В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи антисоциальной, негативной и просоциальной креативности в социальном взаимодействии и их поведенческих предикторов. Анализируется связь беглости и оригинальности решений в социальных ситуациях с возможностью их реализации в поведении. Выборка состояла из 97 учащихся 9-10 классов (из них 71 — мальчики). Использовались опросники: «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (Мешкова и др.), опросник агрессивности А.Перри и М.Басса, шкала макиавеллизма «Мак-IV», сокращенный вариант «NEO-FFI» опросника «NEO PI-R» П. Коста и Р. Макраэ, «Портретный ценностный опросник Ш.Шварца - пересмотренный PVQ-R», опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина и социальные ситуации для выявления просоциальной и негативной креативности в социальном взаимодействии. Были сформулированы следующие гипотезы: a) о связи антисоциальной креативности и черт NEO-FFI, эмоционального интеллекта, макиавеллизма и агрессии; б) об отрицательной связи эмоционального интеллекта и негативной креативности; с) о взаимосвязи между беглостью в просоциальной ситуации и ситуации лжи и отсутствии их связи с чертами NEO-FFI, — которые в ходе исследования получили подтверждение. Описан психологический профиль антисоциальной и негативной креативности. Предложены направления дальнейших исследований.
Введение в проблему
В последнее десятилетие особенно актуальными стали исследования креативности, результаты которой проявляются в намеренно (терроризм, мошенничество, коррупция, буллинг) или ненамеренно (ложь, сплетни, умолчание или сокрытие правды) наносимом вреде. С позиции легитимности/нелегитимности целей и способов их достижения мы предложили следующее толкование терминов, понимая: а) под негативной креативностью — легитимность цели и нелегитимность средств ее достижения, результатом чего стал ненамеренно нанесенный вред; б) под антисоциальной креативностью — нелегитимность как цели, состоящей в намеренно наносимом вреде, так и методов ее достижения [Мешкова, 2018б].
Имея в виду важность для социума исследований негативной и антисоциально направленной креативности, зарубежные авторы констатируют, что малочисленность креативных людей и редкость совершаемых ими актов, а также недостатки имеющегося инструментария затрудняют эти исследования [Reiter-Palmon, 2018]. Тем не менее за рубежом получены результаты (см. [Reiter-Palmon, 2018]), позволяющие составить психологический портрет личности с высокими показателями негативной и антисоциальной креативности: агрессивность, низкий уровень добросовестности, невысокий эмоциональный интеллект, психопатия. Наши результаты, полученные в рамках исследования феномена в 2016—2018 годах, могут дополнить описание такой личности: высокая враждебность, низкая значимость высших ценностей самопреодоления и сохранения, значимость ценности достижения, низкий уровень личностной черты «Согласие» [Антропова, 2017; Мешкова, 2018; Мешкова, 2018а; Мешкова].
Что касается инструментария, то адаптированный на российской выборке опросник «Поведенческие проявления антисоциальной креативности» [Hao, 2016] (далее — ПОАК) показал хорошие результаты конструктной валидности и надежности в измерении антисоциальной креативности в социальном взаимодействии [Мешкова, 2018а1]. Авторы оригинальной версии опросника взяли за основу наблюдаемое в повседневной жизни поведение, в котором может воплощаться креативная мысль для нанесения вреда: месть за нанесенную обиду, обман, подшучивание, злой розыгрыш [Hao, 2016].
Если говорить о диагностике негативной и просоциальной креативности в социальном взаимодействии, то в наших исследованиях хорошо зарекомендовали себя различные социальные ситуации, позволяющие диагностировать не только беглость решений (количество), но и выявить отказ от причинения вреда в ситуациях с отрицательной коннотацией (мести за нанесенный ущерб), а также ненамеренность нанесения вреда в просоциальной ситуации [Антропова, 2017; Мешкова, 2018а]. Тем не менее, связь антисоциальной и негативной креативности с поведением остается до конца не изученной: не представляется возможным спрогнозировать, как субъект поведет себя не в лабораторных условиях, а в повседневной жизни; не выявлены факторы, которые заставляют имеющих хорошие намерения людей нарушать этические нормы и стандарты, изменять, воровать и вести себя нечестно с другими людьми, обманывать и мошенничать [Gino, 2011], что зачастую является также актом изобретательности и группового «творчества». Учитывая, что разрабатывать идеи может один человек, который не всегда является их исполнителем, представляется важным выяснить, во-первых, есть ли связь между антисоциальной, негативной и просоциальной креативностью (ранее нами было показано, что беглость решений в просоциальной ситуации и ситуации мести за обиду не коррелируют [Антропова, 2017]), а во-вторых, какие психологические характеристики находятся в основе продуцирования идей и их реализации в различных поведенческих актах, заложенных в шкалах адаптированного нами опросника ПОАК, т.е. изучить прогностическую валидность его шкал.
Результаты исследования криминального, девиантного и неэтичного поведения показывают следующее. Во-первых, важную роль в неэтичном поведении в виде лжи играют процессы саморегуляции [Gino, 2012; Gino, 2011; Mead, 2009]. Метаанализ зарубежных авторов под руководством A.T. Вазсоный (A.T. Vazsonyi) показал положительную связь низкого уровня самоконтроля и девиантного и криминального поведения [Vazsonyi, 2017]. Самоконтроль позволяет преодолеть собственные мысли, импульсы, эмоции и изменить поведение ради достижения общей цели [Baumeister, 2007], т.е. пренебречь краткосрочными целями в виде эгоистичных мотивов (например, вознаграждение) ради долгосрочных целей в виде достижения хорошей репутации или социального принятия [Fishbach, 2015]. Ф. Гино (F. Gino) с коллегами показали, что истощение ресурсов самоконтроля в результате выполнения специальных заданий провоцировало неэтичное поведение (ложь с целью получения материального вознаграждения), и объяснили этот факт тем, что когнитивных ресурсов для распознавания моральных проблем и последствий принимаемых решений становится недостаточно, что и провоцирует искушение обмануть [Gino, 2011]. Учитывая, что саморегуляция как личностная черта измеряется шкалой «Добросовестность» NEO PI-R [Baumeister, 2006], мы предположили, что поведенческие особенности антисоциальной креативности в виде лжи (ПОАК) могут объясняться низкими значениями этого параметра (гипотеза 1), который, в свою очередь, как поведенческая характеристика не оказывает влияние на продуцирование идей в просоциальной ситуации и оригинальность идей в ситуации лжи (гипотеза 2).
Во-вторых, девиантное поведение (физическая и вербальная агрессия) объясняется низким эмоциональным интеллектом [Developmental trajectories of, 2012; Garcıa-Sancho, 2017], высокими макиавеллизмом и агрессией, низкими значениями личностной черты «Согласие», измеряемой NEO [Бочкова, 2018; Garcıa-Sancho, 2017], поэтому мы предположили, что существует взаимосвязь между перечисленными компонентами и поведенческими особенностями антисоциальной креативности, измеряемыми шкалами «Нанесение вреда» и «Злые шутки» (гипотеза 3).
В-третьих, было показано, что эмоциональный интеллект положительно коррелирует с количеством просоциальных идей и отрицательно — с количеством идей, направленных на нанесение вреда другим людям [Harris, 2013], что позволяет предположить отрицательную связь эмоционального интеллекта с продуцированием решений, наносящих вред в просоциальной ситуации (гипотеза 4).
В-четвертых, согласно результатам зарубежных авторов, люди с креативным мышлением имеют гибкие моральные границы и склонность оправдывать собственное нечестное/неэтичное поведение [Gino, 2012], что предполагает наличие взаимосвязи между креативностью в просоциальной ситуации и ситуации лжи (гипотеза 5).
Программа исследования
В качестве испытуемых выступили кадеты — учащиеся 9-10 классов в количестве 96 человек (из них 71 — мальчики). Использовались следующие батареи методик: в первой группе испытуемых (N=49, из них 30 — мальчики) — опросник уровня агрессивности А.Басса и М.Перри [Ениколопов, 2007], сокращенный вариант «NEO-FFI» опросника «NEO PI-R» П. Коста и Р. Макраэ [Орел, 2004], шкала макиавеллизма «Мак-IV» [Знаков, 2000], опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина [Люсин, 2009], 2 социальные ситуации[I]; во второй группе испытуемых (N=47, из них 41 — мальчики) — опросник уровня агрессивности А.Басса и М.Перри [Ениколопов, 2007], сокращенный вариант «NEO-FFI» опросника «NEO PI-R» П. Коста и Р. Макраэ [Орел, 2004], «Портретный ценностный опросник Ш.Шварца — пересмотренный PVQ-R» [Шварц, 2012].
Все испытуемые ответили на вопросы опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (ПОАК), состоящего из трех шкал: «Нанесение вреда», «Ложь» и «Злые шутки». Опросник включает 12 вопросов, баллы на которые подсчитывались согласно процедуре, описанной в материалах по адаптации [Мешкова, 2018а1].
Статистическая обработка проводилась с помощью пакета SPSS 23.0 в несколько этапов: 1 этап — подсчет антисоциальной креативности по шкалам ПОАК, подсчет беглости и оригинальности в социальных ситуациях, корреляционные исследования, регрессионный анализ; 2 этап — выделялись подгруппы по уровню негативной креативности в просоциальной ситуации, проводились непараметрические сравнения подгрупп по критерию Манна-Уитни, регрессионный анализ предикторов негативной и антисоциальной креативности в подгруппах; 3 этап — выделялись подгруппы по уровню оригинальности в социальной ситуации лжи, для выявления связи продуцирования идей и поведения проводился регрессионный анализ поведенческих особенностей антисоциальной креативности.
Результаты исследования
В табл. 1 представлены корреляции показателей антисоциальной креативности и негативной креативности с параметрами агрессии, личностными чертами, измеряемыми NEO-FFI, компонентами эмоционального интеллекта, а также с макиавеллизмом и ценностями.
Таблица 1
Корреляции по Спирмену шкал антисоциальной и негативной креативности в общей выборке кадетов
|
Параметры |
Нанесение вреда |
Ложь |
Злые шутки |
Негативная креативность (N=47) |
|
Агрессия |
,383** |
,217* |
— |
— |
|
Гнев |
— |
,371** |
,334** |
— |
|
Враждебность |
,336** |
,386** |
,234* |
— |
|
Нейротизм |
,277** |
,293** |
— |
— |
|
Ценность Власть- доминирование |
,299* (N=49) |
— |
— |
— |
|
Экстраверсия |
— |
— |
,272** |
— |
|
Согласие |
-,440** |
—,355** |
-,329** |
-,304* |
|
Добросовестность |
-,314** |
—,355** |
-,306** |
— |
|
Макиавеллизм |
,504** (N=47) |
— |
— |
,301* |
|
Управление чужими эмоциями |
— |
-,394** (N=47) |
— |
— |
|
Управление собственными эмоциями |
— |
-,288*(N=47) |
— |
— |
|
Межличностный ЭИ |
— |
-,367*(N=47) |
— |
— |
|
Управление эмоциями |
— |
-,302*(N=47) |
— |
— |
|
Понимание собственных эмоций |
— |
— |
— |
-,435** |
|
Внутриличностный ЭИ |
— |
— |
— |
-,343* |
Условные обозначения: «*» — корреляция значима на уровне р < 0,05; «**» — корреляция значима на уровне р < 0,01.; «-» — отсутствие корреляции. N=47 — выборка составила 47 человек. В остальных случаях N=96. ЭИ — эмоциональный интеллект.
Согласно регрессионному анализу, 32% дисперсии значений шкалы «Нанесение вреда» объясняется параметрами «Согласие» и «Агрессия» (в=-,397; ,340; p < 0,01 соответственно); 27% дисперсии значений шкалы «Ложь» объясняется параметрами «Враждебность» и «Добросовестность» (в=,365; -,323; p < 0,01 соответственно); 19% дисперсии значений шкалы «Злые шутки» объясняется параметрами «Согласие» и «Гнев» (в=-,323; ,249; p < 0,01; 0,05 соответственно). Стандартные коэффициенты регрессии статистически достоверны.
Что касается негативной креативности, то согласно регрессионному анализу, 22% дисперсии объясняется пониманием собственных эмоций и личностной чертой «Согласие» (в=—,419; —,301; p < 0,01; 0,05 соответственно).
Негативная креативность
Выборка кадетов (46 человек, из них 19 — девушки) была разделена на 2 подгруппы по критерию негативной креативности: в 1 подгруппу (N=33, из них 22 — мальчики) были включены те респонденты, чьи решения в просоциальной ситуации были просоциальными, во вторую подгруппу (N=13, из них 6 — мальчики) вошли те респонденты, решения которых в просоциальной ситуации содержали ответы, которые можно было оценить как наносящие вред (например, «подарить пустую коробку; забыть и не поздравить; поздравить ночью; выломать ногой дверь в квартиру и тут же попросить слесарей вставить новую; подарить ему то, что он боится; ударить его подарком; показать подарок и не подарить его»).
Непараметрические сравнения по критерию Манна-Уитни показали, что подгруппы различаются по выраженности следующих показателей: в подгруппе 2 показатель макиавеллизма выше, а «Согласие», понимание собственных эмоций и уровень внутриличностного эмоционального интеллекта ниже по сравнению с подгруппой 1 (величины уровня значимости p < ,05; ,05; 01; ,05 соответственно). Выявленные в подгруппах корреляции представлены в табл. 2.
Таблица 2
Непараметрические корреляции шкал антисоциальной креативности в подгруппах
|
Параметры |
Подгруппа 1 (N=33) |
Подгруппа 2 (N=13) |
||||
|
Нанесени е вреда |
Ложь |
Злые шутки |
Нанесени е вреда |
Ложь |
Злые шутки |
|
|
Агрессия |
,369* |
,458** |
— |
— |
— |
— |
|
Гнев |
,350* |
,477** |
,368* |
— |
— |
— |
|
Враждебность |
,415* |
,440* |
— |
— |
— |
— |
|
Нейротизм |
— |
— |
— |
— |
,601* |
— |
|
Согласие |
-,468** |
-,513** |
-,376* |
— |
|
— |
|
Добросовестность |
-,467** |
-,629** |
-,440* |
— |
-,590* |
— |
|
Макиавеллизм |
,455** |
— |
— |
,677* |
— |
,658* |
|
Понимание чужих эмоций |
— |
-,375* |
— |
— |
— |
— |
|
Управление чужими эмоциями |
— |
-,530** |
— |
— |
— |
— |
|
Управление своими эмоциями |
— |
-,383** |
— |
— |
— |
— |
|
Межличностный ЭИ |
— |
-,530** |
— |
— |
— |
— |
|
Понимание эмоций |
— |
-,377* |
— |
— |
— |
— |
|
Управление эмоциями |
— |
-,453** |
— |
— |
— |
— |
Условные обозначения: «*» — корреляция значима на уровне р < 0,05; «**» — корреляция значима на уровне р < 0,01; «-» — отсутствие корреляции. ЭИ — эмоциональный интеллект.
Регрессионный анализ показал: в подгруппе 1 — 45% дисперсии значений шкалы «Нанесение вреда» объясняется макиавеллизмом и враждебностью (в=,590; ,398; p < 0,01 соответственно); 46% дисперсии значений шкалы «Ложь» объясняется добросовестностью и гневом (в=-,502; ,332; p < 0,01; 0,05 соответственно); 20% шкалы «Злые шутки» объясняется согласием (в=-,451; p < 0,05 соответственно). В подгруппе 2 — 37% дисперсии значений шкалы «Ложь» объясняется нейротизмом (в=-,610; p < 0,05). Стандартные коэффициенты регрессии статистически достоверны.
Просоциальная креативность и креативность в ситуации лжи
Значимых корреляций беглости в просоциальной ситуации и беглости в ситуации лжи с параметрами других методик выявлено не было. Однако они значимо позитивно коррелировали друг с другом (коэффициент по Спирмену ,613; корреляция значима на уровне р < 0,01).
Были выявлены значимые корреляции: в подгруппе с оригинальными ответами в ситуации лжи (N=13): беглость в ситуации лжи коррелировала с агрессией (коэффициент по Спирмену ,596, уровень значимости p < 0,05), значимых корреляций антисоциальной креативности с другими параметрами выявлено не было.
В подгруппе с отсутствием оригинальности в ответах (N=34) были выявлены корреляции шкалы антисоциальной креативности «Ложь»: положительные — с агрессией, гневом, враждебностью и отрицательные — с «Согласием», «Добросовестностью», межличностным эмоциональным интеллектом (коэффициенты по Спирмену ,507; ,387; ,472; -,485; -650; -,374; корреляции значимы на уровне p < ,01; ,05; ,01; ,01; ,01; ,05 соответственно). Регрессионный анализ в этой подгруппе показал, что 48% дисперсии параметра «Ложь» обусловлена «Добросовестностью» и «Враждебностью» (в=-,526; ,286; значимость p<,01;,05, соответственно). Стандартные коэффициенты регрессии статистически достоверны.
Значимых различий между подгруппами по критерию Манна-Уитни выявлено не было.
Обсуждение результатов
Если говорить о взаимосвязи различных видов креативности в социальном взаимодействии, то, согласно результатам, количество предлагаемых испытуемыми решений в просоциальной ситуации и ситуации с негативной коннотацией значимо положительно коррелируют, при этом никаких корреляций беглости с компонентами агрессии, личностными чертами, измеряемыми NEO-FFI, ценностями, макиавеллизмом, компонентами эмоционального интеллекта и шкалами антисоциальной креативности выявлено не было. Данный факт говорит о двух обстоятельствах. Во-первых, продуцирование креативных решений в данной выборке не связано с их реализацией в поведении, т.е. в данном случае в предлагаемых социальных ситуациях «включалось» воображение как средство для выполнения задания без наличия интенций к реализации предлагаемых решений. Во-вторых, креативность в просоциальной ситуации и ситуации лжи является единым конструктом, что согласуется с данными зарубежных авторов о том, что креативные люди обладают гибкими моральными границами [Gino, 2012], следствием чего продуцирование решений в ситуации лжи является легитимным действием для креативных индивидов. Данный факт не противоречит данным о том, что беглость в просоциальной ситуации не коррелирует с беглостью в ситуации мести в случае значимости для респондентов ценностей социального фокуса [Антропова, 2017; Мешкова, 2018а]. Таким образом, гипотезы о наличии связи между беглостью в просоциальной ситуации и ситуации лжи, а также отсутствии связи между ними и самоконтролем (в виде личностных черт NEO-FFI) подтвердились. Полученные результаты позволяют предположить, что ситуационность креативности может опосредоваться моралью, а дальнейшим направлением может стать исследование различных видов креативности в рамках моральной идентичности.
Что касается предикторов реализации антисоциальной креативности в поведении, то регрессионный анализ показал, что личностные черты, измеряемые NEO-FFI, могут играть в этом процессе важную роль. Так, одним из предикторов шкал «Нанесение вреда» и «Злые шутки» стала личностная черта «Согласие», а шкалы «Ложь» — «Добросовестность». Полученные нами результаты согласуются с результатами F. Gino и его коллег, показавших роль истощения самоконтроля как источника неэтичного поведения [Gino, 2011], и результатами коллектива авторов под руководством Е. Гарциа-Санчо (E. Garcia-Sancho), согласно которым низкий уровень развития личностной черты «Согласие» опосредует девиантное поведение [Garcıa-Sancho, 2017]. Если обратиться к описанию этих черт в опроснике, то «Согласие» измеряет качество отношения к другим людям, а его низкий уровень развития говорит об озабоченности только своими интересами без учета интересов группы, подозрительности, мнительности, враждебности к другим людям в чувствах, мыслях и действиях [McCrae, 1987], а низкий уровень фактора «Добросовестность» говорит о слабом контроле собственных импульсов, гедонистической направленности индивида, слабоволии [McCrae, 1987], т.е. о низком самоконтроле человека. Важно, что наши результаты дополнили результаты зарубежных авторов: для реализации антисоциальной креативности в поведении важны не только личностные факторы, но и компоненты агрессии, причем, каждый из них играет свою роль. Представляется, что в поведенческих особенностях антисоциальной креативности агрессия — способ нанесения вреда; гнев — эмоциональный генератор злых шуток, а враждебность — когнитивный защитник собственной лжи. Таким образом, гипотезы об опосредствовании поведенческих особенностей антисоциальной креативности в виде лжи низким самоконтролем и о существовании связи между эмоциональным интеллектом, личностной чертой «Согласие», агрессией и поведенческими особенностями антисоциальной креативности, измеряемыми шкалами «Нанесение вреда» и «Злые шутки», получили свое подтверждение.
Интересными для анализа стали подгруппы подростков, предложивших наносящие вред решения в просоциальной ситуации, которые можно было рассматривать как негативную креативность, а также оригинальные решения в ситуации лжи. Тот факт, что это были лишь частично пересекающиеся подгруппы, позволяет выявить особенности и негативной, и антисоциальной креативности как в части продуцирования идей, так и в части их реализации. Сначала о негативной креативности: отрицательными предикторами данных решений стали два параметра — понимание собственных эмоций и «Согласие», т.е. непонимание того, что чувствуешь сам, неразвитая способность к осознанию своих эмоций, их идентификации, пониманию причин их возникновения [Люсин, 2009], беспечность и небрежность в отношении с другими, озабоченность собственными потребностями [Орел, 2004] создают основу для продуцирования идей, наносящих вред другим. Характерно, что при этом выявлены выраженность макиавеллизма и низкие внутриличностный эмоциональный интеллект и фактор «Согласие» по сравнению с подгруппой учащихся, предложивших только просоциальные решения ситуации. Учитывая связь девиантного поведения с низко развитой чертой «Согласие» [Garcıa-Sancho, 2017] и низким эмоциональным интеллектом [Harris, 2013], можно говорить о том, что обладание таким комплексом характеристик включает подростка в группу риска из-за возможности стать и разработчиком идей, наносящих вред, и их реализатором в обыденной жизни. Полученные нами данные показывают важную роль такого компонента, как внутриличностный эмоциональный интеллект в негативной креативности, что подтверждает нашу гипотезу о существовании отрицательной связи эмоционального интеллекта с продуцированием решений, наносящих вред в просоциальной ситуации. Также интересными стали результаты регрессионного анализа предикторов поведенческих особенностей антисоциальной креативности, согласно которым важная роль принадлежит макиавеллизму в шкалах «Нанесение вреда» и «Злые шутки» (1 подгруппа испытуемых) и фактору «Нейротизм» в шкале «Ложь» (2 подгруппа испытуемых). Иными словами, в основе шкал «Нанесение вреда» и «Злые шутки» могут находиться эмоциональное отчуждение и недоверие к окружающим респондентов выделенной нами подгруппы, их ориентирование не на окружающих людей, а на решаемую проблему (см. [Знаков, 2000]), которые лгут из страха наказания за содеянное. Таким образом, результаты подтверждают наличие связи между макиавеллизмом и поведенческими особенностями антисоциальной креативности, измеряемыми шкалами «Нанесение вреда» и «Злые шутки».
Что касается подгруппы с оригинальными решениями в ситуации лжи, то полное отсутствие корреляций параметров остальных методик с поведенческими особенностями антисоциальной креативности позволяет сделать вывод о том, что полет воображения и изощренность/оригинальность лжи не имеют отношение к личностным характеристикам, что также подтверждает вторую гипотезу. В данном случае представляется, что оригинальность в рамках антисоциальной креативности может быть связана с предыдущим опытом или интеллектом.
Выводы и Заключение
Цель нашего исследования заключалась в выявлении взаимосвязи антисоциальной, негативной и просоциальной креативности в социальном взаимодействии и их поведенческих предикторов. Анализировалась связь продуцирования решений (беглость и оригинальность в социальных ситуациях) и возможности их реализации в таких видах поведения, как нанесение вреда, ложь и злые шутки. На основании полученных в исследовании результатов можно сделать следующие выводы:
- Креативность в просоциальной ситуации и ситуации лжи является единым конструктом, а продуцирование решений в ситуации лжи является легитимным действием для креативных индивидов.
- Продуцирование креативных решений в социальном взаимодействии может быть не связано с их реализацией в поведении. Воображение и оригинальность в ситуации лжи не связаны с личностными характеристикам, измеряемыми NEO-P-R и компонентами агрессии.
- Поведенческие особенности антисоциальной креативности опосредуются взаимодействием личностных черт NEO-P-R и компонентов агрессии. Важную роль в нанесении вреда и злых шутках играет озабоченность своими интересами, пренебрежение интересами группы, а во лжи — сниженный самоконтроль собственных импульсов. В поведенческих особенностях антисоциальной креативности агрессия — вид нанесения вреда; гнев — эмоциональный генератор злых шуток, а враждебность — когнитивный защитник собственной лжи.
- Отрицательными предикторами негативной креативности являются неразвитая способность к осознанию своих эмоций, их идентификации, пониманию причин их возникновения в комплексе с беспечностью и небрежностью в отношении с другими, озабоченностью собственными потребностями. Обладание таким комплексом характеристик включает подростка в группу риска из-за возможности стать и разработчиком идей, наносящих вред, и их реализатором в обыденной жизни.
- Психологический профиль негативной креативности характеризуют: нейротизм, низкий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта, низкий уровень развития личностной черты «Согласие», макиавеллизм.
- Психологический профиль антисоциальной креативности характеризуют: низкий уровень развития личностных черт «Согласие» и «Добросовестность», высокая агрессивность, враждебность, гнев, макиавеллизм.
Разумеется, наше исследование имеет ограничения. В данном исследовании принимали участие подростки (преимущественно мальчики), поэтому выводы нельзя экстраполировать на взрослых. На этапе статистической обработки мы поняли, что существуют также и половые различия в креативности, чему будет посвящена дальнейшая работа. Кроме того, направлением исследования может стать выяснение роли моральной идентичности в ситуационности креативности в социальном взаимодействии.
Традиционно считается, что креативность является важной характеристикой, обеспечивающей прогресс общества и его конкурентоспособность. Полученные нами результаты служат предостережением: развивая творческое мышление, необходимо отдавать себе отчет в том, у кого его развивать не следует. Индивиды из группы риска, обладающие характеристиками из психологического профиля негативной и антисоциальной креативности, сначала должны пройти коррекционную программу или профилактику девиантного поведения. Разработка таких программ также в перспективе дальнейшего научного поиска.
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00240-А.
Благодарности
Авторы благодарят Е.А. Герасименко за помощь в проведении исследования.
[I] Испытуемым было предложено придумать как можно больше оригинальных идей для решения следующих социальных ситуаций: просоциальная - поздравить друга с днем рождения, ситуация с негативной коннотацией - придумать оправдания опоздания на лекцию (ситуация лжи). Подсчитывалось количество решений - беглость и их оригинальность. В одном из исследований мы получили результаты, согласно которым в просоциальной ситуации предлагались решения, которые можно было расценивать как наносящие вред [Антропова, 2017]. Такие решения классифицировались нами как негативная креативность (т.е. цель легитимна, а способы достижения нелегитимны), в результате чего создалась возможность разделить выборку на 2 подгруппы и изучить предикторы негативной креативности.