Аутизм и нарушения развития
2019. Том 17. № 4. С. 51–56
doi:10.17759/autdd.2019170407
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Опыт организации психолого-педагогического сопровождения семей, Опыт организации психолого-педагогического сопровождения семей, «Надежда» города Волжский
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эффективное взаимодействие, социализация, расстройства аутистического спектра, качество жизни, психолого-педагогическое сопровождение семьи
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2019170407
Для цитаты: Волощук О.В., Карпова С.А., Казачкова Е.В. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения семей, Опыт организации психолого-педагогического сопровождения семей, «Надежда» города Волжский // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 4. С. 51–56. DOI: 10.17759/autdd.2019170407
Полный текст
Любое взаимодействие с ребенком с расстройством аутистического спектра достаточно сложный процесс, так как дети не просто имеют поведенческие проблемы, но и особенно чувствительны к новым людям, новой обстановке, требуют соблюдения привычных деталей во всех процедурах, негативно реагируют на любые попытки взаимодействия или всячески их игнорируют. Эффективное взаимодействие с ребенком с РАС складывается из соблюдения ряда условий, среди которых одно из самых важных - сопровождение семьи и обучение родителей новым компетенциям для воспитания и обучения детей.
Сопровождение семьи ребенка с РАС в каждом учреждении имеет свои аспекты. Специалисты ресурсного центра ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» рассматривают этот процесс как развитие взаимодействия между семьей и всеми специалистами центра, начальным этапом которого является решение о выборе цели и средств, которые приведут к прогрессу в развитии ребенка. Необходимо создать определённые условия для успешного продвижения аутичного ребёнка вперёд, опираясь на его сильные стороны и качества, научить родителей замечать их, правильно оценивать потенциал ребёнка. Только в тесном контакте «ребенок – семья – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем ребенка.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьей - помочь родителям принять своего ребенка; научить приемам эффективного взаимодействия с ним для решения проблем развития, воспитания и обучения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения семей
• предоставление родителям информации об особенностях развития их ребёнка с РАС, определение и разработка общей стратегии актуального вмешательства;
• обучение родителей специфическим способам и приёмам установления эмоционального контакта и взаимодействия с ребёнком, вовлечение родителей в повседневный коррекционно-развивающий процесс;
• повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения в домашних условиях;
• оказание психологической помощи, содействие построению позитивных семейных взаимоотношений.
Формы работы с семьей
1. Информационно-аналитическая работа:
• индивидуальное и групповое консультирование специалистами различного профиля;
• сбор и анализ информации о психофизическом развитии ребенка (экспертная оценка родителей);
• информирование об электронных ресурсах по социальным и правовым вопросам;
• информирование через стенды и печатную продукцию.
2. Просветительская работа:
• обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
• формирование у родителей компетентностных знаний и навыков взаимодействия с ребенком с РАС;
• организация родительских групп для обмена опытом по воспитанию ребенка с РАС и для проведения тренингов.
3. Досуговая деятельность:
• организация совместных праздников и развлечений;
• организация творческих студий и мастер-классов.
Обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком с РАС в условиях ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» проходит индивидуально с членами одной семьи. Обучение проводят два специалиста – психолог и психиатр или психолог и дефектолог в зависимости от тяжести состояния ребенка. Выбор специалистов обуславливается в том числе наличием или отсутствием медикаментозной терапии, трудностями адаптационного периода ребенка в учреждении.
Родителей обучают навыкам использования альтернативной системы коммуникации при помощи обмена карточками, составлению визуального расписания, навыкам работы с ребенком с использованием мотивационных стимулов и, в дальнейшем, жетонов. Совместно с семьей специалисты разрабатывают коррекционную программу, которой ребенок будет следовать в учреждении и дома. Родители получают рекомендации по организации для ребенка зонированного пространства, режима труда и отдыха. В период обучения родители учатся правильно реагировать на поведение ребенка, и в результате, начинают принимать ребенка, видеть его успехи, понимать причины проблемного поведения, искать способы его устранения.
Успешность сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, во многом зависит от настроя родителей, от стратегии поведения, которой следует семья на своем жизненном пути. Путем длительного наблюдения и тесного контакта с семьями воспитанников специалисты центра выявили закономерности некоторых стратегий поведения, которым часто следуют семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра.
В зависимости от стратегии, которой следует семья, и уровня родительской компетенции, выбирается и стратегия сопровождения семьи, ее основные направления и затрачиваемые ресурсы.
Процесс психолого-педагогического сопровождения
Диагностический этап
Организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка с РАС начинается с консультативных встреч с родителями, на которых проводится диагностический мониторинг развития ребёнка и конкретизируются первостепенные и жизненно важные цели и задачи коррекционного вмешательства.
Родителям предлагаются анкеты для выявления психофизиологических особенностей детей, их стереотипов, ритуалов, а также мотивационных факторов. Специалисты выясняют способы взаимодействия самих родителей с ребенком, выбирают наиболее подходящие для начала работы с ребенком в учреждении.
Информирование родителей
На первых консультативных встречах специалисты информируют о методах и технологиях коррекционной работы с детьми с РАС в ресурсном центре ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда», и если родители согласны поддерживать данные подходы к коррекционной работе с семьей, то следующим этапом является обучение родителей новым способам взаимодействия с ребёнком. В рамках информационного направления деятельности родителям предоставляется информация о системе и направлениях работы в ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда». Родителей также знакомят с технологиями работы каждого специалиста центра, с реабилитационным оборудованием, применяемым в работе с детьми, с учреждениями социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и спорта, некоммерческими общественными организациями, где родители могут также получить помощь и поддержку.
Обучение родителей новым способам взаимодействия с ребёнком
Система работы по формированию у родителей новых компетенций предполагает:
1. Расширение зоны социальных контактов родителей детей с РАС: это, в том числе, и налаживание общения с родителями, находящимися в сходной жизненной ситуации. В ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» дети находятся в режиме дневного пребывания, и часто впервые именно в группе родители знакомятся друг с другом, делятся своими проблемами. Также для родителей работает клуб общения «Школа эффективного родительства», целью которого является не только обучение способам взаимодействия с ребенком, но и сплочение родителей, расширение их зоны общения;
2. Работу по формированию у родителей способностей к адекватному восприятию потребностей ребёнка, его возможностей и ресурсов. Родители, столкнувшись с проблемой в развитии ребенка, пытаются ее решить как можно быстрее. От реабилитационного учреждения, от специалистов ждут быстрого и значительного результата, а, когда результат «задерживается», родители склонны искать другие пути для его немедленного достижения. Поэтому одна из основных задач специалистов – подробно познакомить родителей с ограничениями ребенка, с особенностями развития психических процессов ребенка с РАС, нацелить на терпеливый, кропотливый труд, научить видеть маленькие победы своего малыша и радоваться им.
3. Обучение родителей по направлениям:
• структурированная среда для ребёнка с РАС, использование визуального расписания;
• формирование у детей навыков самообслуживания;
• методы коррекции нежелательного поведения;
• система альтернативной коммуникации;
• моделирование жизненных ситуаций для автоматизации и генерализации сформированных социальных навыков.
Консультативная поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей
Особое направление работы – родительский клуб «Школа эффективного родительства», где семьи могут поделиться своим опытом воспитания детей, методами и технологиями, которые помогли в их развитии. Заседания родительского клуба «Школа эффективного родительства» проходят один-два раза в месяц. На заседания приглашаются родители детей одной возрастной группы, например раннего, дошкольного, младшего школьного возраста. Клуб имеет несколько направлений работы: информационное, консультативное и практическое.
Консультативные встречи направлены на расширение знаний родителей о проблемах ребенка, о способах установления и поддержания эмоционального контакта, о продолжении коррекционной работы в домашних условиях.
Практическое направление работы – это проведение творческих мастерских по организации совместного семейного отдыха, прогулок, творческих занятий с ребенком. Мастер-классы с педагогами дополнительного образования проходят в двух режимах – в группе для родителей или в детско-родительских группах.
При планировании и реализации маршрута сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с РАС, необходимо учитывать психологические особенности родителей/близких взрослых и трудности, с которыми сталкивается семья. Среди них можно выделить:
• профессиональную неудовлетворенность одного или двух родителей;
• снижение круга общения, потерю друзей;
• отсутствие поддержки со стороны родственников;
• хроническую усталость, депрессию, отсутствие полноценного отдыха, потерю интереса к жизни;
• стремление жертвовать собственными интересами во имя интересов ребенка;
• зависимость всех членов семьи от настроения и поведения их особенного ребенка;
• конфликтность в семьях;
• боязнь общественного осуждения;
• страх будущего.
Проблемой коррекционной помощи детям с РАС и воспитывающим их семьям специалисты реабилитационного центра «Надежда» занимаются с 2009 года. В 2009 году реабилитационный курс прошли 8 детей с РАС. В 2018 получателями социальных услуг стали 101 ребенок с РАС, 4 ребенка группы риска по РАС. 19 семей получили услугу командного консультирования и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком, индивидуальные обучающие занятия проведены для 24 семей, поступивших в центр впервые, родительский клуб «Школа эффективного родительства» провел 14 заседаний. Услуги психолого-педагогической помощи за 9 месяцев 2019 года получили: 76 детей с расстройствами аутистического спектра, 16 детей группы риска по РАС. Проведены 64 командных консультации для родителей с привлечением от 2 до 4 специалистов (психиатра, невролога, психолога, дефектолога, социального педагога, логопеда). Проведено обучение технологиям эффективного обращения с ребенком с РАС для 29 семей. Проведено 12 заседаний родительского клуба «Школа эффективного родительства».
Данный опыт психолого-педагогического сопровождения семей, содержащий в основе взаимодействие специалистов и родителей, помогает выстроить между ними партнерские отношения, опирающиеся одновременно на профессионализм специалистов и на опыт родителей, что позволяет выбрать оптимальные подходы и направления работы для развития и социализации ребенка с РАС и, как следствие, улучшения качества жизни всей семьи.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1185
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 261
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0