Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Применение арт-терапевтических методов в работе по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра 475

Артемова Е.Э.
кандидат педагогических наук, Декан факультета Клиническая и специальная психология, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
e-mail: artemovaee@mgppu.ru

Белосветова Д.Е.
педагог-психолог, МБДОУ Детский сад комбинированного вида №6 «Незабудка» , Пущино, Россия
e-mail: LeeTataLoo@yandex.ru

Аннотация

Цель проведенного в 2018-2019 учебном году психолого-педагогического эксперимента – определить предпочтительные сенсорные каналы детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра для выработки рекомендаций по использованию арт-терапевтических методов и приемов при формировании коммуникативных навыков. В экспериментальную группу вошли 10 дошкольников от 4 до 7 лет с расстройствами аутистического спектра. На диагностическом этапе изучалась степень сформированности коммуникативных навыков, определялись предпочитаемые сенсорные модальности. У всех детей выявлен низкий уровень развития коммуникативных навыков: у 2 отсутствовала речь, 4 использовали речь только в аффективно значимых ситуациях, остальные использовали для коммуникации отдельные слова и простые фразы. По результатам констатирующего эксперимента было определено, что для 4 детей предпочтительным сенсорным каналом является тактильный, для 3 – визуальный, для 3 – аудиальный. Даны рекомендации по использованию арт-терапевтических методов и приемов: для дошкольников с преобладающим тактильным способом восприятия – занятия с песком, для детей с аудиальными предпочтениями – музыкальная и танцевальная терапии, для детей с преобладающим визуальным способом восприятия – изотерапия.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Альманах ИКП РАО, 2014. № 20 [Электронный ресурс]. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/ispolzovanie-sjuzhetnogo-risovanija-v-korrekcionnoj (Дата обращения: 29.11.2019).
  2. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме / под. ред. Е.А. Черенёвой. Красноярск: Международный институт аутизма КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. 200 с.
  3. Козырева В.П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы: Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 184 с.
  4. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные аспекты аутизма // Аутизм и нарушения развития, 2016. Т. 14. № 3. С. 42–48. doi: 10.17759/autdd.2016140304.
  5. Постальчук О.И. Психотерапевтическая роль манипуляций с изобразительными материалами при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Москва: Когито-Центр, 2006. С. 142–159.
  6. Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2009. № 1. C. 1–12.
  7. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра: Учебно-методическое пособие. Москва: ЦПМССДиП, 2010. 87 с. ISBN 978-5-904877-01-9.
  8. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком: Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Москва: Теревинф, 2004. 134 с.
  9. Petrescu D.M. One Size Doesn’t Fit All: An Inclusive Art Therapy Approach for Communication Augmentation and Emotion Control in Children with Autism. Toronto; Ontario: OCAD University, 2013.
  10. Kasari C., Brady N., Lord C., Tager-Flusberg H. Assessing the minimally verbal school-aged child with autism spectrum disorder. Autism Research, 2013, vol. 6, no. 6, pp. 479–493. doi:10.1002/aur.1334.
  11. Martin N. Art Therapy and Autism: Overview and Recommendations. Journal of the American Art Therapy Association, 2009, vol. 26, no. 4, pp. 187–190. doi:10.1080/07421656.2009.10129616.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика