Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 1. С. 55–59
ISSN: 2658-3100 (online)
Лидеры: кто они? Как понять это и решить, стоит ли становиться лидером самому
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: лидер, командир, ведомый, личные ценности, жизненный выбор
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Барышева М.В. Лидеры: кто они? Как понять это и решить, стоит ли становиться лидером самому [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 55–59. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Barysheva (дата обращения: 19.11.2024)
Полный текст
Начну с того, что лидерами все-таки стоит быть всем. Но не над людьми, а над собственной жизнью. Можно и нужно быть хозяином своей жизни, но вот ни от кого не зависеть (а именно это многие считают признаком лидера) невозможно! Лидера без команды не бывает!
Самуил Маршак написал замечательное стихотворение «Про короля и солдата»:
Солдат заспорил с королем:
Кто старше, кто важней?
Король сказал: — Давай пойдем
И спросим у людей!
Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.
Идет навстречу свинопас, Пасет своих свиней.
— Скажи, приятель, кто из нас, По-твоему, важней?
— Ну что ж, — ответил свинопас, — Скажу я, кто важней из вас: Из вас двоих важнее тот, Кто без другого проживет!
Ты проживешь без королей? —
Солдат сказал: — Изволь!
— А ты без гвардии своей?
— Ну нет! — сказал король.
Расскажу немного о себе: я и сейчас небольшого роста, а в школе из девочек была самая маленькая. Когда на уроке физкультуры все строились по росту, меня поставили последней. Но я смогла убедить двух девочек, что они ниже меня. Завязывала хвост на макушке, привязывала огромные банты, вытягивала шею, вставала на мысочки. Даже учительница сдалась. Но я не была лидером, я была командиром. Мне нравилось командовать, управлять.
Лидер всегда берёт всю ответственность на себя и распределяет разные полномочия между теми людьми, которые это делают замечательно. В младших классах я была звеньевой, потом старостой класса. В дальнейшем, взрослея, — членом совета отряда, дружины, в пионерии и в комсомоле. Уже не помню, как правильно называлась моя «должность», но всегда командир. Так я реализовывала свои детские комплексы. У лидера обязательно должна быть команда единомышленников, а у командира лишь подчинённые.
Случается, что мысль о том, что надо непременно быть лидером или командиром, ребенку внушают родители. И если ребенок от природы — ведомый, это создает ему особено много проблем и внутренних конфликтов (ну не хочу я никем командовать, боюсь, повышать на других голос, боюсь идти на открытый конфликт, а меня заставляют).
Что же можно порекомендовать подростку, когда его «рвут» в противоположные стороны? Иными словами, как защититься ребёнку от родителей?
Здесь проблема и у тех, и у других. Родители, естественно, хотят своим детям счастья и только хорошего будущего. Но если сам родитель не смог построить свою счастливую жизнь, не чувствует, что для него счастье, гоняется за чужим счастьем — что он может знать о счастье своих детей?
Чтобы решить проблему, нужно, как всегда, разобраться в базовых терминах. Сегодня слово «лидер» получило несколько толкований. Это тот человек, который:
— успешен в жизни;
— популярен в своей группе;
— материально обеспечен;
— на соревнованиях вырвался на первое место;
— кому верит или за кем идёт большинство;
— лидер государства и так далее.
Но, в первую очередь, лидер — это человек, который научился контролировать, мотивировать и направлять самого себя для выполнения своих целей и задач. Кто отвечает, в первую очередь, за себя и свои поступки. А в наше время понятие «лидер» и «успех», к сожалению, стали синонимами. А подросток только начинает свой путь, путь взрослого человека, он только учится.
Родители «лепят» из ребёнка, как им кажется, идеального человека, не обращая внимания на его темперамент, личностные особенности, виденье мира.
Они хотят видеть ребёнка успешным, но его успех видят через лидерство.
«Успех — это не везение, а исполнение замысла. Победителями становятся не те, кому жизнь предоставила больше возможностей, а те, кто создает возможности из ничего» (Робин Сигер, американский философ).
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» (Альберт Эйнштейн).
Но быть лидером, как вы понимаете, не обязательно для счастливой жизни. Кому-то нужно, кому-то нет. У ведомого всегда психологически более сильная позиция, чем у лидера. Он достигает своих целей через действия других людей. Это есть подспудное лидерство, манипуляция. Отношения выстраиваются таким хитрым образом, что «слабый», «послушный» исхитряется получить от жизни все, чего ему хочется, через действия других людей, которые, гордо раздувая щеки, называют себя руководителями, «главными».
А что нужно для такого рода успеха? Сущий пустяк: где-то потерпеть, где-то выслушать про себя не очень лестные отзывы, где-то закрыть глаза на снисходительное отношение. Зато, особо не напрягаясь, можно спокойно ждать, пока за тебя твою работу сделают другие, и получить результат. Ответственность стремится к нулю, если какая ошибка — я не виноват, это все не я, это все они, лидеры, руководители, командиры.
Потому что самому делать страшно, ошибёшься — придётся признаваться себе, что несовершенен. А самооценка, может быть, самое главное для человека. Как с этим потом жить? Лучше уж потерпеть, подождать.
В принципе, в позиции ведомого есть много мудрости. Для того чтобы получать желаемое, вовсе не нужно выбиваться из сил и всё стараться сделать своими руками. Для достижения цели достаточно намерения и готовности выполнять реальные действия в выбранном направлении. Без фанатизма («я все сделаю ради...») и тщеславия («я тут командую парадом»).
Выбор своей позиции (ведущий — ведомый) человек всегда делает сам. Всегда — в том смысле, что ежеминутно и ежесекундно, на автомате. Если интересно, можете понаблюдать за собой.
Хочу еще раз обратить ваше внимание, что все приведенные соображения — лично для нас, для взрослых, а не для детей. Им это говорить не стоит, потому что они всё это знают на бессознательном уровне. Эти маленькие мудрецы, наши учителя! А мы, опытные взрослые, восстанавливаем благодаря им своё истинное, врожденное знание. Если хотите, вспоминаем.
Настоящего лидера видно сразу. От ненастоящего он отличается в первую очередь тем, что у него не нарушена функция общения. Он умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми. И именно поэтому так часто добивается своего. Человек же с завышенными претензиями на лидерство тоже обычно оказывается в центре внимания, однако это внимание со знаком минус. Он конфликтен, порой даже агрессивен, обидчив, плохо идет на компромисс. Эти дети часто бывают ябедами, излишне капризными, плаксивыми или занудами, для которых важнее всего в любых обстоятельствах доказать свою правоту.
Возможно, у вас возник вопрос: можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения.
Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и есть судьба («рожденный ползать летать не может»).
Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные потребности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Следовательно, лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера (например, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению).
Но у меня вопрос: а зачем развивать лидерский потенциал личности с раннего детства??? Нам, родителям, важно развивать в детях ответственность. Только принимая ответственность на себя, мы имеем возможность жить так, как нам самим хочется. Жить так, как хочется, и не нести ни за что ответственности — невозможно! Лукавят те, кто убеждают в обратном.
Есть только два пути:
1) принимать ответственность;
2) избегать ответственности.
В первом случае у человека полная свобода в выборе и принятии решений и поступков в своей жизни. Широкие просторы возможностей.
Во втором случае свобода ограничена анализом: «смогу ли я избежать ответственности за это решение». А все дальнейшие решения будут приниматься под грузом необходимости: «как еще уйти от ответственности за сделанное». Бесконечный бег по кругу.
Лидерам присущи навыки психологического воздействия на окружающих, с помощью которых они подталкивают других проникнуться их идеями и работать под их руководством во благо и для достижения поставленной цели. Вспомните Влада Листьева: он придумывал и создавал разного рода интересные проекты и с лёгкостью, без сожаления передавал их другим людям. И уже они ими руководили. Порой по многу лет (вспомните программу «Поле чудес»).
Изучая психологию лидерства, можно предположить, что эти люди придерживаются трёх основных законов.
1. Закон притяжения — у лидеров нет привычки критиковать что-либо, жаловаться на жизнь, ныть и плакаться. Они уверены в создании чего-то нового и полезного. В этом лидеры крайне притягательны.
2. Закон самосохранения — лидер всегда идет первым и ведёт за собой людей. Но никогда полностью не погружается в обстоятельства. Он немного отстраняется и контролирует происходящее со стороны. Так, лидер не тратит силы и энергию на мелочи, но полностью контролирует происходящее. Он берёт ответственность за весь процесс на себя, но делегирует те или иные полномочия тем, кто делает это по- настоящему качественно и с удовольствием.
3. Закон отдачи — лидер взаимодействует с окружающими людьми и получает отдачу от этого взаимодействия. Лидер, работая на себя и своё благо, приносит пользу и себе, и другим.
Далеко не каждый может повести за собой тысячи людей, но мотивировать себя и развить данные природой лидерские способности доступно всем. Изменив свою психологию, мировоззрение и мышление на позитивное, развивая коммуникативные способности и навыки вербального воздействия на людей, можно развить лидерские задатки и существенно изменить свою жизнь. Можно психологию лидерства охарактеризовать известной фразой: «Поверь в себя, и другие тоже поверят в тебя!».
Поучительная история
Жил-был прораб. Всю жизнь он строил красивые и добротные дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.
— Я увольняюсь, — сказал он работодателю. — Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить.
Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:
— Слушай, а давай так: построй последний дом, и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией!
Прораб согласился. Согласно новому проекту, ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки...
Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры.
По завершении стройки он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал:
— Знаешь, а ведь это твой дом! Вот, возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю и добросовестную работу.
Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял весь красный, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность.
Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...
Мораль: мы все — прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию. Мы не прилагаем особых усилий, считая, что результаты этой конкретной стройки не так уж важны. К чему излишние усилия? Но затем мы осознаем, что живём в доме, который сами построили. Ведь всё, что мы делаем сегодня, имеет значение завтра и послезавтра. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.
Своим детям, внукам, студентам, клиентам я настоятельно рекомендую научиться какому-нибудь ремеслу. Это помогает быть лидером собственной жизни. Я много чего умею: великолепно готовлю, замечательно шью, вяжу, наплела много украшений из макраме, нарисовала красивые пейзажи и подарила людям, которых люблю. Вспомнила, что обладаю разными другими полезными навыками, чем могу заработать на кусок хлеба.
По первому образованию я — математик-программист. В семидесятые годы это было модно, ново и интересно. Но как только эта профессия перестала меня кормить, стали востребованы мои таланты. Они и сейчас приносят свои плоды. Я научилась быть успешным человеком, хотя я не лидер. А благодаря психологии и личной психотерапии, надеюсь, что перестала быть командиром. По крайней мере, научилась контролировать свои поступки. Крайне важно научиться правильно распоряжаться своими талантами, способностями, дарами, возможностями.
Расскажу по этому поводу несколько притч.
Притча о талантахЭто одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея.
По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчёта о том, как они распорядились вверенными им талантами (талант — денежная единица). Одному дал 5 талантов. Тот удвоил их и отдал хозяину десять. Другому дал два — получил с него четыре. А третий раб, получивший один талант, зарыл его. Отсюда и пошло выражение «зарыть талант в землю». Господин отобрал этот талант и отдал первому рабу, который правильно распоряжается дарами.
Притча об уверенности в себе
Один предприниматель по уши погряз в долгах и уже не видел выхода из сложившейся ситуации. Он должен был кредиторам, а поставщики каждый день требовали оплаты. Он вышел в парк, чтобы отвлечься, но мысли роем крутились в голове. Мужчина опустил голову на руки, мысленно перебирая варианты, что же может спасти его дело от банкротства.
Вдруг перед ним появился какой-то старик.
— Я вижу, что вас что-то тревожит, — сказал он. — Не поделитесь?
Предприниматель рассказал ему о своих проблемах, нехватке денег и отказах банка выдать хоть какой-то кредит для раскрутки. Старик слушал, не перебивая, а затем сказал:
— Думаю, я могу вам помочь.
Он спросил у предпринимателя имя, выписал чек и сунул его в руку удивленного мужчины.
— Возьмите эти деньги. Встретимся здесь ровно через год, и вы сможете отдать мне их обратно.
Не успел мужчина и слова сказать, как старик растворился в толпе. Предприниматель взглянул на чек. На нём в поле для суммы было аккуратно выведено «$500 000», а ниже было прописано имя — «Джон Рокфеллер». Джон Рокфеллер, один из самых богатых людей мира!
«Я могу покончить со всеми проблемами в одно мгновение!» — подумал он. Но вместо этого предприниматель решил положить чек в сейф. Одна только мысль о его существовании давала ему силы выработать способ сохранить свой бизнес. С вновь возросшим оптимизмом он заключил выгодные сделки и расширил условия оплаты. Ему удалось совершить несколько больших продаж. В течение нескольких месяцев он выбрался из долгов и снова стал зарабатывать деньги. И год спустя он вернулся в парк с тем самым чеком. В уговоренное время старик опять появился. Мужчина уже готов был отдать чек и рассказать о своих успехах, как вдруг подбежала медсестра и схватила старика за руку.
— Я так рада, что, наконец, поймала его! — воскликнула она. — Надеюсь, он не беспокоил вас. Он часто убегает из дому и рассказывает людям, что он Джон Рокфеллер.
Предприниматель стоял ошеломленный. В течение всего года он крутился и делал бизнес, покупая и продавая, в полной уверенности, что в любой момент ему на выручку могут прийти полмиллиона долларов. Внезапно он понял, что не деньги, реальные или воображаемые, перевернули его жизнь. Его новая уверенность придала ему сил добиться всего того, что он теперь имеет.
Важно взять инициативу в свои руки. В решающий момент уверенность в своих силах сыграет главную роль.
Каждый человек, хоть раз в жизни, задает себе вопросы: кто я? зачем я живу? какая цель моей жизни? Мы все приходим в эту жизнь со своим предназначением, но почему же так трудно его найти?
Родители, спрашивайте своих маленьких детей, кем они хотят стать, возможно, что именно в детстве мы даём правильный ответ на этот вопрос. А чем взрослее становимся, тем всё большими заложниками обстоятельств и ожиданий других становимся, уходя в результате всё дальше и дальше от своего предназначения.
Вы обращали внимание, что когда идём не своей дорогой или, как часто бывает, сбиваемся с курса, в жизни начинается череда проблем, обид, недоразумений. Тогда мы бросаемся за помощью, советом к родным, друзьям, а часто слышим: «Потерпи, пройдет! Еще немного и всё изменится». Не пройдет и не изменится, увы! Если поезд встал не на свои рельсы, то в нужный пункт он не попадёт!
Можно обратиться к своей интуиции, вслушаться в себя, вспомнить все свои детские профессии-мечты, понаблюдать за собой — какие виды деятельности сейчас доставляют радость душе, — а потом заняться теми направлениями, где эти виды активизированы сильнее всего.
Да, часто страшно решиться что-то кардинально менять в своей жизни. И нет уверенности: это — точно моё? И ответственность за других, за семью, за коллег заставляет оставаться на месте.
А становимся ли мы от этого счастливее? Нет! Ведь мы становимся все беспокойнее, раздражительнее, мрачнее. На нас накатывается хроническая усталость. А хроническая усталость — не что иное, как следствие того, что мы живем не своей жизнью. Силы уходят, как вода в песок, настроение — сначала в минус, потом в депрессию. Те, ради кого мы везём не свой воз, всё чаще стараются избегать нашего общения либо чувствуют необъяснимую вину на себе.
Что делать?
Мы все знаем, что заниматься самолечением чревато, поэтому идем к врачам. Прежде чем сесть за руль своей первой автомашины, проходим курсы вождения у профессионала. Ищем мастера, чтобы сделать красивую стрижку. Так почему свою жизнь строим, как получится? Ведь у нас жизнь одна-единственная. И очень важно относиться к ней с уважением и серьёзно, а не проживать её с болью и с разочарованием, как сложится.
Обращайтесь к психологам! Выберите такого специалиста, кто ближе вам, к кому вы интуитивно испытываете доверие. Проговорив все свои чувства и сомнения, вы не только ощутите облегчение, но и, направленные точными вопросами психолога, увидите свой путь, свою дорогу жизни. А когда мы оказываемся на своей дороге, то вдруг замечаем, что нас никто на ней не толкает, она ведь наша (!), что настроение у нас приподнятое, сил уйма, а попутчики улыбаются нам! Поэтому вопросы: кто я? зачем я живу? для чего я живу? — самые важные в жизни, а ответы на них помогают стать нам счастливыми!
Два года назад мой хороший знакомый, в то время один из менеджеров крупной нефтяной компании, стал жертвой кризиса и лишился работы. Обратился ко мне за помощью, так как начал унывать. Но ведь ты работу свою, мягко говоря, недолюбливал. Всегда привлекала агрономия. На садовый участок — только летом и то не каждый выходной. Давай, дерзай, помидоры, огурцы, клубника, а мы будем у тебя покупать. Стал потихоньку заниматься тем, о чём всегда мечтал, — садоводством и огородничеством. Получилось. Сейчас купил соседний участок, всё обустроил и с внуками радуется жизни. Очень доволен. О неудавшейся карьере не вспоминает.
В марте этого года у моей знакомой на работе дела обстояли всё хуже и хуже. Уже бессмысленно становилось туда ходить, настолько задерживали выплату зарплаты. Она плюнула на всё, взяла отпуск, вытрясла все сбережения и уехала в Израиль. Глупо, скажете? Возможно. Но она отлично провела там две недели, загорела, оздоровилась всячески, восстановила спортивную форму и забыла про стресс. И, кроме всего прочего, познакомилась с семейной парой, и по возвращении в Москву они помогли ей устроиться на новую работу.
Притча о кофе...
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал размолотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.
— Что изменилось? — спросил он свою дочь.
— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, — ответила она.
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
— А кофе? — спросила она.
— О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились во враждебной среде и изменили ее — превратили в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств, они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...
Мудрецы говорят: «Человек всегда работает на цель. Даже, если у тебя нет цели, ты всё равно работаешь на цель. Просто эта цель чужая».
Напоследок хотелось бы дать несколько советов и подросткам. Дорогие будущие специалисты, помните: никто, кроме вас, не имеет права управлять вашим проектом под названием «жизнь». Только вы являетесь его хозяином и руководителем. Всегда будьте у руля, направьте проект в нужное вам русло, и никто и ничто не сможет вас остановить. Успехов вам!
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 949
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 540
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0