Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 48–60
doi:10.17759/psyedu.2017090306
ISSN: 2587-6139 (online)
Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, персонифицированные траектории профессионального развития педагогов-психологов, региональная система непрерывного психолого-педагогического образования
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090306
Для цитаты: Васягина Н.Н., Минюрова С.А., Пестова И.В. Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 48–60. DOI: 10.17759/psyedu.2017090306
Полный текст
Региональное разнообразие России является важнейшим условием формирования кадровой политики, учет которого позволяет развивать адресность при внедрении профессиональных стандартов, а также, сохраняя принятые в образовательном пространстве страны требования к специалистам, создавать условия для существования множественных моделей психологической службы образования, соответствующих целям и задачам развития каждого конкретного региона государства.
В соответствии с графиком разработки и применения профессиональных стандартов работников образования и науки на 2015-2018 гг., утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 мая 2015 г. № 536, а также во исполнение дорожной карты (перечня основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденной 24 июня 2015 г. Министерством образования и науки Российской Федерации, в процесс апробации данного профессионального стандарта было включено 12 субъектов Российской Федерации, в том числе Свердловская область [Забродин, 2016].
Деятельность по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога- психолога в Свердловской области строится на основе региональной модели, основными принципами которой являются: единство централизации и децентрализации, межведомственное и сетевое взаимодействие [Минюрова, 2016].
Принцип централизации предполагает наличие единой системы управления всеми событиями и процессами деятельности региональной стажировочной площадки. Таким органом управления вопросами апробации и внедрения профессионального стандарта педагога-психолога в Свердловской области является координационный Совет, созданный при Министерстве общего и профессионального образования. В состав Совета под руководством заместителя министра вошли представители регионального министерства, муниципальных управлений образования, высших и средних профессиональный учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников сферы образования, представители образовательных организаций, областных и городских психолого-педагогических и медико-социальных центров (далее - ППМС-центров), представители Профсоюзной организации работников образования и департамента труда и занятости Свердловской области.
На заседании координационного Совета утверждена концепция деятельности по апробации и внедрению профессиональных стандартов работников сферы образования на территории Свердловской области, определены ее цели, задачи, разработана и утверждена дорожная карта.
В качестве основных целевых ориентиров ее деятельности определены:
■ обеспечение условий для эффективного внедрения профессионального стандарта педагога-психолога с учетом региональных особенностей оказания психолого-педагогической помощи;
■ обеспечение структурной целостности профессиональной деятельности педагогов-психологов в соответствии со спецификой обобщенных трудовых функций профессионального стандарта;
■ актуализация образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов.
Обозначенные целевые ориентиры послужили основанием для закрепления статуса ведущих учреждений с четко определенным кругом полномочий и ответственности (принцип децентрализации). Так, статус основной региональной организации закреплен за ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (далее - УрГПУ; г. Екатеринбург), а базовой региональной организацией стал ППМС-центр «Ладо» (г. Полевской Свердловской области).
Ведущие позиции занимают 14 профильных, ресурсных ППМС-центров - государственные бюджетные образовательные учреждения, подведомственные министерству образования Свердловской области:
■ МБОУ «Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних ”Диалог”» (г. Екатеринбург);
■ ГБОУ Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения ”Речевой центр”» (г. Екатеринбург), реализующий адаптированные основные общеобразовательные программы;
■ГКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ”Содействие”» (г. Екатеринбург);
■ МАУДО городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» (г. Екатеринбург);
■ ГКУ Свердловской области «Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Ирбит);
■ ГБОУ Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ”Ресурс”» (г. Реж);
■ МБОУ городского округа Заречный «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Заречный);
■ ГКОУ Свердловской области «Нижнетагильский детский дом-школа» (г. Нижний Тагил);
■ МАОУ гимназия № 47 (г. Екатеринбург);
■ МАОУ СОШ № 143 (г. Екатеринбург);
■ МАОУ СОШ №2 (г. Березовский);
■ МКДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» (г. Березовский);
■ МАДОУ «Детский сад №12 ”Радуга” общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» (г. Березовский);
■ МАОДОУ «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» (г. Березовский).
Вышеперечисленные организации обеспечены материальными, организационными, кадровыми ресурсами для эффективной реализации целей стажировочной площадки и позиционируются как «узлы», связывающие всех участников взаимодействия в единое пространство по принципу сетевого взаимодействия [Васягина, 2016].
Открытое ассоциативное сетевое объединение образовательных организаций, включающее органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, муниципальные и районные управления и департаменты образования), сеть стажировочных площадок из числа образовательных организаций региона и общественные профессиональные организации (Федерация психологов образования Свердловской области и г. Екатеринбурга), позволяет привлекать профессиональное сообщество и заинтересованную общественность к решению широкого спектра задач, связанных с апробацией и внедрением профессионального стандарта педагога-психолога:
■ обсуждение состава обобщенных трудовых функций педагога-психолога;
■ определение «кадровых дефицитов» с последующей разработкой
■ персонифицированных моделей профессионального развития;
■ формирование процедуры аттестации специалистов;
■ создание проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих внедрение профессионального стандарта педагога-психолога и др.
К обсуждению «сквозных» вопросов, связанных с апробацией и внедрением профессионального стандарта педагога-психолога также привлекаются представители заинтересованных ведомств и организаций (принцип межведомственного взаимодействия) [Алехина, 2016]. Так, в обсуждении трудовой функции «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» и специфики ее реализации в учреждениях с разной ведомственной принадлежностью активное участие принял аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области; в обсуждении трудовой функции «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» - представители Министерства социальной защиты (центр «Каравелла», центр «Гнездышко и пр.), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН Березовского городского округа, КДН Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга), Министерства культуры (Управление культуры г. Екатеринбурга), Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел (Управление на транспорте по УрФО, служба участковых уполномоченных полиции по Железнодорожному району, служба участковых уполномоченных полиции по Орджоникидзевскому району и др.), органы судопроизводства (Свердловский областной суд, Березовский городской суд, Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга и др.), общественные организации (Фонд А. Шипулина, Фонд «Благо» и др.) и пр.
Описанные выше организационные принципы управления позволили обеспечить оперативное общественное обсуждение и активное вовлечение заинтересованных сторон и широкой общественности региона в деятельность по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога-психолога на территории Свердловской области.
При проектировании содержания деятельности по апробации профессионального стандарта педагога-психолога рабочей группой Координационного совета был проведен анализ региональных моделей психологической службы образования с детализацией их кадрового обеспечения и существующих межведомственных моделей оказания психологопедагогической помощи, степени осведомленности о профессиональном стандарте и ожиданий от его внедрения.
По состоянию на начало 2016 г. на территории области функционируют три модели психолого-педагогической помощи: педагог-психолог образовательной организации, психологическая служба в образовательном комплексе, ППМС-центры. Всего в образовательных организациях области работают 574 педагога-психолога, около трети из которых не имеют заявленного в профессиональном стандарте образовательного уровня (212 педагогов-психологов имеют высшее образование первой ступени - бакалавриат, 12 - среднее профессиональное образование). Подавляющее большинство опрошенных «слышали» о стандартизации профессиональной деятельности (84,3 %), осведомлены о внедрении на территории Свердловской области профессионального стандарта (79,9 %), однако профессиональный стандарт педагога-психолога «еще не видели» (92,4 %), «ощущают тревогу», «неуверенность», считают себя «уязвимыми» (95 %). Негативный фон создают как недостаточная подготовленность педагогов-психологов к новому уровню требований, так и отсутствие единой системы критериев оценки их работы, недостаточная разработанность показателей эффективности профессиональной деятельности и пр. [Васягина]
С учетом полученных данных основные содержательные акценты деятельности по апробации профессионального стандарта педагога-психолога были сделаны на информационной поддержке [Минюрова, 2016], психолого-педагогическом сопровождении педагогов- психологов и построении персонифицированных траекторий их профессионального развития [Васягина].
Информационная поддержка обеспечивалась как за счет специально организованных мероприятий, посвященных обсуждению профессионального стандарта педагога-психолога (совещания областного, муниципального уровня, семинары в учебно-методических районных центрах, собрания трудовых коллективов ППМС-центров и др.), так и за счет включения вопросов, связанных с внедрением названного стандарта в текущие мероприятия психолого-педагогического сообщества (Форум «Доступное образование - доступная страна», май 2016 г.; «Педагогические чтения», октябрь 2016 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии образования», декабрь 2016 г.; и др.). Для освещения вопросов апробации и внедрения профессионального стандарта педагога-психолога в онлайн режиме на официальном сайте УрГПУ создана вебстраница, где размещаются новости, пресс-релизы, анонсы, связанные с всероссийскими и региональными мероприятиями, посвященными апробации и внедрению профессионального стандарта, публикуется нормативно-правовая и научно-методическая информация, осуществляется консультационно-методическое сопровождение организаций, входящих в структуру стажировочной площадки (рубрики «вопросы - ответы», «обратная связь» и т. п.).
Психолого-педагогическое сопровождение имеет своей целью создание оптимальных условий, обеспечивающих «безболезненное» внедрение профессионального стандарта педагога-психолога за счет построения персонифицированных траекторий профессионального развития каждого педагога-психолога. В Свердловской области разработан и апробирован алгоритм построения персонифицированных траекторий профессионального развития, включающий ряд этапов.
Этап I. Формирование администрацией образовательной организации совместно с педагогом-психологом пакета локальных нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение профессионального стандарта [Волошина, 2016]. На этом этапе на базе организаций, входящих в структуру стажировочной площадки Свердловской области, были проанализированы документы, которые регламентируют трудовые отношения с педагогами-психологами на предмет соответствия зафиксированных в них трудовых обязанностей и трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, проведено обсуждение несоответствий. Результатом такой работы стали образцы документов эффективного контракта педагога- психолога и образовательной организации с учетом ее типа и модели оказания психологопедагогической помощи. Для образовательных организаций, в которых трудовые отношения регламентируются трудовым договором, были разработаны образцы должностных инструкций, трудового договора и дополнительного соглашения, где зафиксированы критерии назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда педагога-психолога.
Дискуссионными при определении механизмов использования стандарта в системе организации трудовых отношений педагога-психолога и образовательной организации на сегодняшний момент остаются ряд моментов.
Во-первых, не решены вопросы, связанные с нормативно-временной регламентацией деятельности педагога-психолога. Например, отсутствуют региональные документы, определяющие контингент и распределение рабочего времени на отдельные трудовые функции (особенно это касается трудовых функций, которые невозможно спланировать заранее, так как они зависят от имеющегося запроса: например, консультирование родителей и педагогов).
Во-вторых, не отрицая важности детализации и акцентирования внимания в профессиональном стандарте на профессиональных компетенциях педагога-психолога, связанных с работой в условиях реализации программ инклюзивного образования, считаем важным подчеркнуть, что, помимо детей с ОВЗ, в образовательных организациях представлены и другие категории детей с особыми образовательными потребностями: талантливые и одаренные, дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов и переселенцев, дети с девиантным поведением и пр. Однако работа с данными категориями детей, которые зачастую испытывают трудности в адаптации и обучении, не отражена ни в трудовых функциях профессионального стандарта, ни в эффективном контракте (за исключением работы с одаренными детьми).
В-третьих, открытым остается вопрос о механизмах оценки эффективности деятельности педагога-психолога и определения содержательных критериев, по которым наряду с формальными признаками (количество детей, родителей, педагогов, получивших помощь, проведенных занятий, внедренных программ и т. п.) можно измерить качество оказываемых педагогом-психологом услуг и оценить эффективность деятельности каждого отдельного специалиста.
Этап II. Анализ функциональной готовности педагога-психолога к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта (с применением процедуры самооценки или/и независимой оценки). В рамках описываемой региональной модели предпочтение было отдано процедуре самоэкспертизы, при которой педагог-психолог самостоятельно осознает задачу саморазвития, связанную с необходимостью осваивать трудовые функции и соответствовать им.
В основу матрицы самооценки было положено описание трудовых функций, отраженных в актуализированных в соответствии с требованиями профессионального стандарта эффективных контрактах и должностных инструкциях. Самооценка проводилась по 4-балльной шкале: «Владею в полной мере, готов поделиться опытом»; «Владею, но поделиться опытом не могу»; «Владею частично»; «Испытываю трудности, нуждаюсь в повышении квалификации». Данная шкала позволяет обнаружить проблемные зоны, а также зафиксировать «сильные позиции». Форма самоэкспертизы готовности к реализации трудовых функций включала в себя следующие разделы: наименование обобщенной трудовой функции; наименование трудовых функций, включенных в эффективный контракт специалиста; результаты самоэкспертизы возможностей их выполнения в соответствии с выбранной шкалой; примечание (обоснование самооценки).
Обобщение полученной в ходе самоэкспертизы информации позволило построить картограмму профессиональной деятельности педагогов-психологов региона.
Типичными для региона «дефицитарными» трудовыми функциями являются:
■ трудовые функции в рамках обобщенной трудовой функции А: A/02.7 «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» (61 %) и A/01.7 «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» (54 %);
■ трудовая функция в рамках обобщенной трудовой функции В: B/01.7 «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» (52 %).
Опыт успешной профессиональной деятельности педагогов-психологов региона обнаружен в части реализации трудовых функций A/03.7 «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» (80 %), A/05.7 «Психологическая диагностика детей и обучающихся» (79 %), B/03.7 «Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» (67 %).
На основании полученных данных была сформирована база психологов-наставников и банк лучших психолого-педагогических практик (с учетом модели оказания психологопедагогической помощи и реализуемых в образовательной организации образовательных программ), которые в деятельности стажировочной площадки рассматриваются как ресурс для альтернативных форм повышения квалификации и обмена опытом.
Этап III. Планирование системы мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогов-психологов. На данном этапе важно определить целевые ориентиры профессионального роста, а также спланировать содержание, формы и способы повышения квалификации специалистов. Для педагогов-психологов, испытывающих трудности при проектировании своего профессионального развития, кафедрой психологии образования УрГПУ был проведен методический семинар «Проектирование профессионально-личностного развития педагога-психолога».
Особое внимание уделяется педагогам-психологам, не имеющим заявленного в профессиональном стандарте образовательного уровня. Поскольку для данной категории работников основной формой образования должно стать обучение по программам высшего образования, руководителям образовательных организаций было рекомендовано сформировать заявки на целевое обучение специалистов по программам высшего образования [Васягина, 2016].
Наиболее востребованной для педагогов-психологов формой дополнительного профессионального образования являются курсы повышения квалификации в объеме 72 ч (46 % от всей выборки). Примерно равное количество опрошенных указали на то, что нуждаются в курсах повышения квалификации объемом 144 ч (29 %) и программах профессиональной переподготовки объемом 520 ч (24 %). При этом предпочтительными оказались заочная и дистанционная формы обучения (80 %).
Учитывая представленную выше информацию, а также сведения о «дефицитарных» трудовых функциях, для педагогов-психологов региона разработаны программы дополнительного профессионального образования, которые позволяют удовлетворить образовательные потребности большинства педагогов-психологов: «Психологопедагогическое сопровождение реализации образовательных программ» (72 ч), «Психологическая экспертиза безопасности образовательной среды» (72 ч), «Психологическое консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей» (72 ч), «Мониторинг образовательных результатов обучающихся» (72 ч), «Профилактика девиантного поведения школьников» (72 ч), «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных обучающихся» (72 ч), «Психологопедагогическое сопровождение несовершеннолетних, совершивших правонарушения» (144 ч), «Практическая психология образования» (560 ч) и др.
Кроме традиционных форм обучения педагогам-психологам было предложено учесть возможность использования альтернативных форм повышения квалификации. Среди альтернативных форм повышения квалификации наиболее востребованными оказались стажировка в организации (74 %), обмен опытом (69 %), участие в работе методического объединения (62 %), конференции (51 %), проведение мастер-классов и открытых занятий (49 %), руководство проектной деятельностью обучающихся (19 %), конкурсы профессионального мастерства (14 %), самообразование (9 %) и пр. При выборе альтернативных форм профессионального развития педагогам-психологам была предоставлена база психологов-наставников и банк лучших психолого-педагогических практик.
С целью формирования профессиональной команды в области психологопедагогического, медицинского и социального сопровождения Министерством общего и профессионального образования Свердловской области при содействии Центра «Ладо» организовано и проведено обучение специалистов образовательных организаций по следующим направлениям (21 мероприятие, более 700 человек):
■ нормативно-правовое обеспечение деятельности ППМС-центров;
■ учет клинических особенностей нарушений развития детей и организация работы с ними;
■ разработка адаптированных образовательных программ;
■ организация работы с детьми с расстройством аутистического спектра и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
■ организация работы с несовершеннолетними с девиантными формами поведения;
■ организация работы по профилактике суицидов;
■ профилактика агрессивного и аутоагрессивного поведения;
■ профилактика зависимостей и организация помощи несовершеннолетним с первыми пробами психоактивных веществ;
■ работа с детьми с противоправным поведением;
■ профилактика жестокости и насилия в отношении несовершеннолетних;
■ организация работы школьных служб примирения и др.
Поскольку мероприятия, связанные с подготовкой к внедрению профессионального стандарта педагога-психолога, предполагается завершить до 1 января 2020 г., педагогам- психологам Свердловской области было предложено в свободной форме спроектировать траекторию своего профессионального развития сроком на три года. Фрагмент проектирования профессионального развития, подготовленный педагогом-психологом МКДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» Е.Н. Айнуллиной (г. Березовский Свердловской области), представлен в табл.
Таблица
Пример планирования профессионального развития педагога-психолога
№ п/п |
Направление (содержание) профессионального развития |
Сроки реализации |
Мероприятия (способы, формы) профессионального развития |
1. |
Психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной образовательной организации |
I квартал 2017 г. |
Участие в научно-практической конференции «Весенняя психологическая сессия - 2017» |
2 |
Основы проектирования образовательной среды, методы организационно-методического психологического сопровождения основных общеобразовательных программ |
II квартал 2017 г. |
Работа в ресурсном центре, заседание методического объединения |
3 |
Социально-психологический климат дошкольной образовательной организации, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды |
IV квартал 2017 г. |
Самообразование |
4 |
Использование современных средств информационно-коммуникационных технологий при мониторинге личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, возможностей реализации коррекционного направления работы |
I квартал 2018 г. |
Курсы повышения квалификации (72 ч) |
5 |
Проблема «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и способы снятия психологической перегрузки педагогического коллектива |
II квартал 2018 г. |
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов города |
6 |
Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы с различными категориями обучающихся и психологической помощи им |
III квартал 2018 г. |
Обобщение и представление профессиональному сообществу собственного профессионального опыта, участие в конкурсе профессионального мастерства |
7 |
Диагностики одаренности, структуры способностей в дошкольной образовательной организации |
IV квартал 2018 г. |
Супервизия под руководством педагога-психолога центра «Одаренность и технологии» |
8 |
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров), способы получения отраслевой психолого педагогической, медицинской и социальной помощи |
I квартал 2019 г. |
Стажировка на базе ППМС-центра «Ладо» |
9 |
Технологии формирования у обучающихся навыков общения в виртуальной и поликультурной среде |
II квартал 2019 г. |
Ознакомление с опытом работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 47 |
Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к разным формам аутоагрессии и пр.). |
III квартал 2019 г. |
Сообщение на методическом объединении педагогов- психологов |
|
10 |
Разработка и представление для внешней экспертизы программы повышения |
IV квартал 2019 г. |
Самообразование |
Важно подчеркнуть, что обязательным условием воплощения персонифицированных траекторий является непрерывное отслеживание изменений в профессиональной деятельности и фиксация динамики профессионального развития педагога-психолога (мониторинг профессионального развития). При этом наиболее распространенной и отвечающей требованиям современности технологией мониторинга, которая позволяет документировать приобретенный опыт и достижения специалиста, учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности педагога-психолога (образовательной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и демонстрирует готовность решать важные профессиональные задачи - поддерживать высокий уровень мотивации, поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т. д., является портфолио. Данные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта. В связи с этим авторы рассматривают портфолио как инструмент, оптимизирующий самооценочную деятельность педагога-психолога в межаттестационный период или как альтернативный вариант оценки в период подготовки к профессиональному экзамену [Минюрова, 2016а].
Таким образом, реализация региональной модели апробации и внедрения профессионального стандарта педагога-психолога в Свердловской области позволяет констатировать продуктивность осуществляемой региональной стажировочной площадкой деятельности. Проведение масштабных мероприятий для психолого-педагогической общественности региона способствует формированию психологической готовности к внедрению профессиональных стандартов. Реализация пилотного проекта построения и реализации персонифицированных траекторий профессионального развития на основе скоординированного межведомственного и сетевого взаимодействия позволяет снять психологическое напряжение и обеспечить эффективную апробацию и последовательное внедрение профессионального стандарта педагога-психолога.
В качестве приоритетных направлений дальнейшей работы по внедрению профессионального стандарта педагога-психолога в Свердловской области следует особо отметить нацеленность на разработку региональных нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога, на применение профессионального стандарта педагога-психолога в формировании кадровой политики и сохранении динамики роста штата педагогов-психологов в сфере образования, на разработку и внедрение модернизированной системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов-психологов.
Литература
- Алехина С.В., Забродин Ю.М. Межведомственное взаимодействие при внедрении профессионального стандарта педагога-психолога // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 42–49.
- Васягина Н.Н. Апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» в Свердловской области [Электронный ресурс] // URL: http://uspu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/setevoe-partnerstvo/item/3290-pedagog-psiholog.html (дата обращения: 20.07.2017).
- Васягина Н.Н., Казаева Е.А. Опыт сетевого взаимодействия при реализации магистерской программы «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2016. Т. 8. № 3. С. 63–75 (дата обращения:23.08.2017). doi:10.17759/psyedu.2016080306.
- Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 7–12.
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 13–29.
- Минюрова С.А., Васягина Н.Н., Мурзина И.Я. Региональная модель внедрения профессиональных стандартов работников сферы образования в Свердловской области // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 202–211.
- Минюрова С.А., Леонова О.И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 66–75. doi:10.17759/pse.2016210208
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1318
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 432
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0