Структура методики «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью»

1832

Аннотация

Представлены результаты валидизации нового варианта методики «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» (В.Н. Ослон). Выделено 9 шкал (типов мотивации), уточнено их содержательное наполнение. Все шкалы имеют хорошую внутреннюю согласованность (альфа Кронбаха от 0,703 до 0,937). Доказана конвергентная валидность инструмента. На уровне высокой статистической значимости шкалы опросника коррелируют с результатами, полученными по стандартизированным методикам: «Шкала Жизнеспособности семьи» М.Т. Сиксби (адаптация Е.С. Гусарова, М.А. Одинцова, М.Г. Сорокова), «Опросник эмоционального интеллекта» (Д.В. Люсин), «Короткий опросник Темной триады» (адаптация М.С. Егорова, М.А. Ситникова, О.В. Паршикова); опросник «Большая пятерка» Л. Голдберга (адаптация Г.Г. Князев, Л.Г. Митрофанова, А.В. Бочаров). Методика «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» способна выполнять прогностическую функцию и может быть использована специалистами ШПР для подбора ресурсных замещающих семей приемному ребенку, а также для отслеживания динамики изменений мотивации в процессе подготовки потенциальных замещающих родителей, актуализации и мобилизации типов мотивации, адекватных задачам воспитания ребенка-сироты, нейтрализации и коррекции неадекватных.

Общая информация

Ключевые слова: методика, тип мотивации, приемные родители, факторная структура, интеркорреляция, корреляция, сирота

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130401

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Психолого-педагогическое и социально-правовое обоснование вариативности психодиагностических процедур для обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Получена: 02.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Структура методики «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 3–21. DOI: 10.17759/psyedu.2021130401

Полный текст

 

Введение

Проблема отбора наиболее ресурсных приемных родителей для воспитания детей- сирот уже более 70 лет остается актуальной для мирового сообщества независимо от страны и системы государственного устройства. Исследователи, практики пытаются определить критерии эффективности потенциального замещающего родительства, соотнести их с результатами катамнестических исследований, выявить наиболее влиятельные, обусловливающие успешность альтернативной семейной заботы. Еще в 60-е годы прошлого века с первых исследований усыновления основополагающим фактором его эффективности была определена мотивация усыновителей [21; 23].

Понятие «мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» трактуется как: «потребность замещающих родителей» [11]; «комплекс ожиданий, смыслов, значений для семьи, связанных с появлением приемных детей» [5]; «желание», «комплекс причин» воспитывать приемного ребенка [25].

В первых исследованиях усыновления в качестве мотивирующих факторов были определены:           «переживания усыновителей», связанные с их «стигматизацией» и

«ущербностью» [23]; «способы удовлетворить различные потребности родителей» или «способы совладать с чувством неуспешности» и т.д. [21]. В современных исследованиях выделяют факторы, связанные как с «потерями» (смерть ребенка, бесплодие, перинатальные утраты) [5; 9; 10; 25; 28]), так и с «приобретениями» (новый для семьи опыт, статус, оптимизация супружеских отношений) [4; 7; 11; 28].

Значительная часть исследователей считает, что ведущим фактором мотивации приема является «ориентация на ребенка» [7; 15;  18;   22;          26]. Акцент делается на предоставлении ему возможностей, прав и обязанностей: возможность участвовать в семейных делах, иметь друзей, быть частью семьи, испытывать чувство нужности, безопасности, иметь право голоса в принятии решений и т.д. [15].

Выделяют факторы, направленные на удовлетворение личностных потребностей замещающих родителей (ориентация на родителя). К ним можно отнести потребность в решении экзистенциальных проблем [9; 10; 18], установлении отношений привязанности [8; 27]; потребность в идентификации с обездоленным или несчастным ребенком из-за своего аналогичного детского опыта [20], в заполнении «пустого гнезда» [9; 10].

Религиозная мотивация в зарубежной литературе рассматривается как предиктор позитивных результатов при усыновлении [2; 5; 12]. В отечественных исследованиях данный тип мотивации выделяется, однако на связь между ним и успешностью замещающей семейной заботы не указывается [1;12]. Описывается также и просоциальный тип мотивации, направленный на стремление принести пользу обществу через воспитание приемного ребенка [4].

В большинстве случаев зарубежные и отечественные исследователи обращают внимание на «многогранность», «полимотивационность» мотивов приема [12; 14; 25].

В зарубежной практике для изучения мотивации потенциальных приемных родителей используются опросы по разработанным анкетам: «Анкета принятия-непринятия родителей (PARQ)» [27]; Шкала Барнетта «Нравится детям» [14]; «Шкала убеждений усыновителей» [19]. Используется и процедура социального взаимодействия «Незнакомая ситуация», разработанная М. Эйнсворт [17]. В отечественной практике применяется тест- опросник «Мотивация выбора приемного ребенка» (В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина) [12]; «Опросник мотивации приема ребенка в семью» (В.Н. Ослон) [9; 10].

В целом проблематика мотивации приема ребенка-сироты в замещающую семью остается дискуссионной и требует надежного и валидного диагностического инструментария, позволяющего дать комплексную оценку на основании выделения ряда индикаторов.

Программа исследования

Цель исследования - провести проверку надежности и валидности методики «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» (В.Н. Ослон) в рамках разработки модели психодиагностического комплекса социально-психологического обследования потенциальных замещающих родителей, направленной на выявление их ресурсности для воспитания приемного ребенка. В рамках государственного задания в 2021 году были решены следующие задачи:

1)определение факторной структуры методики; оценка внутренней согласованности шкал;

2)оценка конвергентной валидности путем интеркорреляции и корреляции шкал методики с другими личностными характеристиками, выявляемыми с помощью психодиагностического комплекса «Эффективный приемный родитель»;

3)определение выраженности типов мотивации в зависимости от стажа приемного родительства и супружеского статуса.

В выборку вошли 128 опытных приемных матерей, проходящих подготовку к роли консультанта замещающих семей. Возраст женщин, принявших участие в исследовании, варьировал от 36 до 61 г. (ср. 46,97+5,9). Средний стаж приемного родительства составил 9,39+4,2 г. Большинство матерей состояли в зарегистрированном браке (71,1%) и имели брачный стаж более 10 лет. 60,9% приемных матерей замещающее родительство считали профессиональной деятельностью в рамках постоянной трудовой занятости.

Первоначальный вариант методики «Мотивация приема» (В.Н. Ослон, 2013) основан на высказываниях потенциальных замещающих родителей о мотивах приема ребенка в семью. Их отбор проходил в течение 16 лет в 43 регионах Российской Федерации в рамках исследований автора, экспертных обсуждений психологов и потенциальных замещающих родителей. В варианте 2021 года были уточнены сами утверждения и шкала их оценки (1 - совершенно не согласен, 2 - частично не согласен, 3 - трудно сказать, согласен или не согласен, 4 - частично согласен, 5 - полностью согласен), что повлекло изменение содержательной наполняемости шкал и ключа методики.

Для проверки конвергентной валидности были использованы методики, вошедшие в основной психодиагностический комплекс: «Шкала Жизнеспособности семьи» [2] ; «Опросник эмоционального интеллекта» [13]; Короткий опросник «Темной триады» [3]; «Большая пятерка» [6].

Исследование проводилось в соответствии с этическими стандартами декларации Хельсинки 1964 года. Респонденты были ознакомлены с целями и задачами опроса и дали информированное согласие на свое участие. Исследование осуществлялось в онлайн- формате по всем методикам одновременно, занимало не более 60 минут и было анонимным.

Проверка нормальности распределения анализируемых переменных осуществлялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Проверка факторной структуры - с помощью ЭФА (метод Главных компонент, вращение Варимакс). Для оценки внутренней согласованности шкал использовались коэффициенты альфа-Кронбаха. Интеркорреляции и корреляция шкал рассчитывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Двухфакторный дисперсионный анализ позволил получить оценку влияния сочетанного действия таких показателей, как супружеский стаж и опыт приемного родительства, на выраженность у информантов разных типов мотиваций.

Результаты и обсуждение

Проверка факторной структуры методики осуществлялась с помощью ЭФА (вращение Варимакс). Выделенные девять факторов объясняют 70,58% общей дисперсии: F1 - 18,55%, F2 - 9,34%, F3 - 7,73%, F4 - 7,22%, F5 - 6,25%, F6 - 6,22%, F7 - 5,77%, F8 - 5,66%, F9 - 3,84%. На основании этого были определены шкалы методики (табл. 1). Отталкиваясь от теоретических и практических соображений, была пересмотрена наполняемость шкал 3, 5 и 6. Так, пункт 12 «Мы всегда хотели иметь большую семью, но...» вошел одновременно в две шкалы: шкала 5 «Мотивация, направленная на самореализацию себя в детях»; шкала 6 «Мотивация, направленная на решение экзистенциальных проблем». Пункт 15 «У нас дружная семья, мы любим детей и...» пополнил две шкалы: шкала 3 «Мотивация Альтруизма»; шкала 5 «Мотивация, направленная на самореализацию себя в детях». Оба пункта имеют достаточно высокие факторные нагрузки на оба фактора и хорошо вписываются в содержание обеих шкал (табл. 1). Коэффициенты альфа Кронбаха для всех шкал опросника варьируют от 0,703 до 0,937, что говорит о хорошей внутренней согласованности. Структура каждой субшкалы представлена в табл. 1.

Таблица 1

Содержательное наполнение шкал методики мотивации приема ребенка-сироты в семью

Пункты и шкалы

Факторны е нагрузки

Шкала 1. Разрешение кризиса (семейного, личностного) - 9 пунктов, а=0,937

29

Мои отношения с ребенком (детьми) в последнее время что - то перестали складываться. Забота о приемном ребенке позволит ему (им) стать меньшим(-и) эгоистом (эгоистами), хоть немного повзрослеть

0,849

10

У меня довольно сложные отношения с мужем (женой). Приемный ребенок может вдохнуть в нашу жизнь новую любовь и надежду

0,846

35

Мне уже немало лет, но все еще живу с родителями. Я устал(-а) от их постоянного давления и критики. Приемный ребенок позволит мне создать собственную семью

0,830

28

Мне уже все постоянно говорят, что пора завести ребенка

0,830

34

Бывает, что я неважно себя чувствую. Приемный ребенок сможет помочь мне в такие моменты

0,752

18

У меня нет выбора. Я должен(а) это сделать

0,741

20

Нужна поддержка на старости лет

0,691

7

У нашего ребенка серьезное заболевание. Я очень беспокоюсь, что будет с ним, когда нас не станет. Я думаю, что приемный ребенок сможет потом позаботиться о нашем больном ребенке

0,658

11

У меня не получаются отношения с противоположным полом. Приемный ребенок станет моей семьей, и я не буду так одинок(-а)

0,440

Шкала 2. Замещение ребенка - 3 пункта, а=0,872

5

Нашего ребенка не стало. Но мы чувствуем большую потребность любить кого - нибудь и хотели бы помочь другому ребенку

0,760

9

Мы не можем иметь детей, а я не представляю себе жизнь без ребенка

0,709

6

Наш ребенок болен. Он не может делать то, что могут делать дети его возраста. Приемный ребенок мог бы стать его другом, партнером по общению

0,502

Шкала 3. Альтруизм - 5 пунктов, а=0,828

17

Любой ребенок независимо от его состояния здоровья, поведения, успехов в обучении для меня сам по себе большая ценность

0,519

21

Я хочу принять в семью сложного, много пережившего ребенка и сделать все необходимое, чтобы помочь ему

0,869

26

Я хочу принять в семью детей, от которых другие кандидаты отказываются. Хочу создать им все условия для полноценного развития

0,810

30

Я хочу принять в семью больного ребенка, инвалида. Столько сил и времени, которые я смогу ему отдать, он нигде не получит

0,305

15

У нас дружная семья, мы любим детей и сможем вырастить приемных детей

0,443

 
   

 

духовно и нравственно здоровыми

 

Шкала 4. Заполнение пустого гнезда - 3 пункта, а=0,838

8

Наш дом опустел после того, как дети стали жить отдельно. У нас есть условия и желание вырастить еще ребенка (детей)

0,616

33

Наш ребенок (дети) взрослеет(-ют). Не за горами день, когда он (они) может (могут) нас покинуть. Не представляю себе жизнь без детей

0,603

4

Сейчас, когда у меня (моего(-ей) супруга(-и)) появилось свободное время, его можно было бы разделить с приемным ребенком

0,385

Шкала 5. Самореализация себя в детях - 5 пунктов, а=0,842

23

Главное для меня - дети, я считаю, что только в них человек может реализоваться, передать свой опыт, умения

0,807

14

В семье должны быть дети. Иначе что это за семья?

0,675

12

Мы всегда хотели иметь большую семью, но, к сожалению, не получилось. Приемные дети помогут нам стать такой семьей

0,355

31

Мне так хочется быть кому-нибудь нужной(-ым), отдать свою любовь и тепло

0,300

15

У нас дружная семья, мы любим детей и сможем вырастить приемных детей духовно и нравственно здоровыми

0,302

Шкала 6. Удовлетворение экзистенциальных потребностей - 4 пункта, а=0,823

19

Я тоже могу стать матерью (отцом), пусть и приемного ребенка

0,759

25

С ребенком жизнь моя приобретет новый смысл

0,733

22

Семья с ребенком вызывает уважение у окружающих

0,443

12

Мы всегда хотели иметь большую семью, но, к сожалению, не получилось. Приемные дети помогут нам стать такой семьей

0,405

Шкала 7. Удовлетворение материальных потребностей - 3 пункта, а=0,777

27

Надеюсь, что государство поможет обеспечить необходимые условия для содержания и воспитания детей

0,560

13

Мы считаем, что стать замещающей семьей - хороший способ как помочь обездоленным детям, так и обеспечить семью

0,431

32

У нас большое крепкое хозяйство. Приемные дети научатся работать, смогут потом себя обеспечить

0,302

Шкала 8. Решение демографических проблем - 3 пункта, а=0,847

3

Я бы хотел(а), чтобы у моего ребенка появился(ась) сестричка (братик) его возраста, чтобы они могли вместе играть

0,518

16

Мы никак не можем родить ребенка нужного нам пола

0,440

24

Я хочу усыновить мальчика, чтобы было кому продолжить нашу фамилию

0,373

Шкала 9. Религиозная мотивация - 2 пункта, а=0,703

2

Я дал(а) обет Богу, что воспитаю сироту

0,640

1

Я хочу принять ребенка в семью, так как это долг каждого человека, следующего Божьей воле

0,317


 

Критерий Колмогорова-Смирнова (табл. 2) показал отличные от нормального распределения по шкалам 1, 3, 6, 8 и 9. Однако средние значения по данным шкалам, кроме шкалы 1, практически не отличаются от медиан, что говорит о симметричности распределений (распределения всех шкал слабо отличаются от нормального, за исключением шкалы 1).

Таблица 2

Описательная статистика по шкалам методики мотивации приема ребенка-сироты в семью

Шкалы

Типы мотивации

MfcSD

Ш

Асимметрия

Эксцесс

Значение ± стандартная ошибка

Шкала L «Разрешение кризиса [семейного, личностного)»

12.9*6,3

11,0

3,5*0,21

14,4*0,43

Шкала 2- «Замещение ребенка»

7,9*3.3

8.0

0.07*0,21

-0,82*0.43

Шкала 3. «Альтруизм»

18,5*3,6

19.0

-0.67*0,21

■0,41*0,43

Шкала 4. «Заполнение пустого гнезда»

9,9*3.3

10,0

-0,25*0,21

■0.66*0.43

Шкаля 5. «Самореализация себя в детях»

18,2*4.5

18.5

-0,49*0,21

-0.40*0,43

Шкала б, «Решение экзистенциальных проблем

12,6*3.8

13.0

-0.36*0.21

■0,66*0,43

Шкала 7. «Решение материальных проблем»

7,6*2,9

7,0

0,21*0,21

-0,48*0,43

Шкала 8. «Решение демографических проблем.

6,2*3,0

6,0

1.15*0.21

1.28*0.43

Шкала 9. Религиозный тип мотивации

3,7*1,9

3.0

0.98*0.21

0,19*0.43

Интеркорреляции шкал рассчитывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена (табл. 3). Шкалы 1, 2, 5, 8 имеют наибольшее число положительных связей с другими шкалами. Шкала 1 «Тип мотивации, направленный на разрешение кризиса (семейного, личностного)» имеет положительные связи с 8-ю шкалами из 9 (исключение - шкала 3). Шкала 8 «Тип мотивации, направленный на решение демографических проблем» - со шкалами 1, 2, 4, 5, 6, 7. Шкала 5 «Тип мотивации, направленный на самореализацию себя в детях» - со шкалами 4, 6, 7 и 8. Шкала 2 «Тип мотивации, направленный на замещение ребенка» - со шкалами 3, 4, 5, 6, и 8.

Фактически все шкалы методики имеют положительную связь с другими шкалами, что свидетельствует о его надежности и внутренней валидности.

Таблица 3

Взаимосвязи между шкалами методики мотивации приема ребенка-сироты в семью

 

Шкалы

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

0,42**

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

0,25**

 

 

 

 

 

 

 

4

0,28**

0,57**

0,33**

 

 

 

 

 

 

5

0,31**

0,40**

0,50**

0,50**

 

 

 

 

 

6

0,44**

0,37**

 

0,41*

0,52**

 

 

 

 

7

0,43**

 

 

0.33**

0,27**

0,38**

 

 

 

8

0,68**

0,429**

 

0,45**

0,33**

0,37**

0.27**

 

 

9

0,33**

 

 

 

 

0,37**

0,40**

0,30**

 


Примечание: статистически значимые коэффициенты корреляции при ** р<0,001; * р<0,05.

 

Анализ связей шкал мотивации приема с личностными характеристиками позволил выделить ряд положительных связей шкалы 3 и шкалы 5 со шкалами опросников «Жизнеспособность семьи» и «Эмоциональный интеллект». Приемные матери с доминирующей мотивацией альтруизма способны к позитивному прогнозированию в решении семейных проблем, принятию негативных ситуаций, а также гибкому поведению в них. Им свойственна развитость всех характеристик эмоционального интеллекта, а также сознательность.

У приемных родителей с мотивацией «самореализация себя в детях» хорошо развиты все без исключения характеристики жизнеспособности семьи и отдельные показатели эмоционального интеллекта (межличностный эмоциональный интеллект).

Шкала 4 коррелирует со всеми характеристиками жизнеспособности семьи и сознательностью, а шкала 8 усиливает все параметры жизнеспособности семьи, кроме «принятия и гибкости». Данная шкала также взаимосвязана с уступчивостью - способностью выстраивать доброжелательные, гармоничные отношения с окружающими и сознательностью приемных матерей.

Шкала 7 положительно связана с макиавеллизмом, нарциссизмом и психопатией. Приемные родители, у которых доминирует мотивация, направленная исключительно на решение материальных проблем, отличаются манипулятивностью, стремлением быть в центре внимания, сниженной эмоциональной чувствительностью, что подтверждается отсутствием корреляций с жизнеспособностью семьи, эмоциональным интеллектом и характеристиками большой пятерки. По другим типам мотивации получены единичные связи (табл. 4).

Таблица 4

Корреляции шкал методики «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» с другими личностными и семейными конструктами

 

 

Шкалы опросника Мотивации

1

2

3

4

5

б

7

8

9

 

Шкала Жизнеспособности семьи

Семейная коммуникация        и

связность

 

 

 

0,243**

0,406**

 

 

0,288**

 

Позитивный прогноз и решение проблем Принятие и

гибкость

 

 

0,219*

0,198*

0,215*

0,268**

0,330**

0,434**

0,184*

 

0,259**

 

Жизнеспособность семьи

 

 

 

0,206*

0,372**

 

 

0,236**

 

 

Икала Эмоционального интеллекта ЭмиН

Понимание чужих эмоций

 

 

0,259**

 

0,248**

 

 

 

 

Понимание своих эмоций

 

 

0,326**

 

 

 

 

 

 

Межличностный ЭИ

 

 

0,211*

 

0,239**

 

 

 

 

Внутр иличностный ЭИ

 

 

0,236**

 

 

 

 

 

 

Понимание эмоций

 

 

0,244**

 

0 227**

 

 

 

 

Общин уровень ЭИ

 

 

0,254**

 

0,189*

 

 

 

 

Темная триада

Шкала

макиав еллизма

 

 

0,230**

 

0,277**

 

0,218*

 

 

Шкала нарциссизма

 

0,365**

 

 

 

 

0,322**

 

 

Шкала психопатии

 

0,393**

 

 

 

 

0,199*

 

 

Большая пятерка

Уступчивость

0,377**

 

 

 

 

 

 

0,513**

 

Сознательность

0,186*

 

0,230**

0,239**

 

 

 

0,204*

 

Эмоциональная стабильность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытость опыту

 

 

 

 

 

 

 

0,183*

0,208*

Примечание: статистически значимые коэффициенты корреляции при ** р<0,001; * р<0,05.

 

Полученные связи и их отсутствие можно объяснить разнообразием мотивации приема ребенка в семью. И чем разнообразнее мотивы у кандидатов в замещающие родители, тем больше у них ресурсов для преодоления сложностей воспитания приемного ребенка. А мотивы, не способствующие успеху, при сочетании с более конструктивными мотивами могут быть нейтрализованы [ 11] в рамках подготовки к приему. Рассмотрим выраженность мотивации в нашей выборке (см. рисунок).

 

В выборке успешных приемных матерей наблюдается доминирование таких типов мотивации, как «альтруизм» (шкала 3); «самореализации себя в детях» (шкала 5); «заполнение пустого гнезда» (шкала 4). Далее в порядке убывания: «решение экзистенциальных проблем» (шкала 6); «замещение ребенка» (шкала 2); «решение материальных проблем» (шкала 7); «решение демографических проблем» (шкала 8); «религиозная мотивация» (шкала 9) и на последнем месте - «Мотивация, направленная на разрешение кризиса (семейного, личностного)» (шкала 1). Тот факт, что тип мотивации «решение демографических проблем» (шкала 8) занял 7 место, отражает специфику мотивации именно успешных приемных матерей, а у усыновителей он нередко является ведущим. Типы мотиваций, занявшие первые три места, можно отнести к наиболее адекватным задачам воспитания приемного ребенка.

Для дальнейшего анализа был использован двухфакторный дисперсионный анализ. В качестве факторов выступили: супружеский статус и стаж приемного родительства. Результаты анализа и описательная статистика представлены в табл. 5.

Таблица 5

Выраженность мотивации в зависимости от стажа приемного родительства и
супружеского статуса

Типы мотивации

M±SD для

приемно!

женщин в зависимости от стажа

■о родительства и супружеского статуса

Статистические эффекты df = 5

Группа(пс

стажу приемного родительства)

Стаж приемно го родитель ства

Супруже скип статус

Стаж* Супруж ескнн сталу с

Супружеский статус 1 - нестабильный: 2 - стабильный

До 5 лет (N=26)

От 6 до 10 лет (Ы=57)

От 11 лет (N=45)

Шкала 1. Мотивация, направленная на разрешение кризиса (семейного, личностного)

1 N=38

1б,5±5,0

16,8412,5

14,146,0

F=0,203

р=0,816

F=9,86 р =0,002

F=l,078

р=0,343

2N=90

11,4±2,8

11,645,6

12,643,8

Шкала 2. Мотивация замещения ребенка

1 N=38

9,2±0,9

8,344,0

9,342,2

F=0,377

р=0,686

F=6,854 р=0,01

F=l,349 р=0,263

2N=90

6,1±3,7

7,943.0

7,643,7

Шкала 3. Мотивация альтруизма

1 N=38

17,0±1,5

16,446,5

18,041,9

F=0,792

р=0,455

F=5,028 р =0,027

F=0,329

р=0,720

2N=90

18,3±3,5

19,043,6

19,444,1

Шкала 4. Мотивация, направленная на заполнение пустого гнезда

Шкала 5. Мотивация самореализации себя в детях

1 N=38

12,5±1.6

8,144,0

9,043,1

ч ч  ч ч

II II     1     II

о    I-1       о   ч

К) Н-* н-*

-1         О    4-     

LZ»       Uj       OS LA

F=0,001 р=0,973

F=0,148 р=0,701

F=5,420 р=0,006

F=3,777 р=0,026

2N=90

1 N=38

9,2±4,1

21,0±2,6

10,343,0

16,145,2

10242,8

18342,7

2N=90

17,045,9

18,544,0

18,844,9

Шкала 6. Мотивация решения экзнстенцналь ны х проблем

1 N=38

15,042,3

11,344,9

14,941.6

F=3,507

р=0,033

F=3,930 р=0,05

О, ITJ

О ед о" II II 1 ! РЧ

2N=90

12,143,9

12,143,4

12,544,3

Шкала 7. Мотивация         1 N=38

решения материальных проблем                                               ~ N-90

8,041,3

8,243,4

7,144,2

6,842,6

9,641,1

7,442,8

F=3,447

р=0,035

ч ч

Sr

I— 00

Ос О ы о

F=l,931 р=0,149

Шкала 8. Мотивация решения демографических проблем

1 N=38

7,841,6

6,643,9

5,642,3

F=0,277

р=0,758

F=l,915

р=0,169

F=2,933

р=0,057

2N=90

4,741,9

6,543,7

6,442,2

Шкала 9. Религиозная мотивация

1 N=38

4,542,7

4,042,9

3,641,5

F=l,044

р=О,355

F=l,124

р=0,291

F=3,091 р =0,049

2N=90

3,441,9

3,041,6

4,541,8

Анализ показал, что от стажа приемного родительства зависят типы мотивации, направленные на удовлетворение материальных и экзистенциальных потребностей приемных родителей. От супружеского статуса - такие типы мотивации, как «разрешение кризиса (семейного, личностного)», «замещение ребенка» и «альтруизм». Приемными матерями с нестабильным супружеским статусом движет «мотивация, направленная на разрешение кризиса (семейного, личностного)», а женщинами со стабильным супружеским статусом - «альтруизм». От супружеского статуса и от стажа приемного родительства одновременно зависят такие типы мотивации:   «заполнение пустого гнезда»; «самореализация себя в детях»; «удовлетворение демографических потребностей» и «религиозная мотивация».

Заключение

Проведенный факторный анализ позволил уточнить структуру и содержание типов мотивации приема ребенка-сироты в замещающую семью. Результаты показали, что методика является валидным и надежным инструментом для выявления мотивации замещающих родителей. Показано влияние стажа приемного родительства и супружеского статуса на выраженность разных типов мотивации.

Выявлены типы мотивации («разрешение семейного и личностного кризиса»; «замещение ребенка»; «самореализация себя в детях»; «демографические проблемы»), имеющие значительное число связей как между собой, так и с другими типами мотивации. Также выделены типы мотивации приемных родителей, наиболее адекватные задачам воспитания детей-сирот в семье: «альтруизм»; «самореализация себя в детях»; «заполнение пустого гнезда». Выделены типы мотивации, усиливающие жизнеспособность семьи («заполнение пустого гнезда», «решение демографических проблем», «альтруизм», самореализация себя в детях»), а также усиливающие показатели эмоционального интеллекта («альтруизм», «самореализация себя в детях»). Тип мотивации, направленный на решение материальных проблем, имеет положительную связь со всеми показателями «темной триады», что требует дополнительных исследований в данном направлении.

Ограничениями данного исследования являются недостаточный объем выборки приемных матерей и отсутствие в выборке приемных отцов. Данные ограничения одновременно становятся перспективами дальнейших исследований, которые позволят расширить и уточнить специфику мотивации приема ребенка-сироты в семьи.

Доказанные валидность и надежность методики позволяют использовать ее в дальнейшем для выявления мотивации воспитания ребенка-сироты в семье как у потенциальных, так и реальных замещающих родителей. Это даст возможность сделать правильный прогноз ресурсности кандидата в замещающие родители, актуализировать и мобилизовать типы мотивации, наиболее адекватные задачам воспитания ребенка-сироты, нейтрализовать или откорректировать недостаточно адекватные.

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003- 3106-4616, e-mail: mari505@mail.ru

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Колесникова Ульяна Владимировна, научный сотрудник Центра прикладных психолого­педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого­педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621, e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

 

Литература

  1. Асламазова Л.А. Ценностно-мотивационные характеристики замещающих родителей, принявших на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Том 6. № 3А. С. 101–111.
  2. Гусарова Е.С., Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Шкала оценки жизнеспособности семьи: адаптация на российской выборке [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2021. Том 14. № 77. C. 4. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n77/1872-gusarova77.html (дата обращения: 19.10.2021).
  3. Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том 8. № 43. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.10.2021).
  4. Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С. Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей. Тренинг подготовки замещающих семей. М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. 464 с.
  5. Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С. Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. C. 46–53.
  6. Князев Г.Г., Митрофанова Л.Г., Бочаров А.В. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов Большой пятерки» // Психологический журнал. 2010. Том 31. № 5. С. 100–110.
  7. Котова Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2011. 27 с.
  8. Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Замещающий родитель от кандидата к профессионалу. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 103 с.
  9. Макеева Н.Ю., Антоновский А.В. Исследование системы жизненных смыслов и мотивации приема ребенка в семью у кандидатов в замещающие родители // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2019. Том 3. № 48. С. 93–99.
  10. Ослон В.Н. Опросник по мотивации приема [Электронный ресурс] // Школа приемных родителей ГБОУ «Краевой психологический центр». Ставрополь. 2021. URL: http://www.psycentre26.ru/docs/SchoolAP/OprosnikNaMotivaciuOslon.pdf (дата обращения: 19.10.2021).
  11. Паламарчук Е.М. Мотивация принятия ребенка в семью как фактор успешности замещающего родительства // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2016. № 2(12). С. 31–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-prinyatiya-rebenka-v-semyu-kak-faktor-uspeshnosti-zameschayuschego-roditelstva (дата обращения: 25.08.2021).
  12. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 1. С. 132–137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-prinyatiya-priemnogo-rebenka-v-zameschayuschuyu-semyu (дата обращения: 27.08.2021).
  13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие, издание 2-е, дополненное и переработанное. М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии. 2018. 720 с.
  14. Швецова М.Н. Родительская мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью // Казанская наука. 2013. № 7. С. 274–278.
  15. Barnett M.A., Sinisi K.S. The Initial Validation of a Liking of Children Scale [Electronic resource] // Journal of Personality Assessment. 1990. № 55(1-2). P. 161–167. DOI:10.1080/00223891.1990.9674055
  16. Buchbinder E., Yagen H. Hosting Families of Children Living in Residential Care // Residential Treatment for Children & Youth. 2021. DOI:10.1080/0886571X.2021.1936343
  17. Cole S.A. Foster Caregiver Motivationand Infant Attachment: How do Reasons for Fostering Affect Relationships? // Child and Adolescent Social Work Journal. 2005. Vol. 22. № 5–6. P. 441–458. DOI:10.1007/S10560-005-0021-X
  18. Gibbons J.L., Brown C.M. Modeling Adoption Attitudes: Recalled Maternal Warmth, Affection for Children, and Parenting Motivation // Adoption Quarterly. 2012. Vol. 15. № 2. P. 140–156. DOI:10.1080/10926755.2012.681597
  19. Gibbons J.L., Rufener C.A., Wilson S.L. Sex differences in adoption attitudes // Quarterly Adoption. 2006. Vol. 9. № 2-3. P. 105–119. DOI:10.1300/J145v09n02_0631
  20. Helder E.J., Gunnoe M.L., Timmermans H. Religious Motivation for Adoption as a Predictor of Foster Family Structure, Parent Discipline, and Outcomes // Adoption Quarterly. 2020. Vol. 23. № 3. P. 163–186. DOI:10.1080/10926755.2020.1790451
  21. Hoksbergen R.A.C. Changes in Motivation for Adoption, Value Orientations and Behavior in Three Generations of Adoptive Parents // Adoption Quarterly. 2008. Vol. 2. № 2. P. 37–55. DOI:10.1300/J145v02n02_03
  22. Holen F.V., Geys L., West D., Gypen L., Vanderfaeillie J. Characteristics of successful foster families according to Flemish foster care workers // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 107. DOI:10.1016/j.childyouth.2019.104519
  23. Kirk H.D. Shared fate. A theory of adoption and mental health. New York: Free Press, 1964. P. 192.
  24. Lambert M.C., Trout A.L., Huscroft-D'Angelo J., Hurley K.D. Psychometrics of family empowerment scale scores for caregivers of youth transitions from therapeutic residential care // Journal of Public Child Welfare. 2021. Vol. 15. № 4. P. 433–448. DOI:10.1080/15548732.2020.1746478
  25. Malm K., Welty K. Exploring Motivations to Adopt // Adoption Quarterly. 2010. Vol. 13. № 3–4. P. 185–208. DOI:10.1080/10926755.2010.524872
  26. Randle M. Through the Eyes of Former Foster Children: Success in Placement and Characteristics of Good Foster Care // Social Work in Action. 2013. Vol. 25. № 1. P. 3–19. DOI:10.1080/09503153.2013.775236
  27. Rohner R.P., Sumbleen A. The Parental Acceptance-Rejection Questionnaire (PARQ) // Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Chapter: Encyclopedia of Personality and Individual Differences / Editors: V. Zeigler-Hill, T. Shackelford. New York: Publisher Springer, 2016. P. 1–3. DOI:10.1007/978-3-319-28099-8_56
  28. Wang J., Natsuaki M.N., Neiderhiser J.M., Shaw D.S., Ganiban J.M., Reiss D., Leve L.D. Fertility Problems and Parenting Daily Hassles in Childhood: A 7-Year Longitudinal Study of Adoptive Parents // Adoption Quarterly. 2021. Vol. 24. № 3. P. 177–206. DOI:10.1080/10926755.2020.1837315

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-4616, e-mail: mari505@mail.ru

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Колесникова Ульяна Владимировна, научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет, (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621, e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 987
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1832
В прошлом месяце: 74
В текущем месяце: 53