Повышение мотивации педагогов к непрерывному развитию профессионально-личностных компетенций на основе рефлексивной технологии самоанализа

309

Аннотация

В статье представлен пятишаговый алгоритм рефлексивной технологии самоанализа. Он апробирован и востребован в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников, реализующего очные и дистанционные курсы повышения квалификации. Технология нацелена на психолого-педагогическое сопровождение процесса непрерывного профессионально-личностного развития педагогов. Оно, в свою очередь, необходимо для качественного выполнения педагогами их профессиональных задач в сфере обучения, воспитания и развития детей — в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» и задачами национального проекта РФ «Образование». Последовательность действий в алгоритме прописана от первого этапа — осмысления педагогами внутренних причин сопротивления непрерывному развитию собственных профессионально-личностных компетенций, до последнего — разработки и реализации индивидуального маршрута профессионально-личностного саморазвития. При этом происходит отслеживание самим педагогом своего поэтапного движения по маршруту — на основе рефлексии достигнутых и проектирования новейших результатов.

Общая информация

Ключевые слова: непрерывное развитие профессионально-личностных компетенций, непрерывное образование и самообразование педагога, рефлексивная технология самоанализа, внутренние причины сопротивления непрерывному развитию, активизация внутренней мотивации, внешняя мотивирующая основа самоанализа, мотивационные механизмы целеполагания, виды развивающей деятельности педагога, выбор профессии

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170214

Для цитаты: Андреева Н.Н. Повышение мотивации педагогов к непрерывному развитию профессионально-личностных компетенций на основе рефлексивной технологии самоанализа [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 150–158. DOI: 10.17759/bppe.2020170214

Фрагмент статьи

Главная идея — непрерывный рост и развитие профессионально-личностных компетенций работников сферы образования в целях обеспечения вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитания гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование» («Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования»), также уточняют и усиливают главную идею относительно необходимости повышения мотивации педагогов к непрерывному самосовершенствованию — согласно условиям современной жизни, которые на глазах динамично меняются.

Литература

  1. Девятова И.Е. Технологии развития педагогической рефлексии // Научно-теоретический журнал. 2017. № 4 (33). С. 41–49.
  2. Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=319308&fld=134&dst=100014,0&rnd=0.9498994235872655#009712378451383907 (дата обращения: 23.05.2020).
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=203805&div=LAW&rnd=307C5F241DB9A69645EC1650BEC795AD#2ckhpn7bwk1(дата обращения: 04.01.2020).
  4. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.

Информация об авторах

Андреева Надежда Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников (направление педагогика и практическая психология), Чувашский республиканский институт образования (БУ ЧР ДПО ЧРИО), Чебоксары, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0652-226X, e-mail: lady-nadya@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 484
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 309
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5