Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10504Новости 2001Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние эпизодических посещений ботанического сада на развитие личностных установок по отношению к природе у младших школьников русской Арктики 27

|

Митина Е.Г.
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО МАГУ), Мурманск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2640-5092
e-mail: elena_mitina08@mail.ru

Ищенко А.В.
младший научный сотрудник лаборатории медицинских и биологических технологий, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ФИЦ КНЦ РАН), Апатиты, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3087-9960
e-mail: anestezia_zhirova@mail.ru

Советова М.П.
младший научный сотрудник, ФГБУН «Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук» (ФГБУН ПАБСИ КНЦ РАН), Кировск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7232-4579
e-mail: sovetovamp@yandex.ru

Аннотация

Изучение возможностей влияния на отношение к природе в выборке младших школьников, проживающих на территории русской Арктики, актуально в силу противоречий между широкими прикладными возможностями и социальной значимостью данной проблемы в поле российской действительности и малым количеством отечественных исследователей, заинтересованных в ее развитии. Гипотеза исследования: посещения ботанических садов могут оказывать значимое влияние на развитие личностных установок по отношению к природе у младших школьников русской Арктики. Цель исследования: определение специфических особенностей в отношении к природе и оценка влияния эпизодических посещений ботанического сада на их развитие в группе младших школьников, проживающих в арктических регионах. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 2-4 классов общеобразовательных школ Мурманской области. Исследование проводилось по методике С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина «ЭЗОП» на базе Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН. В результате проделанной работы установлено, что младшие школьники, проживающие на территории русской Арктики, как и их сверстники из других регионов, наиболее часто воспринимают природу как объект красоты. Специфическая особенность рассматриваемой категории заключается в снижении когнитивной установки в восприятии природной среды. Положительный эффект от эпизодических посещений ботанических садов с включением школьников в специально организованную познавательную деятельность можно оценить как значимый только для прагматической установки в отношении природы.

Ключевые слова: дети Арктики, отношение к природе, ботанический сад, личность ребенка, младшие школьники

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140108

Получена: 02.08.2021

Принята в печать: 10.03.2022

Ссылка для цитирования

Подкаст
Литература
  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М.: ЦКФЛ РАО, 1995. 147 с.
  2. Камнев А.Н., Михайлова Т.А. Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. C. 57–71. DOI:10.17759/psyedu.2021130104 (дата обращения: 16.08.2021).
  3. Мухортова Е.А. Отношение к природе у школьников и студентов – жителей мегаполиса [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 83–97. DOI:10.17759/psyedu.2021130306 (дата обращения: 22.11.2021).
  4. Полетаева О.В. Профессиональное долголетие и психологическое здоровье в условиях Арктики // Вестник Курганского государственного университета. 2017. № 1(44). С. 118–122.
  5. Советова М.П. Интегративные образовательные программы для обучающихся начальных классов в ботаническом саду // Сборник статей Международной научно-практической конференции, 19-21 ноября 2019 г. СПб.: «Свое издательство», 2019. С. 167–170.
  6. Armstrong E.L. et. al. Cognitive abilities amongst the Sámi population // Intelligence. 2014. № 46. P. 35–39. DOI:10.1016/j.intell.2014.03.009
  7. Caciuc V.-T. Reflections on the Ways to Build up Responsibility towards Nature in Primary School // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 149. P. 136–141. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.08.177
  8. Collado S., Evans G.W. Outcome expectancy: A key factor to understanding childhood exposure to nature and children's pro-environmental behavior // Journal of Environmental Psychology. 2019. № 61. P. 30–36. DOI:10.1016/j.jenvp.2018.12.001
  9. Cook N., Heyes A. Brain freeze: outdoor cold and indoor cognitive performance // Journal of Environmental Economics and Management. 2020. № 101. P. 102318. DOI:10.1016/j.jeem.2020.102318
  10. Ebersbach M. et. al. Factors that affect primary school children’s sustainable behavior in a resource dilemma // Journal of Experimental Child Psychology. 2019. № 184. P. 18–33. DOI:10.1016/j.jecp.2019.03.007
  11. Evans H.J. Sustainability in out-of-school science education: identifying the unique potentials [Электронный ресурс] // Environmental Education Research. 2021. DOI:10.1080/13504622.2021.1893662 (дата обращения: 16.08.2021).
  12. Hughes J. et al. Age and connection to nature: when is engagement critical? // Frontiers in Ecology and the Environment. 2019. № 17(5). P. 265–269. DOI:10.1002/fee.2035
  13. Kaganovich N., Ancel E. Different neural processes underlie visual speech perception in school-age children and adults: An event-related potentials study // Journal of Experimental Child Psychology. 2019. № 184. P. 98–122. DOI:10.1016/j.jecp.2019.03.009
  14. Manrique D.R. et. al. Arctic: Traditional Knowledge, Livelihoods and Community Engagement. Setting the Scene [Электронный ресурс]. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. 70 p. DOI:10.2760/61611 (дата обращения: 16.08.2021).
  15. Nartova-Bochaver S., Muhortova E. If people are attached to plants, do they love other people? Case of the Russian youth [Электронный ресурс] // Behavioral Sciences. 2020. Vol. 10(2). DOI:10.3390/bs10020040 (дата обращения: 26.11.2021).
  16. Ngo K.M. et. al. The influence of childhood nature experience on attitudes and tolerance towards problem-causing animals in Singapore // Urban Forestry & Urban Greening. 2019. № 41. P. 150–157. DOI:10.1016/j.ufug.2019.04.003
  17. Otto S. et. al. The development of children’s environmental attitude and behavior // Global Environmental Change. 2019. № 58. Р. 10194. DOI:10.1016/j.gloenvcha.2019.101947
  18. Simsar A. et. al. The ecocentric and anthropocentric attitudes towards different environmental phenomena: A sample of Syrian refugee children [Электронный ресурс] // Studies in Educational Evaluation. 2021. № 70. P. 101005. DOI:10.1016/j.stueduc.2021.101005 (дата обращения: 16.08.2021).
  19. Timlin U. et. al. Living conditions and mental wellness in a changing climate and environment: focus on community voices and perceived environmental and adaptation factors in Greenland [Электронный ресурс] // Heliyon. 2021. № 7(4). P. E06862. DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e06862 (дата обращения: 16.08.2021).
  20. Trombley J. et. al. Climate Change and Mental Health // The American Journal of Nursing. 2017. № 117(4). P. 44–52. DOI:10.1097/01.NAJ.0000515232.51795.fa
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика