Анализ методов оценки развития детей младенческого и раннего возраста

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Необходимость ранней диагностики нарушений развития, обеспечивающей ребенку и семье ранний доступ к программам помощи, сталкивается с отсутствием стандартов ее применения у детей от рождения до 3 лет. В статье приводится обзор современных инструментов оценки развития детей младенческого и раннего возраста (от 0 до 4 лет), обсуждаются возможности и ограничения их применения у детей, в том числе для целей ранней помощи. С целью обобщения опыта применения международных методов диагностики развития проведен системный анализ баз данных NCBI (PubMed), Medline и PsycINFO с использованием ключевых слов: developmental (neurodevelopmental) standardized assessments, test, young children, infant(s) и РИНЦ, по ключевым словам «диагностика развития», «дети раннего возраста», «младенцы». В результате выделено 15 инструментов ранней диагностики развития. В настоящее время не существует единого международного инструмента оценки развития и поведения детей младенческого и раннего возраста. Наиболее часто используемым инструментом для скрининга развития является методика ASQ-3, представляющая собой родительский опросник. Среди стандартизированных экспертных тестов, оценивающих развитие, таким инструментом является методика Bayley-III. Современные диагностические инструменты, оценивающие развитие ребенка, помимо областей когнитивного, двигательного (моторного) развития, развития языка и речи, включают области развития, связанные с социально-эмоциональным функционированием и адаптацией. Для интерпретации результатов, получаемых при использовании диагностических инструментов, оценивающих развитие ребенка, необходим индивидуализированный подход, предполагающий изучение клинико-анамнестических данных и психосоциальных аспектов семейного окружения. В доступной нам литературе отмечено ограниченное использование в отечественной практике международно признанных инструментов диагностики развития детей младенческого и раннего возраста.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика развития познавательной активности, стандартизация , оценка развития, скрининг, вехи развития, развитие ребенка, свойства нервной системы, дети раннего возраста, младенцы

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Андрущенко, Н.В. (2025). Анализ методов оценки развития детей младенческого и раннего возраста . Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 15(2), 198–217. URL: https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2025_n2/Andrushchenko (дата обращения: 05.12.2025)

Литература

Белова О. С., Соловьев А. Г., Леппиман А. Система ранней комплексной помощи детям группы риска нарушения психического развития в России // Экология человека. 2020. № 8. С. 49–54. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-8-49-54

Бондарькова Ю. А. Роль Мюнхенской диагностики для оценки динамических изменений развития детей раннего возраста // Специальное образование. 2016. № 1 (41). С. 25–37.

Валитова И. Е. Представления о развитии ребенка раннего возраста в обыденном сознании // Психологические проблемы современной семьи: сб. мат-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. (3–6 октября 2018 г.) / под общ. ред. Ю. П. Зинченко. Екатеринбург: [б. и.], 2018. С. 152–159.

Гончарова О. В., Николенко Н., Ачкасов Е. Е., Куранов Г. В. Значение скрининг-исследований с использованием компьютерных и видеотехнологий в выявлении отклонений в развитии детей и организации реабилитации // Вестник восстановительной медицины. 2014. № 4 (62). С. 21–26.

Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет. СПб.: Скифия, 2022.

Жукова М. А., Овчинникова И. В., Григоренко Е. Л. Анализ психометрических свойств методики Mullen Scales of Early Learning на русскоязычной выборке // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 145–156.

Каган А. В., Плотникова Е. В., Горелик Ю. В., Андрущенко Н. В., Симаходский А. В., Севостьянова Л. Д. Методологические и практические принципы формирования многоуровневой системы реабилитации детей 0–4 лет // Профилактическая и клиническая медицина. 2020. № 4 (77). С. 60–67.

Киселев С. Ю., Львова О. А., Глига Т., Бакушкина Н. И., Сулейманова Е. В., Гришина К. И., Баранов Д. А., Ксенофонтова О. Л., Мартиросян С. В. Оценка развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей первого года жизни с помощью шкалы Бейли // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2016. Т. 116, № 4 (2). С. 62–67.

Козловская Г. В., Калинина М. А., Горюнова А. В. Определение отклонений в психическом развитии детей раннего возраста: психодиагностический тест «ГНОМ». М.: Московский государственный индустриальный университет, 2012.

Колесникова М. А., Солодунова М. Ю., Жукова М. А., Аникина В. О. Особенности когнитивного развития детей в домах ребенка с различным социальным окружением // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, № 4. С. 365–381. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.405

Кустова Т. В., Таранушенко Т. Е., Демьянова И. М. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр // Медицинский совет. 2018. № 11. С. 104–109. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2018-11-104-109

Макаров И. В., Пашковский В. Э., Фесенко Ю. А., Семенова Н. В. Состояние заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков в Северо-Западном федеральном округе // Российский психиатрический журнал. 2019. № 6. С. 16–24. https://doi.org/10.24411/1560-957X-2019-11950

Павлова П. А., Бакушкина Н. И., Сулейманова Е. В., Павлова Н. В., Лаврова М. А., Туктарева И. В., Чегодаев Д. А., Львова О. А., Максимов Д. М. Апробация методики “Bayley Scales of Infant and Toddler Development — Third Edition” // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 4. С. 49–64. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.4

Пальчик А. Б., Понятишин А. Е., Федорова Л. А. Неврология недоношенных детей. М.: МЕДпресс-информ, 2021.

Прибыткова О. Л., Малярчук Н. Н., Отева Н. И. Развитие детей раннего возраста: особенности диагностики в России и за рубежом // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 5. С. 122–127.

Токарская Л. В., Лаврова М. А. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 86–92. https://doi.org/10.17759/chp.2018140209

Трушкина С. В. Психологическая диагностика детей раннего возраста: направления, цели, методы // Современные направления диагностики в клинической (медицинской) психологии / под ред. Н. В. Зверевой, И. Ф. Рощиной. М.: Сам Полиграфист, 2021. С. 221–240.

Чернего Д. И., Васильева М. Ю., Солодунова М. Ю., Никифорова Н. В., Пальмов О. И., МакКолл Р. Б., Гроарк К., Мухамедрахимов Р. Ж. Психическое развитие недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка разного типа // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 2. С. 55–65.

Acar I. H., Frohn S., Prokasky A., Molfese V. J., Bates J. E. Examining the associations between performance-based and ratings of focused attention in toddlers: Are we measuring the same constructs? // Infant Child Dev. 2019. Vol. 28, no. 1. P. e2116. https://doi.org/10.1002/icd.2116

Anderson P. J., Burnett A. Assessing developmental delay in early childhood — concerns with the Bayley-III scales // Clin. Neuropsychol. 2017. Vol. 31, no. 2. P. 371–381. https://doi.org/10.1080/13854046.2016.1216518

Arts J., Gubbels J. S., Verhoeff A. P., Chinapaw M. J. M., Lettink A., Altenburg T. M. A systematic review of proxy-report questionnaires assessing physical activity, sedentary behavior and/or sleep in young children (aged 0–5 years) // Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2022. Vol. 19, no. 1. P. 18. https://doi.org/10.1186/s12966-022-01251-x

Attell J. E., Rose C., Bertolli J., Kotzky K., Squires J., Krishna N. K., Satterfield-Nash A., Peacock G., Pereira I. O., Santelli A. C., Smith C. Adapting the Ages and Stages Questionnaire to identify and quantify development among children with evidence of Zika infection // Infants Young Child. 2020. Vol. 33, no. 2. P. 95–107. https://doi.org/10.1097/iyc.0000000000000161

Bayley N. Bayley scales of infant and toddler development: administration manual. San Antonio: Harcourt Assessment, 2006.

Bilu Yo., Amit G., Sudry T., Akiva P., Avgil Tsadok M., Zimmerman D. R., Baruch R., Sadaka Ya. A developmental surveillance score for quantitative monitoring of early childhood milestone attainment: Algorithm development and validation // JMIR Public Health Surveill. 2023. Vol. 9. Art. e47315. https://doi.org/10.2196/47315

Bulbul L., Elitok G. K., Ayyıldız E., Kabakcı D., Uslu S., Köse G., Tiryaki Demir S., Bulbul A. Neuromotor development evaluation of preterm babies less than 34 weeks of gestation with Bayley-III at 18–24 months // Biomed Res. Int. 2020. Vol. 2020. Art. 5480450. https://doi.org/10.1155/2020/5480450

Chernego D. I., McCall R. B., Wanless Sh. B., Groark Ch. J., Vasilyeva M. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V., Muhamedrahimov R. J. The effect of a social-emotional intervention on the development of preterm infants in institutions // Infants & Young Children. 2018. Vol. 31, no. 1. P. 37–52. https://doi.org/10.1097/IYC.0000000000000108

Clascoe F. P., Woods S. K., Mills T. D. PEDS-R: handbook. Nolensville: PEDStest.com, 2023.

Del Rosario C., Slevin M., Molloy E. J., Quigley J., Nixon E. How to use the Bayley Scales of Infant and Toddler Development // Arch Dis. Child Educ. Pract. Ed. 2021. Vol. 106, no. 2. P. 108–112. https://doi.org/10.1136/archdischild-2020-319063

Developmental surveillance and screening of infants and young children // Pediatrics. 2001. Vol. 108, no. 1. P. 192–196. https://doi.org/10.1542/peds.108.1.192

Durrant C., Wong H. S., Cole T. J., Hutchon B., Collier L., Wright A., George C., De Haan M., Huertas Ceballos A. Developmental trajectories of infants born at less than 30 weeks’ gestation on the Bayley-III Scales // Arch. Dis. Child Fetal Neonatal Ed. 2020. Vol. 105, no. 6. P. 623–627. https://doi.org/10.1136/archdischild-2019-317810

Ertem I. O., Dogan D. G., Gok C. G., Kizilates S. U., Caliskan A., Atay G., Vatandas N., Karaaslan T., Baskan S. G., Cicchetti D. V. A guide for monitoring child development in low- and middle-income countries // Pediatrics. 2008. Vol. 121, no. 3. P. 581–589. https://doi.org/10.1542/peds.2007-1771

Ertem I. O., Krishnamurthy V., Mulaudzi M. C., Sguassero Ya., Balta H., Gulumser O., Bilik B., Srinivasan R., Johnson B., Gan G., Calvocoressi L., Shabanova V., Forsyth B. W. C. Similarities and differences in child development from birth to age 3 years by sex and across four countries: a cross-sectional, observational study // Lancet Glob. Health. 2018. Vol. 6, no. 3. P. e279–e291. https://doi.org/10.1016/S2214-109X(18)30003-2

Fauls J. R., Thompson B. L., Johnston L. M. Validity of the Ages and Stages Questionnaire to identify young children with gross motor difficulties who require physiotherapy assessment // Dev. Med. Child Neurol. 2020. Vol. 62, no. 7. P. 837–844. https://doi.org/10.1111/dmcn.14480

Fuiko R., Oberleitner-Leeb C., Klebermass-Schrehof K., Berger A., Brandstetter S., Giordano V. The impact of norms on the outcome of children born very-preterm when using the Bayley-III: Differences between US and German norms // Neonatology. 2019. Vol. 116, no. 1. P. 29–36. https://doi.org/10.1159/000497138

Fuschlberger T., Leitz E., Voigt F., Esser G., Schmid R. G., Mall V., Friedmann A. Stability of developmental milestones: Insights from a 44-year analysis // Infant Behav. Dev. 2024. No. 74. P. 101898. https://doi.org/10.1016/j.infbeh.2023.101898

Gladstone M., Lancaster G. A., Umar E., Nyirenda M., Kayira E., van den Broek N. R., Smyth R. L. The Malawi Developmental Assessment Tool (MDAT): the creation, validation, and reliability of a tool to assess child development in rural African settings // PLoS Med. 2010. Vol. 25, no. 7 (5). P. e1000273. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1000273

Gregory R. G. Psychological Testing: History, Principles, and Applications. London: Pearson Education, 2007.

Hasselhorn M., Margraf-Stiksrud J. TBS-TK Rezension: “Entwicklungstest für Kinder von sechs Monaten bis sechs Jahren — Revision (ET 6–6 R)” // Psychologische Rundschau. 2015. Vol. 66, no. 3. P. 141–143. https://doi.org/10.1026/0033-3042/a000120

Hyun S. E., Kwon J. Yi., Hong B. Yo., Yoon J. A., Choi J. Yo., Hong J., Koh S. E., Ko E. J., Kim S. K., Song M. K., Yi S. H., Cho A., Kwon B. S. Early neurodevelopmental assessments of neonates discharged from the neonatal intensive care unit: A physiatrist’s perspective // Ann. Rehabil. Med. 2023. Vol. 74, no. 3. P. 147–161. https://doi.org/10.5535/arm.23038

Janning A., Lademann H., Olbertz D. Predictive value of the Münchener Funktionelle Entwicklungsdiagnostik used to determine risk factors for motor development in German preterm infants // Biomedicines. 2023. Vol. 11, no. 10. P. 2626. https://doi.org/10.3390/biomedicines11102626

Jeong J., Franchett E. E., Ramos de Oliveira C. V., Rehmani K., Yousafzai A. K. Parenting interventions to promote early child development in the first three years of life: A global systematic review and meta-analysis // PLoS Med. 2021. No. 18 (5). Art. e1003602. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1003602

Lancaster G. A., McCray G., Kariger P., Dua T., Titman A., Chandna J., McCoy D., Abubakar A., Hamadani J. D., Fink G., Tofail F., Gladstone M., Janus M. Creation of the WHO Indicators of Infant and Young Child Development (IYCD): metadata synthesis across 10 countries // BMJ Global Health. 2018. Vol. 3, no. 5. Art. e000747. https://doi.org/10.1136/bmjgh-2018-000747

Madaschi V., Macedo E. C., Mecca T. P., Paula C. S. Bayley-III scales of infant and toddler development: transcultural adaptation and psychometric properties // Paidéia (Ribeirão Preto). 2016. No. 26. P. 189–197.

Månsson J., Källén K., Eklöf E., Serenius F., Ådén U., Stjernqvist K. The ability of Bayley-III scores to predict later intelligence in children born extremely preterm // Acta Paediatr. 2021. Vol. 110, no. 11. P. 3030–3039. https://doi.org/10.1111/apa.16037

McManus B. M., Blanchard Yv., Murphy N. J., Nugent J. K. The effects of the Newborn Behavioral Observations (NBO) system in early intervention: A multisite randomized controlled trial // Infant Ment. Health J. 2020. Vol. 41, no. 6. P. 757–769. https://doi.org/10.1002/imhj.21882

Montgomery C., Setänen S., Kaul Yl. F., Farooqi A., Broström L., Aden U., Källен K., Serenius F. Predictive value of Bayley-III Motor Index for later motor difficulties in children born extremely preterm // Acta Paediatr. 2023. Vol. 112, no. 4. P. 742–752. https://doi.org/10.1111/apa.16694

Naz S., Hoodbhoy Z., Jaffar A., Kaleem S., Hasan B. S., Chowdhury D., Gladstone M. Neurodevelopment assessment of small for gestational age children in a community-based cohort from Pakistan // Arch Dis. Child. 2023. Vol. 108, no. 4. P. 258–263. https://doi.org/10.1136/archdischild-2022-324630

Newborg J. Battelle developmental inventory. 2nd ed. Itaca: Riverside, 2005.

O’Hara L., Smith E. R., Barlow J., Livingstone N., Herath N. I., Wei Yi., Spreckelsen T. F., Macdonald G. Video feedback for parental sensitivity and attachment security in children under five years // Cochrane Database Syst. Rev. 2019. Vol. 11, no. 11. Art. CD012348. https://doi.org/10.1002/14651858.cd012348.pub2

Perrin E. C., Sheldrick Ch., Visco Z., Mattern K. Survey of Well-being of Young Children (SWYC). User’s Manual. Boston: Tufts Medical Center, 2016.

Petermann F., Macha Th. Entwicklungstest für Kinder von 6 Monaten bis 6 Jahren. Boston: Hogrefe, 2015.

Raspa M., Levis D. M., Kish-Doto J., Wallace I., Rice C., Barger B., Green K. K., Wolf R. B. Examining parents’ experiences and information needs regarding early identification of developmental delays: Qualitative research to inform a public health campaign // J. Dev. Behav. Pediatr. 2015. Vol. 36, no. 8. P. 575–585. https://doi.org/10.1097/DBP.0000000000000205

Roid G. H., Miller L. J. Leiter international performance scale — revised: Examiner’s manual. Wood Dale: Stoelting, 1997.

Sánchez-Vincitore L., Schaettle P., Castro A. Validation of the Malawi Developmental Assessment Tool for children in the Dominican Republic: Preliminary results // PLoS One. 2019. Vol. 15, no. 14 (8). P. e0221162. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0221162

Schonhaut L., Armijo I., Schönstedt M., Alvarez J., Cordero M. Validity of the ages and stages questionnaires in term and preterm infants // Pediatrics. 2013. Vol. 131, no. 5. P. e1468–e1474. https://doi.org/10.1542/peds.2012-3313

Schonhaut L., Maturana A., Cepeda O., Serón P. Predictive validity of developmental screening questionnaires for identifying children with later cognitive or educational difficulties: A systematic review // Front Pediatr. 2021. Vol. 24, no. 9. Art. 698549. https://doi.org/10.3389/fped.2021.698549

Sheel H., Suárez L., Marsh N. V. Parents’ evaluation of developmental status and strength and difficulties questionnaire as screening measures for children in India: A scoping review // Pediatr. Rep. 2023. Vol. 24, no. 15 (1). P. 175–196. https://doi.org/10.3390/pediatric15010014

Sheldrick R. C., Schlichting L. E., Berger B., Clyne A., Ni P., Perrin E. C., Vivier P. M. Establishing new norms for developmental milestones // Pediatrics. 2019. Vol. 144, no. 6. Art. e20190374. https://doi.org/10.1542/peds.2019-0374

Sheldrick R. C., Marakovitz S., Garfinkel D., Carter A. S., Perrin E. C. Comparative accuracy of developmental screening questionnaires // JAMA Pediatr. 2020. Vol. 174, no. 4. P. 366–374. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2019.6000

Singh A., Yeh C. J., Boone Blanchard S. Ages and Stages Questionnaire: a global screening scale // Bol. Méd. Hosp. Infant Méx. 2017. Vol. 74, no. 1. P. 5–12. https://doi.org/10.1016/j.bmhimx.2016.07.008

Swineford L. B., Guthrie W., Thurm A. Convergent and divergent validity of the Mullen Scales of Early Learning in young children with and without autism spectrum disorder // Psychol. Assess. 2015. Vol. 27, no. 4. P. 1364–1378. https://doi.org/10.1037/pas0000116

Visser L., Ruiter S. A. J., van der Meulen B. F., Ruijssenaars W. A. J. J. M., Timmerman M. E. A review of standardized developmental assessment instruments for young children and their applicability for children with special needs // Journal of Cognitive Education and Psychology. 2012. Vol. 11, no. 2. P. 102–127. https://doi.org/10.1891/1945-8959.11.2.102

Wong H. S., Cowan F. M., Modi N. Medicines for Neonates Investigator Group. Validity of neurodevelopmental outcomes of children born very preterm assessed during routine clinical follow-up in England // Arch. Dis. Child Fetal Neonatal Ed. 2018. Vol. 103, no. 5. P. F479–F484. https://doi.org/10.1136/archdischild-2016-312535

Woolfenden S., Eapen V., Williams K., Hayen A., Spencer N., Kemp L. A systematic review of the prevalence of parental concerns measured by the Parents’ Evaluation of Developmental Status (PEDS) indicating developmental risk // BMC Pediatr. 2014. Vol. 13, no. 14. P. 231. https://doi.org/10.1186/1471-2431-14-231

Информация об авторах

Наталия Владимировна Андрущенко, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), доцент кафедры детской невропатологии и нейрохирургии, Северо-Западный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И. И.Мечникова» Минздрава России), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1301-1668, e-mail: natvladandr@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 42
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 9

 Скачиваний PDF

За все время: 23
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 5

 Всего

За все время: 65
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 14