Аутизм и нарушения развития
2018. Том 16. № 3. С. 23–27
doi:10.17759/autdd.2018160303
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
К вопросу о проблемах трудоустройства людей с инвалидностью
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: люди с инвалидностью, модели государственной политики, трудоустройство инвалидов, специальные условия труда, социальные проекты
Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160303
Для цитаты: Сунько Т.Ю., Каткова С.Н. К вопросу о проблемах трудоустройства людей с инвалидностью // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 3. С. 23–27. DOI: 10.17759/autdd.2018160303
Полный текст
В настоящее время в социальной сфере получили распространение две модели государственной политики содействия трудоустройства людей с инвалидностью.
Первая модель ориентирована на создание специальных условий при приеме на работу. В соответствии с данной моделью работодатель, используя субсидии от государства, адаптирует рабочие места для лиц с инвалидностью. Эта модель в современном обществе получила распространение в странах Западной Европы.
Вторая модель направлена на социализацию инвалидов. В ее основе лежит идея о равенстве людей с инвалидностью и других работников. Модель успешно реализуется в Соединенных Штатах Америки. Концепция данной модели основана на психологической теории социального научения Альберта Бандуры, Ури Бронфенбреннера, Роберта Сирса, Берреса Скиннера, Кларка Халла и др. Согласно этой теории, социальное научение возможно только под влиянием непосредственного социального окружения. В понятие «социальное окружение» включался пол ребенка, положение в семье, социальная позиция семьи, уровень образования родителей [3].
В течение последних двух десятилетий в России развиваются устойчивые тенденции к проведению позитивной политики в отношении людей с инвалидностью со стороны государства: проведение реабилитационных мероприятий; предоставление технических средств реабилитации и услуг; оказание медицинской помощи; обеспечение беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры; обеспечение инвалидов жилой площадью и льготами по оплате жилья; воспитание и обучение детей- инвалидов; обеспечение занятости инвалидов, материальное обеспечение инвалидов; социально-бытовое обслуживание инвалидов, общественные объединения инвалидов и другое [2].
Вместе с тем, годами складывающиеся общественные стереотипы повлияли на непринятие человека с инвалидностью. В нашей стране долгое время была распространена медицинская модель понимания инвалидности, основанная на превалировании идеи медицинской реабилитации и необходимости только медицинского лечения человека с инвалидностью. Зарубежная и отчасти отечественная практики демонстрируют примеры, когда ограничения, связанные с инвалидностью, не являются препятствием для полноценной жизни [3]. Люди с инвалидность достигают многого в общественной, политической, социальной и других сферах деятельности, на своем личном примере показывая способность к полноценной, независимой экономической жизни, желание приносить людям пользу и на равных общаться с различными людьми.
С одной стороны, основываясь на данных анкетирования, полученных на базе Региональной общественной организации семей «Доброе сердце» города Москвы в 2017 году, более 52% инвалидов не хотят устраиваться на работу по ряду причин, а именно: отсутствие мотивации к собственной трудовой деятельности и независимой экономической жизни, страх потерять пенсию, отрыв человека с инвалидностью от окружающей действительности, существование в «особой социальной реальности», а также отсутствие привлекательности людей с инвалидностью в обществе, дискриминация человека с инвалидностью в процессе трудоустройства и трудовой деятельности. Выразили готовность трудоустроиться лишь около 48% опрошенных лиц с инвалидностью [5].
С другой, — большая часть работодателей сегодня не готовы принимать на работу людей с инвалидностью, это связано как с лишними расходами по обеспечению рабочего места, так и с психофизическими особенностями данной категории сотрудников. В результате у человека, имеющего инвалидность, возникают определенные трудности в процессе поиска работы и трудоустройства, решить которые самостоятельно, без участия представителей государственных и негосударственных ведомств и структур иногда очень сложно [3].
Для решения проблем трудоустройства инвалидов государством сегодня предлагается система мер по созданию специальных условий труда, поскольку каждый гражданин Российской Федерации имеет право на труд, в том числе это касается и людей с инвалидностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1]. К системе специальных условий труда относим: определение индивидуальных потребностей и возможностей инвалида; оборудование специальных рабочих мест, в зависимости от потребностей инвалида; пересмотр трудовых обязанностей для инвалида, графика работы с возможностью сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска; обеспечение полноценной возможности трудиться инвалиду, в том числе, возможность повышения квалификации, переподготовки, карьерного роста [4].
Для совершенствования процесса трудоустройства в настоящее время необходимо принять комплекс мер, которые содействовали бы положительному отношению людей с инвалидностью к собственной трудовой деятельности. Поэтому следует популяризировать тему достижений людей с инвалидностью в обществе, а людям с инвалидностью необходимо стремиться к формированию профессиональных компетенций, востребованных на свободном рынке труда.
Перечислим предлагаемые комплексные меры содействия положительному отношению людей с инвалидностью к собственной трудовой деятельности:
— информирование служб занятости населения о желании лиц с инвалидностью трудоустроиться;
— информирование людей с инвалидностью через органы социальной защиты о конкретных предложениях и местах работы;
— выяснение наличия желания инвалида осуществлять трудовую деятельность при оформлении индивидуальной программы реабилитации;
— изменение механизма квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью. Для государственных предприятий и организации предлагается установить квоту в размере 10%, если количество сотрудников превышает 100 человек, для частных предприятий и организаций — 5%;
— разработка механизма поощрения работодателей за предоставление рабочих мест людям с инвалидностью;
— повышение правовой грамотности людей с инвалидностью. В этой связи предлагается вменить в обязанности специалистов отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, службы занятости населения, органов местного самоуправления муниципальных образований проведение бесплатных семинаров для инвалидов, посвященных их правовой защите, информатизации.
Рассмотрим специфическую форму трудоустройства инвалидов через общественные организации. Общественные организации в современном обществе играют целый ряд социальных ролей. Они являются самостоятельными коммуникационными агентами, выполняют многие социально значимые функции — участвуют в организации здравоохранения, досуга, образования, защиты прав — выступают инструментами формирования общественного мнения, устанавливают нормы морали в обществе, способствуют социализации отдельных групп людей, формируют у лиц с инвалидностью активную жизненную позицию.
Вопросы трудоустройства инвалидов можно рассматривать также в рамках социальных проектов. Социальный проект представляет собой последовательность мероприятий и различных акций для предупреждения, минимизации или разрешения проблем, обусловленных дефицитом социально-культурной интеграции, реабилитации, адаптации и социализации, самореализации личности. Именно в рамках социального проекта, как правило, осуществляется взаимодействие органов власти и общественных организаций. При этом органы власти могут выступать инициаторами, координаторами, спонсорами, кураторами проекта либо совмещать указанные функции.
Социальные проекты по решению социальных проблем в области трудоустройства инвалидов направлены на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей.
В свою очередь, на уровне государства для решения проблемы трудоустройства инвалидов производится льготная кредитная и финансовая политика, направленная на предприятия, трудоустраивающие инвалидов, а также на общества инвалидов. Со стороны государства устанавливают на предприятиях квоты на специализированные рабочие места, резервируется ряд рабочих мест по профессиям, подходящим для инвалидов в большей степени, создают людям с инвалидностью условия труда, а также условия для осуществления инвалидами предпринимательства, организовывают обучение и переквалификацию инвалидов.
В заключение сформулируем предложения по снижению налога на прибыть в зависимости от количества рабочих мест для инвалидов на различных предприятиях, исходя из предложений по снижению налога на прибыль.
Представленные в таблице предложения по снижению налога на прибыль в зависимости от количества рабочих мест для людей с инвалидностью на различных предприятиях, по нашему мнению, повысят заинтересованность работодателей в приеме на работу сотрудников-инвалидов.
Таблица
Предложения по снижению налога на прибыль в зависимости от количества рабочих мест для людей с инвалидностью на различных предприятиях
Виды предприятий |
Количество рабочих мест для людей с инвалидностью |
Снижение налога на прибыль, % |
Крупные государственные предприятия с численностью сотрудников более 100 человек |
10 и более |
2,0% |
Крупные частные предприятия с численностью сотрудников более 100 человек |
10 и более |
2,0% |
Предприятия среднего предпринимательства с численностью сотрудников 50— 100 человек |
5—10 |
2,5% |
Малые предприятия с численностью сотрудников до 50 человек |
3—5 |
3,0% |
Микропредприятия, созданные специально для людей с инвалидностью |
Все сотрудники (не более 15 чел.) |
Освобождаются от налога на прибыль на 3—5 лет |
Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что предложенные меры содействия положительному отношению людей с инвалидностью к собственной трудовой деятельности повлияют на решении проблемы трудоустройства лиц с инвалидностью в Российской Федерации и приведут к увеличению количества работающих инвалидов.
Литература
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1382
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 557
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1