достижении цели, точные, ответственные, откровенные, доверчивые, благожелательные к людям, терпимые, уживчивые, свободные от зависти. Женщин отличают женственность, способность к эмпатии, стремление к покровительству, тревожность, впечатлительность, мужчин – мужественность, самоуверенность, рассудочность, уверенность в себе.

Для этих родителей характерно принятие, средний уровень контроля последовательность в требованиях, признание прав ребенка, сотрудничество с ним.

Все вышесказанное можно отнести к характеристике идеальной семейной пары, с точки зрения воспитания детей.

Остальную массу родителей можно условно разделить на следующие группы.

Группа 1. Родители, которым свойственно отвержение своего ребенка, применение строгих мер наказания и принуждения к чему-либо, высокий уровень контроля, низкий уровень признания прав ребенка, сотрудничества с ним, стремление к инфантилизации, – 33,2 %.

По факторам A, Q4, O они имеют высокие баллы, по фактору F – низкие значения. Родители этой группы общительны и добродушны, им свойственны тревожность, ранимость депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность, возбуждение и беспокойство, а также активное неудовлетворение стремлений, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности, отвержение без применения строгих мер наказания, слабо выраженный контроль и требовательность, малая степень сотрудничества.

Группа 2. Родители, для которых характерно принятие, применяющие средний уровень контроля, мягкие меры наказания, с низкой степенью сотрудничества, выраженной воспитательной конфронтацией, стремлением к инфантилизации – 21%.

Группа 3. Родители, у которых выражены принятие, средний уровень контроля, применение строгих мер наказания и принуждения, непоследовательность требований, воспитательная конфронтация, низкая степень сотрудничества, стремление к инфантилизации, – 18,2%. Для них общими являются факторы G,O – высокие баллы, Е – низкие баллы. Общая характеристика родителей этой группы: характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность; выражены тревожность, депрессивность, ранимость, застенчивость, зависимость, тревожность о возможных своих ошибках.

Результаты, полученные в ходе математической обработки, подтвердили выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа, где можно с уверенностью утверждать существование зависимости факторов личностного профиля, по Р. Кеттеллу, с параметрами взаимодействия с ребенком по методикам ВРР и ОРО.

Неправильные формы воспитания, существующие в семье и определяемые личностными особенностями родителей и их педагогическим опытом, часто провоцируют возникновение конфликтных ситуаций в семье, которые обостряются в процессе взросления ребенка.

Атмосфера напряженности и конфликтности семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Особенно большую значимость в семейных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимости людей. Несовместимость данных структур ведет к дисгармонии взаимоотношений, т. е. к конфликту. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для удовлетворения этих потребностей без учета интересов партнера.

Анализ многочисленных исследований, посвященных этой теме, показывает, что во внутрисемейных конфликтах чаще всего виноваты обе стороны

При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка [Алешина, 1987]. Дисгармония семейных отношений демонстрирует ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

По данным нашего исследования межличностных связей в семье, отношения подростков к разным членам семьи варьируются: подростки лучше относятся к матери, чем к отцу. Это объясняется временем, которое уделяется ребенку, и особенностями взаимоотношений с ним обоих родителей. Некоторые дети безразлично относятся к обоим родителям. Совсем немногие из подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители уделяли им больше внимания.

При исследовании проблемы выделялись главные типы отношения к подросткам, позволяющие объяснить различные стили поведения родителей по отношению к детям.

В качестве основных типов выберем:

1) чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и ребенком и слишком большую концентрацию внимания на ребенке, а между ними, в центре, расположим эмоционально уравновешенное отношение к ребенку;

2) доминирование и уступчивость по отношению к детям, в середине – позицию внутренней независимости матери и отца, позволяющую свободно руководить ребенком.

Полярные типы указанных позиций представляют собой воспитательно нежелательную ориентацию родителей, а в середине предлагается наилучший вариант.

Установлено, что формированию контакта с ребенком способствует, прежде всего, подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания на нем, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т. е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Одновременно это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой, и авторитетный, а не властный, командный приказ или уступчивая, пассивная просьба.

Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающую, уклоняющуюся, чрезмерно требовательную и чрезмерно оберегающую.

Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением

Существует риск, что стиль общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и не позволит ему развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, в которых не обучают уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ самого себя. Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, то его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.

Преодолеть негативные последствия внутрисемейных конфликтов можно с помощью способов совладания, адекватных стрессовой ситуации.

Зачем нужно человеку умение совладать с ситуацией? Чтобы быстрее и эффективнее адаптироваться к ней, привыкнуть к новым сложным условиям, уменьшив хотя бы таким образом внутреннее напряжение, снизив стресогенность того, что все равно уже происходит. Главная задача совладания — обеспечить и поддержать определенный уровень психического и физического здоровья, хотя бы минимальную, но все-таки удовлетворенность собою, своей деятельностью, общением.

К стратегиям совладания традиционно относят поиск поддержки, если человек самостоятельно обращается к родным, друзьям, знакомым, чтобы поделиться своими проблемами, хотя бы немного успокоиться, эмоционально разрядиться

Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях инициативу в их предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или специалисты – психологи и учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно. Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций.

Рассмотрим наиболее известные из них

Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (3.Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

В 1950-х гг. в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное X. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, которое получило в литературе название «модель группового психологического консультирования». Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В пособиях, написанных для родителей, X. Джайнотт не предлагает никакой теории, а в доступной форме рассматривает исключительно простые вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать их, вопросы дисциплины, приучения к гигиене и т. д.

Дж. Лэм и У. Лэм изложили следующие принципы воспитания детей (по X. Джайнотту):

  • внимательно слушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;
  • избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;
  • проявлять мысли и чувства без агрессивности. Родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.

С точки зрения X. Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации и управления поведением детей. В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с родителями: собственно психотерапии, психологического консультирования и руководства личностью. Групповая психотерапия особенно показана тем родителям, которые не в состоянии извлечь никакой пользы из педагогическо-психологического образования, поскольку их восприятие, ценности и установки слишком искажены и не позволяют изменить стиль семейного воспитания.

Согласно Х. Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах:

во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ Я у ребенка;

во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка;

в-третьих, взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации.

Многие положения Х. Джайнотта согласуются с идеями другой модели работы с родителями – программой Т. Гордона. Эта программа основывается на идеях гуманистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепций Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и многих других.

Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение в практике воспитания детей в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер), где особое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. При этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком.

В последнее время в отечественной психологии многие ученые все больше основываются на гуманистических принципах. Основой данного направления у нас явились идеи М.М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л.А. Петровской, А.У. Харашем, Г.А. Ковалевым, О.Е. Смирновой, А.Ф. Копьевым и другими. А.У. Хараш отмечает, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом.

Отличительные особенности диалогического общения:

  • равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позиции другого;
  • отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;
  • формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации;
  • особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;
  • способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Большой вклад в дело изучения взаимодействия родителей с детьми, безусловно, внесли представители бихевиористского направления.

Еще в 1940-е гг. Б.-Ф. Скиннер предложил ряду наиболее известных психологов и специалистов, занимающихся социальным планированием, использовать научно обоснованную методику, основанную на положениях поведенческой технологии как средстве укрепления семьи и общества в целом. Он разработал ряд проектов, которые опирались на принципы, способствующие совершенствованию и увеличению количества и качества взаимодействий — интеракций родителей и детей.

В этом направлении основной акцент делается на изучении техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения ребенка. Разработаны схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрений и наказаний, например, теория диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли.

Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р.Дж. Валер, Дж.X. Винкель, Р.Ф. Петерсон и Д.С. Моррисон (1965) одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и таймаута.

Специалисты по наблюдению и экспериментальному изучению поведения пришли к выводу, что поощрение и подкрепление гораздо более эффективно действуют на изменение нежелательного поведения ребенка, чем наказания (К.Л. Андерсон и Х.Е. Кинг, 1979). Б. Бухер и О.И. Ловаас (1968) полагали, что та польза, которой удается добиться в результате наказания, ничтожно мала по сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями.

В русле этого подхода можно отметить следующих авторов: Б.П. Берковитц, А.М. Грациано, Дж.Е. Симпсон, Р.Дж. Валэр и др. Сторонники бихевиоризма ориентированы на наблюдаемые и поддающиеся измерению поведенческие реакции, а также факты окружающей действительности, которые поддаются коррекции с помощью методики модификации поведения. Это должны быть контролируемые поведенческие реакции, которые содержат движения, подлежат внешнему наблюдению и фиксации.

Одной из популярных и часто используемых моделей работы с родителями является модель, основанная на трансактном анализе. Теорию трансактного анализа применяли в работе с родителями психологи К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а у нас в стране Е.В. Сидоренко. Техника работы в русле трансактного анализа предполагает освоение основных понятий этого теоретического направления и перенесения их на семейную почву.

Описание методов работы с родителями детей-невротиков можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А.Я. Варги, А.С. Спиваконской, А.И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми

Таким образом, описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделей невозможно без знания терминологии и теории (бихевиористская модель, трансактный анализ), другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаимоотношений с детьми и уделяют много внимания элементам конкретного взаимодействия.

Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы, характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться:

  • преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием;
  • брачной или предбрачной паре;
  • семье в целом;
  • родителю или родителям;
  • родителям и детям;
  • ребенку или подростку.

По своему характеру психологическая помощь может состоять:

  • в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.;
  • рекомендации методов воспитания, обучения;
  • профессиональной ориентации подростков;
  • определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;
  • осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

 

 

Литература

  1. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. Ростов н/Д., 1998. 
  2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. 1987. № 2.
  3. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители. М., 2002.
  4. Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. № 2.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
  6. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. 1985. № 2.
  7. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исследования. 2001. № 11.
  8. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии. 1990. № 1.
  9. Земска М.  Семья и личность/Пер. с польск. Л.В. Васильева. М.,, 1986.
  10. Колесниченко Е.А. Психологические проблемы современной российской семьи: В 3 ч.  Ч. 2 /Под общ. ред. В.К. Шабельникова и   А.Г. Лидерса. М., 2005.
  11. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2000.
  12. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
  13. В. Сатир. Психотерапия семьи.  СПб., 2001.
  14. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

Информация об авторах

Коджаспиров Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, заведующий сектором дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9016-2553, e-mail: teledov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4090
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 41

Скачиваний

Всего: 5834
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 15