Психологическая служба в системе образования: институциализация законодательно закрепленного права ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования

574

Аннотация

В статье раскрыта тема нормативно-правового регулирования и организации деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся, включая полномочия и ответственность федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательных организаций, а также предложены направления развития и совершенствования деятельности психологической службы, ее кадрового и ресурсного потенциала для обеспечения доступности и эффективной реализации законодательно закрепленного права ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования.

Общая информация

Ключевые слова: образование, психологическая служба, мониторинг, психолого-педагогическая помощь, педагог-психолог, ФГОС, профессиональный стандарт, стандартизация , цели, задачи, приоритетные направления развития, полномочия органов власти, законодательное регулирование, инструментарий

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Метелькова Е.И. Психологическая служба в системе образования: институциализация законодательно закрепленного права ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 24–31. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Metelkova (дата обращения: 23.04.2024)

Полный текст

В статье раскрыта тема нормативно-правового регулирования и организации деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся, включая полномочия и ответственность федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательных организаций, а также предложены направления развития и совершенствования деятельности психологической службы, ее кадрового и ресурсного потенциала для обеспечения доступности и эффективной реализации законодательно закрепленного права ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования.

Ключевые слова: психологическая служба, образование, педагог-психолог, профессиональный стандарт, психолого-педагогическая помощь, ФГОС, цели, задачи, приоритетные направления развития, полномочия органов власти, законодательное регулирование, мониторинг, инструментарий, стандартизация.

В текущем году мы подводим итоги реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761.

Следует отметить, что план реализации важнейших положений стратегии предусматривает целый ряд мероприятий, так или иначе связанных с деятельностью педагогов-психологов и психологов в системе образования: разработку Концепции развития психологической службы в системе образования с учетом имеющихся региональных практик психологических служб, разработку инновационных моделей деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов, выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовку предложений по созданию национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми, разработку и реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения детей и молодежи, реализацию мероприятий пилотного проекта по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутисти­ческого спектра и др.

Учитывая итоги, достигнутые в ходе реализации стратегии, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. №240 следующее десятилетие в России объявлено Десятилетием детства.

В этой связи реализация направлений и механизмов дальнейшего совершенствования психологического обеспечения системы образования, включая меры по развитию психологической службы и эффективному применению психологического знания в педагогическом труде, должна стать необходимой составляющей плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Государство законодательно закрепило право ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования. Инфраструктурой, обеспечивающей реализацию этого права, является психологическая служба, деятельность которой регламентирована Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и рядом нормативных и методических документов.

При этом нормы Федерального закона устанавливают обязательные требования к оказанию психолого-педагогической помощи, а нормативные и методические документы федерального, регионального и муниципального уровней определяют приоритетные направления при реализации такой помощи с учетом текущей социально-экономической ситуации, социальных вызовов и рисков и т. д.

В Федеральном законе психологической помощи обучающимся посвящены статьи 2, 5, 8, 23, 27, 28, 34, 42, 44, 55, 58 и 64, в соответствии с которыми:

1.   Определены полномочия органов власти по вопросу организации психолого-педагогической помощи:

организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении ос­

новных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, отнесена к полномочиям органов государственной влас­

ти субъектов Российской Федерации в сфере образования (статья 8, п. 1, пп. 12);

органам местного самоуправления дано право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (статья 42, п. 1).

2.   Определены получатели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специалисты и организации, в которых такая помощь должна быть оказана:

дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются (статья 42, п. 1).

3.   Определены права обучающихся и их родителей (законных представителей) по получению психолого-педагогической помощи:

на создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, а также социального развития этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (статья 5, п. 5, пп.1);

на оказание содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности (статья 5, п. 5, пп. 2);

на предоставление всем обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 34, п. 1, пп. 2);

давать или не давать согласие на ее получение (установлено обязательное требование при оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи — наличие заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей) (статья 42, п. 3));

получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (статья 44, п. 3, пп. 6, 8);на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающими получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации) (статья 64, п. 3).

4.    Определены права и компетенция образовательной организации по организации и предоставлению психолого-педагогической помощи:

образовательной организации дано право иметь в своей структуре психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся (статья 27, п. 2);

к компетенции образовательной организации отнесена организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (статья 28, п. 15.1);

образовательной организации дано право указывать в своем наименовании дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования, в том числе по психолого-педагогической поддержке (статья 23, п. 6).

5.   Определен объем психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, а именно:

психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников (статья 42, п. 2, пп. 1);

коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся (статья 42, п. 2, пп. 2);

комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий (статья 42, п. 2, пп. 3);

помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (статья 42, п. 2, пп. 4).

6.   Определены направления деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, и состав специалистов таких центров, а именно:

помощь по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе их психолого-педагогическое сопровождение, методическая помощь, в том числе в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению (статья 42, п. 4);

осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (статья 42, п. 4),

осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии (при необходимости), в том числе проведение комплексного психолого-медико­педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций (статья 42, п. 5);

осуществление комплекса мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказанию им социальной помощи, осуществление связи с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями (статья 42, п. 5);

в состав специалистов таких центров входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и иные специалисты, необходимые для надлежащего осуществления функций такого центра (статья 42, п. 5).

7.    Определены ответственные за утверждение Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, порядка проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей органы власти — Минобрнауки России и Минздрав России, определено участие ПМПК в работе с обучающимися, испытывающими трудности в обучении (статьи 44 [п. 3, пп. 1], 55, 58).

Таким образом, законодатель определил права, обязанности и полномочия всех заинтересованных сторон, закрепив наработанную за годы существования психологической службы региональную практику в статьях Федерального закона.

Федеральные органы государственной власти в сфере образования в отношении предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся наделены широчайшими полномочиями, поскольку разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования и обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне (статья 6 Федерального закона) являются основополагающими для развития психологической службы.

В частности, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. №520-р «Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» и план мероприятий по ее реализации, утвержденная распоряжением

Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. №2471-р «Концепция информационной безопасности детей», разрабатываемая Минобрнауки России совместно с Минздравом России во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. №167-р Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на основе опыта регионов — и есть реализация одного из названных полномочий. От того, что написано в этих и других стратегических документах, зависит ни больше ни меньше — единая государственная политика в сфере образования в отношении обеспечения законодательного закрепленного права ребенка на оказание ему психолого-педагогической помощи в процессе обучения, защиты его от негативного влияния неблагоприятных социальных, экономических, информационных и иных воздействий.

Минобрнауки России (вне зависимости от меняющихся наименований федерального органа исполнительной власти) на протяжении двух десятков лет активно и последовательно развивает направления деятельности психологической службы и определяет их приоритетность с учетом актуальной социальной ситуации, обеспечивая методическое сопровождение специалистов и акцентируя их внимание на проблемах и вызовах, требующих немедленного и системного ответа, то есть приоритезирует те или иные направления, позволяя руководителям органов управления образованием в регионах, муниципалитетах, руководителям образовательных организаций определить точки приложения усилий в части оказания психолого-педагогической помощи обучающимся на предстоящий период: принять управленческие решения относительно выделения финансовых средств и ресурсов на деятельность по данному направлению, реализации программ повышения квалификации специалистов, ставить задачи и определять планы работы психологической службы, начиная от педагогов-психологов и до региональной психологической службы, оценивать эффективность работы специалистов, организаций и образовательной системы в целом на основании достижения запланированных результатов и показателей.

Согласно «Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678, должность «педагог-психолог» отнесена к тому же разделу, что и должности «учитель», «преподаватель», «учитель-дефектолог», «учитель-логопед», а именно к разделу «Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» подразделу 2 «Должности иных педагогических работников» (в подраздел 1 включены должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу).

Педагог-психолог, наряду с учителями-предметни­ками, является специалистом, обеспечивающим реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, от 17 декабря 2010 г. №1897, от 17 мая 2012 г. №413 об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в перечень психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ общего образования включены вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации), вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Указанные условия могут быть реализованы только и исключительно профильными специалистами, подготовленными с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. №514н, и осуществляющими трудовую деятельность на должностях «педагог-психолог», «психолог образовательной организации».

Планом реализации в 2017 году и в плановый период 2018 и 2019 годов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295, в Подпрограмме 4 «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» предусмотрено контрольное событие 4.32 «Внедрен профессиональный стандарт педагога-психолога (педагога-психолога в сфере образования) в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов Российской Федерации» (срок наступления — 31 декабря 2017 г.).

Ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации выпускаются методические документы, которые определяют направления и содержание деятельности педагогов-психологов, психологов образовательных организаций, ориентируя руководителей всех уровней на решение актуальных задач.

Письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2016 г. №07-871 даны рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и руководителям образовательных организаций по созданию условий для максимально эффективной работы службы психологии образования и представлена утвержденная Министром образования и науки Российской Федерации «Дорожная карта (перечень основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2015-2020 годы».

Письмом Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» заявлено о недопустимости ликвидации и реорганизации центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, обращается внимание на необходимость развития сложившихся практик их деятельности в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения в услугах по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и направлены «Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

В целях обеспечения качественного и доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, разработки психолого-медико-педагогическими комиссиями квалифицированных рекомендаций по результатам проведения комплексных психолого-медико-педагогических обследований обучающихся Минобрнауки России письмом от 23 мая 2016 г. №ВК-1074/07 направило методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 в рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного 11 февраля 2015 г. за №ДЛ-5/07вн, направлены «Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 июля 2014 г. №ДМ-П8-5449р Министерство образования и науки Российской Федерации письмами от 14 августа 2014 г. №08-1081 и от 20 августа 2014 г. №08-1104 направило методические рекомендации по обеспечению права на получение общего и дошкольного образования детей, прибывающих с территории Украины, включающие памятку по психологической поддержке детей и памятку для воспитателей, педагогов-психологов и иных педагогических работников по работе с детьми.

Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации письмом от 27 января 2009 г. №03-132 направил «Методические рекомендации по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования».

Письмом Минобрнауки России от 13 января 2016 г. №ВК-15/07 направлены «Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей».

Письмом от 18 января 2016 г. №07-149 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России направил для использования в практической работе «Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях».

Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 25 марта 2016 г. №09-582 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования и молодежной политики, направлены для использования в работе методические материалы по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде, в которых основными направлениями реализации комплекса мер по профилактике экстремизма и ксенофобии определены превенция экстремизма несовершеннолетних, построение и осуществление стратегии профилактической работы, специальная работа психолога системы образования с девиантными, делинквентными, склонными к экстремизму детьми и подростками, повышение эффективной системы специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов системы образования по данному направлению.

Письмом Минобрнауки России от 26 февраля 2016 г. №07-834 для реализации дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций направлены «Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов».

В соответствии с пунктом 1 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 14 октября

2015 г. №9 Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны и письмом от 28 апреля 2016 г. №АК-923/07 направлены «Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением», в том числе их персонифицированного учета, в которых большое внимание уделяется вопросу оказания детям своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

В целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России разработаны и письмом от 22 апреля 2015 г. №06-443 направлены «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», в которых рекомендовано привлечение психологов (педагогов-психологов, специальных психологов) к разработке адаптированной образовательной программы. Адаптация образовательных программ СПО осуществляется с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, или индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

В этой связи, наверное, уместно рассмотреть, что представляет собой психологическая служба на данном этапе, какие задачи решает, в каком направлении развивается.

Последний мониторинг психологической службы проводился в 2008 г. Но поскольку с тех пор кардинальных подвижек ни в нормативном поле (Федеральный закон и соответствующий профессиональный стандарт лишь закрепили действующую практику), ни в организационном плане в отношении психологического обеспечения образования не случилось, то можно опираться на данные 10-летней давности.

Ключевая фигура психологической службы — педагог-психолог (для дошкольных организаций и организаций общего образования и дополнительного образования детей) или психолог (для организаций среднего профессионального и высшего образования).

Инфраструктура психологической службы определяется, на самом деле, местом работы педагога-психолога (психолога образовательной организации) и профессиональными объединениями, в которые он входит. Это любопытный момент, поскольку обычно создается структура и туда набираются в штат специалисты. С психологами в образовании — ровно наоборот: появляется в штате образовательной организации педагог-психолог (или психолог) и разворачивается деятельность, формируются планы, разрабатываются программы и прочее.

В прикладном смысле это означает, что психологическую службу образуют:

педагоги-психологи и психологи образовательных организаций;

психологические службы в структуре образовательных организаций;

методические объединения педагогов-психологов, психологов, работающих в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования;

специализированные образовательные организации, в уставе которых в качестве основных видов деятельности указаны психолого-педагогическое сопровождение детей, нуждающихся в такого рода помощи, и реализация соответствующих образовательных программ (коррекционных, развивающих, профилактических и пр.), а именно образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

психолого-медико-педагогические комиссии (как самостоятельные юридические лица или в составе образовательных организаций);

профессиональные объединения педагогов-психологов и психологов образовательных организаций;

научно-исследовательские институты и подразделения организаций высшего образования, обеспечивающие научные, методологические, методические основания деятельности педагогов-психологов, психологов в системе образования и разрабатывающие или адаптирующие для них профессиональные инструментарий;

специализированные средства массовой информации, включая официальные интернет-ресурсы, обеспечивающие единое профессиональное информационное пространство для педагогов-психологов, психологов;

организации высшего образования, факультеты и кафедры организаций высшего образования, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогов-психологов, психологов.

Казалось бы, все замечательно, вся психологическая служба имеет место быть, понятны ее составляющие, понятно, чем и как должен заниматься психолог в образовательной организации (спасибо Федеральному закону, профессиональному стандарту и методическим рекомендациям Минобрнауки России). Так в чем же проблема?

Проблема в низкой степени чувствительности и реактивности психологической службы как организационной структуры на возникающие запросы общества.

Причин, лежащих в основе этого явления, несколько.

Одна из причин — практическая реализация определенных Федеральным законом полномочий по управлению в сфере образования.

Единая государственная политика в области оказания психологической помощи обучающимся требует осуществления мониторинга реализации права ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования на федеральном уровне в разрезе субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Мы до сих пор не знаем, достаточно ли количество и каково качество подготовки специалистов психологической службы для обеспечения доступности законодательно закрепленной (!) психолого­педагогической помощи, не говоря о ее качестве (создание условий для организации проведения независимой оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, также отнесено к полномочиям Минобрнауки России).

Необходимы стандарты законодательно закрепленных направлений работы педагога-психолога (психолога) (психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, реабилитационные мероприятия, профориентация и социальная адаптация), учитывающие, в том числе, перечень и объем работ, которые могут в зависимости от специализации осуществлять специалисты, работающие на должности педагога-психолога (психолога) в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, и педагоги-психологи (психологи), работающие в иных образовательных организациях. Совершенно очевидно, что несмотря на одинаковое наименование должности, должностные обязанности, базирующиеся на различных наборах (в зависимости от задач, стоящих перед образовательной организацией) трудовых функций, определенных профессиональным стандартом, будут различными. И безусловно, для эффективного исполнения ряда трудовых функций необходима не только соответствующая базовая профессиональная подготовка, но также профессиональная специализация и необходимое материальное ресурсное обеспечение.

Почему вышеназванные мероприятия не предусмотрены в Государственной программе развития образования? Каким образом в отсутствие этой информации разрабатываются региональные программы развития образования? Кто может ответить — как выполняются требования закона? Как пишутся стратегические документы по развитию психологической службы при отсутствии системной информации о самой службе?

А ведь это только самые обязательные условия принятия корректных управленческих решений и эффективного функционирования системы.

Второй, не менее важный, фактор — отсутствие мониторинга социально-психологических проблем в детско-подростковой среде. Социальное неблагополучие далеко не единственный феномен, оказывающий деформирующее влияние на формирование развивающейся личности. Сегодня мы сталкиваемся с проблемами, куда менее очевидными поверхностному наблюдателю. Дети «уходят» в Интернет и там живут своей жизнью, сталкиваются с проблемами и решают их исходя из собственных, зачастую «игровых», представлений о том, как устроен этот мир. И это также вопрос единой государственной политики, потому что для разработки, осуществления такого мониторинга нужно управленческое решение и ресурсы на федеральном уровне. Организации высшего образования (в основном, подведомственные федеральным ведомствам), дополнительного профессионального образования должны своевременно получать запрос на подготовку соответствующих программ повышения квалификации специалистов и оперативно их разворачивать. В противном случае проблемы решаются исходя из ресурса, имеющегося у конкретного специалиста, а это уже не государственная политика и точно — не формат службы.

Третий фактор — инструментарий (диагностический, коррекционный, развивающий). Перечень его должен быть точно определен, методики должны быть валидны, надежны, выполнены качественно, нормы должны быть определены для российской выборки, специалисты должны быть методикам обучены и ими обеспечены. Это крайне дорогостоящая работа, более того, она, так же как мониторинг, требует постоянного бюджетного финансирования с учетом необходимости периодического обновления нормативов диагностики по возрастам и иным критериям.

Совершенно необходим единый оборудованный всем необходимым центр сбора, обработки и хранения данных (дата-центр), который позволит собирать результаты психодиагностики и актуализировать нормативы по российской выборке.

Целесообразна организация экспертизы инструментария, в том числе коррекционных и развивающих программ, которые повсеместно разрабатываются и реализуются в образовательных организациях педагогами-психологами и психологами, в ряде случаев без должной методической поддержки.

Четвертый фактор — координация деятельности региональных психологических служб, которые собственно и составляют психологическую службу в системе образования Российской Федерации. Необходим федеральный ресурсный центр с финансированием, обязанностями и полномочиями, основным направлением деятельности которого будет организационное и методическое обеспечение психологической службы в системе образования, организация межведомственного взаимодействия при решении задач организации оказания психологической помощи обучающимся. На федеральный ресурсный центр целесообразно возложить полномочия по организации мониторингов, он же может выступать как заказчик по отношению к научным и образовательным организациям в части разработки необходимых инструментов работы, методик и технологий. В регионах нужны аналогичные региональные ресурсные центры, которые образуют единую систему и обеспечат оперативное реагирование на запросы общества слаженной работой психологической службы. Никакой общественный совет такую работу не выполнит, но он вполне может стать наблюдательным или координационным советом Федерального ресурсного центра.

Пятый фактор — качество подготовки специалистов. Давно пора создать систему оценки квалификации педагогов-психологов и психологов, работающих в образовательных организациях или претендующих на такую работу. Профессиональный стандарт должен стать основой как для программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, претендующих на работу в должности педагога-психолога (психолога образовательной организации), так и для оценки их квалификации. Необходима оценка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, психологов образовательных организаций на их соответствие профессиональному стандарту, то есть нужна профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Профессионально-общественную аккредитацию, согласно статье 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вправе проводить работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации. По отношению к специалистам образовательных организаций работодателями являются руководители образовательных организаций. Таким образом, объединениям руководителей школ, учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи вполне можно об этом задуматься, решить, каких специалистов они хотят видеть в своих организациях, и повлиять на процесс их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Подводя итог, хочу отметить, что законодательно возлагая ответственность за создание условий для обучения детей с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья на психологическую службу, а если быть конкретными — на педагогов-психологов и психологов образовательных организаций, Минобрнауки России и региональным органам власти, осуществляющим управление в сфере образования, было бы целесообразно обратить пристальное внимание на подготовку, нормативное и инструментальное обеспечение деятельности специалистов психологической службы, подкрепив это конкретными мероприятиями с бюджетным финансированием в Федеральной целевой программе развития образования (или приоритетном проекте, если будет принято такое решение), региональных программах развития образования, а руководителям образовательных организаций основного, среднего профессионального и высшего образования грамотно направлять и ориентировать находящихся в их непосредственном подчинении педагогов-психологов и психологов, а также с учетом объективной ограниченности ресурса по оказанию психолого-педагогической помощи и решению связанных с этим задач самой образовательной организации взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для реализации права ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об авторах

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, советник ректора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», соучредитель и вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», Москва, Россия, e-mail: metelkova_ei@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1082
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 574
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7