Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

17 место — направление «Психология»

0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологическая ситуация как характеристика уникальности образовательного учреждения 1399

Погодина А.В.
кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: mgppu-so@yandex.ru

Котляр М.Л.
аспирант кафедры психологии управления, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: moteek@mail.ru

Аннотация

Работа посвящена анализу представлений основных участников учебного процесса (учащихся, педагогов и представителей администрации школы) о различных элементах социально-психологической ситуации в образовательном учреждении. Предполагалось, что содержательные характеристики социально-психологической ситуации отражаются в представлениях основных участников образовательного процесса, по которым можно определять как степень однородности представлений учащихся и педагогов, так и своеобразие социально-психологической ситуации в каждом образовательном учреждении. Описаны ход и результаты исследования, проведенного в г. Москве на базе государственных образовательных учреждений различного профиля (гимназии с углубленным изучением английского языка, общеобразовательной школы с этнокультурным компонентом), в котором приняли участие 308 человек, из них 235 – учащиеся, 73 – педагоги и представители администрации школ. Выявлены особенности представлений различных участников учебного процесса о таких элементах социально-психологической ситуации, как стиль руководства, тип организационной культуры и параметры социально-психологического климата в образовательном учреждении. Описаны значимые различия в выраженности элементов социально-психологической ситуации образовательных учреждений различного типа.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

За последние годы в российской образовательной системе произошли существенные изменения, которые связаны с дифференциацией образовательных учреждений, расширением рыночного сегмента образования, повышением ориентированности учебного процесса на общественные запросы. Изменения затрагивают как организационные, так и содержательные характеристики образования.

Литература
  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. 527 c.
  2. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 c.
  3. Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n1/62600.shtml (дата обращения: 05.12.2013).
  4. Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n3/63429.shtml (дата обращения: 08.12.2013).
  5. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 c.
  6. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. М.: ТЦ Сфера, 2005. 304 с.
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.
  8. Argyle, М. The Social Psychology of Work. Harmondsworth: Penguin. 1972. 715 р.
  9. Blake R., Mouton J. The Managerial Grid. Houston: Gulf, 1964. 345 р.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика