К вопросу о педагогическом авторитете

1565

Аннотация

В статье анализируется вклад выдающегося отечественного психолога М.Ю. Кондратьева в изучение педагогического авторитета. На материале анкетного опроса 3 056 учащихся пятых—девятых классов московских школ представлен анализ мнений подростков об их отношении к учителю как референтному взрослому: оценка его значимости как образца для подражания, характеристика его социального статуса относительно полезности получаемой подростком информации. Характеризуются особенности межличностных отношений в рамках взаимодействия учителя с учеником: реакции подростков на замечания и оценка значимости различных причин, обусловливающих возникновение конфликтов с учителем. Рассматривается отношение учащихся к педагогу в учебном процессе: самочувствие учащихся на уроке (авторитарный/демократический стиль поведения учителя); доверие к нему как к эксперту по поводу оценки своей успешности в учебной деятельности; влияние учителя на интерес учащихся к учебному предмету. Полученные в ходе опроса материалы рассматриваются относительно влияния демографических и социально-стратификационных факторов. Специальное внимание уделяется влиянию академической успешности и статуса подростка в школьном коллективе на его отношение к учителю как авторитетному взрослому.

Общая информация

Ключевые слова: академическая успешность, учащиеся основной школы, педагог как референтный взрослый, авторитет учителя, причины конфликтов подростка с учителем, социальный статус ученика среди одноклассников, уровень обеспеченности семьи подростка

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070107

Для цитаты: Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о педагогическом авторитете // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 88–107. DOI: 10.17759/sps.2016070107

Фрагмент статьи

Среди  многочисленных  работ М.Ю. Кондратьева одно из центральных мест занимают исследования, посвященные изучению педагогического авторитета [1; 2; 3; 4]. Возможно, его интерес к этой проблеме был связан с собственными жизненными обстоятельствами, когда в семнадцатилетнем возрасте он попал тюрьму, а затем в колонию для несовершеннолетних правонарушителей за уличную драку. Понятно, что после колонии жизнь Кондратьева могла сложиться совершенно иначе, если бы не встреча с авторитетными взрослыми, сыгравшими важную роль в становлении и развитии замечательного отечественного психолога. То, что тематика педагогического авторитета была для него личностно значимой, проявляется в частности, в тонком понимании различных граней этого социально-психологического феномена.

Литература

  1. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета // Подписная научно-популярная се- рия «Педагогика и психология». № 4. М.: Знание, 1988. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер.).
  2. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учите- ля // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 99—103.
  3. Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О. Социально-психологическая специфика авто- ритета педагога в глазах разностатусных и разновозрастных воспитанников закры- тых образовательных учреждений для реальных и «социальных» сирот // Социаль- ная психология и общество. 2012. № 3. С. 48—57.
  4. Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотноше- ний подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 143—153.
  5. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.: Министерство образования РФ, 1992. 159 с.
  6. Собкин В.С., Писарский П.С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х. Кросскультурное сопоставление (Москва—Амстердам) // Ценностно-норма- тивные ориентации современного старшеклассника. Труды по социологии образо- вания. Т. 1. Вып. 2. М., 1993. С. 6—63.
  7. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 320 с.
  8. Собкин В., Равлюк С. Учитель: десять лет спустя // Первое сентября. 2001. № 62 (1044).
  9. Собкин В.С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIII. М: Центр социологии образования РАО, 2003. С. 193—207.
  10. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 c.
  11. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Социология школьной отметки // Труды по со- циологии образования. Т. ХV. Вып. ХХVI. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 46—75.
  12. Собкин В.С., Иванов И.Д., Калашникова Е.А. Учитель глазами современного под- ростка // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 179—191.
  13. Калашникова Е.А. Социально-психологические особенности отношения уча-
  14. щихся основной школы к учебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2015.
  15. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Жуков И. Д., Янбекова Д.В. Мотивационно-целевые аспекты деятельности учителя // Педагогика. 2014. № 9. С. 69—80.
  16. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологи- ческому портрету. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015. 60 с.
  17. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Какие перемены нужны современному образованию. О профессиональном самочувствии школьного учителя // Учительская газета. 2015. № 16. С. 8—9.
  18. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Курнешова Л.Е. Социально-ролевые отношения «учитель—ученик» // Педагогика. 2015. № 8. С. 22—31.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Калашникова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»), ведущий научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт РАО» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4429-623X, e-mail: 5405956@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2589
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1565
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10