Модель вынужденной адаптации детей с аутизмом к навязываемым ориентирам в детской обучающей среде. Рискованная игра в развивающую башню Дженга

1354

Аннотация

Академические требования и социальные ожидания оказывают все большее давление на детей младшего возраста. Недостатки нашей академической системы для решения этих проблем в значительной степени влияют на население в целом, но могут быть еще более вредоносными для детей с аутизмом, которым характерна повышенная частота тревожных, депрессивных расстройств и самоубийств во взрослой жизни. В настоящей работе рассматриваются подобные социальные и экологические требования, предъявляемые к детям с аутизмом при достижении универсальных целей академического обучения, а также современные доказанные данные по оценке рисков, с которыми сталкиваются молодые люди с аутизмом. Теория сенсорной интеграции основана на утверждении, что развитие и функции мозга определяются воздействием окружающей среды на организм и, соответственно, реакциями этого же организма на окружающую среду. Это понятие, являющееся важным принципом детской эрготерапии, вписывается в динамический системный подход к развитию ребенка, где среда, взаимоотношения, нейробиологические и генетические факторы взаимодействуют и самоорганизуются через динамически устойчивые состояния. В статье представлена идея, лежащая в основе предлагаемой модели. Мы рассмотрим эту модель, используя аналогию с игрой «башня Дженга», чтобы обсудить некоторые из опасностей, которые представляет минималистический подход к потребностям ребенка при его обучении и развитии. Наконец, в статье заданы вопросы относительно последствий этих адаптивных реакций с точки зрения теории динамических систем.

Общая информация

Ключевые слова: развитие ребенка, аутизм, маскировка, сенсорная интеграция, теория динамических систем , окружающая среда, обучение

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2019170203

Для цитаты: Спилманн В., Портер Л. Модель вынужденной адаптации детей с аутизмом к навязываемым ориентирам в детской обучающей среде. Рискованная игра в развивающую башню Дженга // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 2. С. 18–33. DOI: 10.17759/autdd.2019170203

Литература

  1. About Autistic Self Advocacy Network [Web resource]. URL: https://autisticadvocacy.org/aboutasan/ (Accessed 23.04.2019)
  2. Ayres A.J. Sensory integration and learning disorders. Los Angeles: Western Psychological Services, 1973. 294 p.
  3. Baio J., Wiggins L., Christensen D.L., Maenner M J., Daniels J., Warren Z., Durkin M.S., et al. Prevalence of autism spectrum disorder among children aged 8 years—autism and developmental disabilities monitoring network, 11 sites, United States, 2014. Morbidity and mortality weekly report. Surveillance summaries, 2018, vol. 67, no. 6, pp. 1—23.
  4.  Bargiela S., Steward R., Mandy W. The experiences of late-diagnosed women with autism spectrum conditions: an investigation of the female autism phenotype. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2016. vol. 46, no. 10, pp. 3281—3294.
  5. Blanchard S. [Book review] Anatomy Trains: Myofascial Meridians for Manual and Movement Therapists, T.W. Myers, Churchill Livingstone Elsevier, China, 2014, 317 pp., ISBN: 978-0-7020- 4654-4. Physical Therapy in Sport, 2014, vol. 15, no. 4, p. 269. doi:10.1016/j.ptsp.2014.08.005
  6. Carlsson-Paige N., McLaughlin G.B., Almon J.W. Reading instruction in kindergarten: Little to gain and much to lose. Boston: Defending the Early Years; Alliance for Childhood, 2015.
  7. Cassidy S., Rodgers J. Understanding and prevention of suicide in autism. The Lancet Psychiatry, 2017, vol. 4, no. 6, p. e11. doi:10.1016/S2215-0366(17)30162-1
  8. Cofer L.F. Dynamic views of education. In Fogel A., King B.J., S. G. Shanker S.G. (eds.). Human Development in the Twenty-First Century. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Pp. 128— 135.
  9. Definition of Milestones. [Web resource] URL: http://www.indiaparenting.com/childdevelopment/25_161/definition-of-milestones.html (Accessed 23.04.2019)
  10. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th ed [DSM-5]. Philadelphia: American Psychiatric Association, 2013. 974 p.
  11. Early childhood developmental milestones | Health and wellbeing | Queensland Government. [Web resource] URL: https://www.qld.gov.au/health/children/babies/milestones/ (Accessed 23.04.2019)
  12. Early Development Milestones |Child Development |Pathways.org. [Web resource] URL: https:// pathways.org/milestones/ (Accessed 23.04.2019)
  13. Fogel A., Greenspan S., King B.J., Lickliter R., Reygadas P., Shanker S.G., Toren C. A dynamic systems approach to the life sciences. In Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.) Human Development in the Twenty-First Century. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Pp. 235—253.
  14. Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.). Human Development in the Twenty-First Century. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 270 p.
  15. Fonagy P., Target M. Early intervention and the development of self-regulation. Psychoanalytic Inquiry, 2002, vol. 22, no. 3, pp. 307—335. doi:10.1080/07351692209348990
  16. Fuld S. Autism spectrum disorder: the impact of stressful and traumatic life events and implications for clinical practice. Clinical Social Work Journal, 2018, vol. 46, no. 3, pp. 210—219.
  17. Getting to know your newborn — NHS / Birth to five development timeline. [Web resource] URL: http://www.nhs.uk/Tools/Pages/birthtofive.aspx (Accessed 23.04.2019)
  18. Gottlieb G., Tucker Halpern C. Individual development as a system of coactions: implications for research and policy. In Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.). Human Development in the TwentyFirst Century. New York: Cambridge University Press, 2008. Pp. 41—47.
  19. Granic I. A dynamic systems approach to understanding family and peer relationships: implications for effective interventions with aggressive youth. In Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.). Human Development in the Twenty-First Century. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Pp. 216— 224.
  20. Greene R.W. The explosive child. New York: HarperCollins World, 1999. 288 p.
  21. Greenspan S.I. A dynamic developmental model of mental health and mental illness. In Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.). Human Development in the Twenty-First Century. New York: Cambridge University Press, 2008. Pp. 157—199.
  22. Greenspan S.I., DeGangi G., Wieder S. The Functional Emotional Assessment Scale for Infancy and Early Childhood: Clinical and Research Applications. Bethesda: Interdisciplinary Council on Developmental and Learning Disorders, 2001.
  23. Greenspan S.I., Greenspan N.T. The Learning Tree: Overcoming Learning Disabilities from the Ground Up. Cambridge: De Capo Press; Lifelong Books, 2010. 276 p.
  24. Happé F., Fletcher-Watson S. Autism: A New Introduction to Psychological Theory and Current Debate. New York: Routledge, 2019. 208 p.
  25. Hull L., Petrides K.V., Allison C., Smith P., Baron-Cohen S., Lai M.C., Mandy W. “Putting on my best normal”: social camouflaging in adults with autism spectrum conditions. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2017, vol. 47, no. 8, pp. 2519—2534.
  26. Johnston T.D. Genes, experience, and behavior. In Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.). Human Development in the Twenty-First Century. New York: Cambridge University Press, 2008. Pp. 18—24.
  27. Kamm K., Thelen E., Jensen J.L. A dynamical systems approach to motor development. Physical Therapy, 1990, vol. 70, pp. 763—775.
  28. Kerns C.M., Newschaffer C.J., Berkowitz, S.J. Traumatic childhood events and autism spectrum disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2015, vol. 45, no. 11, pp. 3475—3486.
  29. King B.J. Creating Family Love: An evolutionary perspective. In Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.). Human Development in the Twenty-First Century. New York: Cambridge University Press, 2008. Pp. 81—87.
  30. Kofmel E. Our comments on Draft General Comment No. 4 of the Committee on the Rights of Persons with Disabilities on Article 24 of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities (CRPD). / Autistic Minority International. 2016. [Web resource] Retrieved from https://www.ohchr.org/ Documents/HRBodies/CRPD/GC/RighttoEducation/Autistic_Minority_International-Draft_ GC_Art24-10.01.2016.doc (Accessed 23.04.2019)
  31. Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago. Ubiversity of Chicago Press,1962.
  32. Kupferstein H. Evidence of increased PTSD symptoms in autistics exposed to applied behavior analysis. Advances in Autism, 2018, vol. 4, no. 1, pp. 19—29.
  33. Letourneau N., Joschko J. Scientific Parenting: What Science Reveals About Parental Influence. Ontario: Dundurn, 2013. 280 p.
  34. Leung N.K. (сhairman). Child Fatality Review Panel: Second report for child death cases in 2010—2011. Hong Kong, 2015. Retrieved from http://www.swd.gov.hk/doc/fcw/CFRP2R-Eng.pdf (Accessed 23.04.2019)
  35. Lickliter R. Developmental dynamics: the new view from the life sciences. In Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.). Human Development in the Twenty-First Century. New York: Cambridge University Press, 2008. Pp. 11—17.
  36. Livingston L.A., Happé F. Conceptualising compensation in neurodevelopmental disorders: Reflections from autism spectrum disorder. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 2017, vol. 80, pp. 729—742.
  37. Munsey C. The kids aren’t all right. American Psychological Association Monitor, 2010, vol. 41, no. 1, p. 22.
  38. Parents Guide to Developmental Milestones Child Mind Institute. [Web resource] URL: https:// childmind.org/guide/developmental-milestones/ (Accessed 23.04.2019)
  39. Richa S., Fahed M., Khoury E., Mishara B. Suicide in autism spectrum disorders. Archives of Suicide Research, 2014, vol. 18, no. 4, pp. 327—339.
  40. Robertson C.E., Baron-Cohen S. Sensory perception in autism. Nature Reviews. Neuroscience, 2017, vol. 18, no. 11, pp. 671—684. doi:10.1038/nrn.2017.112.
  41. Shanker S. Self-Regulation: Calm, Alert and Learning. Education Canada, 2010, vol. 50, no. 3, pp. 4—7.
  42. Shonkoff J.P., Phillips, D.P. (eds.). From Neurons to Neighborhoods: The Science of Early Childhood Development / Committee on Integrating the Science of Early Childhood Development, Board on Children, Youth, and Families. Washington: National Academies Press, 2000.
  43. Sices L. Use of Developmental Milestones in Pediatric Residency Training and Practice: Time to Rethink the Meaning of the Mean. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 2007, vol. 28, no. 1, pp. 47—52. doi:10.1097/DBP.0b013e31803084c6
  44. Smith L.B., Thelen E. Development as a dynamic system. Trends in Cognitive Sciences, 2003, vol. 7, no. 8, pp. 343—348. doi:10.1016/S1364-6613(03)00156-6
  45. Storch E.A., Sulkowski M.L., Nadeau J., Lewin A.B., Arnold E.B., Mutch P.J., Jones A.M., Murphy T.K. (2013). The phenomenology and clinical correlates of suicidal thoughts and behaviors in youth with autism spectrum disorders. Journal of autism and developmental disorders, 2013, vol. 43, no. 10, pp. 2450—2459. doi:10.1007/s10803-013-1795-x
  46. Thelen E. Motor Development. A new synthesis. The American Psychologist, 1995, vol. 50, no. 2, pp. 79— 95.
  47. Thelen E. Dynamic Systems Theory and the Complexity of Change. Psychoanalytic Dialogues: The International Journal of Relational Perspectives, 2005, vol. 15, no. 2, pp. 255—283. doi:10.1080/10481881509348831
  48. Thelen E., Bates E. Connectionism and dynamic systems: Are they really different? Developmental Science, 2003, vol. 6, no. 4, pp. 378—391. doi:10.1111/1467-7687.00294
  49. Toren C. An anthropology of human development: what difference does it make? In Fogel A., King B.J., Shanker S.G. (eds.). Human Development in the Twenty-First Century. New York: Cambridge University Press, 2008. Pp. 104—111.
  50. Track Your Child’s Developmental Milestones. Atlanta: Center for Disease Control and Prevention, 2009. [Web resource] URL: http://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/parents_pdfs/ trackchildsdevmilestoneseng.pdf (Accessed 23.04.2019)
  51. Wyman P.A. Developmental approach to prevent adolescent suicides: research pathways to effective upstream preventive interventions. American journal of preventive medicine, 2014, vol. 47, no. 3, pp. S251—S256. doi:10.1016/j.amepre.2014.05.039
  52. Young G. Development and Causality: Neo-Piagetian Perspectives. New York: Springer, 2011. 849 p.

Информация об авторах

Спилманн Вирджиния, PhD, MS OT, аспирант, исполнительный директор, Институт изучения нарушений обработки сенсорной информации STAR, США, e-mail: virginia.spielmann@spdstar.org

Портер Лиза, эрготерапевт, USA Sensory KIDS, США, e-mail: lisa@sensorykidsot.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2638
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1354
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2