Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 2. С. 150–158
doi:10.17759/bppe.2020170214
ISSN: 2658-3100 (online)
Повышение мотивации педагогов к непрерывному развитию профессионально-личностных компетенций на основе рефлексивной технологии самоанализа
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: непрерывное развитие профессионально-личностных компетенций, непрерывное образование и самообразование педагога, рефлексивная технология самоанализа, внутренние причины сопротивления непрерывному развитию, активизация внутренней мотивации, внешняя мотивирующая основа самоанализа, мотивационные механизмы целеполагания, виды развивающей деятельности педагога, выбор профессии
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170214
Для цитаты: Андреева Н.Н. Повышение мотивации педагогов к непрерывному развитию профессионально-личностных компетенций на основе рефлексивной технологии самоанализа [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 150–158. DOI: 10.17759/bppe.2020170214
Полный текст
Согласно задачам национального проекта РФ «Образование» (п. 5, 7, 10 «Паспорта национального проекта “Образование”»), до конца 2024 года необходимо:
• внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
• формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
• формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста [2].
Главная идея — непрерывный рост и развитие профессионально-личностных компетенций работников сферы образования в целях обеспечения вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитания гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование» («Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования»), также уточняют и усиливают главную идею относительно необходимости повышения мотивации педагогов к непрерывному самосовершенствованию — согласно условиям современной жизни, которые на глазах динамично меняются.
В целом, востребованность в непрерывном развитии профессионально-личностных компетенций у педагогов, как и у других специалистов (субъектов общественной деятельности), вытекает из объективной необходимости непрерывного образования современной личности. Сегодняшний мир перманентно развивается и активно трансформируется: пополняется новой информацией и результатами исследований, дополняется новейшими технологиями и разработками. Все это требует от педагога постоянного приобретения обновляющихся знаний, навыков, компетенций, то есть непрерывного образования и самообразования — развития личности как в периоды ее социально-психологического, физического созревания и стабилизации жизненных сил, способностей, так и в периоды угасания и старения организма. Следовательно, непрерывное образование и самообразование современного педагога — это социально значимый и социально востребованный путь его непрекращающегося личностного самосовершенствования и прогрессивного профессионального развития.
Как следует целенаправленно обеспечивать качественную реализацию актуальных требований? Каким образом необходимо управлять процессом развития рефлексивной образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования педагогов? На основе полученного опыта в системе повышения квалификации педагогических работников предлагаем — в ходе освоения программ дополнительного профессионального образования — действовать с помощью рефлексивных технологий. Ведь «способность педагога к осуществлению деятельности на рефлексивной основе становится одним из критериев его успешности и эффективности в новых условиях» [1, с. 41].
В связи с этим сотрудниками кафедры профессионального развития педагогических работников Чувашского республиканского института образования (направление педагогики и психологии) разработана новая программа повышения квалификации «Развитие у педагогов компетентности самосовершенствования на основе самоанализа, рефлексивных технологий, объективного восприятия личных и профессиональных качеств». Реализация данной программы планируется в 2020-2021 учебном году в целях повышения уровня развития психолого-педагогических, коммуникативных компетенций педагогов и, в целом, их профессионального самосознания для успешной и эффективной профессиональной деятельности на благо субъектов образовательного процесса.
Задачи активизации у педагогов внутренней мотивации к постоянному профессиональноличностному развитию на курсах повышения квалификации решались нами и ранее с помощью разнообразных методов и приемов. В том числе на основе метода самоанализа — как осмысления уровня развития собственных профессиональных компетенций, выявления профессиональных затруднений и дефицитов, определения путей их устранения. Внешней мотивирующей основой самоанализа являлись требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [3].
В рамках новой программы повышения квалификации предусматривается технологичная реализация метода самоанализа в следующей последовательности действий (как под руководством преподавателя, так и в форме самостоятельной работы с применением возможностей дистанционного обучения):
1) осмысление внутренних причин сопротивления непрерывному развитию профессиональноличностных компетенций;
2) анализ результатов собственной профессиональной деятельности с помощью перечня трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний по трудовым функциям «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность»;
3) работа с перечнем видов развивающей деятельности педагога (воспитателя, учителя) с учетом механизмов целеполагания;
4) разработка индивидуального маршрута профессионально-личностного саморазвития на основе проведенного самоанализа и полученной информации;
5) реализация индивидуального маршрута профессионально-личностного саморазвития и отслеживание поэтапного движения по нему на основе рефлексии достигнутых и проектирования новейших результатов.
Шаг 1. Осмысление внутренних причин сопротивления непрерывному развитию профессиональноличностных компетенций.
Как показывает практика, педагогу эффективно осмыслить внутренние причины сопротивления помогает практическая отработка психологических ОК-установок — в контексте необходимого умения «владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья» (трудовая функция 3.1.3 «Развивающая деятельность») [3]. Образовательной задачей в этом случае является активизация внутренних условий профессионального развития и самосовершенствования педагогов — ради успешного достижения профессиональных целей в сфере обучения, воспитания, развития обучающихся поколения Z (в соответствии с требованиями ФГОС общего образования).
Далее под руководством преподавателя эта психологическая техника ретроспективной рефлексии дополняется самоанализом своих базовых жизненных позиций. Цель самоанализа — осмысление педагогами эффективности или неэффективности личностных профессионально значимых характеристик на текущем этапе жизнедеятельности. Причем — с точки зрения реализации трудового действия «осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» (трудовая функция 3.1.1 «Общепедагогическая функция. Обучение»).
Быстрая активизация мотивации и осмысление механизмов целеполагания (непрерывного развития профессионально-личностных компетенций педагогов) созвучны динамично меняющимся условиям, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. При этом активизация мотивации достаточно успешно происходит в том случае, если используется пирамида нейрологических уровней Р. Дилтса.
Апробация данного шага в ходе самостоятельной работы педагогов в системе дистанционного обучения Moodle показала, что основными психологическими причинами осознаваемого или неосознаваемого сопротивления непрерывному развитию профессионально-личностных компетенций являются:
• идеализация собственных профессиональных возможностей (в сфере предупреждения и разрешения конфликтов в образовательной среде, к примеру);
• неадекватно завышенная, стопроцентная самооценка актуальных профессиональных компетенций (словно дальше некуда развиваться);
• обесценивание необходимости рефлексивной деятельности (отсутствие аргументированного качественного самоанализа, как следствие);
• необходимость постоянно овладевать новыми компетенциями в быстро меняющихся условиях осуществления профессиональной деятельности (не только предметными, методическими, но и психолого-педагогическими, коммуникативными, в том числе ИКТ);
• ослабленный характер побудительных сил, причин, мотивов, ценностных ориентаций к профессионально-личностному развитию (из-за проявлений синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации);
• неустойчивая мотивация к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации личности (она имеет ситуативный, а не устойчивый характер);
• стагнация в работе и совершенствовании структуры индивидуальных смыслов, значений, убеждений (доминирующее положение понятия «ученик» как «пассивный объект» образовательного процесса по отношению к понятию «обучающийся» как «активный субъект» современного образовательного процесса, к примеру).
Шаг 2. Анализ результатов собственной профессиональной деятельности с помощью перечня трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний по трудовым функциям «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность».
В качестве мотивирующих показателей самоанализа результатов профессиональной деятельности мы предлагаем параметры, которые можно назвать так:
• «данной компетенцией я обладаю» (+),
• «данная компетенция требует дополнительного развития» (±).
У компетенций, требующих дополнительного развития, указываются актуальные («Я-реальное») и желаемые («Я-идеальное») измерители в процентах, что позволяет педагогам увидеть наглядную картину собственного стремления к развитию и актуализации своего Я «в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности» [4, с. 11]. Также каждый педагог определяет и обозначает сроки развития компетенций до требуемого уровня, по сути, превращая собственные констатирующие показатели в формирующие, что позволит ему в перспективе отследить их промежуточную или итоговую результативность (представляем пример рабочей таблицы, табл. 1).
Таблица 1.
Самоанализ компетенций по трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение»
Составитель:
Дата:
Цель:
№ |
Перечень трудовых действий по трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» |
Параметры трудовых действий |
|||||
Данной компетенцией я обладаю + |
Данная компетенция требует дополнительного развития ± |
Актуальные показатели, % |
Желаемые показатели % |
Начало срока |
Окончание срока |
||
1 |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
|
|
|
|
|
|
2 |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
|
|
|
|
|
3 |
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды |
|
|
|
|
|
|
4 |
Планирование и проведение учебных занятий |
|
|
|
|
|
|
5 |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению |
|
|
|
|
|
|
6 |
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых резуль- |
|
|
|
|
|
|
|
татов освоения основной образовательной программы обучающимися |
|
|
|
|
|
|
7 |
Формирование универсальных учебных действий |
|
|
|
|
|
|
8 |
Формирование навыков, связанных с информаци- онно-коммуникацион- ными технологиями |
|
|
|
|
|
|
9 |
Формирование мотивации к обучению |
|
|
|
|
|
|
10 |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
|
|
|
|
|
|
Шаг 3. Работа с перечнем видов развивающей деятельности педагога (воспитателя, учителя) с учетом механизмов целеполагания.
Ознакомление и самостоятельная работа с открытым перечнем видов развивающей деятельности педагога (воспитателя, учителя) оказывает ему действенную помощь в осмыслении механизмов целеполагания и определении путей развития своих психолого-педагогических компетенций. Перечень, составленный экспертами Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», включает в себя следующие виды, которые нацелены на реализацию задач национального проекта РФ «Образование»: курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, внутриорганизационное обучение в группах, дистанционное обучение, тематические методические семинары и практикумы, учебные курсы, деловые игры и тренинговые программы, индивидуальный коучинг и работа с персональным тьютором или наставником, индивидуальные методические консультации опытного профессионала, изучение лучших практик, стажировка (ознакомление с функциями должности, новыми технологиями работы), выездные мероприятия (конкурсы, фестивали, съезды), участие в научно-практических конференциях, круглых столах, дискуссионных площадках, пресс-конференциях и вебинарах с профессионалом, проектная деятельность, участие в профессиональных и грантовых конкурсах, вовлечение в новые области работы (освоение новых профессиональных обязанностей), усвоение новых ролевых моделей и общественных обязанностей, временное замещение должности («обмен» рабочими местами) и участие в мероприятиях, предложенных работодателем, чтение специализированной литературы, разработка и реализация авторских программ, написание и публикация статей и эссе, подготовка буклетов, обзоров, рефератов, докладов и др.
Осмыслению мотивационных механизмов целеполагания как осознанного предвосхищения будущего результата педагогической деятельности способствуют: выдвижение целей, определение путей их достижения и проектирование ожидаемых результатов (назовем это «линией наименьшего сопротивления»). Более детальное и адекватное целеполагание содержит следующие необходимые этапы: 1) изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности (предметной, методической, психологопедагогической, коммуникативной); 2) проектирование системы целей; 3) определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей; 4) выявление полученных за определенный период времени результатов и соотнесение их с ранее поставленными целями; 5) корректировка и постановка на этой основе новых целей на следующий период (это «линия профессионального целеполагания»). По нашим данным, значимым внутренним механизмом, запускающим линию профессионального целеполагания педагога, является его восприятие собственной профессиональной работы. Результаты опроса социальных педагогов, педагогов-психологов и педагогов, сопровождающих семьи с детьми с ОВЗ и инвалидностью, по методике Г.В. Резапкиной «Потребность или необходимость?» в феврале 2020 года показали следующую картину: для 46% респондентов работа является необходимостью, для 29% — потребностью, для 25 % — и потребностью, и необходимостью в соотношении 50/50. Следовательно, можно предположить, что доминирующий внутренний механизм «работа как необходимость» («надо») без дополняющих механизмов «работа как потребность» («хочу») и «работа как компетентность» («могу») может являться причиной слабой мотивации педагога к профессиональной деятельности и развитию профессионально-личностных компетенций (особенно к их непрерывному развитию). В таком случае существенную помощь педагогу может оказать пошаговая развивающая работа на основе рефлексивной технологии самоанализа, описываемой в статье.
Шаг 4. Разработка индивидуального маршрута профессионально-личностного саморазвития на основе проведенного самоанализа и полученной информации.
Рекомендуемая нами структура индивидуального маршрута профессионально-личностного саморазвития педагога содержит информационную справку об авторе-разработчике; дату; формулировку индивидуальных целей и задач с учетом целеполагания национального проекта РФ «Образование»; индивидуализированный перечень компетенций (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики) по трудовым функциям «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность», требующих дополнительного развития, также их процентные показатели (желаемые); индивидуализированный перечень выбранных видов развивающей деятельности педагога; формулировку индивидуализированных сроков развития профессиональных компетенций; индивидуальный перечень достигнутых результатов (представляем пример рабочей таблицы, табл. 2).
Таблица 2.
Индивидуальный маршрут профессионально-личностного саморазвития
учителя биологии по трудовой функции «Развивающая деятельность
Автор-разработчик:
Дата:
Цель:
Задачи:
Трудовые действия |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
Желаемые показатели (%) |
Виды развивающей деятельности |
Сроки развития |
Результаты |
1. |
1. |
1. |
|
|
|
|
2. |
2. |
2. |
|
|
|
|
3. |
3. |
3. |
|
|
|
|
4. |
4. |
4. |
|
|
|
|
5. |
5. |
5. |
|
|
|
|
6. |
6. |
6. |
|
|
|
|
7. |
7. |
7. |
|
|
|
|
8. |
8. |
|
|
|
|
|
9. |
9. |
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
Другие характеристики |
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
Шаг 5. Реализация индивидуального маршрута профессионально-личностного саморазвития и отслеживание поэтапного движения по нему на основе рефлексии достигнутых и проектирования новейших результатов.
Реализацию индивидуального маршрута и дальнейшее отслеживание поэтапного движения по нему педагоги осуществляют самостоятельно (за пределами очных или заочных курсов повышения квалификации) в зависимости от:
• актуализирующихся профессиональных дефицитов и затруднений,
• образовательных потребностей и ценностей,
• перечня направлений обновления содержания общего образования,
• локальных задач и конкретных ситуаций образовательной организации и т.п.
Решая задачи подготовки педагогов Чувашской Республики к непрерывному образованию, мы подчеркиваем, что их рефлексивная деятельность (рефлексивный анализ эффективности индивидуального маршрута саморазвития) в автономном, самостоятельном, автоматизированном режиме, по сути, и служит перманентному совершенствованию личностных, профессионально значимых характеристик. В том числе таких, как «гармонично развитая и социально ответственная личность», согласно целям национального проекта РФ «Образование» [2]. Это и является отражением готовности и способности педагогов Чувашии к реализации идеи непрерывного образования и самообразования на данном этапе.
Подводя итоги, сформулируем перспективные задачи в сфере повышения мотивации педагогов к непрерывному развитию профессионально-личностных компетенций:
• дальнейшая активизация самообразовательной позиции каждого педагога в системе непрерывного образования педагогических работников;
• создание модели профессиональной образовательной среды, стимулирующей каждого педагога на непрерывное повышение профессиональных компетенций;
• создание мониторинга реализации системы непрерывного образования педагогов образовательных организаций.
Литература
- Девятова И.Е. Технологии развития педагогической рефлексии // Научно-теоретический журнал. 2017. № 4 (33). С. 41–49.
- Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=319308&fld=134&dst=100014,0&rnd=0.9498994235872655#009712378451383907 (дата обращения: 23.05.2020).
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=203805&div=LAW&rnd=307C5F241DB9A69645EC1650BEC795AD#2ckhpn7bwk1(дата обращения: 04.01.2020).
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 618
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 361
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6