Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10506Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Социальная психология и общество - №2 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q3
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности психологического благополучия русских и армянских студентов 69

Самохвалова А.Г.
доктор психологических наук, директор Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4401-053X
e-mail: samohvalova@kmtn.ru

Тихомирова Е.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Костромской государственный университет (ФГБОУ ВО «КГУ»), Кострома, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3844-4622
e-mail: tichomirowa82@mail.ru

Вишневская О.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет (ФГБОУ ВО «КГУ»), Кострома, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1591-0077
e-mail: o_vishnevskaya@ksu.edu.ru

Шипова Н.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0741-1297
e-mail: ronia_777@mail.ru

Асриян Э.В.
кандидат психологических наук, проректор по гуманитарным и общественным специальностям, Ереванский государственный университет, Ереван, Армения
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4970-3527
e-mail: elina.asriyan@gmail.com

Аннотация

Цель. Изучение и описание специфики психологического благополучия русских и армянских студентов (на примере студентов, обучающихся в Костроме и Ереване). Контекст и актуальность. В условиях снижения жизнестойкости, жизнеспособности, адаптивности, удовлетворенности жизнью и собой у современной молодежи актуальной становится проблема повышения психологического благополучия студентов. Особую значимость играют исследования, выполняемые в рамках кросс-культурного подхода, которые позволяют выделить и описать общие и специфические для отдельных этнокультурных групп референты и особенности психологического благополучия студентов. Дизайн исследования. В работе проанализированы особенности психологического благополучия русских и армянских студентов. С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь интегрального показателя благополучия с отдельными переменными, а также описаны предикторы психологического благополучия у русских и армянских студентов. Участники. Выборку исследования составили 360 студентов вузов в возрасте от 17 до 28 лет (М=19,9; SD=2,1), которые были разделены на две исследовательские группы по критерию этнокультурной принадлежности (русские и армяне). Методы (инструменты). Исследование проводилось с помощью «Шкалы психологического благополучия (RPWB)»; «Шкалы субъективного счастья»; «Шкалы удовлетворенности жизнью»; методики цветовых метафор; самооценочных шкал, методики «Инновационная компетентность»; теста «Смысложизненные ориентации (СЖО)». Результаты. В исследовании установлены сходства и различия в референтах психологического благополучия у русских и армянских студентов. Отмечено, что уровень психологического благополучия студентов из разных стран находится ниже нормативных значений, что говорит об общих тенденциях снижения у молодежи оптимизма, веры в будущее, в себя и свои возможности. В работе также описана специфика связей референтов психологического благополучия в русской и армянской выборках. Психологическое благополучие у армянских студентов связано с оценкой субъективного благополучия, степени независимости от родителей, здоровья и удовлетворенности жизнью; у русских студентов — с высокой оценкой состояния здоровья, академической успешности, успешности в жизни и удовлетворенностью романтическими отношениями. В целом, важную роль в восприятии психологического благополучия у студентов разных этнокультурных групп играет осмысленность жизни. При этом армянские студенты имеют более ярко выраженные жизненные намерения и направленность, ставят четкие цели на будущее. В фокусе их внимания находится саморазвитие. Сам процесс жизни предстает для них наполненным смыслом и интересом. Русские студенты в большей степени удовлетворены своей жизнью именно в настоящем, хотя и нацелены на повышение статуса и достижение успеха в будущем. Основные выводы. Существуют общекультурные и культурно-специфические тенденции психологического благополучия студентов, обучающихся в России и Армении.

Ключевые слова: студенты, социокультурная среда, психологическое благополучие , субъективное благополучие, счастье, удовлетворенность жизнью

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130209

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и КН РА в рамках научного проекта № 20-513-05005\20 «Теоретические и методические основы оценки психологического благополучия студенческой молодежи»

Получена: 18.08.2021

Принята в печать: 15.04.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Изд-во Питер, 2003. 271 с.
  2. Кочорова Л.В., Скрипов В.С., Сливка А.С. К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде [Электронный ресурс] // Наука молодых — Eruditio Juvenium. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-trevoge-i-depressii-v-molodezhnoy-studencheskoy-srede (дата обращения: 15.08.2021).
  3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Изд-во Смысл, 1992. 16 с.
  4. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24—37.
  5. Машарская О.С. Кросскультурные различия социальных представлений студентов о благополучии: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Курск, 2012. 20 с.
  6. Нгуен В.У. Психологическое благополучие вьетнамских и российских студентов в вузах (на примере г. Воронеж) [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 10(64). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/7837 (дата обращения: 15.08.2021).
  7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (Москва 21—24 октября 2008 г.). Москва, 2008. URL: http://www.isras.ru/abstract_ bank/1210190841.pdf (дата обращения: 08.01.2022).
  8. Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции / Т.Г. Бохан [и др.] // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. C. 59— 76. DOI:10.17759/sps.2021120105
  9. Рябинкина А.Н., Варламова М.А. Психологическое благополучие и субъектность личности студентов // Образование и общество. 2019. № 5. С. 109—121.
  10. Самохвалова А.Г., Метц М.В. Межкультурные коммуникативные трудности подростков- мигрантов первого и второго поколений: кросс-культурный аспект // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 149—166. DOI:10.17759/sps.2020110310
  11. Cамохвалова А.Г., Куликов Л.В., Вишневская О.Н. Переживание подростками коммуникативных трудностей в межкультурном общении // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 100—114.
  12. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.А., Вишневская О.Н., Шипова Н.С., Асриян Э.В. Структурно- функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 4. С. 47—63. DOI:10.21702/rpj.2021/4/4
  13. Селигман М. Новая позитивная психология. Киев: Изд-во София, 2006. 368 с.
  14. Сергиенко Е.А., Эйдельман Г.Н. Возрастная идентификация современной молодежи как фактор самодетерминации // Образование и саморазвитие. 2015. Том 3. № 45. С. 62—72.
  15. Соломин И.Л. Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации // Школьные технологии. 2008. № 1. С. 159—168.
  16. Чеботарева Е.Ю. Кросс-культурные особенности копинг-стратегий российских и французских студентов в контексте психологического благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2018. Том 7. Вып. 2(26). С. 156—163. DOI:10.18500/2304-9790-2018-7-2-156-163
  17. Шутенко Е.Н. Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества [Электронный ресурс] // Психолог. 2018. № 3. С. 32— 40. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27044 (дата обращения: 15.08.2021).
  18. Эйдельман А.Б. Особенности субъективного возраста и психологического благополучия в молодом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 30—35.
  19. Bethel A., Ward C., Fetvadjiev V.H. Cross-Cultural Transition and Psychological Adaptation of International Students: The Mediating Role of Host National Connectedness [Электронный ресурс] // Front. Educ. 2020. Vol. 5. DOI:10.3389/feduc.2020.539950
  20. Bobic M., Davis E., Cunningham R. The Kirton Adaptation-Innovation Inventory: Validity Issues, Practical Questions // Review of Public Personnel Administration. 1999. Vol. 19. Р. 18—31. DOI:10.1177/0734371X9901900204
  21. Bonn G., Tafarodi R.W. Visualizing the good life: A cross-cultural analysis // Journal of Happiness Studies. 2013. Vol. 14(6). P. 1839—1856. DOI:10.1007/s10902-012-9412-9
  22. Chen G., Martin R.A. A comparison of humor styles, coping humor, and mental health between Chinese and Canadian university students // Humor Int. J. Humor Res. 2007. Vol. 20. P. 215—234. DOI:10.1515/HUMOR.2007.011
  23. Depressive symptoms among Australian university students: Who is at risk? / Schofield M.J. et al. // Australian Psychologist. 2016. Vol. 5(2). P. 135—144. DOI:10.1111/ap.12129
  24. Diener E.D., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49(1). P. 71—75. DOI:10.1207/s15327752jpa4901_13
  25. Diener E., Ng W., Harter J., Arora R. Wealth and happiness across the world: Material prosperity predicts life evaluation, whereas psychosocial prosperity predicts positive feeling // Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 99. P. 52—61. DOI:10.1037/a0018066
  26. Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, Culture, and Subjective Well-Being: Emotional and Cognitive Evaluations of Life // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54(1). P. 403—425. DOI:10.1146/annurev.psych.54.101601.145056
  27. Iwamoto D., Chun H. Stress, anxiety and depression: An analysis of higher education students // International Journal of Humanities and Social Science Invention. 2019. Vol. 8(3). P. 47—52.
  28. Kalvans E. Students’ psychological well-being, its demographic and social determinants // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2020. Vol. 7. DOI:10.17770/sie2020vol7.4848
  29. Oishi S., Schimmack U. Culture and well-being: A new inquiry into the psychological wealth of nations // Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. P. 463—471. DOI:10.1177/1745691610375561
  30. Pflug J. Folk theories of happiness: A cross-cultural comparison of conceptions of happiness in Germany and South Africa // Social Indicators Research. 2009. Vol. 92. P. 551—563. DOI:10.1007/ s11205-008-9306-8
  31. Suh E.M., Choi S. Predictors of subjective well-being across cultures [Электронный ресурс] // Handbook of well-being / In E. Diener, S. Oishi, L. Tay (Eds.). Salt Lake City, UT: DEF Publishers, 2018. URL: https://www.nobascholar.com/chapters/45/download.pdf (дата обращения 28.07.2021).
  32. Tay L., Morrison M., Diener E. Living among the affluent: Boon or bane? // Psychological Science. 2014. Vol. 25. P. 1235—1241. DOI:10.1177/0956797614525786
  33. The link between individualism-collectivism and life satisfaction among emerging adults from four countries / Germani A. et al. // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2021. Vol. 13. P. 437—453. DOI:10.1111/aphw.12259

 

Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика