Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9468Новости 1866Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

17 место — направление «Психология»

0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О разработке типологии программ дошкольного образования 94

|

Доронова Т.Н.
кандидат педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7189-6471
e-mail: vacante@yandex.ru

Доронов С.Г.
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0008-6644
e-mail: sergeydoronov@gmail.com

Хайлова Е.Г.
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1514-3085
e-mail: elena-khajlova@yandex.ru

Аннотация

Всестороннее развитие ребенка в детском саду возможно только при использовании образовательных программ, выполняющих функцию структурирования всего объема развивающих воздействий на ребенка в дошкольной образовательной организации. В настоящее время данное требование соблюдается не полностью, что приводит к утрате или, напротив, не продуктивному дублированию части содержания дошкольного образования. Такое положение дел обуславливает необходимость разработки типологии программ. Также типология программы является основанием для построения объективных связей между целями образовательной деятельности и ее фактическим и результатами. Но в настоящее время связи такого рода могут быть выстроены только путем индивидуальных психодиагностических обследований, что не приемлемо для реальной педагогической практики по ряду причин. В данной статье авторы, опираясь на психолого-педагогическую концепцию Н.А. Коротковой, проектируют структуру образовательной программы с учетом всего многообразия возможных событий, происходящих в дошкольной образовательной организации, которая позволит без использования дополнительных смысловых звеньев определять ход развития детей на основании проявления в их деятельности различных типов инициативы.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания ФИРО РАНХиГС.

Благодарности

Авторы благодарят Н.А. Короткову за идеи, являющиеся ос новой данной статьи.

Фрагмент статьи

Нормативная база, регулирующая деятельность дошкольных образовательных организаций в Российской Федерации, определяет, что «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность», и «структурные подразделения (группы) в одной организации могут реализовывать разные программы». Основой для разработки должны служить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее везде: Стандарт) и примерные программы, которых сегодня более двух дюжин.

Литература
  1. Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М. : Прогресс, 1977. 416 с.
  2. Бюлер Ш., Гетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: Учпедгиз, 1936. 128 с.
  3. Вартофский М. Искусство и технология – противоположные модели образования? Использование культурного мифа // Репрезентация и научное понимание. М. : Прогресс, 1988. С. 376–401.
  4. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 111–121. DOI:10.17759/chp. 2020160111.
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. 5-е изд. М. : Мозаика-Синтез, 2019. 334 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т омах. Том 6. Орудие и знак в развитии ребенка. М.: Педагогика, 1984. С. 5–86.
  7. Доронова Т.Н. Якобсон С.Г. Обучение детей 2–4 лет рисованию, лепке , аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение , 1992. 133 с.
  8. Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970. 320 с.
  9. Кант И. Собрание сочинений: в 8 томах. Том 8. М.: ЧОРО, 1994.
  10. Клопотова Е.Е., Крупнова И.Ю. Возможности использования настольных игр для развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 41–50. DOI:10.17759/ bppe.2020170105.
  11. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007. 208 с.
  12. Короткова Н.А. Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду // Ребенок в детском саду. 2008. № 5. С. 32–36.
  13. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду // Ребенок в детском саду. 2008. № 6. С. 18–24.
  14. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. М. : Линка-пресс, 2016. 252 с.
  15. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. Изд. 3-е, дораб. М.: Линка-пресс, 2014. 49 c.
  16. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 5–21. DOI:10.17759/psyedu.2019110401.
  17. Левин К. Влияние сил окружающей среды на поведение и развитие ребенка // Динамическая психология. Избранные труды. / К. Левин. М. : Смысл, 2006. С. 372–427.
  18. Лыкова И. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. М. : Карапуз-дидактика, 2007. 142 с.
  19. Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей и заведующих / Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. М.: Элти-Кудиц, 2003. 150 с.
  20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Онега , 1994. 190 с.
  21. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 605 с.
  22. Мунье Э. Страх в XX веке // Манифест персонализма / Э. Мунье. М.: Республика, 1999. С. 412–458.
  23. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников // Игра дошкольника / С.Л. Новоселова. М. : Просвещение, 1989. С. 7994.
  24. Пиаже Ж., Инхелдер Б. Психология ребенка. 18-е изд. СПб.: Питер, 2003. 160 с.
  25. Поппер К. Иммануил Кант – философ просвещения // Все люд и – философы / К. Поппер. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 23–52.
  26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013 г. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 25.08. 2020).
  27. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999. 191 с.
  28. Рикёр П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. 399 с.
  29. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  30. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение , 1965. 240 с.
  31. Сунько Т.Ю. Представления педагогических работников об особенностях своей деятельности в инклюзивной практике [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 1. С. 32–37. DOI:10.17759/autdd.2020180104.
  32. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета, 2012. Федеральный выпуск № 5976 (303). № 12. (дата обращения: 25.08.2020).
  33. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в детских учреждениях. Пособие для высших учебных заведений и педагогических техникумов. М. : ГУИПИ, 1934. 96 с.
  34. Фребель Ф. Педагогические сочинения: в 2 томах. Том 1. М.: К.И. Тихомиров, 1913. 359 с.
  35. Фреге Г. Основоположения арифметики. Логико-математическое исследование о понятии числа. Томск: Водолей, 2000. 127 с.
  36. Хейзинга Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 418 с.
  37. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. 392 с.
  38. Шмидт А.Ф. Представления педагогов ДОО об условиях создания эффективной совместной деятельности дошкольников при выполнении продуктивных задач [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2015. Том 7. № 1. С. 89–96. DOI:10.17759/psyedu.2015070109.
  39. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс] / Алехина С.В. [и др.] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 62–78. DOI:10.17759/cpse.2020090203.
  40. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. : Педагогика , 1978. 304 с.
  41. Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 30–36.
  42. A National Overview of Grantee CLASS® Scores in 2019 [Online]. Office of Head Start (OHS). URL: https://eclkc.ohs.acf.hhs.gov/about-us/article/office-head-start-ohs (дата обращения : 25.08.2020).
  43. Beaty J.J. Observing Development of the Young Child. 3rd ed. New York: Macmillan Publishing Company, 1990.
  44. Curriculum Alignment with the Head Start Early Learning Outcomes Framework (ELOF) [Online]. Office of Head Start (OHS). URL: https://eclkc.ohs.acf.hhs.gov/publication/curriculum-alignment-head-start-early-learning-outcomes-framework-elof (дата обращения : 25.08.2020).
  45. Duckworth Angela L., Yeager David S. Measurement Matters: Assessing Personal Qualities Other Than Cognitive Ability for Educational Purposes // Educational Researcher. 2015. Vol. 44. no. 4. P. 237–251. DOI:10.3102/0013189X15584327
  46. Fein G.G. Pretend Play in Childhood: An Integrative Review // Child Development. 1981. Vol. 52. no. 4. P. 1095–1118. DOI:10.2307/1129497.
  47. Garvey C. Play. 2nd ed. N.Y.: Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, 1990. P. 168.
  48. Hedegaard M., Lyberth N. Construction of a Scale for Investigating Pre-School Children’s Social Situations // Кul'turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-historical psychology, 2020. Vol. 16. no. 2. P. 25–32. DOI:10.17759/chp.2020160204.
  49. Interactive Head Start Early Learning Outcomes Framework: Ages Birth to Five [Электронный ресурс] // Office of Head Start. URL: https://eclkc.ohs.acf.hhs.gov/interactive-head-start-earlylearning-outcomes-framework-ages-birth-five (дата обращения: 25.08.2020).
  50. Piaget J. Play, dreams and imitation in childhood. New York: Norton Library, 1967. P. 291.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика