Хломов К.Д. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, начальник психологической службы, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154 e-mail: khlomov-kd@universitas.ru
Кондрашкин А.В. кандидат психологических наук, начальник отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: artem.kondrashkin@gmail.com
Кузин П.А. психолог отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: Intergalactic19@gmail.com
Калякина С.М. психолог отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: sonyatina@yahoo.com
Тюльканова К.И. социальный педагог отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: tulkanovakris@gmail.com
Медведев Д.П. волонтер отдела «Работа с подростками на территории» Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: hawk_moon@mail.ru
В статье говорится о необходимости изменения существующих сегодня представлений о развитии в подростковом возрасте. Приведены описания наблюдений за поведением подростков в онлайн-игре «ДрагонНест», проведенных в 2013 г. специалистами Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ, которые позволили сделать предположения о возникающих возрастных задачах подросткового возраста. В качестве теоретической основы при построении этой работы был выбран восстановительный подход, являющийся практическим приложением культурно-исторической теории и теории деятельности к оказанию социальной и психологической помощи подросткам.
Целью данной статьи является соотнесение существующих теоретических
представлений о подростковом возрасте с актуальным социальным контекстом
современного подростка на примере онлайн-игры.Последние 10 лет в центре
«Перекресток» развивается восстановительный подход – подход к оказанию
социальной и психологической помощи подросткам, являющийся практическим
приложением культурно-исторической теории и теории деятельности. Ключевое
положение состоит в том, что социальная ситуация развития включает в себя
восприятие ребенком окружающих людей и отношений с ними. Социальная ситуация
развития является тем основанием, на котором возможно удовлетворение основных
потребностей подростка и зарождение психологических новообразований [3].
Изменения социальной среды подростков влекут за собой изменения в их развитии,
что сейчас, как нам кажется, не находит своего отражения в теоретических
представлениях [5; 9; 10; 11; 12]. В данной статье обсуждение будет опираться
на экспериментальный опыт установления контакта и осуществления социальной
работы с подростками в онлайн-игре.
Литература
Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации
идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3.
С. 3–16.
Барцалкина В.В. Терапия последствий детских травм, депривации и
насилия как профилактика аддиктивного поведения [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL:
http://psyedu.ru/journal/2010/5/Bartsalkina.phtml (дата обращения:
23.08.2014).
Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при 2
МГУ, 1929–1931. 172 с.
Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая
перспектива. М.: Наука, 1988. 270 с.
Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков,
находящихся в различных социальных ситуациях развития: Автореф. дис. … канд.
психол. наук. М., 2013. 24 c.
Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное
поведение подростков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология.
2013. № 1. С.18–24.
Леонтьев А.Н. Формирование личности// Психология личности в трудах
отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер,2000.
С.166–178.
Леонтьев Д.А. Факторы и психологические механизмы развития личности
в затрудненных условиях [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование:
методология, практика, технологии.
2011. URL:https://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44032.shtml
(дата обращения: 20.08.2014).
Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире
(Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое
детство». URL: https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml (дата
обращения: 20.08.2014).
Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация,
анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. №1. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml
(дата обращения: 23.08.2014).
Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности. М.: Московский психолого-социальный
институт, Флинта, 1999. 672 с.
Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в российском информационном
пространстве ХХIвека // Международный электронный научно-образовательный журнал
«Медиа. Информация. Коммуникация». 2012.
№2.URL:
http://mic.org.ru/phocadownload/2-cimbalenko.pdf (дата обращения:
23.08.2014).
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в
детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для
студ./ Сост. Л.М. Семенюк; под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт
практической психологии, 1994. С. 169–176.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
344 с.
BrianD. Ng, Wiemer-HastingsP. AddictiontotheInternet and Online
Gaming //CyberPsychology and Behavior. 2005. Vol. 8(2). P. 110–113.
doi:10.1089/cpb.2005.8.110. PublishedinVolume: 8 Issue 2: June 6, 2005.
Cole H., Griffiths M. Social interactions in massively multiplayer
online role-playing gamers// CyberPsychology and Behavior. 2007. Vol. 10. P.
575–583.
Compas B.Coping with stress during childhood and adolescence
//Psychological Bulletin.1987. Vol. 101. P.393–403.
Hill P. Recent advances in selected aspects of adolescent
development // Child Psychol. Psychial. 1993.Vol. 34.№. 1.P. 69–99.
Khlomov K. Counselors and Adolescents appraisals of psychological
counseling effects. Role and Effectiveness// XXX International Congress of
Psychology. Cape Town, SA: Psychology Press; Taylor and Francis Group, 2012.
793 p.