Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10647Новости 2026Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации 41

|

Рябцев В.К.
кандидат психологических наук, Ведущий научный сотрудник,, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0036-6622
e-mail: publications@institutdetstva.ru

Слободчиков В.И.
доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, Москва, Россия
e-mail: dir-irdorao@yandex.ru

Аннотация

Реализация программ воспитания, нацеленных на формирование ценностно-смысловых ориентаций детей – актуальная задача современного образования, для решения которой необходима разработка моделирующих представлений о педагогических условиях и механизмах формирования ценностно-смысловых ориентаций в образовательной организации. Сформулированы теоретические положения и методологические принципы антропологии образования, которые позволили рассмотреть образовательную организацию как целостную гуманитарно-органическую систему, обеспечивающую возрастные условия для формирования ценностно-смысловых ориентаций детей на разных уровнях образования. Рассмотрены условия и механизмы их формирования. Выдвинута гипотеза о том, что формирование ценностно-смысловых ориентаций должно рассматриваться в контексте развития личностной и субъектной позиции, интеграция которых обеспечивает возможность самоопределения растущего человека. Разработан комплекс общесистемных, внутрисистемных и межсистемных условий их формирования в образовательных организациях. Представлены различия в их характеристиках. Рассмотрены основные механизмы и связанные с ними процессы формирования ценностно-смысловых ориентаций. Сделан вывод о том, что проведенное теоретико-методологическое обоснование является основанием для проектирования новых технологий воспитательной работы в современных социокультурных условиях.

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, образовательная организация , общность, субъектная позиция, самоопределение

Рубрика: Методология и технология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140307

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Формирование ценностных ориентаций детей посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях» № 122041800028-8. Номер для публикаций IMLY-2023-0001.

Благодарности. Авторы выражают благодарность за помощь в обсуждении материалов статьи заместителю директора по научной работе ФГБНУ «ИИДСВ РАО» О.А. Шестаковой.

Получена: 05.09.2022

Принята в печать: 26.09.2022

Ссылка для цитирования

Подкаст
Литература
  1. Алексеев Н.Г. Стратегические разработки по использованию ОДИ в системе педагогического образования // Кентавр. 1992. № 3. С. 34–45.
  2. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи: Коллективная монография / Зверев С.М. [и др.]. М.: Изд-во ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. 488 с.
  3. Белкина В.В. Образовательное событие как средство воспитания демократической культуры подростков [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2020. № 4(147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-sobytie-kak-sredstvo-vospitaniya-demokraticheskoy-kultury-podrostkov (дата обращения: 07.09.2022).
  4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-issledovanie-osobennostey-razvitiya-sistemy-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov (дата обращения: 07.09.2022).
  5. Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 57–67.
  6. Гусова А.Д., Дубова Е.В., Ряшина В.В. Изучение и профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у современных подростков в ходе разработки культурно-образовательных проектов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. № 3. С. 75–81.
  7. Доржиева Л.Б., Намсараев С.Д. Информационно-коммуникативные технологии как ресурс формирования ценностных ориентаций современных детей и подростков [Электронный ресурс] // Наука и школа. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikativnye-tehnologii-kak-resurs-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-sovremennyh-detey-i-podrostkov (дата обращения: 07.09.2022).
  8. Зверев С.М., Рябцев В.К., Ряшина В.В. Рефлексивное сознание педагога как способ управления профессиональной деятельностью // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2020. № 4. С. 37–43.
  9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 230 с.
  10. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Изд-во «Белый город, Даръ», 2019. С. 123–134.
  11. Малякова Н.С. Ценностно-смысловые основы антропологической практики [Электронный ресурс] // Человек и образование. 2018. № 1(54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-osnovy-antropologicheskoy-praktiki (дата обращения: 07.09.2022).
  12. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. 520 с.
  13. Остапенко А.А. Педагогика на распутье между вечностью, временностью и безвременьем: от оценки успеваемости к оценке совершенства // Воспитание школьников. 2020. № 5. С. 73–79.
  14. Остапенко А.А., Слободчиков В.И. Глобальные практики человекообразования: мировоззренческий формат, методологические основания, типы общественных укладов. Человек между восхождением и нисхождением. Опыт научной дискуссии / Научн. ред. и сост. В.И. Слободчиков и А.А. Остапенко. М.: Изд-во «Народное образование», 2021. С. 8–38.
  15. Платон. Диалоги. (Серия «Философское наследие». Том 98). М.: Изд-во «Мысль», 1986. 605 с.
  16. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: Изд-во МГППУ, 2002. 272 с.
  17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с.
  18. Слободчиков В.И. [и др.] Системный кризис Отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления. Аналитический доклад / Под научной редакцией Слободчикова В.И. М.: Изд-во РИСИ, 2016. 142 с.
  19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. 384 с.
  20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2000. 416 с.
  21. Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Рыбаков С.Ю. Базовые смыслы национальной доктрины образования Российской Федерации // Непрерывное образование. 2019. № 2(28). С. 6–9.
  22. Слободчиков В.И., Леонтович А.В. Антропологический подход к диагностике образовательных результатов в системе научно-практического образования // Педагогическое образование и наука. 2020. № 5. С. 107–117.
  23. Федосеева Т.Е., Сулимова И.Д., Терехина А.Е. Проблема развития смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс]. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-smyslozhiznennyh-orientatsiy-v-starshem-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 07.09.2022).
  24. Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 180–199.
  25. Шувалов А.В. Антропологические аспекты психологии здоровья // Национальный психологический журнал. 2015. № 4(20). С. 23–36.
  26. 26. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Изд-во Шк. Культ. Полит., 1995. 800 с.
  27. Forkosh Baruch A., Erstad O. Upbringing in a Digital World: Opportunities and Possibilities // Technology, Knowledge And Learning. 2018. Vol. 23. P. 377–390. DOI:10.1007/s10758-018-9386-8/
  28. Kuron L.K.J., Lyons S.T., Schweitzer L. and Ng E.S.W. Millennials’ work values: differences across the school to work transition // Personnel Review. 2015. Vol. 44. № 6. Р. 991–1009. DOI:10.1108/PR-01-2014-0024
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика