Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10506Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Социальная психология и общество - №2 / 2022 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q3
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст 145

|

Смирнова С.Ю.
магистр психологии, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8579-4908
e-mail: smirnovasy@mgppu.ru

Клопотова Е.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X
e-mail: klopotova@yandex.ru

Рубцова О.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234
e-mail: ovrubsova@mail.ru

Сорокова М.Г.
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета Информационных технологий, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487
e-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Аннотация

Цель. В эмпирическом исследовании выявить особенности родительской позиции в отношении использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста, детско-родительских отношений в условиях цифровой трансформации. Контекст и актуальность. В последние годы наблюдается снижение возраста знакомства детей с гаджетами, увеличение времени их использования, а также рост цифрового контента, предназначенного для детей раннего и дошкольного возраста. В этих условиях многие родители испытывают серьезные трудности при организации взаимодействия детей с гаджетами. Несмотря на остроту проблемы, сегодня явно недостаточно исследований, посвященных различ¬ным аспектам применения цифровых технологий дошкольниками. Актуальность таких исследований обусловлена необходимостью проектировать эффективные способы детско-взрослого сотрудничества, опосредованного применением новых знаковых средств. Дизайн исследования. Для проведения эмпирического исследования была разработана анкета «Родители и ребенок в цифровом пространстве», включавшая 19 вопросов. Опрос прово-дился с помощью Google-формы, размещенной в социальных сетях. Участники. В исследовании приняли участие 6376 родителей детей от 2-х до 7-ми лет (широта охвата — территория Российской Федерации). Методы (инструменты). Количественный анализ эмпирических данных выполнен с использованием методов описательной статистики. Расчеты проведены в статистическом пакете SPSS V23. Результаты. На основании полученных данных были выявлены некоторые тенденции использования цифровых устройств современными российскими дошкольниками. В частности, было показано, что российским детям чаще оказываются доступны «взрослые» гаджеты (телефон, планшет, компьютер), в то время как цифровые устройства, разработанные специально для детей (игрушки, подключенные к интернету, книги и игры с QR-кодами, дополненной реальностью), используются отечественными дошкольниками существенно реже. В рамках исследования было также показано, что, предоставляя дошкольникам доступ к гаджетам, современные российские родители ожидают от них развивающего и образовательного эффекта. При этом, организуя взаимодействие ребенка с цифровым контентом, подавляющее большинство родителей руководствуется не советами специалистов, а желанием ребенка или собственным любопытством. Основные выводы. В условиях четвертой информационной революции человечество столкнулось с ситуацией, когда орудие труда взрослого доступно ребенку уже в дошкольном возрасте. По сути, речь идет о принципиально новой социальной ситуации развития, т.е. о новых формах общностей и новых видах деятельностей детей и взрослых. В этой связи перед научным сообществом стоит задача специального исследования цифровых средств как нового культурного орудия.

Ключевые слова: информационная революция, цифровые устройства, дошкольный возраст, родительская позиция, социальная ситуация развития

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130212

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.04.2022 № 073-00110-22-02 «Влияние цифровой социализации на психическое, личностное, социальное развитие современных детей, подростков и юношей».

Получена: 04.04.2022

Принята в печать: 16.05.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 27—40. DOI:10.17759/pse.2021260101
  2. Клопотова Е.Е., Кузнецова Т.Ю. Использование «серьезных» компьютерных игр в образовательной работе с детьми [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 41—45. DOI:10.17759/jmfp.2017060404
  3. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, Гаудеамуc, 2013. 495 с.
  4. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 14—34.
  5. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 117—124. DOI:10.17759/ chp.2019150312
  6. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 100—108. DOI:10.17759/ chp.2019150410
  7. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в дошкольном детстве // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции / Под общей ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 364—369.
  8. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431—450. DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
  9. Тихомиров О.К. Информационный век и теория Л.С. Выготского // Психологический журнал. 1993а. Т. 14. № 1. С. 114—119.
  10. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 7—24. DOI:10.17759/cpp.2015230402
  11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  12. American Academy of Pediatrics. Council on Communications and Media. Media and Young Minds // Pediatrics. 2016. Vol. 138. No. 5. URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/ pediatrics/138/5/e20162591.full.pdf
  13. Brito R., Dias P. “Which Apps Are Good for My Children?”: How the Parents of Young Children Select Apps // International Journal of Child-Computer Interaction. 2020. Vol. 26. 100188. DOI:10.1016/j.ijcci.2020.100188
  14. Broekman F.L., Piotrowski J.T., Beentjes H.W.J., Valkenburg P.M. A Parental Perspective on Apps for Young Children // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 142—151. DOI:10.1016/j. chb.2016.05.017
  15. Broekman F.L., Piotrowski J.T., Beentjes H.W.J., Valkenburg P.M. App Features That Fulfill Parents’ Needs in Apps for Children // Mobile Media & Communication. 2018. Vol. 6. P. 1—23. DOI:10.1177/2050157918759571
  16. Burns T., Gottschalk F. Educating 21st Century Children: Emotional Well-being in the Digital Age, Educational Research and Innovation. 2019. OECD Publishing. Paris. DOI:10.1787/ b7f33425-en
  17. Catala A., Sulla C., Ozgur A.G., Ihamäki P., Heljakka K. Smart toys, smart tangibles, robots and other smart things for children. In Proceedings of the 2020 ACM interaction design and children conference. 2020. P. 38—45. DOI:10.1145/3397617.3398061
  18. Chaudron S., Di Gioia R., Gemo M. Young Children (0—8) and Digital Technology, a Qualitative Study Across Europe, 2018. DOI:10.2760/294383
  19. Early Childhood Australia. Statement on young children and digital technologies. 2018. Canberra, ACT: Author. Retrieved from www.earlychildhoodaustralia.org.au/our-work/ submissions-statements/eca-statement-young-children-digital-technologies/
  20. Floridi L. The fourth revolution: How the infosphere is reshaping human reality. Oxford: Oxford University Press, 2014. 264 p.
  21. Hains R., Jennings N. Critiquing Children’s Consumer Culture: An Introduction to The Marketing of Children’s Toys. 2021. DOI:10.1007/978-3-030-62881-9_1
  22. He M., Irwin J.D., Sangster Bouck L.M., Tucker P., Pollett G.L. Screen-Viewing Behaviors among Preschoolers // American journal of preventive medicine. 2005. Vol. 29. P. 120—125. DOI:10.1016/j. amepre.2005.04.004
  23. Heljakka K., Ihamäki P. Preschoolers Learning with the Internet of Toys: From Toy-Based Edutainment to Transmedia Literacy Introduction: New approaches to toy literacy. 2018. Vol. 14. P. 85—102.
  24. Knowland V., Formby S. The Use of Technology to Support Literacy in the Early Years in 2015. 2016. Available online: https://cdn.literacytrust.org.uk/media/documents/2016_06_16_free_ research_-_technology_use_to_support_emergent_literacy_2015_6ts4w68.pdf
  25. Lerner C., Barr R. Screen sense: Setting the record straight // Zero to Three. 2014. Vol. 35(4). P. 1—10.
  26. Marsh J., Brooks G., Hughes J., Ritchie L., Roberts S., Wright K. Digital beginnings: Young children’s use of popular culture, media and new technologies. 2005. DOI:10.4324/9780203420324
  27. Marsh J., Hannon P., Lewis M., Ritchie L. Young children’s initiation into family literacy practices in the digital age // Journal of Early Childhood Research. 2017. Vol. 15. P. 47—60. DOI:10.1177/1476718X15582095
  28. Marsh J., Plowman L., Yamada-Rice D., Bishop J.C., Lahmar J., Scott F., Davenport A., Davis S., French K., Piras M. Exploring Play and Creativity in Pre-Schoolers’ Use of Apps: Final Project Report. 2015. DOI:10.13140/RG.2.1.2298.9520
  29. Mascheroni G., Holloway D. Introducing the Internet of Toys: Practices, Affordances and the Political Economy of Children’s Smart Play. 2019. DOI:10.1007/978-3-030-10898-4_1
  30. Milgram P., Kishino A.F. Taxonomy of mixed reality visual displays // IEICE Transactions on Information and Systems. 1994. № E77-D(12). P. 1321—1329.
  31. National Association for the Education of Young Children & Fred Rogers Center for Early Learning and Children’s Media at Saint Vincent College. Technology and interactive media as tools in early childhood programs serving children from birth through age 8. 2012. Washington, DC. Retrieved from www.naeyc.org/files/naeyc/file/positions/PS_technology_WEB2.pdf
  32. O’Connor J., Fotakopoulou O. A Threat to Childhood Innocence or the Future of Learning? Parents’ Perspectives on the Use of Touch-Screen Technology by 0—3 Year- Olds in the UK // Contemp. Issues Early Child. 2016. Vol. 17. P. 235—247.
  33. Palaigeorgiou G., Katerina K. Parental mediation of tablet educational use at home and at school: Facilitators or preventers? // International Conference on Interactive Mobile Communication, Technologies and Learning (Thessaloniki, Greece, 3 November—1 December, 2017). Cham: Springer, 2017. P. 924—935.
  34. Papadakis S. Tools for evaluating educational apps for young children: a systematic review of the Literature. Interactive Technology and Smart Education. 2020. DOI:10.1108/ITSE-08-2020-0127
  35. Pew Research Center. Parenting Children in the Age of Screens. 2020. URL: https://www. pewresearch.org/internet/2020/07/28/parenting-children-in-the-age-of-screens/
  36. Ponti M., Bélanger S. Screen time and young children: Promoting health and development in a digital world // Pediatrics and Child Health. 2017. Vol. 22. № 8. P. 461—468. DOI:10.1093/pch/ pxx123
  37. Scottish Government. Play strategy for Scotland: Our vision. 2013. Retrieved from www.gov. scot/resource/0042/00425722.pdf
  38. U.S. Department of Education & U.S. Department of Health and Human Services. Early learning and educational technology policy brief. 2016. Washington, DC. Retrieved from https:// tech.ed.gov/files/2016/10/Early-Learning-Tech-Policy-Brief.pdf
  39. Vittrup B., Snider S., Rose K.K., Rippy J. Parental Perceptions of the Role of Media and Technology in Their Young Children’s Lives // Journal of Early Childhood Research. 2016. Vol. 14. P. 43—54.
  40. Weiser M. The computer for the 21st century // Scientific American. 1991. № 265. P. 94— 104.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика